Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы
Министерство культуры Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»
Факультет социально-культурной деятельности
Курсовая работа
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы
По предмету «Социально-культурная деятельность»
Специальность «Организация социально-культурной деятельности»
Специализация «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»
Ккрмановой Маргариты Фелексовны
Студентки 4 курса, группы МПТП
Челябинск, 2015
Содержание
Введение
Глава I. Корпус основных понятий исследования
.1 Деятельность и функции образовательной школы
.2 Психологические особенности подростков
.3 Проблемы патриотического воспитания в образовательных школах
Глава II. Организация патриотического воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы
.1 Формы и методы гражданско-патриотического воспитания
.2 План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию подростков
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически
Фридрих Шиллер
Человек существует в окружающем его мире. Рождаясь он не выбирает своих родителей, своё окружение. Человек должен научится пользоваться знаниями накопленными в ходе истории, должен беречь культурные ценности, ведь каждый человек это - необходимое связующее звено в эстафете поколений. Эстетическое воспитание в формировании личности играет важную роль. Искусство способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создаёт условия для духовного роста человека. Эстетика предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, не только в искусстве, но и в жизни.
По мнению педагогов современные дети очень изменились и не похожи на свои предыдущие поколения. Родители винят в этих бедах образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Но винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившимся виновен весь мир, вся высокотехнологичная цивилизация.
Стоит отметить несколько особенностей современного мира, которые влияют на развитие ребёнка:
изменение в экологической среде;
изменение информационного и технологического пространства;
В настоящее время фильтр, который отделял детей от внешнего мира и действительно позволял побыть немного детьми, становится всё тоньше благодаря телевидению и интернету.
социально - культурные и экономические условия;
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы с младшими школьниками, направленной на формирование эстетики. Воспитание подрастающего поколения - это залог хорошего будущего развития страны. Это сложный процесс, как по содержанию, так и по методическому осуществлению. Задача учреждений социально - культурной деятельности направить ребёнка в нужное направление, привить эстетическое восприятие мира, нравственные нормы.
Дети не приходят в мир как чистая книга. Мы все рождаемся с заданным характером. Сколько детей - столько характеров. Но мы посылаем детей в мир. Только в наших силах испортить их или сохранить.
Объект исследования - процесс формирования эстетического воспитания у младших школьников.
Предмет исследования - учреждение культуры в социально - культурной сфере.
Цель работы: исследование проблемы эстетического воспитания младших школьников в условиях учреждения СКС.
Задачи:
. Эстетическое воспитание детей. Основные понятия;
. Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
.Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания;
эстетический воспитание беседа коллективный
Глава I. Теоретические аспекты исследования эстетического воспитания младших школьников
.1 Эстетическое воспитание детей. Основные понятия
Эстетика - наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Понятие«эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos- чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В античный период эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы, красоты и искусства. В эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа. Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры продолжает оставаться одной из важнейших задач, стоящих перед школой и учреждениями культуры. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.
Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие. Прекрасное в жизни - средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности.
1.2 Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Эстетическому воспитанию в отечественной педагогике всегда придавалось большое значение. Оно является одной из основ формирования духовной культуры личности. Эстетическое воспитание осуществляется в семье, в учреждениях культуры, детских общеобразовательных учебных заведениях, целенаправленно и стихийно, профессионально и средствами народной педагогики.
Эстетическое пронизывает все сферы деятельности человека. Оно присуще только человеку. Однако это социальный процесс, а не природный. Эстетически человека необходимо воспитывать. Теория и практика эстетического воспитания является важным разделом педагогики.
В трудах отечественных педагогов рассматривается сущность эстетического воспитания, содержание, методы, приемы и средства.
Эстетическое воспитание в педагогике понимается как:
воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства, воспитание эстетических чувств, суждений и оценок, воспитание стремления и способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство и в своё поведение (В.Н. Шацкая, М.П. Верб);
процесс и результат идейно эстетически направленного обучения, самообразования, воздействия средств массовой коммуникации, в ходе которых усваивается система эстетических знаний, приобретаются специальные эстетически значимые творческие умения, формируется мировоззрение (И.М. Кантор, ГЛ. Петрова);
целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности, которое проявляется в развитии человеческих сущностных сил, овладении богатствами эстетической культуры (И.Ф. Гончаров, Г.И. Егоров, Б.Т. Лихачев).
