Проект реализации программы базы данных учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    808,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект реализации программы базы данных учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей

Содержание

Введение

. Общая часть

.1 Цель разработки

.2 Средства разработки

. Специальная часть

.1 Постановка задачи

.2 Внешняя спецификация

.3 Проектирование

.4 Результаты работы программы

. Технологическая часть

.1 Отладка программы

.2 Защита нарушения целостности программы и данных

.3 Характеристика программы

.4 Защита программы

. Экономическая часть

.1 Расчет трудоемкости и разработки программного продукта

.2 Расчет затрат на разработку программного продукта

. Обеспечение эргономики рабочего места

.1 Анализ условий труда при эксплуатации проектируемого объекта

.2 Разработка инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда

.3 Требования по электрической и пожарной безопасности

.4 Мероприятия по повышению устойчивости функционирования проектируемой системы

.5 Эргономический анализ программного обеспечения

Заключение

Список используемых материалов

Приложения

Введение

За последние двадцать лет объём и оборот информации значительно возрос во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. И процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. Учёные утверждают, что каждые десять лет количество информации увеличивается вдвое. В связи с этим возникает необходимость использования автоматических средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные. В настоящее время все предприятия испытывают настоятельную потребность в расширении аналитических работ, связанных с разработкой перспектив развития, комплексной оценкой эффективности применения различных форм хозяйствования, своевременной выработкой оперативных управленческих решений. Современный период цивилизации характеризуется повышением роли информации в развитии общества, средств связи, компьютеризацией всех сторон жизни, появлением более совершенных информационных технологий, необходимых для сбора и обработки информации. С развитием такого общества возникает необходимость в создании информационных систем, которые позволяют руководителям организаций получать достоверные и оперативные сведения и в любой момент времени формировать отчеты, содержащие краткую структурированную информацию о деятельности организации.

При выборе программного продукта для конкретной организации нужно учитывать, что в мире информационных технологий хорошо работают только демонстрационные примеры на больших презентациях. Слишком много внимания уделяется процессу презентации на идеальных данных - и слишком мало - процессу обращения в системе реальных данных. Процесс идет обычно по одному из следующих сценариев. Покупается готовый программный продукт. Продукт дорог. Купить его может только крупное предприятие. Приспособить процесс к программе можно лишь отчасти. В конечном счете, все равно приходится приспосабливать программу к процессу. Если предприятие крупное, но не очень богатое, оно пытается довести продукт своими силами. Вариант, реально существующий в жизни средних предприятий. Частные задачи существуют сами по себе. Чем больше задач и чем шире они реально используются, тем хуже качество информации в целом. Для мелких предприятий наиболее вероятным является использование локальных приложений в среде типа Microsoft Office.

В данном дипломном проекте мною разработано приложение, реализующее формирование в казначейство заявки на кассовый расход бюджетополучателей и ведение их реестра.

1. Общая часть

.1 Цель разработки

Программный продукт “Казна” разрабатывается с целью автоматизации процесса учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей для организаций бюджетной сферы, зарегистрированных в казначействе.

Данный программный продукт для функционирования не должен требовать мощной вычислительной системы.

В качестве объекта был выбран Отдел №3 Управление федерального казначейства по Брянской области.

Основными задачами являются:

) Создание базы данных с хранящейся в ней условно-постоянной информацией о бюджетополучателе и казначействе, персонале, другими справочными данными, а также всей информацией полученной в результате документооборота.

2) Автоматизация процесса учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей;

3)      Возможность редактирования собранных данных;

)        Возможность формирования и автозаполнения из базы данных заявки в Microsoft Office Excel.

Редактирование полученной информации необходимо в случае нарушения ее целостности, возникшие в результате возможного сбоя в работе вычислительных систем.

1.2 Средства разработки

Средствами разработки данного программного продукта являются:

Платформа: PC;

Операционная система для БД: Windows XP;

Операционная система для рабочей станции: Windows XP;

Реляционная СУБД Microsoft Access;

Интегрированная среда разработки ПО Borland Delphi;

Архитектура информационной системы:

архитектура Клиент;

уровня обеспечения целостности и обработки данных: логика базы данных и логика интерфейсов ввода данных (реализует программный код);

единый интерфейс доступа к данным.

.2.1 Технические средства

Таблица 1.1

Используемая ЭВМ для написания программного продукта

Компонент ПЭВМ, программное обеспечение

Характеристики

П Э В М

Процессор, материнская плата

Intel(R) Pentium(R) 4 CPU 3.0GHz (2CPUs)


Оперативная память

2048 Mb


Видеоадаптер

NVIDIA GeForce GT- 630 - 1024 Mb


Жесткий диск

WDC - 80 Gb


Устройства ввода/вывода

Клавиатура, мышь / монитор, принтер


Прочие устройства

Дисковод 3,5”, CDW/DVD

П О

Операционная система

MS Windows XP - SP2


Система программирования

Borland Delphi 7.0


Для разработки была использована высокопроизводительная ЭВМ, причина выбора - наличие таковой у разработчика. Однако для создания такого программного комплекса будет достаточно персонального компьютера со следующими характеристиками:

) Процессор: MS Windows XP;

) Оперативная память: 64 Mb RAM;

) Видеоадаптер: VGA;

) Жесткий диск: 2 Gb;

) Устройства ввода/вывода: мышь, клавиатура / монитор;

) Прочие устройства: дисковод 3,5”, CD-ROM.

Такая конфигурация обусловлена требованиями, предъявленными RAD Delphi.

.2.2 Среда программирования

Разработка данного продукта осуществлялась под управлением операционной системы MS Windows XP. Данную операционную систему отличает высокий уровень совместимости, надежности и быстродействия, что в конечном итоге позволило избежать лишних затрат на разработку и отладку программы.

Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ними до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений. Для разработки базы данных данного программного продукта использовался Microsoft Access.Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые вам средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации. Что касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот, и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему.

Система управления базами данных предоставляет вам возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в Microsoft Access. В практике, как правило, необходимо решать и задачи с использованием электронных таблиц и текстовых процессоров. Например, после подсчета или анализа данных необходимо их представить в виде определенной формы или шаблоны. В итоге пользователю приходится комбинировать программные продукты для получения необходимого результата. В этом смысле все существенно упростят возможности, предоставляемые Microsoft Access.

Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.

Действительно, процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных.

Для работы с программным продуктом используется интегрированная система визуальной разработки приложений - Delphi.

Borland Delphi 7.0 - это среда быстрого создания приложений, где используется технология визуального программирования, т.е. пользователь оформляет свою будущую программу, и видит результаты своей работы еще до запуска самой программы. Delphi базируется на языке Object Pascal. Delphi генерирует exe-файлы, которые для выполнения не требуют никаких дополнительных файлов, т.е. чистые прикладные программы. Delphi снабжена оптимизирующим компилятором, который позволяет создавать быстрые приложения. Среда Delphi предоставляет большой набор различных инструментов для создания сложных приложений.

В Delphi можно реализовать все, что видно на экране во время работы Windows-приложений - различные элементы графического интерфейса (кнопки, бегунки, меню, окна и т.п.). Поддерживается работа с базами данных.

При создании данного программного продукта главными критериями выбора программных средств разработки являлись:

) скорость разработки приложений;

) доступность языка программирования;

) надежность создаваемых приложений.

Основными причинами выбора Delphi 7.0 в качестве инструмента разработки являются:

) объектно-ориентированный подход в разработке (следовательно, поддерживает инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями);

) использование визуального программирования, здесь действует так называемый принцип WYSIWYG - What You See Is What You Get - “что видите, то и получаете”;

) скоростной компилятор, позволяющий получить хорошо оптимизированный, “быстрый” машинный код;

) наличие удобного интегрированного отладчика и обработчика ошибочных ситуаций, позволяющих учесть и исправить ошибки в приложении еще на этапе его кодирования;

) огромное количество уже написанных для этой среды модулей и различных надстроек, позволяющих значительно ускорить разработку, например: EhLib и CoolTrayIcon;

) реализована на высоком уровне концепция работы с базами данных, что позволит интегрировать данную разработку в единую автоматизированную информационную систему колледжа.

