и компьютерных технологий
.2.1 Принципы организации работы с документами, оформленными на "бумажных" носителях информации
.2.2 Исследование технологии документооборота кредитной организации при использовании автоматизированного программного обеспечения
.3 Порядок осуществления банковских операций с использованием распорядительной и договорно-правовой документации кредитной организации
. Основные направления совершенствования организации работы с документами в организациях
.1 Роль системы организационно-распорядительной и договорно-правовой документации выполняющих управленческую функцию в организациях
.2 Использование зарубежного опыта документационного обеспечения управления в организациях
Заключение
Библиографический список
Введение
Конечный результат управленческой деятельности государственного аппарата зависит от множества промежуточных звеньев, одним из которых является делопроизводство, позволяющее обеспечить оперативность и гибкость в принятии решений. Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной деятельности любой организации. На основе ее принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях, подтверждая тем самым первичное определение термина "документ" как "способ доказательства". Делопроизводство координирует все этапы работы - от проектирования до практической реализации решений.
Актуальность данной темы заключается в том, что основополагающим в каждом учреждении является организация работы с документами. Правильно организованное делопроизводство предоставляет возможность получения реальной картины деятельности кредитной организации. Эффективность деятельности учреждения напрямую зависит от правильной организации работы с документами.
Проблематика данной темы заключается в исследовании систем организационной, распорядительной, договорно-правовой документации, положений, относительно стандартов и организации работы с документами
Цель дипломной работы - проанализировать систему организационно- распорядительной и договорно-правовой документации учреждений, кредитных организаций и организацию работы с документами.
Задачи исследования:
проанализировать роль нормативно-правовых актов, которые регламентируют процессы документационного обеспечения управления;
дать характеристику организационно-распорядительной и договорно-правовой документации;
исследовать требования к оформлению организационно-распорядительной и договорно-правовой документации;
провести анализ организации работы с организационно-распорядительной и договорно-правовой документацией;
охарактеризовать систему организационно-правовой структуры учреждения банка и правовых актов, регламентирующих ее деятельность;
провести исследование порядка оформления распорядительной и договорно-правовой документации кредитной организации;
исследовать технологии документооборота учреждения банка на основе синтеза традиционных "бумажных" и компьютерных технологий;
рассмотреть порядок осуществления банковских операций с использованием распорядительной и договорно-правовой документации кредитной организации;
проанализировать зарубежный опыт организации документационного обеспечения управления.
Объект исследования - организация документационного обеспечения управления Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк".
Предмет исследования - формы и методы работы с организационно- распорядительной и договорно-правовой документацией в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Информационной базой исследования явились Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I "О банках и банковской деятельности", Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. №28-ст), Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. №65-ст), ГОСТ Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" и пр.
В процессе работы применены следующие методы анализа и синтеза рассматриваемых явлений: аналитический, статистический, сравнительное сопоставление, конкретизация, классификация, наблюдение, изучение опыта.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, экспертов и аналитиков в области документирования и делопроизводста, в частности труды таких ученых, как Кузнецов И.Н., Непогода А.В., Храмцовская Н.А., Басаков М.И., Замыцкова О.И., Семченко П.А. и др.
Основные проблемы, выносимые на защиту:
анализ нормативно- правовой базы и государственных стандартов в системе организационно- распорядительной и договорно-правовой документации;
исследование принципов организации документооборота организационно- распорядительной и договорно-правовой документации;
исследование основных требований к оформлению организационно- распорядительной и договорно-правовой документации;
анализ технологии банковской операции и использованием распорядительной и договорно-правовой документации в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк";
роль системы организационно- распорядительной и договорно-правовой документации выполняющих управленческую функцию в организациях;
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ходе исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы как при непосредственной публичной защите, так и при подготовке к практическим и семинарским занятиям.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников литературы.
Во введении формулируются актуальность и проблематика темы, цель исследования, задачи, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость работы, методы и база исследования, содержание и объем выпускной квалификационной работы.
Первый раздел работы посвящен анализу теоретических аспектов организационно-распорядительной и договорно-правовой документации, а также рассмотрению нормативно-правовой базы, регламентирующей документационное обеспечение управления. Второй раздел отражает особенности организации системы организационно-распорядительной документации, как на бумажных носителях, так и при использовании автоматизированного программного обеспечения, представлена технология осуществления банковских операций с использованием распорядительной и договорно-правовой документации на примере Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк".
В третьем разделе проанализированы зарубежный опыт документационного обеспечения управления и роль системы организационно-распорядительной и договорно-правовой документации выполняющих в организациях управленческую функцию.
1. Законодательное регулирование системы организационной, распорядительной, договорно-правовой документации и организации работы с документами
.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы документационного обеспечения управления
В законодательстве о делопроизводстве исторически сложилось так, что нормы, правила, требования по делопроизводственному обеспечению управления оказались рассеянными по целому ряду законодательных и нормативных актов. Знание этих документов необходимо не только специалистам в области делопроизводства и архивного дела, но и руководителям всех уровней и всем тем, кто по роду своей деятельности связан с подготовкой управленческой документации.
Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу служб делопроизводства - ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты.
Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
-Законодательные акты РФ в сфере информации и документации;
-Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам документационного обеспечения на федеральном уровне;
-Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
-Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
-Стандарты на документацию;
-Унифицированную систему документации;
-Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и некоторые другие документы нормативно-правового и методического характера.
В нормативно-методическую базу делопроизводства входят также законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства прежде всего органами исполнительной и представительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, действующими на их территории. Данные документы имеют высший приоритет и общефедеральную значимость.
Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция Российской Федерации. В Конституции указано: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…"Это положение развито в важнейшем правовом акте Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014).
