Защита в ЧС
Введение
чрезвычайный прогнозирование промышленность технический
Решение проблем безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях, уменьшение социально-экономических и экологических последствий
чрезвычайных ситуаций возможно только при осуществлении комплекса
организационных, социальных и экономических мероприятий. Важно поднять на
качественно новый уровень готовность органов управления государством всех и
всего населения к действиям в экстремальных условиях.
С каждым годом растет число чрезвычайных ситуаций
техногенного, экологического и природного характера. При этом некоторые из них,
например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных
электростанциях, химических объектах, гидросооружениях), могут нанести не
только большой прямой ущерб, но и даже привести к глобальным катаклизмам.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенности,
свой характер развития, по-своему воздействует на человека, его здоровье и его
среду обитания.
Целью курсовой работы является приобретение теоретических и
практических знаний по дисциплине «Защита в ЧС».
Данная работа разделена на два блока:
. Теоретический блок, включает в себя, понятия о ЧС,
видах ЧС, а так же даются определения таких понятий как предупреждение и
ликвидация ЧС. Вторая часть теоретического блока представляет собой понятия о
единой российской системе чрезвычайных ситуаций, дается представление о ее
структуре и задачах.
. Практический блок, включает в себя две задачи.
Целями, которых является приобретение навыков в исследовании технического
состояния объектов на предприятиях промышленности методом прогнозирования
параметров на основе интегрального показателя безопасности, а также
ознакомиться с методикой расчета степени разрушений зданий и сооружений в
населенном пункте с высокими рисками наводнений, вызванных естественными и
техногенными факторами.
1.
Теоретический блок
.1
Определение чрезвычайной ситуации. Понятие о предупреждении и ликвидации ЧС
чрезвычайный прогнозирование промышленность технический
Одна из основных проблем государства - создание гарантий
безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории как в
мирное, так и в военное время. Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных
мероприятий. Осознание этого требует от властных структур энергичных
государственных мер по созданию эффективной системы гражданской защиты,
действующей на всех уровнях управления в Российской Федерации, во всех регионах
и территориях.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит термины и
определения, применяемые в наименовании и содержании Единой Государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности
людей.
Зона ЧС - территория, пораженная в результате проявления
чрезвычайного события и требующая специальных мер ликвидационного и восстановительного
характера.
Оперативная обстановка в зоне ЧС - характеристика зоны
ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии
зоны, проведенных работах по ликвидации ЧС, требуемых ресурсах для ликвидации
ЧС, внешних факторах, относящихся к ЧС и влияющих на развитие обстановки.
Предупреждение ЧС - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное снижение
риска возникновения ЧС, а также на уменьшение всех негативных последствий ЧС в
случае их возникновения.
Ликвидаця ЧС - аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение
жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среды, уменьшение материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС
и прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В основу классификации ЧС могут быть положены разнообразные
признаки, характерные для групп чрезвычайных событий. Все ЧС делятся, в
зависимости от сути явления, вызвавшего их, на конфликтные и бесконфликтные
(рис. 1.1.1).
Рис. 1.1.1 - Виды чрезвычайных ситуаций
К бесконфликтным относятся ЧС техногенного, природного и
экологического характеров. Источники угроз этих ситуаций находятся в техносфере
и природной среде, а сами ситуации возникают в связи с хозяйственной
деятельностью человека или проявлением стихийных сил природы.
К конфликтным ЧС относятся ситуации, источниками которых
является общество, действия его отдельных групп или неразрешенные противоречия
социально-политического или экономического плана между классами, группами или
социальными слоями [2].
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами
системы РСЧС являются:
1. разработка и реализация правовых и экономических норм
по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2. осуществление целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
. обеспечение готовности к действиям органов
управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и
ликвидации ЧС;
. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области
защиты населения и территорий от ЧС;
. подготовка населения к действиям в ЧС;
. прогнозирование и оценка социально-экономических
последствий ЧС;
. создание резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации ЧС;
. осуществление государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
. ликвидация ЧС;
. осуществление мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
. реализация прав и обязанностей населения в области
защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
. международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия
которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и
осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О
защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Организационная структура системы строится по
территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и
функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный,
региональный, территориальный, местный, объектовый).
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок
деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них,
утверждаемых руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной
власти по согласованию с МЧС России.
Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что:
к федеральному уровню относятся органы управления, силы и
средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти;
региональный уровень РСЧС образован за счет районирования
территорий России.
В состав РСЧС входят регионы:
2. Северо-Западный (г. Санкт-Петербург),
. Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону),
. Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург),
. Сибирский (г. Красноярск),
. Дальневосточный (г. Хабаровск).
Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К территориальному уровню относятся органы
исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных
подсистем, дислоцированных на их территориях.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований.
Объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Рис. 1.2.1 - Уровни РСЧС