Для доступа к данным использовался разработанный компанией Microsoft механизм доступа к данным - технология ADO (ActiveX Data Objects), построенная на использовании интерфейсов OLE DB. Набор интерфейсов OLE DB присутствует во всех операционных системах компании Microsoft, что делает доступ к данным довольно простым. Приложение, работающее по технологии ADO, может использовать данные, представляющие собой либо таблицы Microsoft Access, либо серверные БД Microsoft SQL Server, Oracle, либо XML-файлы и т.п.

2. Специальная часть

.1 Постановка задачи

Разработать информационную систему «Учет заявок на кассовый расход бюджетополучателей» для Отдела №3 Управление федерального казначейства по Брянской области.

В качестве входных/выходных данных выступает база данных имеющая следующую структуру.

Рисунок 1- Структура используемой базы данных

.2 Внешняя спецификация

.2.1 Описание задачи

Функциональную модель процесса можно представить в виде BPwin-схем.

Рисунок 2 - Функциональная модель процесса

Рисунок 3 - Декомпозиция модели процесса «Рассмотрение заявки»


Рисунок 4 - Декомпозиция модели процесса «Формирование платежного поручения»

В программном продукте должен присутствовать понятный интерфейс - это упростит процесс общения программы с пользователем. Хранить и использовать свои данные необходимо в спроектированной для этого базе данных. Разрабатываемый комплекс программ “Казна” должен выполнять приведенные ниже функции.

Мониторинг

Диалоговое окно «Заявка на кассовый расход бюджетополучателя» и «Расшифровка заявки» могут вызываться несколько раз во время работы программы, в зависимости от поступления заявок на кассовый расход.

Занесенные данные автоматически сохраняются в базе данных для дальнейшего хранения.

Администрирование

В данном программном продукте следует реализовать редактирование полученной информации - необходимо в случае нарушения целостности данных. Это поможет восстановить данные после возможного сбоя в работе вычислительных систем.

Получение отчетов

Одной из главных функций является формирование отчетов. Необходимо реализовать форму заполнения заявки в соответствии с приказом Минфина России от 10.10.2008 №8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов". Следует учесть, что отчет должен быть предоставлен с возможностью его печати и редактирования.

.2.2 Входные и выходные данные

Рассмотрим каждую таблицу используемой базы данных. Эти таблицы БД являются как входными, так и выходными данными. Это зависит от этапа обращения к ним (чтение или обновление).

Таблица 2.1

Описание свойств полей таблицы «Заявка»

Имя поля

Тип данных

Размер

Заявка - таблица, содержащая данные о заявках на кассовый расход бюджетополучателей.

№ заявки

Числовой

Целое

Наименование клиента

Текстовый

25

По КОФК

Числовой

Целое

Придельная дата исполнения

Дата/время


Учетный номер

Числовой

Целое

Приоритет

Числовой

Целое

Периодичность

Числовой

Целое

Сумма в валюте выплаты

Числовой

Целое

Код валюты

Числовой

Целое

Признак авансового платежа

Числовой

Целое

Назначение платежа

Числовой

Целое

Очередность платежа

Числовой

Целое

Вид оплаты

Текстовый

25

Наименование банка

Текстовый

25

Бик банка

Числовой

Целое

Счет

Числовой

Целое

Статус налогоплательщика

Текстовый

25

Код БК

Числовой

Целое

Код по ОКТОМО

Числовой

Целое

Основание платежа

Текстовый

25

Налоговый период

Числовой

Целое

Тип платежа

Текстовый

25

Руководитель

Текстовый

25

Главный бухгалтер

Текстовый

25

Номер страницы

Числовой

Целое

Всего страниц

Числовой

Целое

Главный распорядитель

Текстовый

25

Финансовый орган

Текстовый

25

Федеральное казначейство

Текстовый

25

Дата

Дата/время

Целое

Номер лицевого счета

Числовой

Целое

ФИО руководителя

Текстовый

25

ФИО бухгалтера

Текстовый

25

Вид

Текстовый

25

Номер

Числовой

Целое

Предмет

Текстовый

25

ИНН

Числовой

Целое

КПП

Числовой

Целое

Таблица 2.2

Описание свойств полей таблицы «Расшифровка заявки»

Имя поля

Тип данных

Размер

Расшифровка заявки - таблица, содержащая данные расшифровок заявок на кассовый расход бюджетополучателей.

№ п/п

Числовой

Целое

Наименование

Текстовый

25

Код БК плательщика

Числовой

Целое

Код БК получателя

Числовой

Целое

Код цели

Числовой

Целое

Сумма в валюте

Числовой

Целое

Сумма в рублях

Числовой

Целое

Назначение

Текстовый

25

Примечание

Текстовый

25

ФИО руководителя

Текстовый

25

ФИО бухгалтера

Текстовый

25

Должность руководителя

Текстовый

25

Должность бухгалтера

Текстовый

25

Номер страницы

Числовой

Целое

Всего страниц

Числовой

Целое

Номер заявки

Числовой

Целое

Должность ответственного

Текстовый

25

ФИО ответственного

Текстовый

25

Телефон

Числовой

Целое


.2.3 Метод

При разработке данного программного продукта использовались методы: визуального программирования и объектно-ориентированного программирования.

Визуальное программирование представляет собой процесс создания Windows-приложений, при котором возможно одновременно конструировать, изменять, отлаживать приложение, используя интегрированную среду разработки IDE (Integrated Development Environment). По сути, визуальное программирование - это единство двух взаимосвязанных процессов: наглядного конструирования типового Windows-окна приложения и написания кода.

В результате, визуальное программирование позволяет многократно сократить время разработки и отладки программ и повысить их надежность.

Объектно-ориентированное программирование - это способ организации кода в программе путем его группировки в виде объектов, то есть отдельных элементов, которые включают информацию (значения данных) и функции. Объектно-ориентированный подход к организации программы позволяет группировать определенные фрагменты информации вместе с часто используемыми функциями или действиями, связанными с этой информацией. Эти элементы объединяются в один элемент, так называемый объект. Одним из наиболее важных понятий объектно-ориентированного подхода является класс. Класс представляет собой дальнейшее развитие концепции типа и объединяет в себе задание не только структуры и размеры переменных, но и выполняемых над ними операций. Объекты в программе всегда являются экземплярами того или иного класса.

Основными характеристическими свойствами этих понятий являются:

Инкапсуляция - комбинирование записей с процедурами и функциями, манипулирующими полями этих записей, формирует новый тип данных - объект (под записью понимается переменная типа "запись").

Существует пять уровней (разделов) инкапсуляции:

Раздел public. Члены класса, находящиеся в данном разделе, доступны из любой точки программы. По умолчанию активным является этот раздел.

Раздел private. Члены класса доступны только в том модуле, где данный класс описан.

Раздел protected. Аналогично private, за исключением того, что члены класс данного раздела доступны также внутри методов классов, являющихся наследниками данного класса и описанных в других модулях.

Раздел published. В этом разделе располагаются свойства класса: поля, доступные для редактирования и изменения во время проектирования и из Инспектора объектов.

Раздел automated. Правила видимости членов раздела automated совпадает с правилами видимости для раздела public. Описания разрешается размещать в этом разделе, только если класс является наследником стандартного класса TAutoObject, предназначенного для создания так называемых серверов автоматизации при использовании технологии COM.

Наследование - определение объекта и его дальнейшее использование для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта, относящегося к иерархии, доступа к коду и данным всех порождающих объектов.

Полиморфизм - присваивание действию одного имени, которое затем совместно используется вниз и вверх по иерархии объектов, причем каждый объект иерархии выполняет это действие способом, именно ему подходящим.

.2.4 Тесты

Под тестированием понимается процесс исполнения программы с целью обнаружения ошибок. Регрессионное тестирование - это тестирование, проводимое после усовершенствования функций программы или внесения в нее изменений.

