Особенности развития банковского сектора в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития банковского сектора в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Банковская система-ядро кредитной системы государства

1.1 Сущность и основные функции банков

.2. Понятие банковской системы, ее структура и механизм функционирования

1.2.1 Эмиссионные банки

.2.2 Неэмиссионные банки

.2.3 Специализированные банки

1.3 Современная банковская система России. Особенности функционирования

1.3.1 Центральный банк РФ

.3.2 Коммерческие банки РФ

1.4 Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Государственная собственность, её место и роль в динамике рыночных перемен

.1 Определение понятия собственности и ее сущности

.2 Сущность государственной собственности

2.3 Специфика и основные функции государственной собственности

.4 Принципы управления государственной собственностью

2.5 Отношения собственности и перспективы государственно-частного партнерства в России

Практическое задание

Заключение

Список информационных источников

Введение

Актуальность данной темы заключена в том, что банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.

Российская банковская система необходима для решения важнейших экономических и социальных задач, таких как: удвоение ВВП, структурная перестройка экономики, насыщение ее долгосрочными и дешевыми ресурсами, повышения уровня благосостояния граждан, подъема их духовного и интеллектуального потенциала.

Для развития реальной экономики необходимо кредитование деятельности предпринимателей и хозяйствующих агентов. Как раз здесь и выявляется огромное значение кредитной системы как составной части банковской системы. Ведь кредит открывает предпринимателям, хозяйствующим агентам и домохозяйствам доступ к хозяйственному потоку благ. Главная функция банковской системы служить механизмом трансформации сбережений в инвестиции.

Россия нуждается в построении смешанной социально-экономической системы и объективно готова к этому. Для формирования и функционирования развитой экономики недостаточно факторов самоорганизации, необходима также и государственная организация (управление). Управление государственной собственностью в период глобальных преобразований - одна из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке.

Известно, что в России разрушена старая система управления государственной собственностью, а новая не сформирована и не осмыслена концептуально. Пока нет однозначных ответов на вопросы: в какую социально-экономическую систему трансформируется наше общество; какую роль при этом должна играть государственная собственность в экономике в переходный период и по его окончанию, какую систему управления ею необходимо формировать.

По примеру большинства стран мы должна создавать смешанную экономику. Безусловно, при переходе к ней требуется преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Оно имеет две составляющие: с одной стороны, управление ее трансформацией в частную собственность до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.

К сожалению, в начале нынешних реформ ни один из названных процессов не был концептуально осмыслен. Шло лишь тотальное разрушение государственной собственности, главным инструментом чего была так называемая широкомасштабная приватизация. Она (в том варианте, который был реализован) не способствовала появлению частной собственности, более эффективной по сравнению с государственной. Негативное отношение реформаторов к последней привело к потере управления ею, которое нужно восстанавливать.

Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.

Первая глава рассматривает банковскую систему, ее структуру и механизм функционирования. Во второй главе работы рассматриваются особенности и перспективы управления государственной собственностью в условиях рынка. Последняя, третья глава состоит из практического задания.

1. Банковская система-ядро кредитной системы государства

1.1 Сущность и основные функции банков


Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Сущность банка полнее раскрывает его функции. Основной функцией банков является функция собирания или аккумулирования временно свободных денежных средств и превращение их в капитал. Выполняя эту функцию, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредитов предприятиями предпринимателям.

Следующей функцией банков можно назвать кредитование предприятий, государства и населения. В современных условиях развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, это очень важная и актуальная функция. Так как для развития частного бизнеса, в развивающейся рыночной экономике, требуется значительные финансовые вложения, которые можно получить либо через банк, либо путем получения иностранных инвестиций. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. За счет банковских кредитов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также обеспечивается расширение производства.

Третья функция банков - это функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйствующих субъектов. Благодаря системе расчетов, банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого человека, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Следующая функция банков - это посредническая функция, в соответствии с которой деятельность банков понимается как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения.

Также имея лицензию Центрального банка на осуществление банковских операций, банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, подтверждающими привлечение средств во вклады и на банковские счета.