Федеральный закон установил ряд основополагающих положений по документированию информации, сформулировал необходимую терминологию, определил принципы правового регулирования в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Гражданский кодекс Российской Федерации установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей Гражданского Кодекса установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которых действуют юридические лица. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Уголовный кодекс установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией.
Ряд законодательных актов Российской Федерации такие, как:
.Закон "О языках народов Российской Федерации";
.Закон "Об участии в международном информационном обмене";
.Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров";
.Закон "Об обязательном экземпляре документов";
.Закон "О коммерческой тайне";
.Закон "О бухгалтерском учете" и др.
Все они содержат нормы, которые должны учитываться при составлении и оформлении деловых документов. Действующим законодательством также регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, в том числе с помощью электронной почты, Интернета, а также приданию документам юридической силы, официальности и т.д.
Также ряд постановлений Правительства Российской Федерации: "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи", "Об утверждении Правил отнесений сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности", "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" и д.р.
Нормативно-правовые акты общего характера рассчитаны на многократное применение во всех предусмотренных ими случаях. Акты отраслевого характера действуют в рамках одной отрасли, межотраслевые - в нескольких или всех отраслях. Общее методическое руководство организацией архивного дела и документационным обеспечением управленческой деятельности на территории России возложено на Федеральное архивное агентство РФ. Деятельность в сфере издания нормативных правовых актов по вопросам делопроизводства и архивного дела осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций. Данные нормативные акты обязательны для применения всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Главархивом СССР в 1988 году разработан и внедрен важный для организации делопроизводства в организации документы "Государственная система документационного обеспечения управления (далее - ГСДОУ). Основные положения. Требования к документам и службам документационного обеспечения"
ГСДОУ - совокупность правил и принципов, устанавливающих документирование управленческой деятельности и работе с документами в органах государственного управления в организациях. Основная цель ГСДОУ - упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, использования и хранения информации, совершенствование работы аппарата управления.
ГСДОУ распространяется на все системы документации. Положения ГСДОУ конкретизированы в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 г. №536. Инструкция устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в министерствах и ведомствах и является основой для разработки индивидуальных инструкций по делопроизводству в организациях.
Типовая инструкция, отражает специфику подготовки нормативной документации федерального уровня, по содержанию и оформлению документов увязана с действующим национальным (государственным) стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 в отношении требования к оформлению управленческой документации.
Национальный (государственный стандарт) России ГОСТ Р 6.30-2003 является важнейшим нормативным документом по оформлению служебной документации. Стандарт принят постановлением Госстандарта России (теперь - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 3 марта 2003г. №65-ст. В стандарте отражены требования по оформлению управленческих документов.
Требования ГОСТ Р 6.30-2003 распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации. Стандарт устанавливает состав реквизитов документов, требования к их оформлению, к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного Герба Российской федерации.
В силу вступившего с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании", который ввел в практику добровольное использование национальных стандартов, в ГОСТ Р 6.30-2003 внесена принципиально новая запись о рекомендательном характере его требования. Перечисленные нормативно-правовые акты и методические документы служат базовыми источниками для разработки собственных положений (инструкций) по делопроизводственному обеспечению управления конкретной организации.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 рассматривает управление документацией преимущественно как технологический процесс, порядок повышения эффективности продвижения, доставки, упрощения доступа и использования документированной информации.
Государственный стандарт (далее - ГОСТ)- это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный уполномоченным органом, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требовании или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в какой либо области.
Все государственные стандарты действующие на территории Российской Федерации объединены в единую систему Государственную систему стандартизации (далее - ГСС).
ГСС представляет собой иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов. Серия 1 ГСС содержит комплекс стандартов, в которых закреплены положения о порядке их разработки, о построении, изложении, оформлении, утверждении, регистрации, введении и действие, внесение в них изменений.
Серия 6 ГСС содержит комплекс стандартов на унифицированные системы документации и Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации.
Для того, чтобы повысить эффективность управления действует унифицированная система документации (далее - УСД), так как достигается большая оперативность в получении качественной информации, снижается количество ошибок в документах, сокращаются ручные операции, повышается творческий характер управленческого труда, уменьшаются финансовые затраты на работу с документами. Формой юридического закрепления результатов унификации является стандартизация. Поэтому УСД представляет собой комплекс государственных стандартов, определяющих, во-первых, основные положения унифицированной системы, и, во-вторых, единую форму всех входящих в нее документов.
Унифицированная система документации - это совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных об определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.
Основными принципами унификации документов является:
-унификация от общего к частному, заключается в построении формуляра - образца документов для конкретной системы документации и установлении на его основе состава реквизитов для данной системы докуме6нтации, отдельных видов документов, конкретного документа и т.д.;
-единообразие форм документов и правил их построения, составления, оформления обеспечивается путем максимальной типизации и трафаретизации документов, унификации расположения данных на поле документа, выработки терминологии и условных сокращений;
-комплексность унификации и ее проведении должны предусматриваться все требования к документу на всех стадиях его создания, заполнения, обработки и хранения. Кроме того, должны учитываться психофизиологические возможности человека и параметры технических средств;
-информативность, означает включение в документы только тех реквизитов, которые нужны для решения конкретных задач, для поиска и подтверждения юридической силы документа;
-сокращение числа видов документов, достигается за счет совершенствования методов управления, например, в направлении исключения многоступенчатости в системе управления или широкого и повсеместного применения организационной и электронно-вычислительной техники;
-стабильность требований к документам, устанавливается ввиду форм документов и использования их достаточно длительного времени, этот принцип станет более эффективным, если необходимые требования к документам будут установлены государственными и отраслевыми стандартами;
-сопряжение с действующими системами классификации и кодирования технико-экономической информации;
-экономичность, достигается за счет обоснованного включения документов в систему документации, широкого применения бланков, рациональной компоновки форм документов, установления оптимального объема реквизитов и их логического расположения на бланке и др.