Тестирование можно разделить на несколько видов, основные из которых:

Модульное тестирование (Автономное или Unit-тестирование). На данном уровне тестируются по отдельности небольшие элементы системы, максимально отделенные от других элементов и, в то же время, пригодные для тестирования.

Комплексное тестирование (Сборочное тестирование, integration testing или interface testing). На данном уровне тестируются объединенные элементы (компоненты или подсистемы) общей системы, чаще всего некоторая взаимодействующая между собой группа элементов. Комплексное тестирование направлено не на проверку функционирования каждого из компонентов, а на проверку взаимодействия компонентов в соответствии с архитектурой системы.

Системное тестирование (system testing).После того, как система собрана из составляющих компонентов, она должна быть протестирована на соответствие системным спецификациям - реализованы ли все функциональные и нефункциональные требования к разрабатываемой системе. На данном уровне тестируется приложение или система (одно или более приложений) целиком.

Существует несколько методов тестирования:

1) Тестирование программ методом "чёрного ящика" (Black box testing)

2)      Тестирование софта методом "белого ящика" (White box)

При тестировании чёрного ящика (англ. black-box testing), тестировщик имеет доступ к ПО только через те же интерфейсы, что и заказчик или пользователь, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру либо другому процессу подключиться к системе для тестирования. Например, тестирующий модуль может виртуально нажимать клавиши или кнопки мыши в тестируемой программе с помощью механизма взаимодействия процессов, с уверенностью в том, все ли идет правильно, что эти события вызывают тот же отклик, что и реальные нажатия клавиш и кнопок мыши. Как правило, тестирование чёрного ящика ведётся с использованием спецификаций или иных документов, описывающих требования к системе.

При тестировании белого ящика (англ. white-box testing, также говорят - прозрачного ящика), разработчик теста имеет доступ к исходному коду и может писать код, который связан с библиотеками тестируемого ПО. Это типично для юнит-тестирования (англ. unit testing), при котором тестируются только отдельные части системы. Оно обеспечивает то, что компоненты конструкции - работоспособны и устойчивы, до определенной степени.

Программа считается надежной, если выполняет заданные функции, сохраняя во времени значения, установленные эксплутационными показателями в заданных пределах.

При проведении тестирования в данной дипломной работе использовался первый вид тестирования - тестирование “черного ящика”.

Таблица 2.3

Данные тестирования

Наименование

Код БК плательщика

Код БК получателя

Код цели

Сумма в рублях

Назначение

1

2

4

6

7

ООО «Стройком»

21212121

3434344344

34343434

23,500

Организационные

ООО «Стройком»

Петров П.П.

Ковалева А.Н.

Скок И.В.

Иванов В.В.

Дяченко И.В.

Функциональные тесты:

) Добавим новую запись ОАО «КАЗ»

Таблица 2.4

Добавление новой записи

Наименование

Код БК плательщика

Код БК получателя

Код цели

Сумма в рублях

Назначение

1

2

3

4

6

7

ООО «Стройком»

2121212155

3434344344

34343434

23,500

Организационные

ОАО «КАЗ»

5367755555

7664443322

34455666

34,00

Организационные

ООО «Стройком»

Петров П.П.

Ковалева А.Н.

Директор

Иванов В.В.

Дяченко И.В.

ОАО «КАЗ»

Михальчук О.В.

Сидоров А.Ю.

Директор

Скок И.В.

Пенязь А.П.


) Отредактируем запись

Таблица 2.5 - Редактирования записи

Наименование

Код БК плательщика

Код БК получателя

Код цели

Сумма в рублях

Назначение

1

2

3

4

6

7

ООО «Стройком»

21212121

3434344344

34343434

23,500

Организационные

ОАО «КАЗ»

5367755555

7664443322

34455666

34,00

Организационные

ООО «Стройком»

Петров П.П.

Ковалева А.Н.

Скок И.В.

Иванов В.В.

Дяченко И.В.

ОАО «КАЗ»

Ефимов И.И.

Сидоров А.Ю.

Директор

Скок И.В.

Пенязь А.П.


) Удалим запись

Таблица 2.6

Удаление записи

Наименование

Код БК плательщика

Код БК получателя

Код цели

Сумма в рублях

Назначение

1

2

3

4

6

7

ООО «Стройком»

21212121

3434344344

34343434

23,500

Организационные

ООО «Стройком»

Петров П.П.

Ковалева А.Н.

Скок И.В.

Иванов В.В.

Дяченко И.В.

2.2.5 Контроль целостности данных

Таблица 2.7

Контроль целостности данных

Описание аномалии

Реакция программы

Казна

При загрузке программы установлены неверные параметры для подключения к базе данных.

Выводится сообщение об ошибке: “Не удалось установить соединение с базой данных!”. Программа предлагает ввести данные для подключения.

При заполнении расшифровки заявки не заполнена сама заявка.

Выводится сообщение об ошибке: “Источник данных изменил или удалил значение ключа данной строки в хранилище данных. Теперь удалена и локальная строка”. При выводе отчета должна быть хотя бы одна запись в базе данных.

Имеются повторяющиеся индексы, ключевые поля или связи.

Выводится сообщение об ошибке: “Изменения не были успешно введены из-за повторяющихся значений в индексе, ключевых полях или связях.


Измените данные в поле или полях, содержащих повторяющиеся значения, удалите индекс или переопределите его, чтобы разрешить повторяющиеся значения, и повторите попытку”. Программа требует изменить или удалить повторяющиеся значения.

Общие

Запуск второго экземпляра приложения.

Выводится сообщение: “Приложение уже запущено!”. Программа может запускаться только в единственном экземпляре.


.3 Проектирование

.3.1 Структурная схема программы





Рисунок 5 - Структурная схема программы

На иерархической схеме наследования объектов представлены 7 форм. Все они принадлежат программе “Казна”.

2.3.2 Схема пользовательского интерфейса

Казна

Рисунок 6 - Схема пользовательского интерфейса «Казна»

2.3.3 Схема данных

Схема данных используемой базы данных приведена в пункте 2.1 Постановка задачи.

.3.4 Блок-схема

Рисунок 7 - Подключение к базе данных

Формирование печатного отчета

Рисунок 8 - Формирование печатного отчета

В программах некоторые подпрограммы имеют аналогичные алгоритмы работы, ввиду чего, по согласию с руководителем дипломной работы, однотипные фрагменты не приводятся.

2.4 Результаты работы программы

Просмотр информации

Просмотр информации осуществляется при выборе в главном меню пункта «О проекте» - «Информация» или воспользоваться комбинацией горячих клавиш «Ctrl+Х». Выход в главное меню происходит при нажатии на кнопку «Вернуться в меню».

Рисунок 9 - Просмотр информации

Рисунок 10 - Заполнение заявки на кассовый расход

Переход к заполнению заявки на кассовый расход осуществляется при выборе в главном меню пункта «Заявка» - «Заявка на кассовый расход бюджетополучателей».

При нажатии кнопки «Добавить» появляется новая пустая ячейка в базе данных, остается только ввести данные и нажать кнопку «Сохранить».

Рисунок 11 - Ввод новой записи

Чтобы произвести удаление данных нужно выбрать из базы нужную строку с данными и нажать кнопку «Удалить».

Чтобы редактировать данные достаточно выбрать соответствующую заявку в ячейке с данными, изменить значение и нажать кнопку «Сохранить».

При нажатии кнопки «Готово» происходит переход в главное меню.

Чтобы перейти к заполнению расшифровки заявки нужно выбрать в главном меню пункт «Заявки» - «Расшифровка заявки».


Рисунок 12 - Удаление записи

Рисунок 13 - Заполнение расшифровки заявки

Действия кнопок перечислены выше.

Стоит учитывать, что № заявки и № п/п должны совпадать в двух таблицах, для правильного формирования отчета в дальнейшем.

При выборе пункта «Отчет» - «Вывод отчета» появляется окошко, в котором содержатся все заявки, которые занесены в базу данных.

Рисунок 14 - Вывод отчета

Если данные в процессе заполнения заявки/расшифровки были изменены, то нужно нажать кнопку «Обновить».

