Формирования диалогической речи детей средствами ситуативного разговора

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирования диалогической речи детей средствами ситуативного разговора

Введение

Актуальность темы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - с взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сенситивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различным искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Объектом является процесс изучения и формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.

Предметом является диалогическая речь детей 5-6 летнего возраста.

Целью является создание системы изучения и формирования диалогической речи детей средствами ситуативного разговора.

Задачи исследования:

1.      На основе анализа литературных источников рассмотреть понятие диалога, выявить особенности и методику обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ситуативного разговора.

2.      На основе диагностики выявить особенности развития диалогической речи на конкретном контингенте.

.        Организовать специальное обучение, направленное на развитие диалогической речи с помощью ситуативного разговора, а также выявить педагогические условия, определяющие успех развития диалогической речи дошкольников.

Проблема в условиях обновления всей учебно-воспитательной системы, тема формирование диалогической речи нуждается в исследованиях, в необходимости многоаспектного обоснования содержания, обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования

. Изучение педагогической литературы по проблеме

. Психодиагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы)

. Методы обработки и интерпретации данных

Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога[1, с. 32] <#"784909.files/image001.gif">

В графике № 2 отображены сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования детей формирующей группы.


Констатирующий: Контрольный:

Высокий -1 (8%) Высокий - 3(25%)

Средний -7 (58%) Средний - 9(75%)

Низкий - 4 (34%)

Следовательно, в результате формирующего этапа уровень сформированности навыков диалогической речи у детей экспериментальной группы значительно возрос.

Результаты детей контрольной группы, как уже отмечалось выше, приблизительно уровню констатирующего этапа и прослеживаются незначительные изменения в развитии. Это позволяет сделать вывод о том, что в результате предложенной системы работы, основным звеном которой являлось общение, уровень развития диалогической речи у детей пятого года жизни значительно возрос.

Выводы по 2 главе

В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает эффективность использования ситуаций общения, если создана развивающая пространственно - предметная культурно - речевая среда в социумах общения ребёнка; разработана дидактическая система по обучению детей пятого года жизни навыкам диалогической речи.

Проведенная работа показала, что в процессе общения со сверстниками и взрослыми речь детей стала более грамотной, речевые высказывания уместны, появилась речевая культура. Благодаря работе над лексикой и грамматикой обогатилась и речь детей, - более полными, связными стали их высказывания.

По проведенным наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряженьем дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Разработанная система, включающая в себя, беседы, занятия познавательного цикла, использование разного рода игр и упражнений, составление рассказов, работа с родителями воспитанников, позволяет сформулировать и выделить благоприятные условия для речевого развития детей, которые складываются в группах.

В ходе эксперимента определились основные педагогические условия:

1.      развивающая педагогическая среда, пространство общения;

2.      организация жизни детей посредством побуждения самостоятельно использовать, игровые зоны - во время инсценировок;

3.      обогащение содержания речевых занятий посредством включения упражнений на развитие диалогической речи в ходе игр, разнообразных игр-драматизаций, инсценировок импровизационного характера, народных игр, дидактических и словесных игр.

По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы. Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, исследовательская работа, позволяет сделать вывод о том, что практика так называемое свободное воспитание оказывает благотворное влияние не на всех детей. Если одни - активные, ищущие - умеют вовлекать взрослого в свою орбиту. Легко находят для себя интересное дело, легко вступают в контакт со сверстниками, то другие, - а их большинство, - страдают в силу своей инертности, недостаточной собственной активности, неспособности конкурировать с лидерами. Поэтому диалогу необходимо обучать систематически.

диалог ситуативный речь дошкольник

Заключение

Настоящее исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием формирования диалогической речи у дошкольников является обучение, которое должно начинаться уже в группах младшего возраста.

Развитие диалогических умений должно осуществляться в рамках совместной работы детского сада с семьей.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

·        Дети в дошкольных учреждениях испытывают значительные трудности в усвоении родного языка. Трудности эти не удаётся до конца преодолеть, если приступать к систематическому обучению в старшем возрасте. Ведь ребёнок, полноценно не владея родным языком, не сумеет освоить навыки диалогического общения.