Банки выполняют и информационно-консультативную функцию. Они оказывают консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, котировке валют и акций. Банки информируют клиентов и население об изменениях финансового состояния в экономике страны, изменениях процентных ставок и проблем на валютном рынке. [6,с 144]

 

.2 Понятие банковской системы, ее структура и механизм функционирования


Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает в себя Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Банки, которые действуют в стране, могут иметь одноуровневую или двухуровневую организацию или банковскую систему.

Одноуровневая система может быть применена, когда в стране либо нет центрального банка, либо есть только одни центральные банки. Однако, в этом случае говорить о банковской системе еще довольно рано. Как элемент цивилизованной рыночной экономики, банковская система, может быть только двухуровневой.

Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты.

На рисунке 1 представлена организационная система двухуровневой банковской системы любой страны

Рассмотрим подробнее функции, структуру, выполняемые услуги представленных банков.

1.2.1 Эмиссионные банки

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны.

Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью.

Рисунок 1.1 Схема банковской системы любой страны [3, c121]

Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк. В странах с рыночной экономикой центральный банк - это банк, через который по всей территории страны осуществляются расчетные операции. ЦБ устанавливает правила совершения расчетов между банками и клиентами, и эти правила являются обязательными для всех субъектов хозяйствования: кредитных учреждений, предприятий, организаций и даже населения. Также ЦБ контролирует коммерческие банки и осуществляет надзор и регулирование их деятельности. Коммерческие банки во всех странах создавались и создаются как на основе бывших государственных банков, так и с участием капиталов местных бюджетов, предприятий, организаций, частных лиц.

Еще одна задача, возложенная на ЦБ - проведение денежно-кредитной политики. Таким образом, Центральный банк хотя и не определяет прямо, но оказывает существенное воздействие на размеры эффективного спроса в экономике и влияет на формирование уровня инфляции.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать и выделить основные функции центрального банка:

- эмиссия и контроль денежного обращения,

расчетный и резервный центр банков,

управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;

выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";

установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;

определение приоритетных целей денежно - кредитной и валютной политики и их реализация,

проведение научных исследований,

определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.

Организационная структура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.)

1.2.2 Неэмиссионные банки

Коммерческие банки. Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:

аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:

учет векселей и операций с ними;

хранение финансовых и материальных ценностей;

доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

 

1.2.3 Специализированные банки

Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения балансов банка, а также специфику работы с клиентурой.

Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности промышленных компаний.

Учетные и депозитные банки исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций (в среднем 3-6 мес.) по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, а в общей сумме активных операций существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Специализация ипотечных банков - выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости.

Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса. [3, c129]

 

.3 Современная банковская система России. Особенности функционирования


По состоянию на 1 января 2014 года лицензию на осуществление банковских операций имела 251 кредитная организация с участием нерезидентов.

кредитные организации с участием нерезидентов (53,4% от их общего количества) осуществляли банковскую деятельность на основании генеральной лицензии, 116 кредитных организаций (46,2%) имели лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, 1 кредитная организация (0,4%) - лицензию на осуществление банковских операций только в рублях, 222 кредитные организации (88,5%) - лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 94 кредитные организации (37,5%) - лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Действующие кредитные организации с участием нерезидентов расположены в 41 субъекте Российской Федерации, в том числе 161 кредитная организация (64,1% их общего количества) находится в Москве, 12 - в Санкт-Петербурге, 7 - в Республике Татарстан, по 5 - в Нижегородской и Свердловской областях, по 4 - в Республике Башкортостан, Оренбургской и Самарской областях, по 3 - в Приморском крае, Новосибирской, Ростовской и Тюменской областях, по 2 - в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Амурской, Астраханской, Ивановской, Кировской и Челябинской областях. В 21 субъекте Российской Федерации действует по одной кредитной организации с участием нерезидентов.

Совокупный оплаченный уставный капитал всех действующих кредитных организаций на 1 января 2014 года составил 1 532 615 млн. рублей, увеличившись за 2013 год на 131 585 млн. рублей, или на 9,4%.