При нажатии кнопки «Вывод в Excel» происходит вывод отчета в программу Excel с уже заполненными данными из базы.

Форма печатной заявки является унифицированной, в соответствии с приказом по Федеральному казначейству за №8н от 10.10.2008 г. и имеет вид:

Рисунок 15 - Вывод заявки в Excel (стр.1)

Рисунок 16 - Вывод заявки в Excel (стр.2)

Рисунок 17 - Вывод заявки в Excel (стр.3)

Чтобы выйди из программы нужно выбрать в главном меню пункт «О проекте» - «Выход» или воспользоваться комбинацией горячих клавиш «Ctrl+Z».

При выходе программа потребует подтверждения, при нажатии кнопки «Да» происходит выход из программы, при нажатии кнопки «Нет» - возврат в главное меню.

Рисунок 18 - Выход в главное меню

Рисунок 19 - Завершение работы


3. Технологическая часть

Кроме описанных в пункте “1.2. Средства разработки” инструментальных средств, также использовались следующие:

1) ErWin - использовался для проектирования структуры базы данных;

2) BpWin - использовался для моделирования бизнес-процессов.- мощное и простое в использовании средство конструирования баз данных завоевавшее широкое признание и популярность. Оно обеспечивает высочайшую продуктивность труда при разработке и сопровождении приложений с использованием баз данных. На протяжении всего процесса - от логического моделирования требований к информации и бизнес-правил, которые определяют базу данных, до оптимизации физической модели в соответствии с заданными характеристиками - ERwin позволяет наглядно отобразить структуру и основные элементы вашей БД. ERwin - это не просто мощное средство проектирования, но и инструмент разработки, способный автоматически создавать таблицы и генерировать тысячи строк текста хранимых процедур и триггеров для всех популярных СУБД. Революционная технология Complete-Compare (Завершить-Сравнить) позволяет организовать итеративную разработку, поддерживая постоянную согласованность модели и базы данных. Благодаря интеграции с популярными средами разработки программ, ERwin позволяет ускорить создание приложений для обработки данных.

BpWin - мощный программный продукт с помощью которого можно проводить моделирование, анализ, описание и последующую оптимизацию бизнес-процессов. С помощью BpWin можно создавать графические модели бизнес-процессов. Графическое изображение схемы выполнения работ, организации документооборота, обмена различными видами информации позволяет визуализировать существующую модель организации бизнеса. Это дает возможность использовать передовые инженерные технологии для решения задач управления организацией.

BpWin позволяет повысить эффективность ИТ-решений в бизнесе, проектировщики и аналитики бизнес-моделей получают возможность найти оптимальное соотношение между бизнес-требованиями, корпоративными инициативами, процессами информационной архитектуры и проектированием приложений. С помощью BPwinможно увидеть полную картину организации деятельности предприятия: от количества работы в небольших подразделениях предприятия до сложных функций организации предприятия.

С помощью BpWin можно провести оптимизацию деятельности предприятия и осуществить проверку на соответствие ее стандартам ISO 9000, создать проект организационной структуры, исключить ненужные операции, уменьшить размер издержек и увеличить эффективность. В основе программного продукта BpWin заложены общепринятые технологии моделирования, такие как idef0. Моделирование с помощью методологии idef0 рекомендовано к использованию Госстандартом Российской Федерации и является общепринятым стандартом в США. Наглядность и простота моделей Process Modeler делает значительно более простым взаимодействие между различными участниками бизнес-процессов. Популярность BpWin дает возможность согласовывать функциональные модели в электронном виде. Использование этого программного комплекса позволяет эффективно обеспечить все аспекты моделирования информационных систем.

.1 Отладка программы

При написании данного приложения допускались различные ошибки. Все ошибки можно разделить на следующие виды:

. Синтаксические ошибки вызываются нарушением синтаксиса языка, они выявляются и устраняются при компиляции программы. Их обнаруживает компилятор, выдавая сообщение и указывая в тексте программы место, где возникла ошибка. Например,

Sheet.Range['AX20']:=

Form6.ADOQuery1.FieldByName('Финансовый_орган).AsString;

Допущена ошибка - в записи операции отсутствует апостроф ('). При ее обнаружении в ходе компиляции будет выдано соответствующее сообщение.

. Логические ошибки являются следствием реализации неправильного алгоритма и проявляются при выполнении программы. Их наличие обычно не приводит к выдаче пользователю каких-либо сообщений или прекращению работы всего приложения, однако программа будет работать некорректно и выдавать неправильные результаты. Например,

if not DBGrid2.DataSource.DataSet.Eof.DataSource.DataSet.Delete;

В данном куске кода допущена ошибка - не верно задано логическое условие, в результате чего не будет выполняться удаление данных из базы. Необходимо данную ошибку исправить, добавив знак логической операции then.

. Динамические ошибки возникают, если в программе есть не заполненные поля данных.

Здесь во время выполнения программы возможно появление ошибки, связанной с базой данных.

Как правило, логические и динамические ошибки находятся и исправляются после проведения тестов с использованием контрольных примеров.

Для поиска конкретной ошибки использовались возможности компилятора Delphi, обладающего следующими встроенными командами:

1) команда Step Over (Шаг с обходом) предписывает выполнение одной строки кода программы с обходом процедур (процедура выполняется как единый модуль);

2)      команда Trace Into (Трассирование до) предписывает выполнение одной строки кода программы с заходом в процедуры и их последующим построчным выполнением;

)        команда Run To Cursor (Выполнение до курсора) задает выполнение загруженной программы до места размещения курсора.

Также использовались возможности Delphi для контролирования выражений:

) Окно Watch позволяет ввести необходимое выражение и проконтролировать его значения после запуска программы.

2) Окно Modify позволяет не только просматривать значение выражения, переменной, но и изменять его. Данная опция применялась в том случае, когда во время выполнения программы по шагам была обнаружена ошибка, однако необходимо было дальнейшее выполнение программы без прерывания.

Весь процесс отладки можно разделить на ряд последовательных этапов:

a. Определение действий (ситуаций), после которых возникает ошибка.

b.      Используя контрольные точки и пошаговое выполнение программы, определение точного места возникновения ошибки в исходном тексте программы..       Определение причины ошибки..       Исправление ошибки.

.2 Защита нарушения целостности программы и данных

Защита от ошибок применялась в разных частях программы.

Защита от ошибок выражалась в контроле “опасного” фрагмента программы, если же возникает вероятность появления какой-либо ошибки, то программа выходит из “опасной” процедуры или пропускает “опасный” фрагмент кода, предварительно сообщив пользователю об ошибке в виде информационного окна. Например, если при заполнении расшифровки не заполнена сама заявка, то при обновлении данных выводится сообщение об ошибке: “Не удается найти строку для обновления. Некоторые значения могли быть изменены со времени последнего чтения”. Программа требует заполнения полей заявки.

Рисунок 20 - Ошибка в проекте

Так же, если заносимые в базу данные имеют повторяющиеся значения индекса, ключевых полей или связей, то выводится сообщение об ошибке следующего вида:

Рисунок 21 - Ошибка при повторении индексов, ключевых полей или связей

.3 Характеристика программы

Программа включает 19 модулей, суммарный размер исходного текста составляет 720 строк (8,19 МБ). В таблице 2.7 представлены модули, используемые при разработке программы.

Таблица 3.1

Модули, используемые при разработке программы

Наименование

Описание

Dialogs

Модуль содержит компоненты, используемые для создания различных диалоговых окон, общепринятых в приложениях Windows.

ADODB

Модуль, представляющий собой программную библиотеку, обеспечивающую прикладной интерфейс доступа к базам данных для языков программирования PHP и Python, основанная на некоторых концепциях Microsoft ActiveX Data Objects.

Grids

Модуль представления данных.

DBGrids

Модуль предназначен для отображения и редактирования связанной с БД информации.

Mask

Модуль проверяет, соответствует ли файл FileName маске, определенной в параметре Mask.

ComObj

Модуль создает единичный неинициализированный экземпляр объекта OLE Automation.


