Малые формы в творчестве Владимира Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,5 Мб
  • Опубликовано:
    2014-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малые формы в творчестве Владимира Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РК

БПОУ РК "КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМЕНИ П.О. ЧОНКУШОВА"

Курсовая работа

по предмету "Анализ музыкальных форм":

"Малые формы в творчестве Владимира Ребикова

(к вопросу о камерности мышления)"

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

отделения теории музыки

Бондаренко Елена

Преподаватель: Тюмбеева Г.Э.

Рецензент: Кущ Н.А.




Элиста 2014

Содержание

 

Введение

Малые формы в творчестве В. Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

2. Малые формы в фортепианной миниатюре В. Ребикова (опыт анализа)

Заключение

Список литературы

Введение

"Странный композитор", "российский импрессионист", "горецвет, пустоцвет русского модернизма", "экспрессионист", "интересный, талантливый, кропотливый изобретатель", "оригинальность, талант", "художник, подвижнически идущий осознанным своим путем". Самые разные и противоречивые отзывы современников вызывал Владимир Иванович Ребиков - оригинальное и несколько загадочное явление в русской музыке на пороге XX века.

Искусство этого периода было насыщено сложными историко-художественными процессами, острой борьбой противоположных тенденций, которые сменяли друг друга очень быстро. Художники этого времени стремились к постановке философских проблем, размышляли об истине и красоте, о высоком предназначении искусства. Атмосфера эпохи пронизана ощущением "конца века", за которым должно открыться "все новое". Этот период в отечественном искусстве известен под названием "Серебряный век", его отличают небывалый творческий подъём в области философии, литературы, живописи, театра и музыки.

В искусстве того времени развивались три главных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Принято различать "старших" и "младших" символистов. "Старшие" - В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. "Младшие" символисты - А. Блок, А. Белый, С. Соловьев. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты, на первый план выдвигали философские искания.

На смену символизму пришел акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они пропагандировали освобождение поэзии от символистских призывов к "идеальному", возвращение ей ясности, пытались передать в своем творчестве реальность.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: "Ассоциация эгофутуристов", "Мезонин поэзии", "Центрифуга", "Гилея", участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Живопись начала XX столетия также отличается разнообразием, поиском новых форм, возникновением неординарных течений. Направления живописи, возникшие в 20 веке, принято объединять под одним названием - авангардизм. Несмотря на это обобщение, стили, которые сюда относятся, могут быть весьма противоречивыми и иметь абсолютно разные черты.

В начале "Серебряного века" все был популярен импрессионизм <#"786293.files/image001.gif">

Средняя часть добавляет дополнительные штрихи к сценке. Быть может к ансамблю присоединились новые персонажи - флейтист и танцовщица? В скачках мелодии можно угадать ее танцевальные па и прыжки. Высокий регистр ассоциируется с инструментом подобным флейте. Средняя часть пропорциональна первой и имеет сходное строение (дважды повторенный период). Ее расширяет шеститактовое дополнение, основанное на заключительных интонациях.


Все когда-нибудь заканчивается и эти уже полюбившиеся слушателям музыканты и их легкий ненавязчивый вальсок должны нас покинуть. Композитор очень интересно это изобразил. И в конце репризы мелодия уже слышится в сокращенном изложении. Остаются короткие отголоски темы, а затем лишь аккомпанемент, который постепенно растворяется.


"Девочка качает свою куклу"

Название этой пьесы полностью оправдывает ее содержание. Это небольшая колыбельная. Они встречаются в творчестве многих русских композиторов. К этому жанру обращались П.И. Чайковский, С.С. Проокофьев, Н.А. Римский-Корсаков и др.

Нежную, чувственную мелодию девочка напевает своей кукле, чтобы та уснула. Пьеса звучит с свойственным колыбельной покачивающимся синкопированным ритмом, в умеренном темпе, на Р.

Основная тема колыбельной настолько напевна и мелодична, что на нее с легкостью можно положить слова. Первый раздел представляет собой простой период, квадратный (8+8). Он выдержан в одной тональности Си-бемоль мажор.



Реприза статичная. Первый раздел проводится без изменений. Пьеса написана в простой трехчастной форме. Имеет сквозное развитие. Один раздел плавно перетекает в другой, темы между собой похожи, между частями нет контраста.

