О профилактике дорожного травматизма
АО
«Медицинский университет Астана»
Кафедра
Профилактической медицины и питания
Реферат
На тему: «О
профилактике дорожного травматизма»
Выполнила: Нургожина Ж.Б.
Проверил: Айтенов Б.Т.
Астана, 2014
год
Введение
На сегодняшний день формирование здорового
образа жизни достигается путем системного и комплексного подхода к вопросам
профилактики, а также за счет активных взаимодействий со стороны наших
партнеров. Поэтому в рамках государственной программы развития
здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 г.г. и в соответствии с
Планом «Профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на 2011-2012
учебный год» Центром формирования здорового образа жизни и Управлением дорожной
полиции Департамента внутренних дел города Астаны проводится ряд мероприятий,
которые направлены на профилактику детского дорожно-транспортного
травматизма.
С начала года в целях
исполнения международной программы «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2011-2020 г.г.» по всему городу на остановках
установлены баннера с лозунгом: «Вместе мы сможем спасти миллионы жизней!». В
местах наибольшего скопления народа на таблоидах транслируются заставки по
правилам дорожного движения: «Стой! Жди! Иди!», разработанные совместно с
ЦФЗОЖ.
Ежегодно при непосредственном
участии сотрудников нашего Центра и специалистов Управления образования города
Астана в качестве жюри Управлением дорожной полиции ДВД проводятся районные
слеты юных инспекторов движения. В нем принимают участие школьники средних
образовательных организаций города.
Цель слета юных инспекторов
движения: совершенствование работы по предупреждению дорожно-транспортных
происшествий с участием детей и подростков, а также привлечение внимания
заинтересованных ведомств, организаций и общественности к проблемам
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Программа мероприятия
состоит из 7 конкурсов:
· знатоки правил
дорожного движения;
· фигурное вождение
велосипеда;
· юный регулировщик;
· юный корреспондент;
· юный санитар;
· конкурс командиров;
· турнир эрудитов.
Команды школ, занявшие призовые
места участвуют в городском слете ЮИД, а победители отправляются на
республиканский слет юных инспекторов движения.
В рамках государственной
программы развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 г.г. каждый
год проводится декадник по профилактике дорожно-транспортного травматизма (3-12
сентября), разрабатываются и распространяются информационно-образовательные
материалы, ведутся иные совместные акции. В этой связи, заблаговременное
предупреждение дорожно-транспортных происшествий на дорогах является таким же
необходимым приоритетом, как профилактика социально-значимых заболеваний. В
обоих случаях несоблюдение профилактических мер безопасности может привести
человека к летальному исходу. Поэтому совместный союз под лозунгом «ЦФЗОЖ и УДП
ДВД: наш долг - спасать жизни» остается актуальным по сей день.
. Профилактика
дорожно-транспортного травматизма - актуальная проблема здравоохранения
Казахстана
По оценкам Всемирной
организации здравоохранения в европейском регионе ежегодно случается более 80
млн. несчастных случаев, жертвы которых нуждаются в медицинской помощи, причем
около 20% тяжелотравмированных составляют пешеходы и велосипедисты. По причинам
смерти, травматизм занимает 3 место, уступая лишь болезням системы
кровообращения и цереброваскулярным заболеваниям.
В международном отчете
Всемирной организации здравоохранения за 2004 г. дорожно-транспортные
происшествия занимают 10-е место в списке ведущих причин смерти населения мира
и 9-е место в списке основных причин потери трудового потенциала. В странах
Евросоюза экономические потери вследствие дорожно-транспортного травматизма
достигают 3% от внутреннего валового продукта.
Травматизм является одной из
важнейших медико-социальных проблем современности не только в Казахстане, но и
во всем мире. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают
третье место среди причин смерти населения, причем травмы чаще уносят жизни
людей наиболее молодого, трудоспособного возраста. Причиной четверти всех
смертей от травм в мире является дорожно-транспортный травматизм.