·        Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

·        Содержание обучения должно предполагать стимуляцию высказываний детей из личного опыта; созданию специальных ситуаций общения, организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

·        К формам организации диалога детей со сверстниками относятся: создание специальных ситуаций общения, работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

·        Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

·        Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Для того чтобы вызвать у ребенка желание говорить, следует соблюдать следующие рекомендации:

1.      Установите психологический контакт с ребенком:

-при обращении смотрите ему в глаза;

избегайте присутствия посторонних в комнате;

будьте с ребенком искренни, смело делитесь с ним своими переживаниями и радостями, установите доверительные отношения;

во время общения думайте только о ребенке, а не о собственных проблемах.

создайте обстановку, которая давала бы ребенку возможность употреблять диалогические реплики.

2.      В общении с ребенком используйте наглядность.

3.      Разговаривайте с ребенком четко, достаточно громко (но не кричите), ясно, интонационно ярко окрашивайте свою речь, избегайте длинных конструкций, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

.        Постоянно повторяйте некоторые «ключевые» слова. Говорите ребенку о том, что происходит здесь и сейчас.

.        Старайтесь разговаривать с ребенком медленно, давая ему время на ответ.

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- Гл. 7.- 400с.

. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова.- Изд. 2-е, испр., доп. - М.:Мозаика - Синтез, 2004- 272с.

. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [5-7 лет]: Книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 216 с.

. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [3-5 лет]: Книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова Под ред. А.Г. Арушановой.-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.- 216с.

. Арушанова, А.Г., Рычагова, Е., Дурова Н. Истоки диалога /А.Г. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51-61.

. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А.М. Бородич. - 2 - е изд. - М.: Просвещение,1981. - 255 с., ил.

. Выготский, Л.С. Мышление и речь Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с.

. Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - С. 19-35.

. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С. 78-80.

. Горшкова, Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С.91-93

. Градусова Л.В. Диагностические методики речевого развития дошкольников : учеб.-метод. пособие / Л. В. Градусова, Н. И. Левшина. - Магнитогорск :МаГУ, 2008. - 67 с.

. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С. 54.

. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. под ред.Т.И. Бабаевой, Д.М. Гурович, З.А. Михайловой. Изд. 3-у, перераб. Спб.: Детство - Пресс, 2007.

. Запорожец, А.В. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964

. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А.Козлова Т.А. Куликова Т.А. . - 4-е изд., стер. -М. : «Академия», 2002. - 415с.

. Колодяжная, Т. П., Колунова, Л. А. «Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы». - Ростов-н/Д:ТЦ «Учитель», 2002. 21с.

. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста/ Э.П, Короткова. - М., 1977.

. Короткова, Э.П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М.: Академия, 2000. --

21.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е, - Ростов н/Д.: Феникс,2007.- 251с. - (Школа развития).

22.    Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2000.

. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - М. : Просвещение. 1969. -214с.

. Леонтьев, А.А. (отв. ред.) Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - 368 с.

.Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учеб.для студентов ВУЗов,

обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 2007.

. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под.ред. М.И. Лисиной. - М, 1985, Г.8.

. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.- М.: 2000. - С. 358-369

. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ,1986. - 144 с.-С.32, 36.

. Лурия, А.Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е.Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320с.

. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000

. Метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».4-е издание. Просвещение, 2002. -159 с.

. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.

. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн. 2. Психология образования : учебник для вузов / Р.С. Немов. 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001.- 608с.

. Новотровцева, Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новотровцева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд. Испр. И доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-208с.

. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой и др. - М., 2004. - С. 75-76; 104-106; 138- 140.

. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997

. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2000. - С.393-402.

. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. Возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. Рук. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2003. - 78с.

. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб.пособие для вузов / С.Л. Рубинштей. - СПб: издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1997.-456с.

. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655// Дошкольное воспитание. - 2010. - №4.- С. 18.

. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие / Ф.А. Сохин. - 2-е изд. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 2002. - 224с.

. Сохин, Ф.А. Обучение родному языку и проблемы умственного развития / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 148-154.

. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.

. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С.124-144.

. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная моногр. / под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск :МаГУ, 2006. - 207 с.

. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О.С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288с. [с.178,179].

. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С. Ушакова. - М., 2002.

. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников Под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - С.93.

. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 256с. - С.133.

. Ушакова, О.С. Развитие речи детей четырех- семи лет // Дошкольное воспитание. - 1995.- №1.-С.59-66

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2000. - С.380-382.

. Флерина, Е.А. Беседа в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2000. - С.382-398.

. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.

. Щерба Л.В. Современный русский язык //Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С.114 - 116.