Также применялись следующие стандартные модули: Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms…

3.4 Защита программы

При разработке программного продукта использовались стандартные средства защиты информации, например, защита от повторения индексов, ключевых полей и связей. С помощью этого в базе хранится строго пронумерованный список данных в определенной последовательности.

Подключение к базе данных в программе производится с помощью компонента ADO Connection, провайдером является Microsoft Jet 4.0 OLE DB Provider.

программа реестр заявка казначейство

4. Экономическая часть

.1 Расчет трудоемкости и разработки программного продукта

Для расчета себестоимости программного продукта используются «Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ».

Типовые нормы времени предназначены для нормирования труда специалистов, занятых разработкой программного обеспечения для ЭВМ, установления численности, исполнителей, а также обоснования трудоемкости разработки проекта.

Нормы времени охватывают работы, выполняемые разработчиками на

следующих стадиях разработки проектных материалов:

техническое задание;

эскизный проект;

технический проект;

рабочий проект;

внедрение.

Нормы времени рассчитаны на комплексы задач и указаны в человеко-днях. Они рассчитаны в зависимости от факторов, наибольшим образом влияющих на трудоемкость разработки проекта:

количество разновидностей форм входной информации;

количество разновидностей форм выходной информации;

степени новизны комплекса задач;

сложности алгоритма;

вида используемой информации;

сложности контроля входной и выходной информации;

языка программирования;

вида обработки.

Под количеством разновидностей форм входной информации следует понимать формы входной информации (переменной, нормативно-справочной, банка данных), используемой для решения задачи.

Количество разновидностей форм выходной информации включает формы печатных документов и информации, переносимой на машинные носители. Если в процессе разработки программ формируются данные, которые используются другими программами этого же комплекса задач, то такие наборы данных не входят в число форм входной и выходной информации.

Типовыми нормами предусмотрены четыре степени новизны разрабатываемых комплексов задач:

А - разработка комплекса задач, предусматривающая применение принципиально новых методов разработки, проведение научно-исследовательских работ;

Б - разработка типовых проектных решений, оригинальных задач и систем, не имеющих аналогов;

В - разработка проекта с использованием типовых проектных решений при условии их изменения; разработка проектов, имеющих аналогичные решения;

Г - привязка типовых решений.

Сложность алгоритма представлена тремя группами:

1) алгоритмы оптимизации и моделирования систем и объектов;

2)      алгоритмы учета, отчетности, статистики поиска;

)        алгоритмы, реализующие стандартные методы решения, а также не предусматривающие решения сложных численных и логических методов.

Сложность организации контроля входной и выходной информации представлена следующими группами:

- входные данные и документы разнообразного формата и структуры; контроль осуществляется перекрестно, т.е. учитывается связь между показателями различных документов;

- входные данные и документы однообразной формы и содержания, осуществляется формальный контроль;

- печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания;

- печать документов однообразной формы и содержания, вывод массивов, данных на машинные носители.

Таблица 4.1

Исходные данные для расчета трудоемкости

Наименование показателя

Значение показателя

Количество разновидностей форм входной информации из них: переменной нормативно-справочной банка данных

 7 2 4 1

Количество разновидностей форм выходной информации

1

Степень новизны задачи

Разработка проектов, имеющих аналогичные решения (В)

Сложность алгоритма

Алгоритмы, реализующие стандартные методы решения (3)

Вид используемой информации

Переменная информация

Сложность контроля: входной информации выходной информации

Входные данные однообразной формы и содержания, осуществляется формальный контроль (12) Печать документов однообразной формы и содержания, вывод массивов данных на машинные носители (22)

Язык программирования

Delphi

Вид обработки

Режим реального времени (РВ)


Входная информация представляет собой первичную информацию, состоящую из описания структур документов нормативно-справочной информации, а так же форм для ввода данных.

Эти данные являются основой расчета трудоемкости разработки базы данных по типовым нормам.

Время работы ЭВМ при отладке и внедрении программы складывается из затрат времени разработчика программного обеспечения на технический и рабочий проекты и внедрение.

Таблица 4.2

Расчет трудоемкости разработки и внедрения программного продукта

Стадия разработки

Затраты времени

Поправочный коэффициент

Затраты времени с учетом поправочного коэффициента


значение, чел-дней

значение

значение, чел. - дней

1

2

3

4

Разработка технического задания

10

1,0

10,0

Разработка эскизного проекта

22

1,0

22,0

Разработка технического проекта

8

1,26

10,08

4

1,32

5,28

Внедрение

6

1,21

7,26

Всего на комплекс задач (Тдн.)

54


Таким образом, затраты времени на отладку и внедрение составляют 54 человеко-дней или 432 часа.

Следующим этапом является определение участников разработки программного продукта и распределение трудоемкости работ.

Таблица 4.3

Определение участников и затрат времени на разработку программного продукта

Категория работника

Квалификация

Затраты времени чел. час.

Руководитель диплома

преподаватель высшей квалификационной категории

2,0

Консультант по технологической части

преподаватель высшей квалификационной категории

6,0

Консультант по экономической части

преподаватель второй квалификационной категории

3,0

Консультант по охране труда и техники безопасности

преподаватель высшей квалификационной категории

1,0

Разработчик программного продукта

студент

419,5

Нормоконтроль

без категории

0,5

Итого

432,0

Для руководителя и консультантов установлены следующие нормы затрат рабочего времени, ч:

руководитель работы - 2

консультант по технологической части- 6

консультант по экономической части- 3

консультант по технике безопасности - 1

нормоконтроль - 0,5

.2 Расчет затрат на разработку программного продукта

Определение затрат на выполнение НИР производится путем составления соответствующей сметы, которая включает следующие статьи:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

В статью «Материальные затраты» включаются затраты на основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию, необходимые для выполнения задания.

Таблица 4.4

Затраты на основные и вспомогательные материалы для разработки программного продукта

Наименование материалов и услуг

Количество, ед.

Цена за ед.

Сумма, руб.

Бумага для принтера, пачка

1

150,00

150,00

Тонер, банка

1

120,00

120,00

СD-диск, шт.

1

25,00

25,00

Файлы

60

1,00

60,00

Папка

1

20,00

20,00

Итого

375,00


Так как для выполнения задания по разработке программного продукта используется персональный компьютер, затраты на электроэнергию приведены в таблице 4.5.

Таблица 4.5

Затраты на электроэнергию для разработки программного продукта

Наименование оборудования

Паспортная мощность, кВт

Коэффициент использования мощности

Время работы оборудования, ч

Цена электроэнергии, руб./кВт×ч

Сумма, руб.

ПК

0,55

0,8

432

2,27

431,48

Итого затраты на электроэнергию

431,48


Общая сумма затрат на электроэнергию (ЗЭ) рассчитывается по формуле:

, (4.1)

где Мi - паспортная мощность i-го электрооборудования, кВт;

Кi - коэффициент использования мощности i-го электрооборудования (Кi=0.7¸0.9);

Тi - время работы i-го оборудования за весь период выполнения задания, ч;

Ц - цена электроэнергии, руб./кВт×ч.

i - вид электрооборудования;

n - количество электрооборудования.

В статью «Затраты на оплату труда» включаются расходы по оплате труда всех работников, занятых разработкой программного продукта (дипломника, руководителя и консультантов дипломной работы).

Таблица 4.6

Затраты на оплату труда

Категория работника

Квалификация

Трудоемкость выполнения задания, чел. ч

Часовая ставка, руб./ч

Сумма, руб.

Руководитель диплома

преподаватель высшей категории

2

182,46

364,92

Консультант по технологической части

преподаватель высшей категории

6

182,46

1094,76

Консультант по экономической части

преподаватель второй категории

3

139,53

418,59

Консультант по технике безопасности

преподаватель высшей категории

1

182,46

182,46

Нормоконтроль

без категории

0,5

128,80

64,40

Разработчик НИР

студент

419,5

7,76

3255,32

Итого затраты на оплату труда

-

432


5380,45


Общая сумма затрат на оплату труда (ЗТР) определяется по формуле:

, (4.2)

где ЧСi - часовая ставка i-го работника, руб.;

Тi - трудоемкость выполнения НИР, чел.×ч;

i - категория работника;

n - количество работников, занятых выполнением НИР.