Общая сумма инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций на 1 января 2014 года была равна 404 841,9 млн. рублей. За 2013 год она увеличилась на 38 697,9 млн. рублей (на 10,6%), в основном за счет оплаты уставного капитала вновь зарегистрированной дочерней кредитной организации иностранного банка - ООО "Чайна Констракшн Банк", оплаты учредителями-нерезидентами уставного капитала вновь зарегистрированных кредитных организаций (ООО "ОНЕЙ БАНК", ООО НКО "ПэйПал РУ", ООО НКО "ПэйЮ", ООО "Икано Банк"), а также увеличения действующими кредитными организациями уставного капитала за счет средств нерезидентов АКБ "ТПБК" (Москва) (ЗАО), ЗАО "Тойота Банк", ЗАО МКБ "Москомприватбанк", АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО), АКБ "Северо-Западный 1 Альянс Банк" ОАО, ООО КБ "ЯР-Банк", Связной Банк (ЗАО), ОАО "Плюс Банк", ОАО Банк ВТБ, "Сетелем Банк" ООО, ОАО "МТС-Банк", ЗАО КБ "Алеф-Банк", ОАО КБ "ЕвроситиБанк", "ТРАНСКАПИТАЛБАНК" (ЗАО), ЗАО "Мидзухо Банк (Москва)", ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК", ЗАО "ФОРУС Банк", ЗАО "РУССТРОЙБАНК", КБ "КАПИТАЛ-МОСКВА" (ЗАО), "Коммерческий Индо Банк" ООО, ООО МКБ "Аверс", Азия-Инвест Банк (ЗАО), Банк "Северный Кредит" (ОАО), Банк "Таврический" (ОАО), а также приобретения нерезидентами акций (долей) кредитных организаций на вторичном рынке (АКБ "ФИНПРОМ-БАНК" (ОАО), ОАО АКБ "ЭКОПРОМБАНК", "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО), ОАО КБ "Восточный", ОАО АБ "Народный банк РТ", АБ "Девон-Кредит" (ОАО), ОАО Инвестбанк "БЗЛ", ОАО "Сбербанк России", ОАО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ", ОАО "ЮНИКОРБАНК", ОАО "Плюс Банк", ОАО БАНК "ТУЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННИК", ОАО "РосДорБанк", Ставропольпромстройбанк -ОАО, ОАО Банк ЗЕНИТ, ОАО АКБ "Капитал-банк", ЗАО "РН Банк", ОАО КБ "Эллипс банк", ООО МКБ "Аверс", АКБ "ИнтрастБанк" (ОАО), ОАО "Арксбанк", КБ "МБК" ООО, НКО Красноярский Краевой Расчетный Центр ООО, АКБ "ФЬЮЧЕР" (ОАО), ООО "РегионИнвестБанк", ОАО АКБ "Пробизнесбанк", АКБ "ГОРОД" ЗАО, ООО "Экспобанк", КБ "Совинком" ООО, ОАО "Банк "Санкт-Петербург", "Банк24.ру" (ОАО), ОАО "Банк Премьер Кредит".

Таким образом, в 2013 году рост инвестиций нерезидентов в оплаченные уставные капиталы действующих кредитных организаций (10,6%) опережал рост совокупного оплаченного уставного капитала действующих кредитных организаций (9,4%), в результате доля нерезидентов в совокупном оплаченном уставном капитале всех кредитных организаций на 1 января 2014 года увеличилась до 26,42% по сравнению с 26,13% на 1 января 2013 года.[13].

Кредитная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным Законом " О банках и банковской деятельности", Федеральным Законом "О Центральном Банке Российской Федерации", а также в соответствии с гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

Согласно их положениям, банковская система РФ представляет собой двухуровневую систему:

Первый уровень - Центральный банк РФ (Банк России)

Второй уровень:

·   филиалы и представительства иностранных банков;

·   кредитные организации;

·   банковские кредитные организации:

ü  коммерческие банки;

·   небанковские кредитные организации:

·   брокерские и дилерские фирмы;

·   инвестиционные и финансовые компании;

·   пенсионные фонды;

·   кредитные союзы;

·   кассы взаимопомощи, ломбарды, благотворительные фонды;

·   лизинговые и страховые компании.

