Проектирование базы данных торговой организации
Курсовая
работа
ПО
Реализация базы данных в СУБД ACCESS
НА
ТЕМУ: «Проектирование базы данных торговой организации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.Теоритическая
часть
.1
Базы данных и системы управления базами данных
1.2 Типы
данных
7
1.3 Безопасность
баз данных 8
.
Практическая часть
.1
Схема данных
.2
Таблицы
.3.
Формы
.4
Запросы
.5
Отчеты
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Для
принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в
управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с
помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и
обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В
современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно,
они проникают во все сферы человеческой деятельности.
В
разных областях экономики зачастую приходится работать с данными из разных
источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для
координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные
навыки.
Продукт
корпорации Microsoft - Access объединяет сведения из разных источников в одной
реляционной базе данных. Создаваемые в нем формы, запросы и отчеты позволяют
быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять
поиск нужных данных, анализировать данные, печатать отчеты, диаграммы и
почтовые наклейки.
Современные
информационные технологии - это методы и средства для сбора, хранения,
обработки и получения информации на основе современных средств вычислительной
техники.
Составными
частями любой информационной системы являются БД и приложение для обработки
данных. Появление персональных машин класса Pentium, семейства операционных
систем Windows фирмы Microsoft и различного программного обеспечения позволяют
автоматизировать ручные операции, вести любые виды работ по накоплению
информации, ее обработки и получению различных выходных форм.
В
курсовой работе ставится задача - разработать проект базы данных для накопления
необходимой информации в организации, создать (наполнить) базу данных.
Разработать приложение, позволяющее вести учет, контроль, а так же получать
различные выходные документы. База данных должна быть спроектирована с учетом
реализации запросов различного типа по получению информации. При проектировании
базы данных следует учесть возможность выдачи бумажного отчета.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение теории и создания на практике базы
данных в продукте корпорации Microsoft для управления базами данных «Microsoft
Access» на тему: «Проектирование базы данных торговой организации» занимающийся
реализацией птицы-рыбы.
Задачами
курсовой работы являются:
Эффективно
изложить информацию.
Обеспечить
доступ к информации.
Расширить
базу данных новыми данными.
Проверить
подлинность информации.
Предотвратить
возможные ошибки к доступу базы данных.
Открыть
доступ только к той информации, которая необходима для работы.
Открыть
возможность редактирования информации только проверенным людям.
Облегчить
способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.
1.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
.1
Базы данных и системы управления базами данных
База
данных - это организованная структура, предназначенная для хранения информации.
В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.
Это
утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных библиотеки.
В ней есть все необходимые сведения об авторах, книгах, читателях и т.д. Доступ
к этой базе могут иметь как работники библиотеки, так и читатели, которым
необходимо найти какое-либо издание. Но среди них вряд ли найдется такое лицо,
которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично
вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и
средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными,
которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных,
содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется
информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах
собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
С
понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это
комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой
базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации
информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых
данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и
последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.
В
мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то что
они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю
различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся
комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и
обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого
учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft
Office.
.2
Типы данных
Таблицы
баз данных, как правило, допускают работу с гораздо большим количеством разных
типов данных. Так, например, базы данных Microsoft Access работают со
следующими типами данных.
Текстовый
- тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста
ограниченного размера (до 255 символов).
Числовой
- тип данных для хранения действительных чисел.
Поле
Мемо - специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535
символов). Физически текст не хранится в поле. Он храниться в другом месте базы
данных, а в поле храниться указатель на него, но для пользователя такое
разделение заметно не всегда.
Дата/время
- тип данных для хранения календарных дат и текущего времени.
Денежный
- тип данных для хранения денежных сумм. Теоретически, для их записи можно было
бы пользоваться и полями числового типа, но для денежных сумм есть некоторые
особенности (например, связанные с правилами округления), которые делают более
удобным использование специального типа данных, а не настройку числового типа.
Счетчик
- специальный тип данных для уникальных (не повторяющихся в поле) натуральных
чисел с автоматическим наращиванием. Естественное использование - для
порядковой нумерации записей.
Логический
- тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения,
например Да или Нет).
Гиперссылка
- специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета. При щелчке
на ссылке автоматически происходит запуск броузера и воспроизведение объекта в
его окне.