Часовая ставка студента:

, (4.3)

где ЗПс - стипендия;

ФРВс - месячный фонд рабочего времени студента, час.


В статью «Отчисления на социальные нужды» включается сумма взносов внебюджетные фонды и взносы на страхование о несчастных случаев и профессиональных заболеваний, которые составляют соответственно 30,2% от затрат на оплату труда всех работников, занятых разработкой программного продукта.

При расчете учитывается, что студенческие стипендии данным налогом не облагаются.

Таблица 4.7

Отчисления на социальные нужды

Категория работника

Квалификация

Сумма, руб.

Налоговая ставка, %

Сумма отчислений, руб.

Руководитель диплома

преподаватель высшей категории

364,92

30,2

110,21

Консультант по технологической части

преподаватель высшей категории

1094,76

30,2

330,62

Консультант по экономической части

преподаватель второй категории

418,59

30,2

126,41

Консультант по технике безопасности

преподаватель высшей категории

182,46

30,2

55,10

Нормоконтроль

без категории

64,40

30,2

19,45

Разработчик НИР

Студент

3255,32

-

-

Итого затраты

-

5380,45


641,79


В статью «Амортизация основных фондов» включается сумма амортизационных отчислений от стоимости оборудования, используемого при выполнении работы.

Таблица 4.8

Амортизация основных фондов

Наименование оборудования

Стоимость оборудования, руб.

Годовая норма амортизации, %

Эффективный фонд времени работы оборудования, ч/год

Время работы оборудования для выполнения задания, ч

Сумма, руб.

Персональный компьютер

25000

10

1440

432

750,00

Принтер

4500

10

1440

432

135,00

Итого амортизация основных фондов

855,00


Общая сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

, (4.4)

где Фi - стоимость i-гo оборудования, руб.;

HАi - годовая норма амортизации i-гo оборудования, %;

ТНИРi - время работы i-гo оборудования за весь период разработки программного продукта, ч;

ТЭФi - эффективный фонд времени работы i-гo оборудования за год, ч/год (предполагаем, что в неделю оборудование работает 40 часов, в году 252 рабочих дня, т.е. 36 недели значит 1440 часов год);

i - вид оборудования;

n - количество оборудования.

Годовые нормы амортизации оборудования необходимо определить по данным бухгалтерии техникума.

В статью «Прочие затраты» включаются расходы на содержание административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, на отопление, освещение и текущий ремонт помещений, канцелярские, командировочные и прочие хозяйственные расходы. Затраты по этой статье принимаются в размере 70% от затрат на оплату труда (5380,450,7=3766,32).

На основании полученных данных по отдельным статьям составляется смета затрат на разработку программного продукта по форме, приведенной в таблице 4.9.

Таблица 4.9

Смета затрат на разработку программного продукта

Показатель

Значение показателя, руб.

Материальные затраты, в том числе:


Материалы

375,00

Электроэнергия

431,48

Затраты на оплату труда

5380,45

Отчисления на социальные нужды

641,79

Амортизация основных фондов

855,00

Прочие затраты

3766,32

Итого

11450,04


Величина возможной (договорной) цены программного продукта должна устанавливаться с учетом эффективности, качества и сроков ее выполнения на уровне, отвечающем экономическим интересам заказчика (потребителя) и исполнителя.

Договорная цена (ЦД) для программного продукта рассчитывается по формуле:

,  (4.5)

где ЗНИР - затраты на разработку программного продукта, руб.;

Р - средний уровень рентабельности продажи, % (принимается в размере 20%-30% по согласованию с консультантом по экономической части).


Таблица 4.10

Расчет прибыли и рентабельности от продажи программного продукта

Общая сумма затрат на разработку программного продукта, руб.

Договорная цена продажи программного продукта, руб.

Прибыль от продажи, руб.

Рентабельность продажи, %

11450,04

14312,55

2862,51

25


Срок разработки данного проекта составил 54 дня или 432 часа.

Стоимость работ составила - 11450,04 руб. (определили по вышеуказанной методике), в том числе НДС - 2061,01 (18%).

Предполагаемая цена продажи составила 14312,55 руб., прибыль от продажи данного продукта составит 2862,51 руб.

5. Обеспечение эргономики рабочего места


Задача дипломного проекта заключается в разработке и внедрении информационной системы. Так как сотрудник будет работать с данной программой длительное время, то перед началом работы он должен быть ознакомлен с правилами по технике безопасности, что должно быть зафиксировано в соответствующем журнале.

Длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил влияет на здоровье сотрудников. В первую очередь у них отмечаются нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общая слабость.

В последние годы появились подходы, уменьшающие или сводящие на нет такие вредные влияния.

Государственные стандарты России выделяют несколько опасных и вредных факторов для пользователей вычислительной техники:

1) повышенный уровень шума на рабочем месте;

2)      повышенная или пониженная ионизация воздуха;

)        повышенный уровень электромагнитных излучений и напряженности электрического и магнитного полей;

)        повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

)        высокая пульсация светового потока.

Самый шумный элемент настольного компьютера - вентилятор охлаждения системного блока. Исправный вентилятор не создает опасных для здоровья шумов.

Остальные опасные факторы на 99% создаются дисплеем. Как минимум, дисплей должен удовлетворять российскому стандарту. На дисплей, удовлетворяющий этому стандарту, обычно наносится знак соответствия: стилизованные буквы Р, С и Т на цветном фоне.

Часть вредных факторов, создаваемых дисплеем, может быть нейтрализована применением защитного экрана.

Покупатель, если он озабочен сохранением собственного здоровья, в процессе покупки интересуется не только функциональными, но и экологическими характеристиками покупаемого компьютера.

Все вышеперечисленные факторы при длительном воздействии оказывают сильное негативное влияние на организм человека, поэтому крайне важно учесть и по возможности предотвратить их. В этом разделе подробно описывается анализ вредных воздействий и мероприятия по их нейтрализации.

5.1 Анализ условий труда при эксплуатации проектируемого объекта

 

В целях исключения случаев травматизма необходимо принять меры по обеспечению безопасных условий труда персонала при работе с ЭВМ и созданию на рабочем месте комфортного состояния внешней среды, обеспечивающее оптимальные значения санитарно-гигиенических факторов, оптимальные показатели работоспособности, хорошее самочувствие и сохранение здоровья работающего человека.

Для автоматизированных рабочих мест наиболее существенными факторами условий труда являются:

§ санитарно-гигиенические - освещение естественное и искусственное, температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха, запыленность, шум, тепловые и электромагнитные излучения;

§  психофизиологические - рабочее место, рабочая поза и перемещения в пространстве, продолжительность непрерывной работы, режим работы, напряжение зрения (размер объекта различения), освещенность (естественная и искусственная), нервно-эмоциональная и интеллектуальная нагрузка;

§  технические - техническая безопасность оборудования.

Рассматривая влияние компьютеров на здоровье человека можно выделить следующие факторы риска.

.1.1 Проблемы влияния электромагнитных излучений

Дисплей является источником электростатических полей и широкополосных электромагнитных излучений: мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, низкочастотного, сверхнизко-частотного и высокочастотного. У нормально работающего дисплея уровни рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения ниже допустимого уровня.

Главная опасность для пользователя - электромагнитные излучения от монитора в диапазоне 20 Гц - 300 МГц и статический электрический заряд на экране. Особенность в том, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля в рассматриваемом диапазоне частот, и пользователь не может оценить по своим ощущениям опасность. Установлено, что электромагнитные излучения низкой частоты негативно влияют на репродуктивные функции, на нервную систему, вызывая головную боль, бессонницу, потерю аппетита, депрессию.

Статический электрический заряд на экране, в сочетании с повышением температуры при работе ЭВМ, приводит к тому, что пыль не оседает в помещении, накапливается на экране, вызывая аллергические реакции (фарингиты, ларингиты) и кожные заболевания.