Нет сомнений, что после такой прекрасной колыбельной куклу ждет яркий новый день.

"Эскизы - настроения".

Этот сборник насчитывает десять разнохарактерных, интересных миниатюр. В нем много как пейзажных сцен, так и пьес, отражающих внутренние чувства человека. Написан он под влиянием живописи Арнольда Беклина.

"Народная песня"

Это пьеса с начала и до конца пропитана чем-то исконно народным, русским. Здесь композитор изображает то, без чего невозможно представить русскую народную музыку - это хор.В. Ребиков очень интересно и самобытно подошел к осуществлению этого замысла. Первый раздел открывает одноголосная мелодия в низком регистре, на фоне октавы в басу. Это запевала начинает свою песнь. Она звучит в ре-бемоль мажоре.


Затем, постепенно, его подхватываю другие голоса, фактура расширяется, бас уже не стоит на месте, а движется вместе с мелодией. Можно даже увидеть в ней разделение на голоса: сопрано, альт, тенор и бас. Музыка звучит все мощнее и мощнее!


Далее появляется небольшой контрастный эпизод легкий и полетный, возможно это женский хор выводит свою тему. Об этом говорит характер музыки и верхний регистр.


За тем все постепенно затихает, возвращается первоначальная одноголосная тема. Она проводится два раза, а в конце постепенно замедляется и исчезает.

Удивительно что композитор в рамках небольшой формы (простая трехчастная) умещает такое развитие. Произведение закончено и не требует продолжения.

"Три баллады"для фортепиано. Вторая баллада

Баллады - инструментальная пьеса повествовательно-картинного характера. К этому жанру обращались такие композиторы, как Фредерик Шопена.Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ. В XX в. образцы баллад можно встретить в сочинениях русских композиторов например, Соната-баллада для фортепиано Н.К. Метнера, Концерт-баллада для виолончели с оркестром А.К. Глазунова, Симфония-баллада Н.Я. Мясковского и мн. др. Что касается формы, большинство баллад строится по принципу развёртывания контрастного ряда эпизодов или сквозной формы. Репризы как обрамление или рефрен. Часто используется вариационная форма. Именно ее В. Ребиков использовал в Балладе (с - dur)

Музыка имеет уверенный характер, за счет упругого маршеобразного ритма, восходящего движения, и динамики (mf). Основная тема представляет собой цепь секвенций, которые вытекают в простой период, не повторного строения. Во втором предложении укрупняется фактура - мелодия звучит в кварту. В целом период квадратный (8+8), не замкнутый, модулирующий (Es dur)


В первой вариации происходят следующие изменения. Меняется темп: вначале Lento, затем piu mosso; Тональность: до мажор, ми - бемоль мажор.



Четвертое проведение начинается очень неожиданно. В нем видоизменяется мелодия и, соответственно, характер. Появляются украшения.


И, наконец пятое - финальное проведение - звучит торжественно и помпезно, в мощной аккордовой фактуре, в до-диез мажоре. Напоминает шествие. Второе предложение звучит в основной тональности. Композитор не использует плавные переходы из тональности в тональность, поэтому все модуляции и отклонения звучат несколько неожиданно и резковато.


В этой пьесе композитор использовал следующие типы вариаций: гармонические, фактурные, фигурационные. Динамика развивается понарастающе: от более менее спокойного, медленного, к громкому и торжественному.

"Осенние листья"

Осень всегда ассоциируется с холодной дождливой погодой, некой угнетенностью, легкой грусть возможно именно это композитор и хотел передать в пьесе "Осенние листья".

С первых ее звуков слушателя завораживает настроение щемящей печали по чему-то ушедшему, по тому, что никогда не повторится. Медленно покачивающийся, свободный, за счет триолей ритм рисует нам образ идущего по осеннему парку человека с тяжелой душойВсе это укладывается в простой период, состоящий из двух предложений (8+8) повторного строения. Он выдержан в одной тональности фа-диез-минор, замкнутый и квадратный. Здесь еще нет особого напряжения, музыка звучит мерно и спокойно.


Напряжение в пьесе развивается волнообразно. Музыка, то льется спокойным потоком, то звучит с большим движением. Будто наш герой постоянно сдерживает, нахлынувшие на него эмоции. Все это начинается в среднем разделе, к которому нас подводит небольшой двутактовый переход - нисходящее обращение главного трезвучия с задержанием.