УСД, согласно стандартизированному определению,- это "система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности". Главной целью создания УСД является установление рационального состава форм документов, а также совокупности взаимоувязанных технико-экономических и социальных показателей.
УСД способствует:
-сокращению затрат ручного труда в информационных процессах
-широкому использованию ПК, поскольку унифицированные формы документов удобны для электронной обработки
-упорядочению информационных потоков
-дальнейшему совершенствованию культуры документа и в целом информационной культуры.
Ядро всей УСД составляют унифицированные форму документов. В зависимости от уровня утверждения они разделяются на следующие категории:
-Общероссийские;
-Отраслевые (ведомственные);
-Формы документов субъектов Российской Федерации;
-Формы документов объединений, организаций.
В настоящее время в Российской Федерации действует восемь УСД, в том числе:
1.унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД);
2.унифицированная система банковской документации;
.унифицированная система учетной и отчетной документации бюджетных учреждений и организаций;
.унифицированная система отчетно-статистической документации;
.унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия;
.УСД по труду;
.УСД Пенсионного фонда РФ;
.унифицированная система внешнеторговой документации и др.
В учреждениях по итогам унификации составляется табель форм документов - документ, представляющий собой перечень унифицированных форм документов, которые необходимы и достаточны для данной организации, чтобы эффективно решать задачи и выполнять функции управления. Табель форм документов- это справочник, где в упорядоченном виде содержатся формы документов, которые используются в организации, а также указаны этапы подготовки и оформления документы. Он составляется в форме таблицы.
На основании Табеля создается альбом форм документов - сборник эталонных унифицированных форм документов, необходимых для ДОУ данной конкретной организации, учреждения.
Стандартизация - это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники.
Унификацию и стандартизацию управленческих документов следует рассматривать как один из факторов повышения производительности управленческого труда.
По классификации виды документов распределяются на организационно- распорядительные, договорно-правовые, информационно- справочные и кадровые.
В дипломной работе рассмотрены организационно- распорядительная и договорно-правовая документация.
1.2 Характеристика системы организационно-распорядительной и договорно-правовой документации
.2.1 Требования к оформлению организационно-распорядительной документации
Среди большого разнообразия видов деловых документов, обращающихся в учреждениях, организационно-распорядительная управленческая деятельность главным образом заключается в разработке и реализации решений, которые фиксируются в организационно-распорядительной документации (далее - ОРД).
ОРД является наиболее широко используемым видом документации. Аппарат управления реализует свои функции посредством универсальных и полномочных организационно-распорядительных документов.
Управленческий документ это документ, который при сохранении всех признаков документа вообще отличается некоторыми видовыми признаками, связанными, прежде всего с реализацией организационно-распорядительных функций управления.
ГОСТ Р 7.0.8.-2013 понятие организационно-распорядительной документации трактует следующим образом: "Вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц".
ОРД можно разделить на группы:
-организационная документация - комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции учреждения, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов;
-распорядительная документация - совокупность распорядительных документов, издаваемых органами управления, а также руководителями учреждений, организаций и предприятий в целях реализации возложенных на них функций.
К организационным документам относятся: устав, структурная и штатная численность, штатное расписание, положение, инструкция, должностная инструкция, правила, порядок и др.
Организационные документы содержат единую, унифицированную структуру реквизитов, они все подлежат утверждению. Документы такого вида различаются только содержанием текста.
Формуляр организационного документа содержит постоянные и переменные реквизиты "единого" бланка.
Устав является основным нормативным документом, регламентирующим деятельность организации. Акционерные общества действуют на основании только устава, хозяйственные товарищества - на основании учредительного договора. В обществах с ограниченной ответственностью одновременно действуют и учредительный договор, и устав. В зависимости от организации устав может утверждаться высшими органами государственной власти либо же учредителями. Устав общественной организации утверждается их собранием. Устав учреждения - районными, областными администрациями. Уставы частных организаций утверждаются их владельцами. Уставы кредитных организаций - вышестоящими организациями.
Структура и штатная численность - правовой акт, регламентирующий состав структурных подразделений организации и штатную численность. Утверждается руководителем организации. Составление документа организации может быть предусмотрено Уставом (Положением об организации). Проект этого документа по поручению руководителя учреждения готовится отделом кадров, визируется заинтересованными лицами и подразделениями, заместителями руководителя, подписывается заместителем руководителя по персоналу и утверждается руководителем учреждения. В тексте документа указываются коды структурных подразделений, их наименования и штатная численность
Штатное расписание - это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, размеров надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям. Утверждается штатное расписание приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
Положение - это нормативный документ, который определяет порядок образования, статус, компетенцию, права, обязанности и организацию работы организации.
Положения бывают двух видов:
) типовые (разрабатываемые органами управления для однотипных учреждений , структурных подразделений);
) индивидуальные (разрабатываемые для конкретного учреждения, структурного подразделения).
Положения также являются основными документами для разграничения и закрепления функций структурных подразделений организации.
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками, визируют его юридическая служба(юрисконсульт), утверждает - руководитель организации. Гриф утверждения заверяется печатью организации.
Инструкция - это правовой акт, издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или другие аспекты деятельности организаций, их подразделений или филиалов, а также должностных лиц.
Должностная инструкция- документ, определяющий функции, права и обязанности сотрудников организаций.