.1.2 Проблемы перегрузки зрения

Утомление зрения при работе с компьютером вызывается мерцанием, дрожанием изображения на экране. Более всех страдают операторы, занимающиеся выводом данных и считыванием текстовой информации, потому, что чем мельче символ, тем больше нагрузка на зрение.

Возникновению зрительного утомления способствует использование неблагоприятных цветовых сочетаний и неправильная организация освещения в помещении. Яркое и неровное освещение вызывает нежелательные отражения, блики на экране.

5.1.3 Проблемы, связанные с мышцами и суставами

Неподвижная напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану дисплея, приводит к усталости, возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. А интенсивная работа с клавиатурой и «мышью» вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Работа ЭВМ и вспомогательных устройств, связана с выделением тепла, что вызывает перегрев организма человека и приводит к снижению работоспособности. Также ЭВМ является источником шума, оказывающего достаточно сильное влияние на психику и общее состояние.

.1.4 Проблемы, связанные с электро- и пожаробезопасностью

Помещения, где применяются ЭВМ, относятся к помещениям с повышенной опасностью, т.к. в помещении имеется возможность поражения электрическим током. Опасность возникает тогда, когда одновременно человек прикасается к заземленным металлоконструкциям с одной стороны и к металлическим корпусам электрооборудования с другой.

При эксплуатации ПВЭМ и вспомогательного оборудования может возникнуть угроза возникновения пожара. Помещения с ПЭВМ относятся к помещениям с пожароопасностью категории В. Причинами возникновения пожара, могут быть: токи коротких замыканий и значительные перегрузки проводов и обмоток электрических устройств, вызывающие их перегрев, плохие контакты в местах соединения проводов, приводящие к увеличению переходного сопротивления.

.2 Разработка инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда

Для сохранения здоровья человека необходимо принимать меры по устранению или смягчению воздействия опасных факторов, описанных выше. В случае проектирования информационной системы необходимо предусмотреть следующие меры.

.2.1 Мероприятия по снижению влияния электромагнитных излучений и электростатических полей

Уровни электромагнитных излучений от ЭВМ регламентируются следующими стандартами: Шведский национальный комитет по защите от излучений MPR II и Шведская конференция профсоюзов - TCO-95 и 2003 за рубежом и в России Санитарные нормы и правила 222/24 1340-03.

На задней стенке монитора, на табличке указывается, каким стандартам этот монитор удовлетворяет. Наиболее безопасные виды конструкций мониторов: Low Radiation, жидко-кристаллические мониторы, мониторы с установленной защитой по методу замкнутого металлического экрана (наиболее безопасны, но и самые дорогие).

Рекомендуется использовать специальные защитные экраны, поляроидные фильтры, которые устанавливаются на экран компьютеров типа IBM-PC/AT. Поляроидные фильтры резко снижают электромагнитное излучение, уменьшают электростатическое поле, устраняют блики на экране дисплея.

Целесообразно использовать приборы из набора «BIOACTIVATOR», уникального изобретения российских ученых, предлагаемых компанией «Vision». В частности, наклейки «АНТИРАДИАНТ», предназначенные для защиты от электромагнитных полей электробытовой техники. Механизм защиты основан не на устранении источника вредных излучений или его экранировании, а на повышении общих неспецифических защитных свойств организма человека путем инверсии его собственных электромагнитных колебаний. Устройство крепится к мышке компьютера в месте соприкосновения поверхности прибора с ладонью.

Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора, (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди) наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

Рисунок 22 - Рекомендуемое расположение рабочих мест

Экран компьютера должен быть на расстоянии 70-120 см от глаз по рекомендации Центра электромагнитной безопасности. Применяйте специальный защитный экран. Также необходимо соблюдать оптимальный режим труда и отдыха.

5.2.2 Мероприятия по улучшению условий зрительной работы

Снизить воздействие излучений и полей, уменьшить нагрузку на зрение человека можно так же путем подбора оптимального расстояния наблюдения информации. При работе с видеотерминалом это расстояние равно 600-700 мм.

Экран дисплея по высоте должен быть расположен так, чтобы угол между нормалью к центру экрана и горизонтальной линией взгляда составлял 20 градусов. В горизонтальной плоскости угол наблюдения экрана не должен превышать 60 градусов. Пульт дисплея следует располагать на столе или подставке так, чтобы высота клавиатуры пульта по отношению к полу составляла 650-720 мм. При размещении пульта на стандартном столе высотой 750 мм необходимо использовать кресло с регулируемой высотой сидения и подставку для ног.

Документ для ввода оператором данных рекомендуется располагать на расстоянии 450-500 мм от глаз оператора, преимущественно слева, при этом угол между экраном дисплея и документом в горизонтальной плоскости должен составлять 30-40 градусов. Угол наклона клавиатуры должен быть равен 15 градусов.

Экран дисплея, документы и клавиатура пульта располагают так, чтобы перепад яркостей поверхностей, зависящий от их расположения относительно источника света, не превышал 1:10 (рекомендуемое значение 1:3). Устройства документирования и другие, нечасто используемые технические средства, рекомендуется располагать справа от оператора в зоне максимальной досягаемости, а средства связи слева, чтобы освободить правую руку для записей.

Для снижения зрительной нагрузки так же необходимо правильно организовать режим работы персонала (пункт 3.2.3.) и освещенность рабочего места. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Рисунок 23 - Рекомендуемое расположение рабочих мест

Важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы: выключение верхнего освещения, задерживание штор на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, повороте монитора таким образом, чтобы не прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света. В цветовой композиции интерьера должны использоваться гармоничные сочетания (потолки белые, стена перед глазами работающего должна быть ярче остального фона). Применяется только общее освещение, возможно совмещенное (естественно-искусственное). Величина искусственной освещенности в горизонтальной плоскости не ниже 300 Лк.

.2.3 Мероприятия по снижению статических физических нагрузок

Хороший результат снижения утомляемости при работе с ЭВМ дает правильная организация труда и отдыха. Согласно рекомендациям НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ рабочий день за компьютером должен быть не более 6 часов, с дополнительными перерывами по 3 минуты через каждые полчаса, а через 2 часа работы по 15-20 минут.

Также для снижения статических нагрузок необходимо правильно организовать рабочее место. Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 100, 1200 и 1400 мм, и глубину 800 и 1000 мм. при нерегулируемой его высоте, равной 720 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья. Конструкция должна обеспечивать:

1) ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

2)      поверхность с закругленным передним краем;

)        регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и угол наклона вперед до 15 0 и назад до 50;

)        высоту опорной поверхности спинки 300+-20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400мм;

)        угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0-30 градусов;

)        регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;

)        стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50 -70мм;

)        регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230+-30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 -500мм.

Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстояние 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или специальной регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Медики считают, что главное - это положение всего тела. При работе правильной считается поза, когда голеностопный, коленный, бедренный и локтевой суставы согнуты под углом 90 градусов или чуть больше. Кисти прямые. Спина опирается на спинку кресла так, что сохраняется естественное положение шеи. Мышцы шеи и плеч расслаблены, взгляд направлен либо вперед, либо чуть вниз.

Положение тела должно соответствовать направлению взгляда:

1) Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз

2)      Уровень верхней кромки экрана на высоте лба

)        Кресло и клавиатуру устанавливают так, чтобы не надо было далеко тянуться.

Рисунок 24 - Рекомендуемая организация рабочего места

Правильная поза минимизирует напряжение и снижает утомляемость. Однако, этого недостаточно. Врачи рекомендуют регулярно делать перерывы в монотонной работе для легкой зарядки или массажа, соблюдать режим работы.

.2.4 Мероприятия по поддержанию оптимальных параметров микроклимата

Работа ЭВМ и вспомогательных устройств, связана с выделением тепла. При высокой температуре воздуха у людей, работающих в помещениях, возникает перегрев организма, что приводит к повышенному потовыделению и снижению работоспособности. Работа оператора по энергозатратам организма относится к 1 категории работ, т.е. работ легкой категории, которая выполняется сидя и затраты энергии не превышают 150 Ккал/час. Описание параметров «Оптимальных норм микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМ» приводится в таблице.

