Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

Содержание


Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий

.1 Понятие и классификация воспитательных технологий

.2 Основные воспитательные технологии

Глава 2. Использование современных воспитательных технологий в средней школе

.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

.2 Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

Заключение

Список литературы

Введение

В последние десятилетия в России произошли глобальные изменения в области политики и экономики, науки и техники. Не могли они не коснуться и системы образования. Произошедшие реформы были направлены на усовершенствование и модернизацию образовательного процесса, ликвидацию отставания в структуре управления системой образования, в частности, с точки зрения использования образовательных инновационных технологий.

Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований:

это новые стандарты, в основе которых - ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы;

это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности;

это новые ценности образования - умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.

Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.

В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс.

Актуальность данной работы определяется важностью грамотного применения современных воспитательных технологий в средней школе.

Цель данной работы - изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Объектом данного исследования являются ученики 10 «А» и 10 «Б» классов МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Предмет данного исследования - влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

проанализировать теоретические аспекты, сущность и содержание проблемы понятия воспитательных технологий, их классификацию и основные направления их развития;

рассмотреть проблему использования современных воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска;

проанализировать успеваемость учеников 10 «Б» класса по предмету «Обществознание» период с 01.09.2013 по 01.10.2013;

проанализировать мотивацию к обучению по предмету «Обществознание» у учеников 10 «Б» класса по состоянию на 09.09.2013;

провести в выбранном классе 10 уроков и 1 внеклассное занятие по предмету «Обществознание» с применением современных воспитательных технологий;

повторно проанализировать успеваемость учеников 10 «Б» класса по предмету «Обществознание» с 15 октября по 15 ноября 2013 года;

повторно проанализировать мотивацию к обучению по предмету «Обществознание» у учеников 10 «Б» класса по состоянию на 15.1.2013;

сопоставить и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемы воспитательных технологий в литературе; наблюдение; беседа с педагогическим составом МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска; анкетирование учеников.

В исследовании использовались труды таких авторов, как: Волкова М.В., Гузеев В.В., Ковалько В.И., Кукушин В.С., Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л., Остапенко А.А., Подласый М.П., Радугин А.А., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и других.

Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий


1.1 Понятие и классификация воспитательных технологий


В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подготовленным к трансформации собственного жизненного опыта, оказывается не в состоянии проявлять социальную активность, принимать ответственное решение, стремиться к духовному самосовершенствованию. Это приводит к развитию у школьников психологических комплексов, неврозов, а в подростковом возрасте может проявляться в виде протеста, агрессии, асоциальных поступков.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка [2].

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию и воспитанию, культуре - это явление, новое для социальной действительности в нашей стране. Выделяют два значения понятия педагогическая технология:

) использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникации, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды;

) педагогическая технология - это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. К такому определению близко понимание педагогической технологии как искусства преподавания и воспитания [4].

Педагогическая технология подразумевает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Современная образовательная технология должна представлять собой систему, включающую представления об исходных данных и планируемых результатах обучения и воспитания, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения в определенных условиях [2].

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике [3].

Процесс в общеязыковом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основания для понимания воспитательного процесса как организованного взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматриваются как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.

Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:

1. целостность;

2.      системность;

.        цикличность;

.        технологичность [7].

Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом обеспечивается целостность всего педагогического процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях [7].

Воспитательный процесс и воспитательная система также составляют единство, поскольку процессы представляют собой свойство систем. Можно сказать, что воспитательные процессы - это последовательная смена состояний воспитательной системы.

Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания и т.д.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.

Выделяют несколько групп педагогических технологий, обычно объединяя их на основе некоторых обобщенных признаков:

. По методологическому подходу выделяют следующие принципы построения педагогических технологий:

системный;

личностно-ориентированный;

групповой;

ценностный;

гуманистический;

дифференцированный;

комплексный;

коммуникативный;

интегральный [8].

. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида:

информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков);

операционные (формирование способов умственных действий);

эмоционально-художественные (формирование сферы эстетических отношений);

эмоционально-нравственные (формирование сферы нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

. По основному виду социально-педагогической деятельности:

обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии;

технологии педагогической поддержки;

технологии, направленные на создание условий эффективной социализации (самостоятельное освоения учащимся общественных норм и ценностей) [18].

