. Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим постановлением «министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.»
Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях решались путем создания служб охраны труда в министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.
В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.
Очень важно отметить, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.
Законодательно подтверждено, что управление деятельностью в области охраны труда, является обязанностью государства.
Таким образом, признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности определено законодательством, как основа государственной политики в области охраны труда. Этот принцип формально признавался и ранее, но как законодательная норма впервые сформулирована в Основах.
2.3 1996 - 2004 годы. Министерство труда и социального развития
августа 1996 путем слияния Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости РФ было образовано Министерство труда и социального развития. Постановлением Правительства было установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения; осуществляет функции, возложенные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" на Федеральную государственную службу занятости населения.
После вступления в силу закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Министерство труда и социального развития России подготовило с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.
Государственная политика в области охраны труда - это совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.
.4 2004 - настоящее время. Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Министерство труда и социального развития Российской Федерации было упразднено.
Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации были переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Экономические реформы, наряду с расширением прав предприятий, организаций и учреждений (в дальнейшем - предприятий), привела к созданию новых форм хозяйствования - сегодня субъектами трудовых отношений наряду с государством становятся работодатели, представляющие различные формы собственности и организации производства.
При новом подходе к управлению областью охраны труда, в условиях полной экономической самостоятельности предприятий, государство становится посредником в трудовых отношениях между работником и работодателем и регулирует с помощью законов и нормативных правовых актов интересы сторон, формирует механизмы и системы социального партнерства, социального страхования и обеспечения, гарантирующие социальную защиту работников.
3. Правовая база управления охраной труда
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда.
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.
Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Существующая система управления охраной труда сформировалась под воздействием становления рыночного механизма хозяйствования, одновременно в ней сохранились отдельные элементы управления прежней плановой экономики, такие, как предоставление прав на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда по спискам.
Правовая база управления закреплена в:
Конституции РФ;
Трудовом кодексе РФ;
указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по проведению административной реформы в 2004 г., разграничивших сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти;
федеральных законах, установивших принципы разделения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектов Федерации, а также принципы организации местного самоуправления;
Федеральном законе "Об основах охраны труда в РФ";
Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
3.1 Международное право в области охраны труда
Нормы международного права является частью правовой системы Российской Федерации.
На законодательство в области охраны труда безусловно оказали воздействие конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), охватывающие широкий круг проблем обеспечения безопасности и гигиены груда. Эти международные правовые нормы учитывают практически все вопросы охраны труда, начиная с защиты от отдельных опасных и вредных фактов производственной среды, заканчивая организацией управления охраной труда.
Созданная при Лиге Наций в 1919 г., МОТ с 1946 г. стала специализированным учреждением Организации Объединенных Наций для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Деятельность МОТ в области условий и охраны труда осуществляется по трем направлениям:
. разработка норм и стандартов;
. исследование и распространение информации;
. техническая помощь.
Основными мероприятиями по реализации этих направлений являются;
разработка конвенций и рекомендаций, а также осуществление консультаций и помощи по созданию проектов законодательных актов на национальном уровне по условиям труда;
создание типовых кодексов правил, кодексов практических действий и инструкций по охране труда и защите от профзаболеваний, гигиене труда;
подготовка руководящих указаний, методических пособий, публикаций по технической и медицинской инспекции;
предоставление стипендий, учебных пособий, организация курсов для подготовки предпринимателей и трудящихся по вопросам условий труда, проведение симпозиумов, конгрессов, совещаний и т.п.
В своей деятельности МОТ сотрудничает с широким кругом правительственных и неправительственных международных, организаций, в том числе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной организацией стандартов (ИСО). Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).
Радикальная перестройка трудовых отношений в России вследствие становления рыночной экономики, расширение сотрудничества с зарубежными странами обусловливают необходимость более широкого применения в российском законодательстве международных социально-трудовых стандартов, разработанных и принятых МОТ.
Как правопреемница СССР в МОТ Россия ратифицировала 50 конвенций, как самостоятельное государство Российская Федерация, ратифицировала пять конвенций МОТ: Конвенцию № 156 в конце 1997 г., Конвенцию № 105 в марте 1998 г., Конвенции № 81,150, 155 в апреле 1998 г.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации ратифицированные конвенции имеют силу закона и являются составной частью ее правовой системы. Согласно нормам международного права принятые и ратифицированные конвенции имеют приоритет перед национальными законодательными актами и вместе с рекомендациями МОТ служат основой для ориентации и развития национального законодательства. На эффективность этого воздействия существенное влияние оказывает широкая информированность правительственных и других органов, связанных с проблемами условий труда, а также механизм контроля МОТ за реализацией положений принятых конвенций в законодательстве и практике отдельных стран.
Изменения, вносимые в правовые акты России под воздействием международной политики по охране труда, являются важным фактором формирования обновляемой системы управления охраной труда.
Активная деятельность по ратификации конвенций МОТ способствует эффективному осуществлению в России национальной политики в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, а также предупреждению несчастных случаев и повреждений здоровья, связанных с трудом; укрепляет авторитет государственных инспекторов труда, позволяет осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на любых предприятиях всех форм собственности; повысить международный престиж России как правого государства, уважающего и соблюдающего международные социально-правовые стандарты.