Казахстан находится в центре Евразийского
материка, по площади земель республика занимает девятое место в мире и второе
место по территории среди государств СНГ. Геополитическая роль Казахстана как
транзитного моста между Европой и Азией определяет его значительный транзитный
потенциал, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную
наземную транспортную связь с Россией и Европой.
В Казахстане получили развитие
все виды транспорта, однако основным востребованным видом транспорта является
автомобильный, которым пользуются 85% пассажиров.
Медико-социальная ситуация по
травматизму в Республике Казахстан характеризуется ростом частоты и тяжести
травм. Основными травмоопасными периодами являются осень и зима, когда
происходит до 47% травм. В дневное время суток повышается риск смертельных
случаев при дорожно-транспортных происшествиях до 93%, а доля тяжело
пострадавших составляет 22%.
Травмы и несчастные случаи
являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. Травмы у детей не только в
ряде случаев заканчиваются инвалидностью, что приводит затем к ограничению в
выборе профессии, но и отрицательно сказываются и на здоровье, трудоспособности
и морально-психологическом состоянии родителей.
Выявлена четкая закономерность
увеличения показателя обращаемости по поводу несчастных случаев и травм с
возрастом детей, при этом пик детского травматизма приходится на 10-14 лет,
несчастные случаи и травмы наблюдаются у 40% дошкольников и у 60% - школьников.
Уровень детского травматизма
достаточно высок, причем ведущее место занимают бытовые травмы, на долю которых
приходится 55-60% всех травм и несчастных случаев у детей. Почти половину всех
бытовых травм дети получают в то время, когда они находятся без присмотра
взрослых.
Высокая актуальность проблемы
дорожно-транспортного травматизма принимается во внимание Правительством
Республики Казахстан, всеми заинтересованными министерствами, ведомствами и
государственными органами и отражена в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье
народа и системе здравоохранения», в Государственной программе «Саламатты
Казахстан» на 2011-2015 гг., целью которой является снижение
дорожно-транспортного травматизма и смертности от него.
Дорожно-транспортный травматизм
в значительной степени предсказуем и предотвратим. В целях повышения правового
сознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения
планируется активизировать пропаганду среди населения с участием всех СМИ
здорового образа жизни и норм безопасности жизнедеятельности человека; повысить
эффективность профилактики и информационной работы с населением по соблюдению
норм и правил в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
совершенствовать надзор за дорожным движением за счет внедрения
автоматизированных систем фиксации нарушений Правил дорожного движения;
устранять аварийно-опасные участки автомобильных дорог; оборудовать дороги
республиканского значения интеллектуальными транспортными системами управления
дорожным движением; обучать население приемам само- и взаимопомощи при травмах.
Проблема предотвращения
дорожно-транспортного травматизма является Национальной политикой государства,
решение которой возможно путем межсекторального взаимодействия.
Помни правила дорожного движения как
таблицу умножения! <http://zozh.kz/ru/profilaktika-dorozhnogo-travmatizma/623-pomni-pravila-dorozhnogo-dvizhenija-kak-tablicu-umnozhenija.html>
28 апреля 2011 года
во Дворце Школьников имени М. Утемисова города Астаны состоялся городской слет
юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Движение ЮИД началось с далекого
1973 года еще при Целинограде. С тех пор каждый год проводятся мероприятия,
которые пропагандируют правила дорожного движения и профилактику детского
дорожно-транспортного травматизма. Организаторы слета: УДП ДВД города Астаны,
при участии специалистов из городского Акимата и Центра формирования здорового
образа жизни.
В столице работают 66 школ и в
каждой из них существует команда юных инспекторов дорожного движения. В
городском слете ЮИД принимали участие учащиеся №3, №6, №37, №38, №56, №64 школ
города Астаны. Они - победители соревнований, которые выиграли призовые места
на районном уровне, где членами жюри были определены 6 лучших команд для
участия в городском слете.
Для чего создан отряд юных
инспекторов дорожного движения? Для того, чтобы повышать информированность
горожан о правилах дорожного движения, а также предупредить профилактику
детского и юношеского травматизма. Ни для кого не секрет, что в большинстве
случаев основными участниками дорожно-транспортных происшествий являются дети.
Поэтому данный слет ставит перед собой задачу проводить активные
профилактические и просветительские работы именно среди детей и подростков.
Цель городского слета ЮИД - отбор лучшей команды, которая будет представлять
нашу столицу на Республиканском слете.
На этот раз организаторами было
подготовлено десять конкурсов:
· Строевой смотр;
· Знатоки ПДД;
· Юный велосипедист;
· Юный регулировщик;
· Юный корреспондент;
· Юный санитар;
· Конкурс командиров;
· Турнир эрудитов;
· Юные пропагандисты;
· Конкурс агитбригад.
По итогам конкурса первое место
заняла школа-гимназия №3, второе место - средняя школа №56 и третье место -
средняя школа №64.
В целом, хочется отметить, что
к городскому слету ЮИД дети подготовились тщательно: каждый из них старался
выполнить задание на «отлично», чтобы в командном соотношении оказаться лучше
остальных участников.
Чувствовался единый дух команд:
сопереживание и синхронность действий, которые были особенно сильны в конкурсах
«Строевой смотр», «Юные пропагандисты» и «Конкурс агитбригад». Все команды
постарались на славу, а победителям конкурса хочется сказать: «Вперед, юные
инспектора движения, только вперед!» Ведь движение - это жизнь!
2. Участие в слете Юных
инспекторов дорожного движения
<http://zozh.kz/ru/profilaktika-dorozhnogo-travmatizma/1506-uchastie-v-slete-junyh-inspektorov-dorozhnogo-dvizhenija.html>
дорожный транспортный
здравоохранение подросток
20 апреля 2012 года Центр
формирования ЗОЖ принял участие в 39-м городском слете «Юный инспектор
дорожного движения», посвященном 20-летию Дорожной полиции Республики
Казахстан. В слете принимали участие 8 команд школ-победителей районных смотров
города. Ребята отвечали на вопросы по правилам дорожного движения, оказанию
первой медицинской помощи, а также продемонстрировали знания в конкурсе «Юный
корреспондент». Юные инспекторы дорожного движения соревновались в ярком
театрализованном конкурсе агитбригад, презентовали видеоролики. Все участники
получили памятные призы от организаторов слета - ДВД УДП города Астаны:
велосипеды, видеокамеру. Победители в конкурсных номинациях в качестве призов
получили рюкзаки от спонсора мероприятия - оператора сотовой связи «Билайн». В
конкурсе победила команда школы-лицея № 3, которая будет представлять Астану на
Республиканском слете ЮИД летом этого года в санаторно-курортной зоне Боровое.
Заключение
В Казахстане проводится
республиканский месячник профилактики дорожно-транспортного и бытового
травматизма среди детей школьного возраста и молодежи. Об этом сообщается на
официальном сайте Премьер-министра Казахстана.
«В ходе месячника по профилактике
ДТП проведено 36 284 различных мероприятий: семинар-тренинги, спортивные
мероприятия «Осторожно, светофор!», Дни открытых дверей и др.», - говорится в
сообщении Министерства здравоохранения РК.
Кроме того, в период с 1 по
Внимание, светофор!». Цель - сфокусировать внимание общественности в рамках
объ10 сентября 2011 года по республике проведен декадник действий по
профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей школьного возраста
«явленного ВОЗ старта Десятилетия действий по безопасности дорожного движения с
2011 по 2020 гг. на проблеме дорожно-транспортного травматизма среди детей
школьного возраста и молодежи, повысить осознание важности его профилактики.
«За отчетный период Республиканским
декадником действий было охвачено -2 489 998 человек, из них: школьников - 1
862 743, молодежи - 220 325, родителей - 102 401, сотрудников дорожной службы -
1 849,педагогов-воспитателей, медработников, инспекторов школ - 302 680», -
отмечается в информации Минздрава.
Межсекторальное взаимодействие по
вопросам дорожно-транспортной безопасности.
Как свидетельствует, подготовленный
Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком в 2004 году,
«Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма»,
дорожно-транспортный травматизм является одной из важнейших проблем
общественного здравоохранения и основной причиной смертности и травматизма во
всем мире. В дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) ежегодно погибают
более 1,2 миллиона человек и 50 миллионов получают травмы или остаются
инвалидами, в результате чего ДТП являются основной причиной смерти детей и
молодых людей в возрасте до 29 лет.
При отсутствии надлежащих мер,
данная проблема может усугубиться и по прогнозам к 2020 году случаи смерти в
результате ДТП станут одной из основных причин смертности во многих странах.
В этой связи, проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения требуют комплексного подхода, а также
финансовой и технической поддержки предпринимаемых мер по укреплению потенциала
в этой области.
Анализ основных показателей
аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного
травматизма в стране имеет тенденцию к снижению, но остается высоким. Так в
2009 году в произошло 12534 ДТП против 13739 в 2008 году. Число погибших в 2009
году снизилась на 13,5% (в 2008 - 3 351) и составила 2898 человек. При этом
14788 человек получили увечья против 16400 пострадавших в 2008 году. На
улично-дорожной сети населенных пунктов совершено 67,6% или 8476 ДТП, в которых
погибли 1070 и получили травмы 9505 человек. На автомобильных дорогах
международного и республиканского значения произошло каждое пятое ДТП (или
2634), в которых 1321 человек погибли и 3453 получили травмы. ДТП на дорогах
международного и республиканского значения характеризуются самой высокой
тяжестью последствий, в 2009 году этот показатель составил 28 погибших на 100
пострадавших, что более чем в 2,5 раза превышает тяжесть последствий ДТП в
населенных пунктах (10).
По вине водителей в состоянии
опьянения совершено 363 ДТП, в которых погибли 94 человека и 481 получили
травмы.
Более трети всех пострадавших в ДТП
людей составляли пешеходы. На их долю пришлось 30,3% от общего числа погибших и
35,1% - раненых. Всего с участием пешеходов было зарегистрировано 5720 ДТП, в
которых 880 человек погибли и 5205 получили ранения. По вине пешеходов
совершено 1269 ДТП, в которых погибли 152 и получили ранения 1158 человек.
С участием детей зарегистрировано
1915 ДТП, в которых погибли 183 и травмированы 1910 детей. Анализ причин
аварийности, показывает, что низкий уровень правового сознания и правовой
культуры участников дорожного движения является одним из ключевых факторов в
области обеспечения безопасности дорожного движения. Ситуация в области
обеспечения безопасности дорожного движения обусловлена социально-экономической
остротой проблемы и ее общереспубликанским значением, а также межведомственным
характером проблемы - необходимостью привлечения к ее решению заинтересованных
государственных органов, местных исполнительных органов и общественных
институтов.
Цель: формирование
комплекса профилактических мер, направленных на снижение дорожно-транспортного
травматизма и смертности
Основная Задача - создание
комплексной системы профилактики и информационной работы с населением,
направленной на формирование среди участников дорожного движения стереотипов
законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере
дорожного движения.
Пути достижения и соответствующие
мер:
В целях повышения правового сознания
и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения планируется
создание социальных роликов, информационно-аналитической телевизионной
программы, издание республиканского журнала по вопросам обеспечения
безопасности дорожного движения.
План мероприятий в рамках
Единой Бюджетной программы:
Создание социальных роликов по
вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечение их проката
на центральных, республиканских телеканалах. Создание специализированной
программы на республиканском телеканале по актуальным вопросам безопасности
дорожного движения. Создание общереспубликанского журнала для участников
дорожного движения с детальным разъяснением вопросов, связанных с обеспечением
безопасности дорожного движения, и ответами на письма и вопросы читателей.