Сам раздел не контрастирует, а является продолжением первого. Сохраняется фактура и очертания мелодии. Тональный план средней части не сложен, композитор не ставил перед собой задачу уйти далеко от основной тональности, поэтому начало в фа-диез миноре, затем прерванный оборот и отклонение в тональность субдоминанты-си-минор, переход к доминанте и тоника. Мелодия усложнена пассажами, которые создают ощущение взволнованности, душевной неустойчивости.


Реприза динамизированная. Первое предложение проводится без изменений. Во втором предложении напряжение усиливается за счет отклонения в одноименный мажор. И вот она - кульминация, он не в силах больше сдерживать себя, - нисходящие триоли, rallentando в мелодии появляются черты полифоничности, затем небольшая каденция и последний тонический аккорд, растворяющийся на пиано.


Это миниатюра написана в простой трехчастной форме. Несмотря на название - "Осенние листья", в пьесе практически нет элементов пейзажности, композитор передает душевные переживания человека. Пьеса имеет сквозное развитие. Один раздел плавно перетекает в другой. Этого композитор достиг с помощью задержаний и отсутствия контраста между частями.

Заключение


Проанализированные мной произведения полностью подтверждают камерность мышления В. Ребикова. Сперва обратим внимание на названия циклов. "Силуэты", "Эскизы настроений". В названиях нет ничего определенного, есть только наброски, намеки на внутреннее содержание. Излюбленные темы пьес В. Ребикова это чувства, настроения, эмоции или небольшие сценки. Даже такие жанры как Вариации, баллады он делает миниатюрными, изящными. Очень интересен и причудлив его гармонический язык: он активно пользуется задержаниями, отклонениями. Композитор в основном придерживается целотоновой гаммой, поэтому с первого раза сложно определить тональность произведения. Модуляции и отклонения его внезапны, порой режут слух. В общем он делает все, чтобы решить музыку рамок и правил и это ему удается.

Хочется отметить что камерность проявляется не только в самих произведениях, но и в выступлениях композитора. Концерты, на которых Ребиков выступал в качестве пианиста, исполняя собственные фортепианные сочинения, проходили преимущественно в небольших залах, в камерной обстановке с приглушенным светом, иногда в полумраке, а сам композитор-исполнитель находился за ширмой. (Святослав Рихтер также любил играть в темном зале. Свет лампы освещал лишь ноты на пюпитре). В своем стремлении воздействовать на слушателя лишь звуковыми импульсами, вызвать переживание определенных чувств, настроений, эмоциональных состояний Ребиков был как бы подобен врачу-гипнотизеру.

После одного из таких концертов в одной из парижских газет появилась запись неизвестного корреспондента: "Все эти короткие пьесы без всякой разработки - без лишних нот, как говорит автор, имеют странную тональность, основанную на новой гамме из целых тонов, часто выразительны. Ребиков действует на наши нервы сильными эскизами и набросками фавнов, демонов, чудовищ, гигантов. "

В своей автобиографии Владимир Иванович писал "… Я творил в пустыне. Эта пустыня, которая наслала бы ужас на другого, во мне закалила крепость моего духа, крепость моего решения идти по этому пути…". Думается, пора отдать должное художнику-просветителю, мыслителю, ибо человек, спокойно и успешно идущий пооткрытой проторенной дороге, не мог бы написать следующих, столь горьких строк:

В пути всегда был одинок,

Таков был мой суровый рок. 

Список литературы


1. Асафьев Б. Русская музыка. - Л., 1968.

. Берберов Р.В. Ребиков - М., 1968.

.В.И. Ребикова о себе - М., 1909.

. Каратыгин В. Избранные статьи. - М., 1965

. Ребиков - из моей жизни - М., 1913

6. В.И. Ребиков <http://www.belcanto.ru/rebikov.html> на интернет-портале "Belcanto.ru"

7. Ревуцкий Л.В. http://dic. academic.ru/dic. nsf/dic_music/

8. Статья из свободной Энциклопедии "Википедия" http://ru. wikipedia.org/wiki/Ребиков Владимир Иванович

. Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков: очерк жизни и творчества. - М., 1989

Похожие работы на - Малые формы в творчестве Владимира Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!