В России в настоящее время функционируют разнообразные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал). Возможны варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.

1.3.1 Центральный банк РФ

Центральный банк РФ (Банк России) является центральным банком страны. Он подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Основные его задачи - это:

обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

организация денежного обращения, расчетов и валютных отношений;

защита интересов кредиторов и вкладчиков путем определения правил деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;

содействие развитию экономики, созданию единого рынка страны и его интеграции в мировую экономику.

Центральный банк России регулирует деятельность коммерческих банков в целях создания общих условий для их функционирования и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. В текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк не вмешивается. Регулирующие и контрольные функции Центробанка направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы. С этой целью он определяет порядок формирования банками фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, а также устанавливает для них ряд экономических нормативов, среди которых: минимальный размер уставного капитала; показатели ликвидности баланса; размер обязательных резервов, размещаемых в Центробанке РФ и т.д.

 

1.3.2 Коммерческие банки РФ

Создание и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относят предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. д.

Банкам <#"787213.files/image002.gif">

Закон Оукена, выведенный в начале 60-х годов прошлого века американским экономистом А.Оукеном, отражает зависимость между разрывом ВВП и уровнем циклической безработицы:

где β - коэффициент Оукена (β > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический выпуск по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на один процентный пункт. Коэффициент Оукена - это коэффициент чувствительности отклонения фактического ВВП от потенциального к изменению уровня циклической безработицы. В 60-е годы, по расчетам Оукэна, этот коэффициент был равен 3, более поздние наблюдения снизили это соотношение до 2,5 и даже 2. Теорию, объяснявшую обратную зависимость между инфляцией и безработицей, впервые предложил в 1926 американский экономист И.Фишер. В 1958 г. новозеландец А.В.Филлипс по результатам анализа статистических данных по Великобритании с 1861 по 1957 гг. опубликовал 186 работу, в которой показал обратную зависимость между уровнем безработицы и изменением номинальной (денежной) заработной платы. Кривая, отражающая эту зависимость, получила название "кривой Филлипса". Вид кривой Филлипса в краткосрочном периоде отличен от ее вида в долгосрочном периоде. Краткосрочная кривая Филлипса характеризует статическое состояние экономики, не отражая тенденций долгосрочного периода.

Она была модифицирована М. Фридманом на основе теории естественного уровня безработицы. Теория естественного уровня безработицы утверждает, что в долгосрочном периоде умеренный темп инфляции достижим лишь при наличии естественного уровня безработицы, который, в свою очередь, зависит от состояния рынка труда. В соответствии с этой теорией долгосрочном периоде кривая Филлипса имеет вертикальный вид, а уровень фактической безработицы соответствует ее естественному уровню.

Для ответа на вопрос воспользуемся формулой, отражающей зависимость между разрывом ВВП и уровнем циклической безработицы. Для нас в данном случае неважно, что в условии задачи задано значение ВНД. Циклический уровень безработицы составит

,5% (3,5= 7,5 - 4).

Выраженное в процентах недопроизводство ВНД равно

,5% (10,5 = 3 · 3,5). Тогда 10,5% = (Y - Y*) · 100% / Y*;

,5% = (Y - 3600) · 100% / 3600; Y = 3222.

Заключение


Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти - вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила.

Для совершенствования российской банковской системы требуют своего решения следующие проблемы:

·   реструктуризация всей банковской системы страны с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания клиентов;

·   рекапитализация банков и принципиальный поворот в из взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;

·   повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;

·   восстановление доверия к банковской системе всех слоев населения России.

Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Поскольку собственность является основной любой системы хозяйства, необходимо учитывать, с одной стороны, системный характер преобразований отношений собственности при переходе от одной системы хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом. Именно в этом и состоит принципиальное отличие процесса трансформации отношений собственности в рамках переходной экономики от мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в странах с рыночной экономикой.