Таблица 5.1

Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМ

Период года

Температура воздуха, С не более

Относит. влажность воздуха, %

Cкорость движения воздуха, м/с

Холодный

легкая - 1а

22 -24

40 - 60

0,1


легкая - 1б

21 - 23

40 - 60

0,1

Теплый

легкая - 1а

23 - 25

40 - 60

0,1


легкая - 1б

22 - 24

40 - 60

0,2


Для создания оптимальных метеоусловий в помещении рекомендую применять сочетание естественной вентиляции с кондиционированием воздуха.

.2.5 Мероприятия по снижению шума

Шум возникает вследствие работы вентилятора, находящегося в корпусе компьютера и вибро-акустических шумов на верхнем пороге слышимости, производимых строчным трансформатором дисплея. Так же присутствуют шумы, издаваемые накопителями на жестком и мягком магнитных дисках. Все эти шумы в целом оказывают достаточно сильное влияние на психику и общее состояние человека, вызывая чувства неуверенности, стесненности, тревоги, плохого самочувствия, что проводит к снижению производительности труда, возникновению ошибок.

Чтобы уменьшить уровень шумов в помещении, рекомендую использовать звукоизолирующие преграды, стенки и потолки отделывают специальными пористыми плитами, хорошо поглощающими звук.

5.3 Требования по электрической и пожарной безопасности

Энергоснабжение компьютера осуществляется через сеть бытового электропитания с номинальным напряжением 220 В. и частотой 50 Гц.

Для обеспечения электробезопасности персонала применяют защитное заземление, которое подключается к ЭВМ и вспомогательным устройствам через вилку электропитания. Так как бытовая электрическая сеть является сетью с напряжением до 1000 В., то защитное заземление применяется в трехфазных сетях переменного тока с изолированной нейтралью. Сопротивление заземляющего устройства r3 электроустановки напряжением до 1000 В. с изолированной нейтралью должно быть не более 4 Ом по ГОСТ 12.1.030-81. Защитное заземление используют для того, чтобы не возникало разности потенциалов между компьютером и периферийными устройствами, раздельно подключенными к электросети, а также между двумя соседними персональными компьютерами. Это особенно важно в случае работы в помещении достаточно большого количества пользователей.

Необходимо принять меры к предотвращению доступа пользователей к частям компьютера, находящихся под опасным напряжением, защитным корпусом.

Необходим контроль за состоянием изоляции. Работу по ремонту компьютеров следует производить только лицам, имеющим соответствующую подготовку и прошедшим инструктаж по технике безопасности.

Для профилактики пожара необходимо следить за состоянием электрических средств, своевременно производить их ремонт, правильно эксплуатировать аппаратуру.

Перед началом работы с компьютером персонал должен быть ознакомлен с правилами по технике безопасности, что должно быть зафиксировано в соответствующем журнале. Проведение инструктажа возлагается на ответственного сотрудника кафедры информатики.

Мероприятия по пожарной защите включают применение огнестойких конструкций и материалов в отделке помещения, использование средств оповещения и пожаротушения. В помещениях должны быть установлены средства связи для быстрого вызова городской пожарной части. Рабочее помещение должно быть оснащено углекислотными огнетушителями из расчета 1 на 100 м2. Огнетушители должны располагаться на видном месте и в любое время суток к ним обеспечивается беспрепятственный доступ.

Учитывая выше изложенное, представляется целесообразным оснастить рабочие места компьютерами, подключенными к сети электропитания, имеющей защитное заземление.

Планировка рабочих мест должна быть продумана таким образом, чтобы обеспечить легкий доступ пользователей к своим рабочим местам и предотвратить возможность опрокидывания персоналом мониторов и периферийного оборудования при эвакуации, а также исключить возможность травматизма и несчастных случаев при эксплуатации. Работы по ремонту компьютеров должны производиться в отдельном помещении.

.4 Мероприятия по повышению устойчивости функционирования проектируемой системы

Для повышения надежности и обеспечения устойчивости функционирования данного программного обеспечения целесообразно применять элементы с повышенными ресурсами, своевременно выполнять сервисное обслуживание, использовать сетевые фильтры (пилоты) для сглаживания скачков напряжения в сети и источники бесперебойного питания.

.5 Эргономический анализ программного обеспечения

Очевидно, что эргономические свойства программного обеспечения влияют на жизнедеятельность человека.

Оптимизация пользовательского интерфейса связана с повышением качества отображаемой визуальной информации. В данном ПО используется наиболее перспективный многооконный режим ведения диалога с пользователем, когда нужная в данный момент информация об интересующем его объекте целиком представляется на экране. Для получения других данных, пользователю нужно просто перейти в другое окно, в котором будет сгруппирована информация по другому интересующему его вопросу.

При проектировании диалоговых систем используются следующие режимы ведения диалога:

1) выбор из меню;

2)      вопрос-ответ;

)        ответы с заполнением бланков, который основан на вводе пользователем в систему числовых и других данных в определенном формате.

При оформлении пользовательского интерфейса использован один вид шрифтов, варьируются форма, размер, начертание букв, пространственная ориентация.

В качестве цветовой палитры выбрана стандартная цветовая палитра Windows.

Выбор цветовой палитры обусловлен желанием заказчика и тем, что на взгляд автора данная палитра создана с учетом психологических особенностей восприятия цвета человеком, ее используют большинство пользователей ЭВМ, с ней комфортно работать.

Для акцентирования наиболее важных элементов и информации используются дополнительные цвета и графические объекты.

Использование данных критериев позволяет значительно усилить выразительность экранного отображения.

Выводы: Обеспечение разработчиком удобной и безопасной работы пользователей заключается не только в реализации эргономичного интерфейса, но и в контроле за внедрением программного продукта, анализе места предполагаемой работы и снижении уровня пожарной, электрической и физической опасности для пользователя.


Заключение

В данной дипломной работе разработан проект реализации программы базы данных учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей, написанной с применением объектно-ориентированного программирования на языке Borland Delphi 7.0.

В качестве входных/выходных данных программный продукт использует таблицы базы данных для хранения собираемой информации «Казна.mdb».

Был написан программный код в составе 720 строк (8,19 МБ). Были разработаны семь форм: главная форма - «Меню», форма для ввода новой кассовой заявки, форма для ввода данных в расшифровку заявки, форма для просмотра информации о программе, форма для выбора заявки и ее печати.

Кроме того, при написании приложения, была изучена технология доступа к данным ADO, обеспечивающая удобное взаимодействие приложения с базой данных, при этом не сильно нагружая рабочую станцию. Были получены дополнительные навыки по работе с системой программирования Delphi, а также со средством проектирования базы данных - ErWin и BpWin.

Преимущество данной программы в том, что она очень проста в пользовании и не требовательна к ресурсам компьютера. Данный программный продукт может быть легко модифицирован другими разработчиками.

Все задачи, которые ставились перед данной дипломной работой, выполнены.


Список используемых материалов

1. А. Хомоненко и др. Delphi 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010 г.

2.      С.И. Бобровский. Delphi 7. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2011 г.

.        В.В. Фаронов. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2010 г.

.        А.В. Понамарев. Самоучитель Delphi 7 Studio. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012 г.

.        П. Дарахвелидзе, Е. Макаров. Delphi 4 Наиболее полное руководство. - СПб.: БХВ Санкт-Петербург, 2011 г.

.        П.В. Шумаков. Delphi 3 и создание приложений баз данных. - М.: Нолидж, 2013 г.

.        Р.М. Риордан. Программирование в SQL Server 2000. - М.: ЭКОМ, 2012 г.

.        С.В. Маклаков. BpWin и ErWin. Case-средства разработки информационных систем. - М.: Диалог-МИФИ, 2010 г.

.        В.А. Благодатских и др. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.

.        А.М. Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2010 г.

Похожие работы на - Проект реализации программы базы данных учета заявок на кассовый расход бюджетополучателей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!