60. Эльконин, Д.Б. Речь//Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия ИЦ, 2008. - 384 . 71

. Эльконин, Д.Б. Психология игры в детском возрасте. Психология личности и деятельности детей [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 298 c.

. Якубинский, Л.П. О диалогической речи. Избранные работы: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. - М.: Просвещение, 1986. - 366 с.

Приложение 1

ИГРЫ - ситуации общения

Петрушкины игрушки./А. Арушанова/

Цель: Побуждать вежливо, вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; учить составлять небольшие рассказы-описания; стимулировать розыгрыши игр со словами, звуками, рифмами; развивать голосовой и артикуляционный аппарат, речевое внимание.

Материал: Картинки, на которых изображены кукла, мяч, пирамида, матрешка, коза, овца, лошадь, собака; игрушка Петрушка; кузовок; синие и красные кружки - на каждого ребенка.

Ход игры: Появляется Петрушка с кузовком, наполненным картинками.

Поздороваемся с Петрушкой, скажем, как мы рады ему. Поиграем с ним. Я буду показывать картинки, которые принес Петрушка, объяснять содержание, а вы отвечать так это или не так. Итак, это лошадь? /Ответы/. Лошадь подкована? /Ответы/.Пожалуйста, покажите это на картинке. Лошадь ест мясо? /Ответы/ Лошадь ест овес? /Ответы/Собака ест мясо? /Ответы/ Коза дает молоко? /Ответы/.Машина дает молоко? /Ответы/ Машина везет молоко? /Ответы/.

Петрушка предлагает разыграть другую игру. По его просьбе я раздам вам синие и красные кружки. Сам же Петрушка будет показывать вам или картинки, или игрушки.

Если вам покажут картинку с изображением животного, вы должны изобразить его голосом и поднять красный кружок. Если же вы увидите игрушку, поднимите синий кружок и назовите этот предмет.

Воспитатель вместе с Петрушкой разыгрывают игровое действие. Затем кто-то из детей выполняет роль ведущего.

Нанижем бусы./А. Арушанова/

Цель: Использовать в речи высказывания-побуждения и отвечать на них соответствующими действиями. Обосновывать /в случае необходимости/ несогласие с действиями партнера.

Материал: Геометрические формы /из картона, фанеры или другого материала): маленькие круги - красные, синие, коричневые; большие круги - красные, синие; маленькие квадраты - зеленые, желтые; большие квадраты - красные, синие; большие треугольники - красные, желтые. Фигурок должно быть по 2-3 штуки каждого вида, и в каждой должны быть отверстия для нанизывания их на шнурок. Полоски бумаги со схемами. Схема содержит 10-12 позиций из трех чередующихся форм, различающихся по величине и цвету.

Игровые действия: Совместно с товарищем нанизывать формы на шнурок в соответствии со схемой.

Игровое правило: Действовать по очереди: один нанизывает, другой проверяет. Затем поменяться ролями.

Надо на шнурок нанизать фигурки как показано на схеме, чтобы получились бусы. Сначала нанизывает Ася, а Маша сверяется со схемой и соглашается или не соглашается. Потом нанизывает Маша, а Ася соглашается или не соглашается.

По ходу игры воспитатель шепотом подсказывает очередность действий. В конце игры проверяется правильность выполнения задания: называются форма на шнурке, например маленький желтый квадрат, и соответствующая форма на схеме.

Бывает - не бывает./А. Арушанова/

Цель: Побуждать детей вступать в диалог с взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками, побуждать к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.

Телефон./А. Арушанова/

Цель: побуждать детей вступать в диалог с взрослыми; поддерживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Закреплять в речи форму повелительного наклонения глагола «лечь» (ляг); развивать речевое внимание.

Стихотворения

Здравствуй, Киса,

Как дела?

Что же ты от нас ушла?

Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете.

(И. Жуков)

На бабушку внучка

С тревогой глядела:

Совсем у тебя голова побелела!

Ответила бабушка

Внучке со смехом:

Мне вьюга засыпала голову снегом.

А можно его

Я поглажу немножко?

Какой же он теплый-

Не мерзнет ладошка.

(Ф. Сахиб)

Потешки

Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

На речку.

Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Примерные беседы с детьми.

«Наши четвероногие друзья» (Беседа)

Программное содержание. Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Обитатели городского парка (Беседа)

Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

«Собака - друг человека» (Беседа)

Программное содержание. Учить детей принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.