Издается должностная инструкция на основании приказа. Работник изучает должностную инструкцию, подтверждает это, ставя пометку "С инструкцией ознакомлен (а)", и заверяет своей подписью с датой ознакомления.
Для введения в действие организационных документов издаются распорядительные документы, которые решают важнейшие вопросы управления. Основные виды распорядительных документов: указания, постановления, решения, приказы, распоряжения.
Также как и организационные документы, они имеют единую, унифицированную структуру реквизитов.
Указание - распорядительный документ, издаваемый организациями по вопросам информационно-методического и оперативного характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативных документов.
Постановление - это правовой акт, принимаемый высшими органами исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Постановления принимаются руководящими коллегиальными органами учреждений по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.
Решение - это правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Решениями называются также совместные распорядительные документы, принимаемые двумя органами управления и более, один из которых действует на основе коллегиальности, а другой - на основе единоначалия.
Приказ - самый распространенный распорядительный документ в организации. Он предназначен для решения конкретных задач и вопросов учреждения. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу.
Приказ по основной деятельности - правовой акт, издаваемый в целях разрешения основных и оперативных вопросов деятельности учреждения, отнесенных в соответствии с нормативными и иными актами к компетенции данного учреждения, содержащий обязательные для исполнения предписания отдельным должностным лицам или подразделениям. Приказы по основной деятельности подписывает руководитель или лицо, его замещающее.
Первая страница приказа по основной деятельности, также как и приказа по личному составу печатается на бланке формата А4 с изображением Государственного герба Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном гербе Российской Федерации. Вторая и последующие страницы, а также приложения к ним печатаются на чистых листах формата А4. В приказах по основной деятельности должен оформляться реквизит "заголовок к тексту". Заголовок к тексту приказа по основной деятельности должен начинаться с предлога "О" ("Об") (например, "О введении...", "Об утверждении...", "О создании...", "Об итогах…")
Подготовленный проект приказа по основной деятельности должен быть завизирован в следующей последовательности:
-подразделением, ответственным за подготовку проекта приказа по основной деятельности;
-подразделением, вопросы деятельности которого затрагиваются в проекте приказа по основной деятельности (за исключением подразделений, в которых проводилась аудиторская проверка);
-юридической службой;
-службой ДОУ.
Приказ по личному составу - правовой акт, издаваемый в целях оформления приема на работу, перевода на другую работу, перемещения, отстранения от работы, увольнения с работы, применения мер дисциплинарного воздействия, поощрения работников, а также по вопросам пенсионного обеспечения и другим вопросам работы с персоналом. Приказ по личному составу подписывается руководителем учреждения либо лицом, его замещающим. Подготовку проекта приказа по личному составу осуществляет служба по работе с персоналом учреждения на основании заключенного трудового договора и письменного заявления работника либо иных документов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Подготовленный проект приказа по личному составу должен быть завизирован заместителем руководителя учреждения, курирующим подразделение, либо руководителем данного подразделения, службой по работе с персоналом и юридической службой.
Распоряжение - правовой акт, издаваемый в целях разрешения, как правило, оперативных, административных и хозяйственных вопросов. Распоряжение оформляются, подписываются и визируются так же, как и приказы.
1.2.2 Составление и оформление договорно-правовой документации
Роль договорно-правовой документации заключается в закреплении заинтересованных партнерских отношений, предполагающих в процессе сотрудничества определенные взаимные обязательства и права, закрепленные в письменной форме договорными обязательствами.
Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Любой договор можно разделить на четыре части:
-Преамбула (вводная часть). Указываются вид договора, дата и место подписания, полные наименования сторон, фамилии, имена, отчества и должности представителей сторон, подписывающих договор, а также наименование документов, подтверждающих их полномочия.
-Существенные условия договора. Определяют объект договора, цену договора и любые другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
-Обычные условия договора. Влияют на реализацию прав и обязанностей сторон (это срок действия договора, порядок расчетов, ответственность сторон и другое).
-Случайные условия договора. Изменяют либо дополняют обычные условия или условия, непредусмотренные законом, которые стороны считают необходимым включить в свой договор.
Гражданским кодексом предусмотрены такие виды договоров, как :
-Возмездный и безвозмездный договоры;
-Публичный договор;
-Договор присоединения;
-Предварительный договор;
-Договор в пользу третьего лица.
К реквизитам удостоверения договора относятся: личные подписи представителей сторон, их юридические адреса, банковские реквизиты, указания на количество экземпляров договора, печати сторон, регистрационный номер.
Содержательная часть договора структурно подразделяется на две составные части - специфические и общие условия договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В заключительной части договора указываются:
юридические адреса сторон;
все предложения, которые являются неотъемлемыми частями договора;
подписи сторон.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора. Договор подписывается лицами его заключившими, при этом указывается место (город и т.п.) и дата подписания. Договор скрепляется печатями сторон. Полномочия подписывающих договор лиц прилагаться должны к договору.
Приложения к договорам используются в целях стандартизации договоров, помимо этого приложениями к договорам могут оформляться какие-либо дополнительные требования, спецификации, инструкции, чертежи или, например, цены, зафиксированные на определенный период времени. Условия, общие для всех заключаемых договоров, содержатся собственно в тексте договора, а в отношении условий, отличающихся от договора к договору, делается ссылка на приложение, которое и содержит эти особенные условия.
Доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу, для представительства перед третьими лицами. Доверенности могут выдаваться организациями (их должностными лицами) другим должностным лицам, а также частными лицами - другим частным лицам.
Действующее законодательство предусматривает несколько видов доверенностей. В зависимости от объема и характера выраженных в доверенности полномочий, принято различать:
-Генеральная доверенность - имеет место тогда, когда выдается доверенность на совершение действий, охватывающих всю сферу деятельности юридического лица или на общее управление всем имуществом гражданина, специальные и разовые доверенности.
-Специальная доверенность - имеет место тогда, когда доверенность выдается на совершение какого-то комплекса связанных между собой юридических действий.
-Разовая доверенность выдается, на совершение какого-то одного действия, одной конкретной сделки (например, получение почтового перевода, подписание договора, составление акта и т.п.) и после его совершения она прекращает свое действие.
При этом доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть удостоверена нотариально, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
1.3 Организация работы с организационно-распорядительной и договорно-правовой документацией
Документооборот является обязательной составляющей эффективного управления организацией.
Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
К общим принципам организации документооборота можно отнести следующие:
-оперативность движения документов, его целенаправленное регулирование и оптимальное осуществление;
-обеспечение единообразия в порядке прохождения и технологии обработки основных категорий документов;
-исключение инстанций прохождения и действий с документами, не обусловленных деловой необходимостью.
Таким образом, главным правилом организации документооборота является оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами труда и времени.
Существуют 3 формы организации делопроизводства в системе управления:
1.Централизованная - здесь сосредотачиваются все технологические операции, от создания документа, его приема, обработки, до регистрации, контроля за исполнением, подготовки документов для передачи на хранение. Такая форма делопроизводства применяется в небольших организациях с малым документооборотом.
2.Децентрализованная - применяется в крупных организациях, расположенных за пределами центрального офиса. В каждом структурном подразделении создается собственная система обработки документов (самостоятельно ведут регистрацию, контроль, организуют хранение).
.Смешанная - самая распространенная и эффективная. При этой системе основные технологические операции (регистрация, контроль, доставка, копирование и хранение) проводятся в одном месте; второстепенные операции (подготовка документов, их исполнение, формирование дел) - в структурном подразделении. Такое разделение труда позволяет специализировать сотрудников, эффективно использовать технические средства.
Исходя из форм организации делопроизводства, принятой в организации, количества документов, масштабов деятельности выбирается структура делопроизводственных служб, в задачу которых входит организация делопроизводства и его совершенствование.
Для установления и закрепления единого порядка составления документов и организации работы с ними в учреждении рекомендуется разрабатывать инструкции по делопроизводству. Если в организации по каким-либо причинам еще не разработана инструкция по делопроизводству, то при работе с документами можно использовать Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденную приказом Минкультуры России от 08.11.2005 №536, или на ее основе разработать свою.
График документооборота составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым подразделением организации. В график документооборота включаются следующие разделы: порядок создания документа (количество экземпляров, ответственный за выписку, за оформление, за исполнение, а также срок исполнения); порядок проверки документа (ответственный за проверку, кто представляет, порядок и срок представления); порядок обработки документа (исполнитель, срок исполнения); порядок передачи документа в архив (исполнитель, срок передачи).
В технологической цепочке обработки и движения документов выделяются этапы:
-прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;
-предварительное рассмотрение и распределение документов;
-регистрация документов;
-контроль за исполнением;
-информационно-справочная работа;
-исполнение документов, их составление, согласование, оформление;
-отправка или направление в дело.
В делопроизводстве выделяют следующие документопотоки: входящие, исходящие, внутренние. Входящие документы - это документы, которые поступили в учреждение от внешних партнеров. Внутренние документы оформляются в организации и имеют внутреннее применение. Исходящие документы являются ответом на соответствующие входящие документы. Данная работа направлена на рассмотрение организационно- распорядительной и договорно-правовой документации, которая относится к внутренним документам.
Все отправляемые (исходящие) документы оформляются в двух экземплярах, за исключением факсов и телефонограмм. В ряде случаев проект исходящего документа должен быть согласован с другими специалистами, такое согласование оформляется визой. Подготовленный проект исходящего документа предоставляется на подпись руководителю. После подписания руководителем двух экземпляров исходящий документ передается секретарю-референту или работнику службы делопроизводства для регистрации. Отправляемые документы регистрируются в "Журнале регистрации". После регистрации и присвоения исходящему документу номера необходимо зафиксировать его рукописным или машинописным способом на обоих экземплярах.
Таким образом, нормативно-правовые акты регламентирующие процессы документационного обеспечения управления являются основополагающей делопроизводства. Документооборот исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учета, его нельзя рассматривать в отрыве от специфических процессов конкретной организации.
Учреждение организует свою работу в основном при использовании организационно-распорядительной и договорно-правовой документации. Организационно- распорядительная документация фиксирует реализацию решений в управленческой деятельности учреждения. Это наиболее широко используемый вид документации. Также, своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.
Документооборот - один из важнейших компонентов, необходимый для построения деятельности организации. Выстраивание эффективного документооборота необходимо как для успешной работы учреждения в целом, так и организации деятельности подразделений и взаимодействия между ними.
2. Исследование системы организационной, распорядительной и договорно-правовой документации как управляющей функции в деятельности учреждения банка
.1 Характеристика системы организационно-правовой структуры учреждения банка и правовых актов, регламентирующих ее деятельность
.1.1 Организационно-правовая структура учреждения банка
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" - один из крупнейших банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций банка находится в собственности государства. Орловский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" создан 20 октября 2000 года, рег. №3349/10.
Органами управления Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" являются:
1)Общее собрание акционеров;
2)Наблюдательный совет;
)Правление Банка;
)Председатель правления Банка.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Банк проводит ежегодно годовое Общее собрание акционеров. Годовое Общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов - Председателя Правления и Правления. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом Банка.
Корпоративный секретарь ОАО "Россельхозбанк" обеспечивает соблюдение Банком корпоративных процедур, гарантирующих реализацию законных прав и интересов его акционеров. Корпоративный секретарь подчиняется
Кредитные ресурсы Открытого акционерного общества "Российский вкладов физических лиц.
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" создает и обеспечивает функционирование системы внутреннего контроля, в которую входят органы управления банка и ревизионная комиссия.
% акций ОАО "Россельхозбанк" принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, действующего на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. №432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
Миссия ОАО "Россельхозбанк" заключается в обеспечении доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.
ОАО "Россельхозбанк" является агентом Правительства Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ в аграрном комплексе. Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляют единую систему.
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" приобретает статус юридического лица с момента его регистрации.
Акционерами Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" являются юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" имеет филиалы и открывает представительства.
Филиалы и представительства Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании Положений о них. Региональная сеть ОАО "Россельхозбанк" состоит из 78 филиалов и 1481 дополнительный офис.
Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" и действуют на основании выданной им доверенности.
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" наделяет филиалы и представительства имуществом, которое учитывается как на их отдельном балансе, так и на балансе головного банка.
Банк (филиал) по решению Правления Банка вправе открывать дополнительные офисы, операционные офисы, а также иные внутренние структурные подразделения.
Уставный капитал Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.
Уставный капитал Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" сформирован в сумме 61223000 рублей и разделен на 61223 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000000 рублей каждая.
В Открытом акционерном обществе "Российский Сельскохозяйственный банк" создается резервный фонд в размере 15% от его уставного капитала.
2.1.2 Характеристика организационных документов определяющих деятельность кредитной организации
Деятельность Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" определена следующими организационными документами: устав, положение об общем собрании акционеров, положение о правлении, положение о совете директоров, положение о ревизионной комиссии и инструкция о делопроизводстве.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
ОАО "Россельхозбанк" производит осуществление банковских операций на основании следующих лицензий:
-Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 3349 (выдана ЦБ РФ 11.07.2012)
-Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (выдана ЦБ РФ 17.04.2013 №3349)
-Лицензия на осуществление депозитарной деятельности (выдана Федеральной службой по финансовым рынкам от 19.05.2005 №077-08461-000100)
-Лицензия на осуществление дилерской деятельности (выдана Федеральной службой по финансовым рынкам от 19.05.2005 №077-08456-010000)
-Лицензия на осуществление брокерской деятельности (выдана Федеральной службой по финансовым рынкам от 19.05.2005 №077-08455-100000)
-Лицензия биржевого посредника, совершающего товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле (выдана Федеральной службой по финансовым рынкам от 17.11.2009 №1473)
-Лицензия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (выдана Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России от 11.04.2013 г. рег. №12810 Н)
-Сертификат о прохождении ОАО "Россельхозбанк" процедуры оценки соответствия требованиям международного Стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard - PCI DSS) (выдан ЗАО "Энвижн Груп", QSA-аудитором, сертифицированным Советом PCI SSC, от 21.02.2014 г.).
Организационная деятельность банка выражается в разработке и утверждении соответствующего комплекса организационных документов. Цель разработки организационно-правовых документов - рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
Орловский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" выполняет свою деятельность на основании устава. Устав - правовой акт, определяет структуру, функции и права организации. Устав разработан и утвержден учредителями юридического лица. На основании инструкции по делопроизводству Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" определение устава аналогично ГОСТУ Р 7.0.8.-2013 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", что говорит о соблюдении требований ГОСТа. Устав содержит набор обязательных реквизитов: наименование организации, данные об организации, наименование вида документа, место издания,гриф утверждения и текст документа, который соответствуют рекомендациям ЕГСДОУ, что является положительным моментом в организации управленческой деятельности регионального филиала.
Состав формуляра реквизитов документов совпадает с требованиями ЕГСДОУ.
Орловский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" осуществляет свою деятельность также на основании положений, что является внутренними нормативными актами банка, предназначенными для нормативно-правовой регламентации. Положения филиала рассматривают деятельность рабочих органов банка, действующих на постоянной основе (комитеты, комиссии) и отдельных должностных лиц. Например: Положение о главном бухгалтере банка, Положение об инспекторе Службы внутреннего контроля банка при региональном филиале. Также рассматривают вопросы организации управленческих и финансовых процессов. Например: Положение о порядке приема на работу, перевода и увольнения работников банка. Положение о региональном филиале банка утверждается решением Правления банка.
Регламент - внутренний документ, устанавливающий порядок деятельности руководства Банка или уполномоченного органа Банка, определяющий порядок планирования работы, подготовки материалов для рассмотрения на заседании, внесение материалов на рассмотрение, порядок принятия решений, ведение протокола заседания, порядок доведения решений до исполнителей и другие вопросы.
Обязательными реквизиты регламента Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" следующие: наименование организации, наименование уполномоченного органа Банка, вид документа, дата и номер документы, место составление, гриф утверждения, текст и подпись. Регламенты согласовываются с заинтересованными подразделениями и юридической службой и утверждаются руководителем банка или руководителем уполномоченного органа банка.
Формуляр реквизитов положения и регламента полностью соответствуют законодательству Российской Федерации.
Инструкция, являясь внутренним нормативным документом Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" обладает отличительным признаком. Это заключается в высокой степени детализации положений инструкции, что позволяет адресовать их как обязательное правило поведения работникам в привязке к выполнениям ими трудовым и другим обязанностям.
В заголовке инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования, например:
-Инструкция о порядке предоставления и учета кредитов;
-Инструкция о соблюдении режима коммерческой тайны;
-Инструкция по технике безопасности.
Констатирующей частью инструкции служит раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта, сфера распространения, ответственность за нарушения установленных правил и технологий. Текст инструкции излагается от третьего лица единственного или множественного лица. В текст используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "не допускается", "запрещается" и т.п.
Основной текст может делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты.
Инструкцию подписывает директор филиала и вводится в действие приказами. Утверждается решениями уполномоченных органов банка и вводятся в действие приказами банка. Введение изменений и дополнений в инструкцию, а также изложение документа в новой редакции оформляется приказом банка.
Должностная инструкция - документ, издаваемый банком в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы. Должностная инструкция разрабатывается на основе общего классификатора должностей.
Должностные инструкции разрабатываются филиалом в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Орловский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" соблюдает требования действующего законодательства и следует установленным ГОСТам и стандартам по делопроизводству, что свидетельствует о правильной организации работы с документами и гарантирует стабильную работу кредитной организации.
2.1.3 Порядок оформления распорядительной и договорно-правовой документации кредитной организации
К распорядительной документации в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" относятся такие документы, как приказы и распоряжения.
Процедура издания приказов и распоряжений в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" состоит из отдельных этапов, которые осуществляются в определенной последовательности:
1.Инициирование издания приказа или распоряжения.
Проекты приказов и распоряжений могут готовиться в следующих случаях:
-на плановой основе (в соответствии с ранее разработанным планом или программой);
-по поручению директора филиала;
Обоснование необходимости издания приказа или распоряжения может излагаться в докладной записке, предложении, акте, служебном письме. Эти документы выступают в качестве инициирующих решение.
2.Сбор и анализ информации для подготовки проекта документа.
Данный этап предусматривает прежде всего сбор и анализ объективной, достаточной и своевременной информации, необходимой для выработки управленческого решения, которое впоследствии будет отражено в издаваемом приказе или распоряжении.
Источниками информации могут быть:
-законодательные акты и нормативная документация;
-текущая документация организации;
-документы, поступающие из других организаций;
-архивные документы и др.
Итогом сбора и анализа информации является выработка управленческого решения. Стоит обратить внимание на то, что в процессе анализа информации обычно прорабатываются различные варианты решений и после их всесторонней оценки выбирается одно, наиболее приемлемое.
3.Подготовка проекта приказа или распоряжения.
Говоря о подготовке проекта, нужно отметить, что специалист подготавливает именно проект, а не документ. Проект не имеет юридической силы, и, чтобы проект распорядительного документа стал приказом или распоряжением, он должен пройти процедуру согласования и подписания. Кроме того, после подписания необходима регистрация документа.
Оформляются проекты приказов и распоряжений в соответствии с требованиями ГОСТа Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
4.Согласование проекта документа.
Согласование проекта документа подразумевает:
-внутреннее согласование или визирование (если для издания документа достаточно внутреннего согласования), которое оформляется реквизитом "визы согласования документа";
-внешнее согласование (если необходимо провести экспертизу решения в других организациях). К внешнему согласованию проектов приказов и распоряжений прибегают редко.
5.Доработка проекта приказа или распоряжения по замечаниям согласующих.
6.Подписание приказа или распоряжения.
Согласованный проект документа передается на подпись директору филиала.
Если визы согласования оформлялись не на оборотной стороне последнего листа проекта, а на отдельном листе согласования, то в этом случае также необходимо передать директору лист согласования проекта документа. Его подпись превращает проект документа в полноценный документ, после чего он должен быть зарегистрирован.
7.Регистрация приказа или распоряжения.
Регистрация документа - это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения.
Регистрация осуществляется одним из трех способов:
-записью о документе в бумажном журнале (журнальная форма регистрации);
-записью в бумажной регистрационно-контрольной карточке (карточная форма регистрации);
-внесением информации о документе в систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота (автоматизированная форма регистрации).
8.Доведение приказа или распоряжения до исполнителей.
Доведение распорядительного документа до исполнителей - это тиражирование документа, его рассылка (в возможно сжатые сроки) или передача исполнителям.
Вышеприведенные этапы выполняются последовательно, от первого этапа к восьмому, кроме того, пятый этап может вообще отсутствовать, если на этапе согласования не возникнет никаких замечаний к проекту документа.
К договорно-правовой документации относятся в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" договоры (кредитные, банковского вклада).
Процедура создания договорно-правовой документации состоит из следующих этапов:
1.Подготовка проекта договора.
Подготовка проекта договора (составление своего проекта договора либо рассмотрение поступившего от контрагента) осуществляется ответственным исполнителем филиала, которое инициирует заключение договора, вместе с юристом.
Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
2.Согласование.
Подготовленный проект договора ответственный исполнитель представляет вместе с пакетом документов. Листы согласования проектов договоров регистрируются в специальном журнале регистрации, что позволяет четко фиксировать количество поступающих на согласование проектов договоров. В журнале также отражается ход согласования проектов договоров.
3.Заключение договора (подписание и заверение печатью).
Согласованный всеми специалистами проект договора готовится для подписания.
4.Регистрация
Все подписанные руководителем договоры передаются для регистрации с присвоением договору соответствующего номера.
Каждая сторона договора должна после подписания присвоить ему порядковый номер и обеспечить его внутреннюю регистрацию.
5.Учет и оперативное хранение, выдачу копий (оригиналов) договоров.
Договор, подписанный от имени кредитной организации, передается ответственному исполнителю под роспись в листе для передачи.
6.Формирование базы по документам.
7.Организация исполнения договоров.
Во внутреннем нормативном документе должен быть определен перечень регистрационных и учредительных документов, которые следует запросить у контрагента перед заключением с ним сделки. Состав документов зависит от того, с кем кредитная организация имеет дело - это физическое лицо или юридическое, резидент или нерезидент Российской Федерации.