Совокупность средств и приёмов выполняют воспитательную роль лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

Классификация методов воспитания:

а) традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример;

б) инновационно-деятельностные (обусловленные внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование; проектирование; алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

в) неформально-личностные - воспитательное воздействие осуществляется через личностно-значимых людей, авторитетных из числа родственников, друзей, близких;

г) тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.;

д) рефлексивные - они основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности [5].

Система методов воспитания призвана выполнять ряд функций:

передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом);

организация поведения воспитуемых в соответствии с установленными нормами и правилами;

стимулирование личностного роста человека;

профилактика и конструктивное решение конфликтов.

Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий:

догматические;

репродуктивные;

объяснительно-иллюстративные;

принуждения;

свободного выбора;

программированного образования;

проблемные;

поисковые;

исследовательские;

развивающие;

саморазвития;

групповые;

коллективные;

информационные;

диалогические;

коммуникативные;

интерактивные;

игровые;

трудовые;

творческие;

арт-технологии [5].

1.2 Основные воспитательные технологии


Остановимся подробнее на основных воспитательных технологиях.

. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели [7].

. Технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма. Она известна в России с 1997 года. Критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью [6].

Критические мыслители:

- решают проблемы;

контролируют себя;

открыты для других идей;

слушают собеседника;

устанавливают множественные связи между явлениями;

терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

умеют строить логические выводы;

строят прогнозы;

применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

активно воспринимают информацию.

Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).

Стадию выхода называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Вторая стадия - осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Авторы технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации этой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле большое значение имеет качество отобранного материала. На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. А также они готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного.

Третья стадия − рефлексия - позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления, рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности [9].

. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий). Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции [11].

В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час.

. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Газман). Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации [20].

. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Главная цель: нравственно - воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова). Формирование личности - главная цель школы. Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С. Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества [16].

. Технология в современной массовой школе.

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) - это единство взаимосвязанных элементов:

а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся;

б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей;

в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);

г) среды системы, освоенной названным субъектом и

д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему [17].

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

) цели государственной образовательной политики;

) региональные социально - воспитательные цели;

) цели развития данной школы;

) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения [11].

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

В каждой школе составляются авторские программы. Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускников.

. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову). Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива [12].

. Информационно-коммуникационные технологии. Это компьютерные и Интернет-технологии в воспитательном процессе. Достоинства их применения:

. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

. Повышают качество педагогического труда.

. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Многие инновационные воспитательные технологии проходят апробацию в современных авторских школах:

. В авторской технологии «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) сам диалог предстает не только как средство обучения и воспитания, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее цель и содержание. В основу этой технологии положены идеи М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. Выготского и положения «философской логики культуры» В. Библера [9].

. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров). Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой, начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К. Ушинский, Ф. Достоевский, Н. Пирогов, Л. Толстой, Д. Менделеев, В. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И. Ильин, К. Тимирязев, Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Лихачев, А. Сахаров, А. Солженицын. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам как русский язык, русская литература, отечественная история, русское искусство. Задачей этого направления является построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России [17].

3. Дистанционное обучение в России. Главным компонентом содержания дистанционного образования <#"787667.files/image001.gif">

Далее для сопоставления полученных результатов был вычислен процент прироста среднего показателя.

Результаты вычислений среднего арифметического показателя первоначальных значений успеваемости по предмету «Обществознание» испытуемых и значений этой же величины спустя 3 недели, а также процент прироста среднего показателя представлены в таблице 3.

Таблица 3

Класс

Средний балл на 01.10.2013

Средний балл на 15.11.2013

Процент прироста показателя

10 «Б»

4,15

4,72

13,7%


Результаты исследования представлены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1

В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%.

Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания». Первичное анкетирование происходило 09.09.2013, до проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. Повторное анкетирование проводилось 15.11.2013, после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. В обоих случаях анкеты были идентичны.

Вопросы анкеты ««Мое отношение к уроку обществознания»:

1. Одобряете ли вы методику преподавания уроков обществознания?

А. Одобряю полностью

Б. Одобряю частично.

В. Скорее одобряю, чем нет.