Обобщение приведенных и других формулировок позволяет выделить характерные черты эстетического воспитания: эстетическое воспитание деятельно, оно охватывает все сферы жизни человека. Глубину его мышления, тонкость чувств, нравственные установки. Оно определяет характер человека, направлено на развитие чувственного и интеллектуального начала в ребенке средствами искусства, природы, человеческих взаимоотношений и окружающего жизненного пространства. Эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности детей, причем с постоянной опорой на эмоции ребенка. Вместе с тем каждой стороне воспитания, педагогической деятельности может быть придан эстетический аспект. В таком случае говорят: «эстетика труда», «эстетика поведения», «эстетика урока». Процесс эстетического воспитания можно рассматривать в узком и широком смыслах. Эстетическое воспитание в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему духовному обогащению. В узком значении эстетическое воспитание - одно из направлений развития личности, которое, наряду с умственным, нравственным, физическим, решает свои специфические задачи с помощью особых педагогических средств.
В числе функций эстетического воспитания выделяются:
) функция освоения, переработки и передачи в художественных образах информации о мире; с помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но хранение информации;
) гедонистическая функция - формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс ненавязчивым и приятным;
) компенсаторная функция - при общении с прекрасным в природе, в искусстве, в жизни человек переживает положительные эмоции, которые благотворно влияют на общее состояние его организма;
) воздействие искусства на подсознание - поскольку эстетическое воспитание тесно связано с эмоциональной сферой человека;
) общественно-преобразующая функция - эстетическое воспитание формирует способность анализировать состояние мира с точки зрения категорий эстетики и преобразовывать его по «законам красоты» ;
В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура личности. По определению М.А. Верб, «эстетическая культура человека является стержневым, базовым свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании». По мнению У.Ф. Сунны, эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Мы разделяем эти точки зрения.
Эстетическое воспитание способствует формированию эстетических чувств, эстетического сознания и развитию творческих способностей личности. Эстетические чувства формируются на основе восприятия, эмоций; эстетическое сознание включает эстетическое знание (теорию), эстетические взгляды. Эстетические способности реализуются в деятельности.
Наиболее продуктивно эстетическое воспитание осуществляется в младшем школьном возрасте, это период активного формирования эмоционально-образного мышления, чувственного познания окружающего мира. Эти возрастные особенности младших школьников способствуют плодотворному эстетическому воспитанию средствами искусства, природы, в процессе межличностного общения и деятельности при условии грамотно выстроенного педагогического процесса.
Следовательно, всякое воспитание эстетических чувств человека, и в первую очередь детей, предполагает тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата к эстетическому восприятию. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Эстетическое восприятие не бездумно. Оно всегда связано с оценкой не только внешних признаков формы или явления, но и внутреннего содержания,
«Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это первое окошко в мир красоты. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь».
.3 Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания
Существует множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию воспитания в нашей стране.
Например в системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью,эстетическое воспитание подчинено всестороннему развитию личности. Эстетическое воспитание концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах - изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном.
С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль эстетического воспитания в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу.
Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й - 6-й классы), пения и музыки (1-й - 7-й классы), во вне учебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы.
Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские вне школьные учреждения. Проблемы эстетическое воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик. В составе АПН СССР имеется специальный научно-исследовательский институт художественного воспитания.
В наше время педагогические программы, направленные на эстетическое воспитание детей, основываются на принципах социализации и инкультрации личности. Принцип всеобщности процесса социализации объективно заложен в самом определении феномена. Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Инкультурация - процесс вхождения человека в мир культуры, приобщения личности к вершинам человеческого духа, познания языка искусства, побуждения в человеке желания «жить по законам красоты» и творить прекрасное, в стремлении стать яркой индивидуальностью. Как социализация, так и инкультурация, - это процессы, которые невозможно ограничить какими-либо временными (и возрастными) границами.
Приоритетность решения проблемы социализации и инкультурации детей в современном обществе гарантируется государственным финансированием программных мероприятий, сохранением сети образовательных, внешкольных, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых учреждений для детей, подростков, юношества, системой подготовки кадров по различным направлениям образования и воспитания подрастающего поколения.
В Российской Федерации дополнительное образование детей реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, в учреждениях культуры (музеи, театры, дома и дворцы культуры и т.д.), физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.
Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», основываясь на принципах добровольности деятельности, вариативности, креативности, непрерывности, гуманности, а также при учете специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, психофизиологических особенностей каждого ребенка, его социального и эстетического опыта. В детских учреждениях культуры созданы условия для преодоления возможного дискомфорта, вызванного неуспешностью в школьной учебной деятельности. Благодаря переключению на иное содержание деятельности самоутверждение в ней и принятие педагогом и сверстниками благоприятно влияет на формирование личности ребенка.
Учреждения культуры с одной стороны способствуют расширению образовательного пространства, с другой - выполняют охранительную функцию, предотвращая или уменьшая воздействие на детей негативных факторов социальной среды, формируя у них нравственную устойчивость.
Школьное (базовое) образование и дополнительное образование являются составными частями общего образования, и поэтому их взаимодействие - одно из условий решений общих задач образования. Можно обозначить следующие направления такого сотрудничества:
расширение воспитательной среды: проведение на базе указанных учреждений праздников, фестивалей и других форм воспитательной работы; методическая служба может оказать помощь в разработке различных воспитательных программ, реализуемых во внешкольной деятельности детей и т.д.
в области кадрового обеспечения (учреждения культуры имеют кадры специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений: хореограф, режиссер и т.д.);
Вклад школы в таком сотрудничестве может заключаться в ориентации ребенка (родителей) на развитие его интересов через освоение программ в учреждении дополнительного образования; в опоре педагога на опыт детей и подростков, занимающихся в клубах, кружках, студиях, использование их возможностей, в реализации полученного ими дополнительного образования и т.д.
Учреждения дополнительного образования способствуют выявлению и развитию природных задатков ребенка и в неформальной обстановке помогают предъявить (продемонстрировать) их окружающим: родителям, одноклассникам, друзьям воспитанника.
Глава II. Организация эстетического воспитания младших школьников в условиях социокультурной сферы
Автор курсовой работы обучалась в Детской школе искусств №4, к сожалению, в данной школе воспитательная работа (как мы сейчас можем оценить, обучаясь на 4 курсе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), была не на высоком уровне.
У автора курсовой работы есть мечта: после окончания вернуться в в вышеназванную школу и работать преподавателем. В ходе работы придется столкнуться с написанием планов, программ. Обучаясь сейчас в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, есть прекрасная возможность научиться правильно и грамотно создавать, оформлять необходимые документы для реализации воспитательной работы в школе. Мы предлагаем в рамках курсовой работы план по эстетическому воспитанию в ДШИ№4 (целевая аудитория - младшие школьники).
Цель: создание условий для формирования личности, прививание ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:
· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного эстетического воспитания младших школьников;
· формирование эффективной работы по эстетическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося чувства прекрасного;
· утверждение в сознании и чувствах воспитанников эстетических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· привлечение младших школьников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
.1 Формы и методы эстетического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса.
В нашей работе мы предлагаем использовать следующие формы и методы по эстетическому воспитанию: беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, убеждение, разъяснение, поощрение и др .
Беседы. Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование эстетических представлений учащихся; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие учащихся.
Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;
Содержание беседы должно соответствовать возрасту учеников, уровню их подготовленности;
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;
Успех беседы зависит от активности учащихся, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь учащихся к поиску материала для беседы;
Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;
Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.
В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:
Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;
Высказывания учащихся по теме беседы;
Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;
Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);
Обсуждение прочитанного, выявление в нем эстетического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);
Анализ поступков учащихся, событий из жизни класса, окружающих людей;
Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).
Информационный час. Информационный час - одна из действенных форм эстетического воспитания.
Мы считаем, что основное назначение информационного часа - приобщать школьников к событиям и значимым явлениям культурной жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания учащихся об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
Мы предлагаем использовать обзорные и тематические информационные часы.
Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.
Тематические - знакомят с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни культуры.
Во время информационного часа предлагаем использовать следующие формы работы:
«Знакомства» с великими мировыми личностями во всех сферах искусства;
Показ живописи одного из художников, комментирование полотна;
Комментированное чтение художественных книг;
Газетные сообщения;
Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных и журнальных материалов;
«Путешествие» по картам и глобусам.
Информационные часы могут проходить в виде:
Пресс-игры: «По страницам книг».
Информационного ринга; викторины; конкурса эрудитов; конкурса плакатов; фестиваля детской прессы; встреч и экскурсий и др.
Организуя подобные информационные часы, мы можем познакомить учащихся с многообразием периодических изданий, научить их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, уметь рассказать другим, что узнали сами.
Устный журнал. Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор.
Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.
Вариантов журнала может быть несколько. Например: открывается 1 страница журнала - «Классные новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько и каких отметок получено за неделю, кто особенно отличился на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т.д. 2 страница - «Живые картинки нашей жизни». На ней - юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами. 3 страница - «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д. 4 страница - «Загадки». И снова в юмористической форме. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе.
Другой вариант устного журнала
В выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи. На наш взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.
Кроме того можно использовать ещё одну форму устного журнала - информационный журнал. Его задача - познакомить учащихся с событиями общественной жизни.
В информационном журнале могут быть такие странички:
«Новости искусства», «Внимание - интересная книга» и др.
Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие учащихся с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на учащихся, нежели ознакомление по книгам.
В экскурсии мы выделяем три момента: подготовку к экскурсии; выход (выезд) на реальные объекты мира; обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.
Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.
Способы привлечения учащихся к подготовительной работе можно использовать самые разнообразные. От активности учащихся в данный период зависит успех экскурсии.
Можно, к примеру, повести учащихся в краеведческий музей. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.
Путешествия. Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.
На наш взгляд, со школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» учащихся во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.
Игры-путешествия требуют от учащихся большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.
Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной и культурной литературой, ищут нужный материал, формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество: мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения, рисунка и др.).
Праздники. Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.
Если говорить о педагогической сущности, то праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности учащихся, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
В работе можно использовать праздники как средство сплочения учащихся, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания.
Педагогические функции праздников многообразны. Они помогают создать в коллективе благоприятный психологический климат; реализуют потребности учащихся в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться, проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.
На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
· дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);
· необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;
· все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;
· необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, внимания, защищенности каждого ребёнка;
· в разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;
· чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);
Игры. Игры - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.
Хотя игра - деятельность непродуктивная и ее мотив заключен не в результате, а в содержании самого игрового действия, в конечном итоге она дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.
В учебно-воспитательном процессе широко используем игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь учащихся. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности, неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.
Эстетическое воспитание школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используем игру, воспитывая у учащихся ценностные отношения к истории и культуре, народам всего мира, их традициям, обычаям, искусству и др.
В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.
Осуществление целей и задач эстетического воспитания требует использования и различных методов, которые выбираются исходя из содержания, конкретных условий организации и проведения занятий по эстетическому воспитанию.
Применение этих методов не должно быть шаблонным. Главное состоит в том, что каждый педагог должен проникнуться пониманием необходимости активных методов воспитания.
Методы убеждения основные методы формирования современного мировоззрения и восприятия действительности, общественной морали. Применяя, их педагог воздействует на сознание, чувств и волю учащихся и добивается превращения норм общественной морали в руководство к действию учащихся во всех условиях.
Разъяснение, как правило, применяется при ознакомлении с новыми авторами, произведениями и. т. д.
Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика.
Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, фотографирования отличившихся на доску Почета и др. Важно, чтобы поощрение оказывало стимулирующее воздействие: нельзя допускать образование у учащихся привычки ожидать награды за любое выполненное дело. Поощрение может относиться и к отдельному ученику и к коллективу. Обязательные требования при этом - своевременность и гласность поощрения. Захвалить опасно, но нельзя пропустить момент, когда поощрение для отдельного ученика или целого коллектива может стать началом нового поворота к лучшему, и закреплению достигнутого успеха.
Таким образом, для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В наш информационно - технический век сложно обратить внимание на прекрасное, быть в искусстве и различать делетантизм. Дети младшего школьного возраста уязвимы, поскольку в современном мире нет цензуры, мораль находится на втором плане. Что бы воспитать морально здоровое поколение, нужно постаратся всем учебным заведениям (школа, учреждения дополнительного образования и др.), но главное семье ребёнка. Огромное эстетически-воспитательное значение имеют семейные праздники. На всю жизнь запоминаются совместные прогулки, походы в театр и кино.
Учреждения культуры дают толчок в верном направлении, но не все дети хотят этого, здесь крайне важна инициатива родителей.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгу. М., 1967.
. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.
. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. - М., 2003.
. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, субъекты, ресурсы, технологии: Учебное пособие. - М., 2001.
. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
.Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М., 1998.
. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Конспект лекций, опорные понятия и определения: Учебное пособие. - Казань, 1999.
. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.
. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого М., 2006.
. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. Книга для учителей и родителей. М., 2007.
. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.