4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда . В разделе Х "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Следствием возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда является то, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
5. Особенности современной системы управления охраной труда в РФ
До 2004 года, система государственного управления охраной труда в Российской Федерации представляла собой совокупность трех подсистем управления:
государственная межотраслевая подсистема - была представлена Министерством труда и социального развития РФ как органом, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственной комиссией по охране труда, утверждаемой Правительством РФ.
функциональная подсистема - была представлена большим количеством федеральных министерств и ведомств, так или иначе связанных с реализацией государственных функций по управлению охраной труда в Российской Федерации
отраслевая подсистема - была представлена различными отраслевыми федеральных органов исполнительной власти, министерствами и ведомствами, а также некоторыми крупными корпорациями (такими как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и др., которые по сути взяли на себя функции Министерств), которые играли роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию.
Данная концепция определения структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, была предложена кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. (По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской федерации».
Административная реформа 2004 г. установила, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.
Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д.
Важнейшей особенностью административной реформы 2004 г. является введение принципа, установившего, что каждый федеральный орган исполнительной власти имеет функции только в установленной сфере деятельности, но не регулирует вопросы, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Трудовой кодекс РФ является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда, поэтому у министерств, ведающих вопросами, например, промышленности или сельского хозяйства, теперь нет функции по управлению охраной труда. Данное новшество противоречит положению статьи 216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса, в которой предусмотрено участие федеральных органов исполнительной власти в управлении охраной труда.
Принятые за последние годы федеральные законы о разграничении полномочий государственных органов власти дополнили и развили положения, изложенные в Трудовом кодексе РФ в статьях 6, 7, 210 и 211.
В статье 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти, непосредственно относящиеся к охране труда.
"К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Вследствие принятия федеральных законов о разграничении полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и проведении административной реформы произошли кардинальные изменения в государственном управлении охраной труда, ликвидирована вертикаль управления от федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) до организаций (предприятий). В результате произошли:
исчезновение функций по охране труда в положениях о федеральных органах исполнительной власти (министерств, комитетов) и ликвидация в них соответствующих отделов (департаментов);
сокращение численности отделов по труду в государственных органах исполнительной власти субъектов Федерации.
О том, чем "управляет" государственный орган исполнительной власти (Минздравсоцразвития России), осуществляющий по поручению Правительства РФ государственное управление в сфере охраны труда, видно из перечисления видов полномочий Министерства: вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и принимает нормативные правовые акты.
В то время как в аналогичном Положении о Минтруде России от 23 апреля 1997 г. N 480 было указано, что оно "осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области" и ряд других организационных мероприятий. Иначе говоря, произошли существенные изменения в полномочиях министерства, что, в свою очередь, является логическим следствием того, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. Он обязан выполнить обязанности, перечисленные в статье 212 Трудового кодекса РФ, за счет средств организации.
В действующей ныне системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя. Таким образом, в управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства.
6. Государственный надзор и контроль за охраной труда в РФ
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т. д.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется:
во всех организациях на территории РФ - Федеральной службой по труду и занятости (до 2004 года данные функции осуществляла Федеральная инспекция труда),
в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с федеральной инспекцией труда) - специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и инспекторы труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Права профсоюзов и гарантии их деятельности распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.
Общие принципы организации и осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплены в главе 57 ТК РФ.
Заключение
Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуре охраны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российских руководителей это стало нормой. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
В условиях рыночной экономики никакие меры организационного характера в системе управления охраной труда не могут обеспечить необходимых результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. В России, к сожалению, в отличие от других стран не умеют оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур.
В условиях рыночной экономики управление охраной труда без применения экономических рычагов невозможно. Необходимо разработать и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства.
Список используемых источников
1.Конституция Российской Федерации // М.: Ось-89, 2008.
.Об основах охраны труда в Российской Федерации: федер. закон № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г. // Рос. газ. - 1999. - 24 июля.
.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Рос. Газ. - 2001. - 31 декабря.
.О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер.закон № 10-ФЗ от 12.01.1996 // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3.
.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года // Рос. Газ. - 2004 - 11 марта.
.Основы законодательства Российской Федерации об охране труда: приняты 22 июля 1993 г № 5487-1: в ред. Федер.закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2009].
.О мерах по улучшению условий и охраны труда: Постановление Правительства Российской Федерации № 843 от 26 августа 1995 года // БизнессПраво [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.Кульбовская, Н. К. Государственное управление охраной труда / Н. К. Кульбовская // Трудовое право - 2006. - № 6.
.Соловьев, А. П. Система управления охраной труда в Российской федерации / А.П.Соловьев // Справочник специалиста по охране труда. - М.: ЗАО МЦФЭР., 2001. - 93 с.
.Соловьев, А. П. Формирование государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации: Дис.... канд. экон. наук: 08.01.07: Москва, 1998. - 181 c.
.Куренной, А. М. Правовое регулирование охраны труда / А.М. Куренной // Практический журнал для руководителей и менеджеров. - М.: Законодательство., 2001 - № 7.
.Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность / А.А. Раздорожный // Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Экзамен., 2005. - 512 с.
.Ушаков, К. З. Безопасность жизнедеятельности / под ред. К.З.Ушаков // Учебник для вузов. - М.: Издательство Московского горного университета., 2001 г.
.Федеральной службы по труду и занятости Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. 1997-2008. - Режим доступа: #"justify">.Министерство здравоохранения и социального развития. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. 2008-2009. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru.