Философия и ораторско-риторическая диспозиция – факторы формирования Венской классической школы и формы сонатного аллегро
МИНИСТЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конкурсная
работа
XXV
Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области
музыкального искусства - 2015
на
тему: «Философия и ораторско-риторическая диспозиция - факторы формирования
Венской классической школы и формы сонатного аллегро»
Кодовое слово (шифр) работы: Kleitzmer,
ораторско-риторическая диспозиция
г. Москва,
2015 г.
Содержание
Вступление: цель, объект и методы
исследования
1. Философия, этика и эстетика
Века Просвещения
2. Жанры и формы эпохи
классицизма
. Ораторско-риторическая
диспозиция и форма сонатного аллегро
. Применение
ораторско-риторической диспозиции на примере фортепианных сонат Бетховена
Заключение
Список литературы
Вступление: цель, объект и методы исследования
Концепция, которая изложена в данной работе,
является отражением духовной культуры и образа жизни людей Века Просвещения (XVIII
век) и находит своё отражение в музыке классицизма.
Целью данной работы является исследование
философии эпохи венского классицизма и концепции ораторско-риторической
диспозиции, которые повлияли на формирование самой школы и одну из ключевых
форм, возникших в то время - форму сонатного аллегро.
Объект исследования: сонатная форма,
ораторско-риторическая диспозиция и их взаимосвязь, выражающаяся в единой общей
системе ценностей - философии и этике Века Просвещения (XVIII
- первая треть XIX
века).
Методы исследования: анализ музыкальных
произведений и формы сонатного аллегро с позиции проявления в ней принципов
ораторско-риторической диспозиции. На мой взгляд, рассмотрение сонатной формы,
в которой имеется конфликт между ГП и ПП, является ярким музыкально-научным
доказательством существования в такой форме ораторско-риторической диспозиции.
1. Философия, этика и эстетика Века Просвещения
сонатный
аллегро ораторский диспозиция
Для полного раскрытия темы рассмотрим данный
исторический период в контексте идеологии и философии того времени, оказавшей
наибольшее влияние на культуру и искусство.
Философия Нового времени связана с развитием
капитализма и науки. Эпоха Великих Географических открытий, освоение новых
территорий привели к созданию мощной колониально-империалистической и
индустриальной (промышленной) систем. «Мы не можем ждать милостей от природы.
Взять их у неё - наша задача» - эти слова Ивана Мичурина, произнесённые им в
начале XX века, тем не менее, ярко отражают суть всего Нового и Новейшего
времён. На первый план выходит коммерческая выгода и вера в человеческий Разум,
а также построение Царства Справедливости и порядка. Идеи о свободе личности,
равенстве всех перед законом и братстве стали основным лозунгом Века
Просвещения (XVIII век).
Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в
истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и
общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали
рационализм и свободомыслие.
Ещё в Эпоху Великих географических открытий (XV
- XVI вв.) европейские
страны обрели новые знания об окружающем их мире, заложив тем самым основу для
современной науки и техники. К началу XVIII
века появляются империи, имеющие колонии почти во всём мире: в Новом Свете,
Африке, Азии. Европа становится центром и властителем всего мира.
Век Просвещения - особый период в
истории Нового времени: люди верят в создание справедливого Царства Разума, где
всё основано на Законах природы и выверено с математической точностью.
Секуляризируется общественное сознание, то есть общество становится светским, а
значит, религия отходит на второй план и уступает место человеку. Таким образом,
культура с этого времени из теоцентрической превращается в антропоцентрическую.
Мир Века Просвещения - это часовой механизм, работающий точно и беспрерывно.
Главными ценностями человека становятся знания и технологии. В это время
французскими просветителями была написана первая в мире Энциклопедия, вобравшая
в себя все знания той эпохи. Главными её характеристиками стали
упорядоченность, логичность, лаконичность изложения материала. Было введено
понятие «прогресс» (от лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/Латинский_язык>
«progressus» -
«движение вперёд», «успех») - направление развития от низшего к высшему,
поступательное движение вперёд, к лучшему.
Общество получило мощный стимул для
своего развития с зарождением капитализма, ставшего новой формой социального
сознания. Конкуренция и стремление к монополии, максимальное извлечение прибыли
и борьба за потребителя привели к новому мироустройству и миропониманию:
возникает более интенсивный поиск решения новых задач, идёт бурное развитие
экономик европейских монархий, совершаются открытия новых земель и завоевания
колоний. Всё в мире подчиняется единому порядку и гармонии, что в итоге
породило новую культуру, опирающуюся на опыт античности, с одной стороны, и
экспериментальную форму познания мира, с другой.
Всё это не могло не оказать влияния
и на искусство. Принципы, заложенные французскими
просветителями-энциклопедистами, стали основой эстетики эпохи. Секуляризация
привела к созданию светских жанров искусства, которые обрели чёткие и ясные
структуру и форму, лаконичность и упорядоченность, строгие черты и симметрию,
равновесие и гармонию, подчинённость элементов частей единому целому и т.п.
Основой содержания произведений становится человек-личность и его жизнь,
взаимоотношения господ и слуг, где впервые обращается внимание на низший и
формирующийся средний класс и т.п. Возникает вера людей в идеал как в образец
для подражания.
В этот период появляется множество
философских систем, из которых наибольшее влияние на умы людей того времени
оказали концепции немецких философов-классиков Иммануила Канта и Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля, а также работы английского экономиста Адама Смита.
. Жанры и формы эпохи классицизма
Все основные аспекты жизни людей
того времени были отражены в материальной и духовной культуре. Со становлением
светского общества художники-живописцы, поэты и писатели, музыканты обращаются
к формам классического искусства Древней Греции, в центре которого - человек,
его мысли и чувства, переживания, проблемы - вся его жизнь. С секуляризацией культуры
светская музыка выходит на первый план и становится воплощением нового образа
мышления. Потребности публики в создании новой комфортной звуковой среды, новых
жанров и стиля музыки - всё это послужило основой возникновения такого
направления в музыке, как классицизм.
Классицизм в искусстве появился ещё
во второй половине XVII века во Франции, когда своего пика
и абсолюта достигает королевская власть. Огромное влияние на формирование
классицизма в искусстве оказал французский «Король-солнце» Людовик XIV, открывший
ряд академий, в том числе Парижскую академию наук (1666) и Королевскую академию
музыки (Париж, 1669).
В музыку этот стиль проник несколько
позже, в середине XVIII века. Его истоки связаны с городом
Мангейм, расположенным на территории земли Баден-Вюртемберг (Германия).
Основателем течения, известного как Мангеймская школа, считается композитор
чешского происхождения Ян Стамиц (1717 - 1757). Именно здесь сложились черты
так называемого раннего классицизма: появляется большой интерес к симфонической
музыке, формируется и активно развивается гомофонно-гармонический склад, суть
которого - подчинение всех слоев музыкальной ткани (голосов) основной
музыкальной мысли (мелодии). Создаётся большой по тем временам симфонический
оркестр, появляются новые понятия в нюансировке: crescendo
(постепенное увеличение громкости от p к f) и diminuendo
(постепенное уменьшение громкости от f к p).
Утверждается тональная система, в центре которой - взаимоотношения ступеней
внутри лада и за его пределами. Складываются новые жанры. Особое место занимает
сонатно-симфонический цикл, как правило 3- или 4-частный, в иерархии частей
которого отразилось подчинение второстепенного главному в музыке.
Венцом творения
композиторов-классиков стала сонатная форма, состоящая из трёх разделов
(экспозиции, разработки и репризы). Её основу составляют две контрастные, порой
конфликтные, партии - главная и побочная. Также в сонатной форме зачастую
присутствуют связующая и заключительная партии - однако именно
противопоставление главной и побочной в экспозиции и последующее разрешение
этого конфликта (в первую очередь тональное) в репризе является ключевой идеей,
краеугольным камнем сонатной формы. В сонатно-симфоническом цикле данная форма,
как правило, проявляется в первой части - сонатном Allegro.
Мангеймская школа оказала большое
влияние на последующих композиторов, особенно на представителей так называемой
Венской классической школы - Франца Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и
Людвига ван Бетховена. Именно творчество венских классиков стало кульминацией
эпохи классицизма, где своей вершины достигают созданные к этому моменту законы
гармонии, музыкальные формы и жанры. Основными жанрами этой школы стали соната,
концерт, симфония, увертюра.
Соната - жанр сольной и камерной
музыки, предназначенный для исполнения одним или несколькими инструментами, где
I часть -
сонатное allegro, II -
медленная, обычно - Adagio, III - быстрый
финал.
Наиболее популярными были сонаты для
клавира. Гайдн писал сонаты для клавесина, отчего их формы выглядят
по-настоящему камерными, а их звучание - лёгким, но динамичным. Моцарт и
Бетховен писали сонаты для набиравшего популярность инструмента, который
впоследствии вытеснил клавесин с концертных площадок - фортепиано, которое
изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори (1709 г.). Потому музыка этих
композиторов наполнена большой внутренней энергией. Однако у Моцарта - это жанр
чисто камерного характера, тогда как у Бетховена соната обретает сольные черты,
которые позволили бы назвать этот жанр «маленьким концертом». Всего Гайдном
было написано 52 клавесинных сонаты и 12 для скрипки и клавира, Моцартом - 19
фортепианных и 45 скрипичных, Бетховеном - 32 сонаты для фортепиано, 10 для
фортепиано и скрипки, 5 - для фортепиано и виолончели.
Концертом называется жанр для
солирующего инструмента и противопоставленного ему оркестра (отсюда название
жанра - от лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/Латинский_язык> concertare -
«состязаться»). Концерты писались для разных инструментов, чаще всего для
клавира или скрипки. Так же, как в сонате и симфонии, в этом жанре утвердилась
сонатная форма (обычно в первой части), особенностью которой является наличие
так называемой двойной экспозиции: сперва в оркестре, затем в партии солиста.
Симфония в разные времена понималась
по-разному. У Баха симфонией называлась трёхголосная инвенция (наподобие
этюдов, написанных специально для сына Вильгельма Фридемана). Со временем
симфония стала формироваться из жанра увертюры - симфонического вступления к
опере, которое затем стало исполняться отдельно. Впоследствии жанр симфонии
становился всё популярнее и вытеснял такие старинные жанры, как сюиту. Уже в
первой половине XVIII века популярность симфонии была так велика, а сочинение
её полагалось делом настолько несложным, что «музыкальное общество немецкой
школы» около 1735 года постановило «от всякого кандидата требовать в виде
вступительного взноса подачу симфонии, собственного изготовления, или же
стоимости её в размере полутора талеров». У венских классиков симфония обретает
самостоятельный тематический материал и начинает развиваться понятие
симфонизма, включающее в себя сопоставление тем и развивающуюся технику
производного тематизма. Эта техника в венском классицизме достигает высокого
уровня в творчестве Бетховена (этот же принцип можно увидеть и в его же
фортепианных сонатах).
Итак, выражаясь языком современности, классицизм
можно назвать светским проектом, создавшим образцовую, доступную каждому
образованному человеку музыку. Были изобретены уникальные формы и
художественные средства выразительности, которые позволяли писать музыку для
различной публики, тем самым удовлетворяя вкусы элиты и одновременно
осуществляя первые попытки продвижения культуры в массы. Разумеется, такая
музыка всё равно требует определённого уровня подготовки слушателя, но первый
такой шаг был сделан в классицизме.
. Ораторско-риторическая диспозиция и форма
сонатного аллегро
Под влиянием философии, этики и эстетики
Просвещения в венской классической музыке формируется концепция, берущая начало
ещё в античной риторике. Современные музыковеды (В.Н.Холопова, О.В.Комарницкая,
А.Ю.Кудряшов) называют её ораторско-риторической диспозицией (от лат. «dispositio»
- «расположение»). Она стала важной содержательной идеей в классицизме, особо
культивируемой в драматических жанрах.
Эти идеи были предвосхищены немецким музыкальным
писателем, критиком и теоретиком, композитором Иоганном Маттезоном (1681 -
1764), который в 1739 году изложил принципы ораторско-риторической диспозиции в
своей книге «Совершенный капельмейстер». Говоря о строении ораторской речи, он
выделял такие её разделы, как:
· вступление (exordium)
· повествование (narratio)
· определение темы (propositio)
· подразделение
(partitio)
· возражение (confutatio-1)
· опровержение возражения
(confutatio-2)
· подтверждение начальной мысли (confirmatio)
· отступление
(digressio)
· заключение (conclusio)
В музыке концепция ораторско-риторической
диспозиции отразилась в форме сонатного Allegro.
Суть диспозиции, как было указано выше, заключается в наличии основной мысли и
возражения ей. Аналогичное проявление этого в музыке можно найти в строении
сонатной формы, а именно - в конфликте между двумя основными образами: главной
и побочной темами. Стоит сказать, что не всякий контраст между этими темами
подразумевает конфликт - в таких случаях говорить о диспозиции не приходится,
так как отсутствует возражение основной мысли.
Рассмотрим подробнее, как принципы
ораторско-риторической диспозиции проявляются в структуре сонатной формы.
Сонатное аллегро состоит из трёх крупных
разделов. Первый раздел формы - экспозиция, где представлены (экспонируются)
основные партии: главная (далее - ГП), связующая (СП), побочная (ПП) и
заключительная (ЗП). В ГП заключена главная мысль (по ораторско-риторической
диспозиции - определение темы, ключевая идея - propositio).
Перед ней (а значит, и перед всей экспозицией) может быть вступление - exordium,
и продолжение вступления в виде narratio
(повествования). Сама ГП может быть представлена формой периода, излагается в
основной тональности, отклонения редки. Далее следует СП (partitio
- подразделение). Здесь осуществляется переход от ГП к ПП, а следовательно - от
тематического материала ГП к материалу ПП, а также из основной тональности в
тональность ПП (в мажоре это чаще всего доминанта, в миноре - параллельная
тональность). ПП в ораторско-риторической диспозиции соответствует эпизоду
возражения или доказательства от противного (confutatio-1).
Внутри ПП часто встречается так называемый сдвиг или прорыв - момент
драматизации лирической ПП, иногда за счёт вторжения в неё интонаций ГП или
другого контрастного материала. Этот момент обозначается как confutatio-2
- опровержение возражения (возражение по отношению к confutatio-1).
Завершает экспозицию ЗП, соответствующая утверждению первоначальной мысли (confirmatio).
Внутри ЗП может быть отступление (digressio),
окончание ЗП в диспозиции именуется conclusio
(основано на общих формах движения).
После экспозиции идёт разработка, в которой
сталкиваются и развиваются в конфликтном взаимодействии ГП и ПП (чаще всего с
акцентом на ГП) - это самый драматичный эпизод во всей форме. В
ораторско-риторической диспозиции иногда выделяют отдельный раздел
доказательств - argumentatio
или tractatio.
Результатом такого столкновения является реприза, в которой происходит утверждение
основной мысли (propositio
- ГП). Её может предвосхищать предыкт - неустойчивый раздел в конце разработки,
венчающий её на D-органном
пункте.
Реприза практически точно повторяет материал
экспозиции с проведением всех партий в главной тональности (впрочем, у
Бетховена тональный план может выглядеть свободнее, а вся реприза может быть
динамизирована). Звучание ПП в основной тональности говорит о признании ведущей
роли ГП - то есть confutatio-1
оказывается слабее propositio.
После ЗП репризы встречается и дополнительный
раздел - кода. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой
и обобщением тем. Для Бетховена характерны и случаи, когда кода является
продолжением развития, начатого в разработке (так называемая «кода - вторая
разработка»).
Воздействие ораторской речи выразилось и в
интонационном звучании классической сонатной формы. Приведём типичные отрывки
из классической риторики, в которых слышны их речевые интонации.
Вступление (exordium)
- интонации призывные: «Жители Смирны!..», «Сенаторы!..»
Изложение, рассказ (narratio)
- интонации повествовательные: «Итак, я начну с того вопроса…», «Так вот я хочу
с полной откровенностью разобрать перед вами…»
Определение темы (propositio)
- утвердительность, решительность: «Ведь дело вот в чём…», «Да, положение
таково…»
Возражения и опровержения (confutatio)
- интонации сомнения и ещё более решительного утверждения: «Так что же -
по-твоему, из-за боязни этих последствий мы должны исполнять чужие приказания?
И ты это предлагаешь?..» - «Ничуть не бывало…»
Заключение (confirmatio
и conclusio) -
утвердительность, призывность: «Будьте же великими, мощными и знаменитыми!», «Я
думаю, что даю всем правильный совет…»
Строение классической сонатной формы можно
представить в виде следующей краткой схемы:
Взаимодействие двух содержательных планов -
риторического (в виде диспозиции) и композиционного (в виде сонатной формы) -
основано на идеях Просвещения, самыми яркими из которых можно считать три
закона диалектики Гегеля:
. Закон единства и противоположности
начал
. Отрицание отрицания (двойное отрицание)
Данное взаимодействие можно также представить
следующим образом:
. Тезис - определение темы и утверждение
мысли
. Антитезис - возражение или
доказательство
. Синтез - опровержение возражения и
утверждение темы в виде первоначальной, главной мысли.
Эти законы проявляются в музыке на различных
уровнях, например:
а) На уровне экспозиции сонатной формы: ГП - ПП
- ЗП, где ГП - наподобие propositio,
ПП - confutatio, ЗП - confirmatio.
б) На уровне сонатного Allegro:
экспозиция - разработка - реприза
в) На уровне сонатно-симфонического цикла: I
- II - III
части (в трёхчастных циклах).
По мнению В.Н.Холоповой, «несмотря на хрестоматийную
известность строения античной ораторской речи в течение веков, для того, чтобы
в музыку вошёл её диалектический момент, должен был наступить этап
диалектического мышления в человеческом сознании, породивший тождественную
логику в музыке Бетховена и философии Гегеля».
Ниже приведена краткая таблица взаимодействия
разделов сонатной формы и ораторско-риторической диспозиции.
Раздел
ораторско-риторической диспозиции
|
Раздел
сонатной формы
|
Exordium
|
Вступление
к сонатной форме или начало ГП
|
Narratio - повествование,
рассказ
|
Продолжение
вступления или ГП
|
Propositio -
определение темы (тезис)
|
ГП
|
Partitio -
подразделение
|
СП
|
Confutatio-1 -
возражение или доказательство от противного (антитезис)
|
ПП
(либо её первая половина)
|
Confutatio-2 -
опровержение возражения
|
Сдвиг
или прорыв (вторая половина ПП)
|
Confirmatio -
утверждение (синтез)
|
ЗП
|
Digressio -
отступление
|
Дополнительное
построение внутри ЗП
|
Conclusio -
заключение
|
Окончание
ЗП
|
Argumentatio
(или tractatio)
в сонатной форме отражается в виде разработки (как аналога раздела
доказательств) при столкновении ГП и ПП.
. Применение ораторско-риторической диспозиции
на примере фортепианных сонат Бетховена
фортепианные сонаты - одна из вершин творчества
Бетховена. К сонате композитор обращался на протяжении практически всей жизни
(с 1790-х до 1822 года), поэтому все этапы его творческого пути отражаются в
произведениях этого жанра. В сонатах Бетховена нашли выражение все черты,
характерные как для его стиля, так и для всей эпохи.
Рассмотрим некоторые сонаты с точки зрения
соотношения ораторско-риторической диспозиции и формы.
Соната №8 для фортепиано «Патетическая» (op.13)
I часть.
Grave - Allegro di molto con brio
Ораторско-риторическая диспозиция на уровне
вступления (Grave):
такт - propositio
- утверждение волевой темы
такт - partitio
такт - confutatio-1
- лирическая сфера вторая половина 5 такта - confutatio-2
- решительное опровержение confutatio-1
такт - confutatio-1
(как вторая попытка возражения) вторая половина 6 такта - confutatio-2
- 8 такты - confutatio-1
(неуверенное возражение)
такт - confutatio-2
(опровержение мягким звучанием прерванного каданса)
10 такт
- confirmatio вторая половина 10 такта - нисходящий пассаж
можно расценить как conclusio
На уровне всей первой части первая половина
вступления - exordium,
вторая - narratio
Экспозиция (Allegro di
molto e con brio):
ГП - 11 такт
(propositio)
СП - 27 такт
(partitio)
Первая ПП
- 51 такт,
es-moll (confutatio-1)
Вторая ПП
(89 такт)
- confutatio-2
ЗП (113 такт)
- confirmation
вторая половина ЗП - 125-132 такты - conclusio
Соната №21 для фортепиано «Аврора» (op.53)
I часть.
Allegro con brio
Олицетворяет радость бытия, идею колоссальной
энергии, а также идею «вопроса - ответа».
ГП - 1 такт (propositio):
СП - 23 такт (partitio):
Первая ПП - 35 такт (хорал, confutatio-1):
Вторая ПП
- 58 такт
(confutatio-2):
ЗП - 66 такт
- confirmatio:
Вторая половина ЗП - 74-80 такты - digressio,
со второй половины 80 такта по 85 такт (до повтора экспозиции) или по 89 такт
(при повторе экспозиции) включительно - conclusio:
Соната №23 для фортепиано «Appassionata»
(«Аппассионата», op.57)
В данной сонате (особенно в её первой части)
ярко проявляется техника производного тематизма: производный контраст
тематического материала, «рождение» тем из единой темы-motto
(темы-ядра).
I часть. Allegro
assai
Уже на уровне главной темы можно рассмотреть
принципы ораторско-риторической диспозиции, которые выражаются в наличии
четырёх конфликтных элементов:
элемент - воплощение героико-драматической идеи
- propositio (1 такт)
элемент - «вопрос» - confutatio-1
(3 такт)
элемент - «ритм судьбы» - confutatio-2
(10 такт - «мотив судьбы»):
Вторая попытка возражения (сопоставление 2 и 3
элементов):
элемент - пассаж на Ум.7 опровергает всё (идея
зла, тьмы) - confiratio
(14-15 такты)
Рассмотрим далее проявление диспозиции уже на
уровне всей экспозиции первой части сонаты.
ГП - motto -
propositio:
СП - partitio
(24 такт):
ПП (Dolce)
- 1 элемент ГП в обращении (инверсии) в As-dur
- confutatio-1
(36 такт):
ЗП - зловещий и драматичный образ (4 и 3
элементы - не в синтезе!) - confirmatio
(51 такт):
Аппассионата является одним из высших образцов
драматической сонаты, в которой сконцентрированы выше изложенные идеи: три
закона диалектики по Гегелю, производность тематизма, что приводит к
симфонизации сонаты, идея конфликта и его разворот на протяжении всей части,
идеи диалектических триад «Тезис - Антитезис - Синтез» и ораторско-риторическая
диспозиция.
Соната №32 для фортепиано (op.111)
В этой сонате также присутствуют драматизм,
конфликтный симфонизм и производность тематизма, ораторско-риторическая
диспозиция, диалектическая триада, законы диалектики Гегеля.
По моему мнению, наиболее ярким является
исполнение этой сонаты Марией Юдиной и Михаилом Плетнёвым. Согласно трактовке
М.В.Юдиной, I часть сонаты -
страсти земные, пребывание человека и его жизнь на Земле (аналогии со
«Страстями» И.С.Баха).
I часть
- Maestoso -
Allegro con brio ed appassionato
Здесь форма сонатного Allegro
сочетается с чертами фуги.
Сам термин «appassionato»
относит нас к сонате №23, с которой очень много аллюзий
Эта часть начинается крахом.
Диспозиция на уровне вступления (= exordium,
такты 1 - 16):
1-4 такты
- propositio
-10 такты
- confutatio
-16 такты
- confirmatio
17-18 такты - предвосхищение ГП на трели в басу
(как digressio)
На уровне экспозиции I
части:
Вступление - exordium:
ГП - propositio
(17 такт):
ПП (As-dur) -
confutatio-1 (50
такт)
Tempo I,
прорыв
в
ПП
- confutatio-2 - (56 такт (из затакта)):
ЗП - confirmatio
(58 такт)
вторая половина ЗП - conclusio
(66 такт)
Заключение
Эпоха классицизма стала одной из ключевых в
истории. Век Просвещения оказал влияние на все последующие эпохи: от романтизма
(XIX век) по настоящее
время. Безусловно, поменялись взгляды, нравы, интересы людей, живущих сегодня,
но многие понятия и представления, идеи и достижения в науке, технике, культуре
относятся именно к этому периоду. С введением понятия «прогресс» были
определены и направления развития общества.
Но в итоге борьба за свободу, равенство и братство
привели к событиям Великой Французской революции, в XIX
веке «заразившей» своими идеями всю Европу. Начиная с Наполеоновских войн и
Отечественной войны между Россией и Францией 1812 года и вплоть до начала XX
века мир будет готовиться к глобальной катастрофе: к Первой Мировой войне.
Предчувствуя эти события, возник целый пласт культуры, в искусстве известный
как романтизм. Это течение появилось ещё в последней четверти XVIII
века, параллельно развивалось с венским классицизмом и ему же противопоставлялось,
хотя первые романтические черты можно услышать в поздней музыке Бетховена.
Наибольшего расцвета это направление достигнет в Германии, Италии и России в
лице таких композиторов, как Ф.Мендельсон, Н.Паганини, Р.Шуман, Р.Вагнер,
Дж.Верди, Дж.Россини, П.И.Чайковский и др.
В это время складываются новые понятия и
ценности, потребовавшие новых средств выразительности в лице романтизма. Это
течение дало мощный толчок для развития драматических жанров, его главным
мотивом станет тема любви и смерти - двух категорий, остро ощущаемых и
воспринимаемых в этой сложной взаимосвязи. Наиболее ярко это отражено в словах
Снегурочки Н.А.Римского-Корсакова: «Люблю и таю!» (как «Люблю и умираю!»), а
также в «Песнях и плясках смерти» М.П.Мусоргского, в партиях Виолетты (оп.
«Травиата»), Радамеса и Аиды Дж.Верди, Кармен Ж.Бизе, Лизы и Германа в «Пиковой
даме» П.И.Чайковского и т.д.
Но классицизм продолжает жить и в наши дни:
понятия, заложенные классиками, стали основой современной культуры и
«двигателем» прогресса общества. Такие имена, как Ньютон, Лейбниц, Кант,
Вольтер, перевернули многие представления об окружающем мире, их теории, труды
и произведения являются достоянием и образцом научной, философской,
литературно-художественной мысли и сегодня. Такой же переворот в музыке
совершили и классики, в частности венская триада: Гайдн, Моцарт и Бетховен, чьи
произведения до сих пор восхищают своей лаконичностью, яркостью звучания и
внутренней энергией, тем самым открыв новые грани музыки. Венский классицизм
можно назвать проектом становления и утверждения светских идей Просвещения в
музыке. Также, выражаясь современным языком, в это время стало формироваться
создание музыки, отличающееся от композиции и дирижирования - то, что в наше
время называется музыкальным продюсированием. Примерами могут быть биографии
Гайдна, Моцарта, Бетховена, хотя такое определение несколько грубо по отношению
к ним и той эпохе в силу отсутствия такого термина. Но формирование этого
понятия и необходимость в его введении со временем стало очевидным фактом в
результате возрастающей роли музыкантов и необходимости обоснования их
автономности. Потому принципы классицизма поистине можно назвать основой
современной музыкальной культуры и светского общества в целом.
Список литературы
. Кириллина
Л.В. Классический стиль в музыке XVII
- начала XIX веков:
Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Московская государственная
консерватория имени П.И.Чайковского, 1996. 192 с.
2. Кудряшов
А.Ю. Теория музыкального содержания. 2-е изд.. СПб: Издательство «Лань»,
. Сычёв
А.А. Основы философии. М: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2008 г.
. Холопова
В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.:
Издательство «Лань», 2001 г. 496 с.
. Чухлеб
С.Н. Лекции по истории западной философии Нового времени. М., 2013.