Разработка и внедрение информационно-аналитической системы учета
дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них лиц "ДТП".
Совершенствование мероприятий по профилактике дорожно-транспортного
травматизма.
Целевые индикаторы:
снижение в 2015 году числа погибших
в результате ДТП от уровня 2009 года (2898 чел.) на 14%;
сокращение в 2015 году количества
ДТП с пострадавшими от уровня 2009 года (14788 чел.) на 10%.
Межсекторальное взаимодействие по
вопросам экстренной медико-спасательной помощи при ЧС.
На каждую тысячу километров дорог
республики приходится 108 ДТП в год. Из 100 пострадавших погибают 26 человек. В
городах система оказания помощи при ДТП обеспечивается силами станций скорой
медицинской помощи, службы спасения, близостью организаций здравоохранения. На
трассах республиканского и регионального значения система медико-спасательной
помощи не налажена, что приводит к наличию смертельного исхода в каждом втором
дорожно-транспортном происшествии, в которых погибает наиболее активная часть
населения репродуктивного возраста.
Прорыв плотины в марте 2010 года в
Алматинской области с.Кызыл-Агаш, где был оказана медицинская помощь 508
человек, показал необходимость использования многопрофильных мобильных
госпиталей, позволяющих обеспечить максимальное приближения медицинской помощи
к очагам массовых санитарных потерь, замещения вышедших из строя организаций
здравоохранения.
В условиях разрушения наземной
транспортной инфраструктуры, в зоне бедствия, необходимо применение
аэромобильного госпиталя для ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цель:
своевременность оказания экстренной медико-спасательной помощи
Основная Задача - повышение
оперативности оказания экстренной медико-спасательной помощи на
автомагистралях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Пути достижения и соответствующие
меры:
Для повышения оперативности оказания экстренной медико-спасательной помощи на
автомагистралях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера предлагается создать 12 трассовых медико-спасательных
пунктов (ТМСП) и расположить их на наиболее аварийноопасных участках трасс
республиканского значения, что позволит обеспечить прибытие на место ДТП в зоне
ответственности трассового пункта максимально за 25 минут. Также планируется
оснащение службы медицины катастроф многопрофильным мобильным и аэромобильным
госпиталями.
План мероприятий в рамках
Единой Бюджетной программы:
Оснащение службы медицины катастроф
аэромобильным госпиталем
Оснащение службы медицины катастроф
многопрофильным мобильным госпиталем
Создание трассовых пунктов по
оказанию экстренной помощи на автомагистралях
Целевые индикаторы:
снижение в 2015 году числа погибших
в результате ДТП на трассах республиканского значения в зоне оказания
экстренной медико-спасательной помощи от уровня 2009 года (1241 чел.) на 14%;
сокращение в 2015 году времени
прибытия и начала оказания экстренной медико-спасательной помощи до 30 минут с
момента поступления сигнала о ДТП.
Список литературы
1. «Саламатты Казахстан» на
2011-2015 г.г.
2. Профилактика
дорожно-транспортного травматизма , Р. А. Жукова
<http://www.flip.kz/descript?cat=people&id=22160>, 2010 год
3. План «Профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма на 2011-2012 учебный год»
4. http://zozh.kz/ru/profilaktika-dorozhnogo-travmatizma.html
5. http://zozh.kz/ru/profilaktika-dorozhnogo-travmatizma/1506-uchastie-v-slete-junyh-inspektorov-dorozhnogo-dvizhenija.html
6. http://zozh.kz/ru/profilaktika-dorozhnogo-travmatizma/623-pomni-pravila-dorozhnogo-dvizhenija-kak-tablicu-umnozhenija.html
7. http://www.bnews.kz/ru/news/post/63499/
8. http://www.zakon.kz/4491738-v-astane-proshla-akcija-po-profilaktike.html