Мастер
подстановок - это не специальный тип данных. Это объект, настройкой которого
можно автоматизировать ввод данных в поле так, чтобы не вводить их вручную, а
выбирать их из раскрывающегося списка.
.3
Безопасность баз данных
Базы
данных - это тоже файлы, но работа с ними отличается от работы с файлами других
типов, создаваемых прочими приложениями. Выше мы видели, что всю работу по
обслуживанию файловой структуры берет на себя операционная система. Для базы
данных предъявляются особые требования с точки зрения безопасности, поэтому в
них реализован другой подход к сохранению данных.
Базы
данных - это особые структуры. Информация, которая в них содержится, очень
часто имеет общественную ценность. Нередко с одной и той же базой работают
тысячи людей по всей стране. От информации, которая содержится в некоторых
базах, может зависеть благополучие множества людей. Поэтому целостность
содержимого базы не может и не должна зависеть ни от конкретных действий
некоего пользователя, забывшего сохранить файлы перед выключением компьютера,
ни от перебоев в электросети.
Проблема
безопасности баз данных решается тем, что в СУБД для сохранения информации
используется двойной подход. В части операций, как обычно, участвует
операционная система компьютера, но некоторые операции сохранения происходят в обход
операционной системы.
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ
Разработать
базу данных (БД) «Торговая организация», позволяющую вести:
учет
имеющегося товара;
учет
покупателей;
учет
поставки товара;
Основные
требования к БД по функциональному набору:
Требования
по учету торговли:
Покупка
товаров по видам;
Покупка
товаров по датам за определенный срок;
Требования
по учету покупателей
Данные
о поставке продуктов покупателям;
Ассортимент
птицы-рыбы;
Отчет
покупок по датам;
Отчет
покупок по видам
.1
Схема данных
Схема
данных отображает в виде дерева модель данных для страницы доступа к данным
<javascript:AppendPopup(this,'808610466_1')>. В ней хранятся источники
данных <javascript:AppendPopup(this,'256027201_2')>, поля и элементы
управления <javascript:AppendPopup(this,'575537871_3')> страницы.
Поскольку список полей не отображает содержимого конкретной страницы, для
ознакомления со структурой страницы лучше использовать структуру данных. Можно
также выбирать отображаемые в структуре данных объекты, задавать их параметры,
определять и редактировать связи между источниками данных, удалять поля и
источники данных.
Рис.1.
Составляющими
схемы данных являются три таблицы:
«Номенклатура»
«Поставка
товара»
«Покупатели»
.2
Таблицы
Таблицы
- это основные объекты любой базы данных. Во-первых, в таблицах хранятся все
данные, имеющиеся в базе, а во-вторых, таблицы хранят и структуру базы (поля,
их типы и свойства).Все 3 таблицы я создал в режиме конструктора, во всех
таблицах ключевым полем является - КодТовара.
Конструктор
таблицы «Номенклатура птицы-рыбы» показан на рис.2.
Рис.2.
Таблица
«Номенклатура птицы-рыбы» показана на рис.3 предназначена для отображения всего
имеющегося ассортимента который есть у организации.
Рис.3.
Конструктор
таблицы «Покупатели» показан на рис.3.
Рис4.
Таблица
«Покупатели» на рис.4 показывает список покупателей, которые приобретают товар
у нашей торговой организации.
Рис5.
Конструктор
таблицы «Поставка товара» показан на рис.5.
Рис.6.
Таблица
«Поставка товара» на рис.6 показывает, когда поставлен товар в организацию, его
вес, количество и цену.
Рис.7.
2.3
Формы
Если
запросы - это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы - это
средства для ввода данных. Смысл их тот же - предоставить пользователю средства
для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с
этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики,
раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода.
Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных
с заполненных бланков.
Для
реализации интерфейса созданы формы.
Главная
кнопочная форма была создана в режиме конструктора. На главной форме мною были
созданы 4 кнопки с переходами в таблицу «Поставки», в форму «Покупатели», и 2
отчета «Отчет по датам» и «Отчет по видам».
Рис.8.
Форма
«Данные о поставке материалов» была создана в режиме конструктора. В данной
форме я создал поля в которых отображается дата поставки, количество и цена
наименования товара которые заказывал магазин.
Рис.9.
Форма
«Поставщики» была создана в режиме конструктора. В данной форме я создал поля
которые показывают какие магазины приобретают продукцию у нашей организации.