Все необходимые о контрагенте документы предоставляются ответственным исполнителем вместе с договором в договорный отдел, где они и подлежат хранению.
8.Подготовка договоров к сдаче в архив.
Договоры, подписанные уполномоченным лицом организации, передаются работниками договорного отдела ответственному исполнителю, а договоры, имеющие подписи всех сторон (как правило, это двусторонние сделки), остаются в службе делопроизводства для оперативного хранения.
Все договоры формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел.
2.2 Исследование технологии документооборота учреждения банка на основе синтеза традиционных "бумажных" и компьютерных технологий
.2.1 Принципы организации работы с документами, оформленными на "бумажных" носителях информации
Поток документов, циркулирующий от начала их создания до передачи в архив, является документооборотом учреждения банка. Четко организованный документооборот обеспечивает возможность оперативного применения информации, используемой в документе, в текущей деятельности и защищает учреждение от возможного ущерба в результате его несанкционированного использования. Все названные аспекты работы с документами образуют систему внутреннего документооборота.
Для грамотной организации работы Орловский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" решает, какие документы действительно нужны кредитной организации. Обязательный минимум документов для любой организации определен законом. Так, гражданское законодательство устанавливает перечень необходимых документов, подтверждающих право и дееспособность учреждения, то есть возможность совершать сделки и принимать на себя обязательства. Основу документооборота составляют следующие документы: приказы, распоряжения, договоры.
Документооборот филиала также организован на входящей, исходящей и внутренней документации. Документы, поступающие в банк на бумажных носителях, проходят первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию (автоматизированный учет), рассмотрение руководством банка и доставку исполнителям.
Доставка документов на бумажном носителе в банк и их отправление осуществляется:
-отделениями почтовой связи ФГУП "Почта России";
-спецсвязью и фельдъегерской связью;
-компанией "TNT Express Worldwide"(или " DHL").
Прием и первичная обработка документов осуществляется работниками службы ДОУ. Конверты с документами вскрываются (за исключением конвертов с пометкой "лично"), проверяется правильность доставки, целостность упаковки корреспонденции. На полученном документе проставляется регистрационный штамп.
Документы, адресованные руководству организации, а также без указания конкретного лица или структурного подразделения предварительно рассматриваются в службе ДОУ, а затем направляются руководству или в подразделение.
Предварительное рассмотрение документов проводится с целью распределения поступивших документов на требующие обязательного рассмотрения руководством и направляемые непосредственно в структурные подразделения и ответственным исполнителям. Предварительное рассмотрение осуществляется, исходя из оценки их содержания, на основании установленного в организации распределения обязанностей.
Рассмотренные руководством документы возвращаются в службу ДОУ, где в регистрационно-контрольную форму вносится содержание резолюции, а документ передается на исполнение.
Подлинник документа, который исполняется несколькими структурными подразделениями, получает ответственный исполнитель, остальным исполнителям передаются копии.
Работник банка, получивший корреспонденцию, при передаче документа на бумажном носителе для регистрации в службу ДОУ указывает на оборотной стороне документы свои инициалы, фамилию и дату получения.
Предварительное рассмотрение документов проводится с целью распределения поступивших документов на:
-документы, требующие обязательного рассмотрения директором филиала;
-документы, направляемые непосредственно в подразделения;
-обращения юридических и физических лиц (жалобы, заявления, предложения).
Документы, поступающие непосредственно в адрес подразделения, регистрируются делопроизводителем данного подразделения. Передача документов на исполнение без регистрации не допускается.
Исходящие документы, подготовленные к подписанию, должны быть оформлены с соблюдением установленных требований. При направлении документов на подпись проверяется наличие виз, приложений, правильность адресования, соответствие бланка должности подписавшего, наличие заголовка к документы, данных об исполнителе (фамилия и номер телефона).
Регистрация исходящих документов осуществляется после их подписания и заключается в присвоении регистрационного номера и даты, которые проставляются на документе.
Делопроизводитель филиала осуществляет регистрацию документов и обеспечивает проверку правильности оформления документа на бумажном носителе.
Прохождение внутренних документов на этапах подготовки и оформления соответствует прохождению исходящих документов, а на этапе исполнения - входящих документов.
Работа с внутренними документами также, как и с исходящими документами, начинается с подготовки проекта документам, завершается визированием и направлением директору филиала на подпись и регистрацию.
Внутренние документы, подлежащие исполнению, ставят на контроль. Исполненные документы подшивают в дело, предусмотренной номенклатурой дел.
Осуществление документооборота на бумажном носителе осуществляется в соответствии с Положением о делопроизводстве, в котором устанавливается последовательность организации работы с документами.
2.2.2 Исследование технологии документооборота кредитной организации при использовании автоматизированного программного обеспечения
Для осуществления электронного документооборота необходимо наличие средств вычислительной техники, обязательна стопроцентная оснащенность персональными компьютерами всех сотрудников, работающих с документами, средств связи между всеми рабочими местами, автоматизированной системы делопроизводства, использующей программное обеспечение, служб и технических возможностей перевода входящих бумажных документов в электронную форму.
Система электронного документооборота представляет собой интеграционную систему, охватывающую делопроизводство и подготовку документов и связывающую их с внешней средой электронного обмена.
Важным преимуществом технологии подготовки документов, используемой в электронном документообороте и делопроизводстве, является возможность автоматизации всего процесса согласования и утверждения документа, в том числе и с использованием электронных аналогов собственноручной подписи.
Доставка документов в электронном виде и их отправление осуществляется с использованием технических средств обработки и передачи информации, таких как:
.Электронная почта (LOTUSNOTES и др.);
.Межбанковская связь (ТЕЛЕКС, СВИФТ);