Г. Скорее не одобряю, чем одобряю.

Д. Не одобряю.

. Интересен ли вам урок Обществознания?

А. Да.

Б. Не очень.

В. Нет.

. Оцените вашу работоспособность на уроках Обществознания?

А. Активно, всегда участвую в беседах.

Б. Активно, не всегда беседую.

В, Не всегда активно.

Г. Редко проявляю активность.

Д. Пассивен.

. Оцените своё участие в работе на уроках.

А. Работаю самостоятельно.

Б. Не всегда работаю самостоятельно.

В, Редко работаю самостоятельно.

Г. Ничего не делаю самостоятельно.

. Оцените результаты своей работы.

А. Понимаю все.

Б. Не всегда понимаю.

В. Часто не понимаю.

Г. Ничего не понимаю.

. Помогают ли вам знания, полученные на уроках Обществознания, на других уроках, в жизни, других областях?

А, Часто.

Б. Редко.

В, Никогда.


Таблица 4

Вопрос

Первичное

Повторное

1

1. Одобряете ли вы методику преподавания уроков обществознания?




А. Одобряю полностью

10%

70%


Б. Одобряю частично

60%

30%


В. Скорее одобряю, чем нет

20%

0%


Г. Скорее не одобряю, чем одобряю

10%

0%


Д. Не одобряю

0%

0%

2

Интересен ли вам урок Обществознания?




А. Да

40%

80%


Б. Не очень

50%

20%


В. Нет

10%

0%

3

Оцените вашу работоспособность на уроках Обществознания?




А. Активно, всегда участвую в беседах.

11%

50%


Б. Активно, не всегда беседую.

45%

40%


В, Не всегда активно.

20%

10%


Г. Редко проявляю активность.

13%

0%


Д. Пассивен.

8%

0%

4

Оцените своё участие в работе на уроках.




А. Работаю самостоятельно.

30%

35%


Б. Не всегда работаю самостоятельно.

40%

35%


В, Редко работаю самостоятельно.

30%

40%


Г. Ничего не делаю самостоятельно.

0%

0%

5

Оцените результаты своей работы.




А. Понимаю все.

30%

80%


Б. Не всегда понимаю.

20%


В. Часто не понимаю.

20%

0%


Г. Ничего не понимаю.

0%

0%

6

Помогают ли вам знания, полученные на уроках Обществознания, на других уроках, в жизни, других областях?




А, Часто.

30%

70%


Б. Редко.

50%

20%


В, Никогда.

20%

10%


Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком.

Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился.

Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%.

Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока.

На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание».

Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.

Заключение

воспитательный обществознание успеваемость мотивация

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Цель данной работы было изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Объектом данного исследования являлись ученики 10 «А» и 10 «Б» классов МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Предметом данного исследования было влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе,

В ходе прохождения мною педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе.

Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Мною лично на уроках обществознания и внеклассном занятии по теме «Возраст и становление личности» были применены такие современные воспитательные технологии, как использование компьютера и проектора для проведения урока-презентации; технология критического мышления на уроках.

В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%.

Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания».

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком.

Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился.

Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%.

Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока.

На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание».

Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.

Список литературы

1. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. - 228 с.

. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. - М.: Сентябрь, 2010. - 112 с.

. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. − М.: ВАКО, 2012. - 296 с.

. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2011. - 368 с.

. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 374 с.

. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 291с.

. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.

. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем. - М.: Сентябрь, 2010. - 214 с.

. Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 403 с.

. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология.- М.: Нар. обр., НИИ шк. техн., 2010. - 384 с.

. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2009. - 336 с.

. Подласый М.П. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2010. - 540 с.

. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. - М., 2009. - 284 с.

. Радугин А.А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Центр, 2012. - 272 с.

. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ шк. техн., 201. - 224 с.

. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ шк. техн. 2009. - 288 с.

. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. - М.: НИИ шк. техн., 2009. - 144 с.

. Селиванова Н.Л. Школьный класс / Н.Л. Селиванова. - М., 2010. - 244 с.

. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 118 с.

. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 361 с.

. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учеб.-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В. Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2010. - 114 с.

.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2010. - 250 с.

. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2010. - 519 с.

. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2011. - 184 с.

. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2009. - 350 с.

Похожие работы на - Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!