Отношения и права собственности в переходной экономике отличаются от рыночных экономик развитых стран, поскольку, во-первых, отношения носят не постоянный характер (собственность чрезвычайно "подвижна", предприятия часто переходят из рук в руки, возникают новые организационно-правовые формы, меняется характер прежних по названию форм собственности и др.). Во-вторых, права собственности слабо специфицированы. В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности происходит в условиях, когда изменения в хозяйственной, институциональной и правовой сферах запаздывают по сравнению как с изменениями в реальных экономических отношениях, так и с быстрыми переменами в отдельных составных частях самой правовой и институциональной системы. В-четвертых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированности прав обуславливает существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и других волевых факторов в динамике собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.

Закономерности развития и трансформации отношений собственности, которые, пронизывая все общественные отношения, по сути, являются закономерностями развития и трансформации всего социума, относятся к наиболее значимым социально-экономическим закономерностям.

Процесс трансформации отношений собственности в переходной экономике есть прежде всего процесс экономического обоснования и юридического оформления институтов частной и публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности. По сути - это процесс разгосударствления экономики, который в наиболее полном виде нашел отражение в процессе приватизации государственного имущества.

В данный момент процесс трансформации отношений собственности в России все еще не завершен. Остаются нерешенными многие проблемы, вызванные, прежде всего, неустойчивостью самих институтов собственности.

Список информационных источников

1.      Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1

.        Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

.        "Банковское дело: Учебник для вузов", Под ред. Балабанова И. Т.

С-Пб, 2003 г. 304с.

.        Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., "Банковское дело" второе издание, "Единство", Москва, 2010г. 575с.

.        Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2009г. 320 с

6. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки. - М.: Юнити-Дана, 2010.-368 с.

7. Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина. - Барнаул, Изд-во ВЗФЭИ, 2009. - 123с.

8.      Шатковская Т. "Развитие региональных рынков банковских услуг в 2005-2009 годах"// Банковское дела 2007 г. №12

9.  Савинская Н. А., Домбровский А. П. "К вопросу о реструктуризации банковской системы"// Деньги и кредит. - 2010. - № 10.

10.  Солнцев О.Г. Хромов М.Ю. "Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития" //Проблемы прогнозирования 2009г., №1

11.    Матюхин Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка // Банковское дело. № 12. 2009. C. 14 - 17

12. Шульковский С.А. "Насущные проблемы функционирования банковской системы"// Деньги и кредит. - 2011. - № 10.

13. Лазаренко Л. Теоретические основы отношений собственности в экономике рыночного типа // Предпринимательство. 2009. № 4. С. 164-166.

. Гражданское право. Учебник. / В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М: Юристъ, 2010. - Т. I. - С. 362.

. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, (с изменениями от 17 июля 2009 г.) // СПС Гарант

. Жураховская И.М. Влияние отношений собственности на процесс формирования рыночной экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 3-12.

. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 2012. С. 60, 101, 108, 111.

. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. С. 129.

. Бетанов, В. М.О специфике пореформенной трансформации отношений собственности в условиях переходной экономики /В. М.Бетанов.//Современные проблемы юридической науки. Выпуск четвертый. -Новосибирск : Изд. центр "Новосибирск", 2010. -С. 154 - 156

. Белицкая, А.Публичное имущество как объект государственно-частного партнерства /А. Белицкая. //Право и экономика. -2010. - № 1. - С. 59 - 62.

. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория /Г. М. Гукасьян. -2-е изд. -СПб.: Питер, 2010. -477 с.

. Экономическая теория /А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелова, В.Д. Бурменко и др. ; Под ред. А. Г. Грязновой -М. :Изд-во "Экзамен", 2009. -592 с.

. Экономическая теория /А. И. Амосов, А. И. Архипов, А. К. Большаков и др. ; Под ред. А. И. Архипова, С. С. Ильина. -Учеб. изд. -М. :ТК Велби ;Проспект, 2009. -608с.

. Хатаева М. А., Цирин А. М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 22 - 24.

Похожие работы на - Особенности развития банковского сектора в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!