Ребята и зверята (Беседа)

Программное содержание: Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

«Полетушки» Русская народная игра

Программное содержание. Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

«Лиса и муравей» (киргизская сказка)

Игра-инсценировка

Программное содержание. Учить детей рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (простоватая, нехитрая, глупая), подбирать синонимы к слову (побежала, помчалась, понеслась, полетела).

Занятие-игра «Мы журналисты».

Цель: развитие диалогической речи.

Задачи:

активизация словаря по теме «Профессия-повар»;

Совершенствование умения строить диалог с использованием опорных карт-схем;

Развитие способностей к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.

Материал: детские кинокамеры, фотоаппараты, диктофон, микрофоны, косынки, кепки с символикой, опорные карточки-символы, блокноты с кармашками для опорных карточек-символов.

Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме.

Ход игры:

.Организационный момент и объявление темы занятия.

Интерактивная игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».

Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Я дам вам время подумать, а когда увижу много поднятых вверх пальцев, начну считать: «Раз, два, три…» на счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.

Чем режут хлеб?

Чем наливают суп из кастрюли в тарелку?

На чем готовят еду?

Из чего готовят еду?

У какого предмета есть дно, крышка и ручки?

Сегодня мы с вами отправимся в командировку на кухню и возьмем интервью у повара.

.Предварительная беседа.

о чем может корреспондент спросить у повара?

Для запоминания последовательности и содержания вопросов предлагается зрительная опора в виде карточек с изображением символов вопросов.

Поскольку работа с использованием опорных карточек-символов знакома детям, поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. С детьми обговаривается, каким символом будет обозначен новый вопрос, и заносится в карточку.

Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.

Чем будет заниматься фотограф?

Как он обратится к повару с предложением сделать фотографию?

Что может сказать фотограф после окончания своей работы?

.Распределение ролей.

При распределении ролей учитываются желания детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой логопед.

. Эмоциональная разминка.

Предлагается детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делаются уточнения, комментируется положение губ. Бровей и т.д.

Как вы думаете, обрадуются ли повара, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?

.Творческая командировка на кухню.

Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у поваров. Фотографы ведут диалог с поварами и делают снимки.

.Итог занятия.

Дети, пока мы с вами вели беседу на кухне, нам пришло письмо от взрослых журналистов.

Педагог награждает каждого маленького журналиста эмблемой, отмечая успешность выполнения задания.

Занятие познавательного цикла на тему:

«Как нужно вести себя во время разговора?»

Программное содержание:

.Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. Активизация: вежливо, культурно, правила поведения.

. Продолжать учить описательной речи, учить образовывать уменьшщительно-ласкательные формы существительных. Развивать связную речь детей.

.Воспитывать осознанное отношение к усвоению правил речевого этикета.

Предшествующая работа: Дети знакомились с правилами поведения в общественных местах.

Материал к занятию: сюжетные картинки с изображением ситуаций общения во время разговора к дидактической игре «Оживи картинки».

Ход занятия:

Стихотворение А. Кондратьева «Перебивалка»

За рекой…

За какой?

За широкой такой!

Проживал крокодил…

Что жевал крокодил?

Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пе-ре-жи-вал?

Ох! Ну, ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал

Тех, кто перебивал! /пауза/

Ребята, как вы думаете, хорошо ли перебивать собеседника во время разговора?/ответы детей/

Сегодня мы с вами поговорим об этом.

Почему нехорошо во время разговора не смотреть наговорящего, невнимательно слушать его? /ответы детей/

Да, потому что так можно обидеть человека, который хотел с тобой чем-то поделиться.

А почему некрасиво есть во время разговора? /потому что, когда ешь, то будешь говорить непонятно, брызги летят в лицо собеседнику/.

Почему не нужно во время разговора кричать, сильно размахивать руками? /потому что человек рядом с тобой и так все слышит, от громкой речи устаешь/.

Какие вежливые слова нужно говорить во время разговора?/ответы детей/.

Физкультминутка: Девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Ножками топают,

Ручками хлопают.

Головками кивают

И тихо приседают.

Дидактическая игра «Оживи картинки» (раздать детям картинки, они озвучивают, используя уместную лексику).

Дидактическая игра «Назови ласково» (слово, друг, мама, солнце и др.)

Игра «Комплименты» (дети берутся за руки, образуя круг, говорят друг другу комплименты по кругу, за что-то хвалят).

Подвести итог занятия. Следует говорить спокойным тоном, использовать в речи вежливые слова, смотреть в глаза собеседнику.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!