Рис.10.
Форма
«Материалы» была создана в режиме конструктора. В данной форме показаны поля с
имеющимся ассортиментом, страны поставщика и его единицей измерения.
Рис.11.
.4
Запросы
Эти
объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю
в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных,
их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования
данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять
автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других
источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.
Для
реализации необходимых функции по ведению базы данных были созданы запросы:
«Покупка
покупателями продуктов по видам»
«Покупка
товаров по датам за определенный срок»
Запрос
«По видам продукции». Запрос «По видам продукции» построен с использованием
трех таблиц. Тип запроса - выборка. На его основе формируется таблица,
показанная на рис. 10.
Рис.12.
база данные учет запрос
Запрос
«Покупка товаров по датам за определенный срок»
Запрос
«Покупка товаров по датам за определенный срок» построен с использованием трех
таблиц. Тип запроса - выборка. Запрос предназначен для вывода на экран
продукции которая поступила в определенный период времени.
В
качестве условия для отбора записей определено выражение: Between [Дата начало
периода] And [Дата конец периода] - для текущей записи в форме, предназначенной
для поиска продукции. Форма для ввода данных показана на рис.
Рис.13.
Рис.14.
.5
Отчеты
Отчет
- это объект базы данных, который используется для отображения и обобщения
данных. С помощью отчетов можно распространять и архивировать мгновенные снимки
данных в печатном виде, в виде PDF- или XPS-файлов и файлов других форматов.
Отчет
«По датам» сформулирован с помощью запроса «Покупка товаров по датам за
определенный срок». Предназначен для отображения даты поставки продукции
заказчику, в каком количестве и во сколько это обошлось.
Рис.15.
Рис.16.
Отчет
«По видам продукции» сформулирован с помощью запроса «Покупка покупателями
продуктов по видам» для отображения всего ассортимента которая наша организация
продала заказчику, в каком количестве, в какой единице измерения и за какую
сумму.
Рис.17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные
информационные системы (ИС), реализующие интеграцию данных, характеризуются огромными
объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять
разнообразные требования многочисленных пользователей.
Цель
информационной системы - обработка данных об объектах реального мира. В широком
смысле база данных - это совокупность сведений о конкретных объектах реального
мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать
часть реального мира, подлежащего изучению. Создавая базу данных, пользователь
стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать
выборку с произвольным сочетанием признаков. Это возможно сделать, если данные
структурированы.
Цель
данной курсовой работы была достигнута и задачи выполнены. Рассмотрена теория и
создана на практике базы данных «Microsoft Access» на тему: «Проектирование
базы данных торговой организации» занимающийся реализацией птицы-рыбы. Данный
опыт укрепил мои навыки в разработке базы данных «Microsoft Access» и в будущем
помогут в этой сфере.
Задачами
курсовой работы были:
Эффективно
изложить информацию.
Обеспечен
доступ к информации.
База
данных расширена новый данными.
Проверена
подлинность информации.
Предотвращены
возможные ошибки к доступу базы данных.
Открыт
доступ только к той информации, которая необходима для работы.
Открыта
возможность редактирования информации только проверенным людям.
Упрощен
способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.
ЛИТЕРАТУРА
Бекаревич
Ю. Б., Пушкина Н. В., Смирнова Е. Ю. Управление базами данных. СПб.: Изд.
СПбГУ, 1999.
Гончаров
А. Access 97 в примерах.-С.-Петербург: Питер, 1998.
Горев
А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 1997.
Информатика.
Базовый курс /Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 640с.
Информатика.
Учебное пособие /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. - Иркутск: ИрГТУ, 1999. - 116с.
Информатика.
Учебное пособие /Под ред. В.Г. Кирия. - Иркутск: ИрГТУ,1998 часть 2. - 382с.
Корнелюк
В. К., Веккер 3. Е., Зиновьев Н. Б. Access 97. М.: СОЛОН, 1998.
Макарова
Н.В. Информатика.- Москва: Финансы и статистика, 1997.
Мари
Свонсон. Microsoft Access 97: наглядно и конкретно.-Москва: Microsoft Press,
Русская редакция, 1997.
Пасько
В. Access97 для пользователя.-Киев: BHV, 1997.
Скотт
Баркер. Использование Microsoft Access 97.-Киев-Москва: Диалектика, 1997.