Формирование лексической стороны речи дошкольников средствами художественной литературы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    678,36 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование лексической стороны речи дошкольников средствами художественной литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ "КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (Г. ЯЛТА)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

образовательно-квалификационного уровня "бакалавр"

на тему: Формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы


Выполнил: студент IV курса, группы 41ДО

Елецкая К.В.

Руководитель к. пед. н. доцент Попов М.Н.

Рецензент: зав. ДУЗ №100 Черноухова М.В.




г. Ялта - 2014год

Содержание

 

Введение

Раздел 1. Теоретические основы формирования лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы

1.1 Понятие лексической стороны развития речи у старших дошкольников

1.2 Характеристика словаря старших дошкольников

1.3 Художественная литература, как средство формирования лексической стороны речи

Выводы по первой главе

Раздел 2. Эксперементальная работа по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников средствами художественной литературы

2.1 Разработка критериев, показателей и уровней сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников средствами художественной литературы

2.2 Система занятий направленных на формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы

Выводы по второй главе

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Закон Украины "О дошкольном образовании" и Базовый компонент дошкольного образования обращаются к вопросам развития ребёнка, как многогранному процессу, охватывающему в своей динамике все возможности и реальные проявления внутреннего мира человека: его особенности, способности, физическую, эмоциональную сферу, познавательные процессы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования <#"784779.files/image001.gif">

Рис. 2.1 Результаты развития воображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Выводы об уровне развития:

-8 баллов - высокий; 7-4 баллов - средний; 3-0 балла - низкий.

На основании количественных результатов, полученных при выполнении заданий по выше предложенным диагностикам, был выявлен общий уровень сформированности лексической сторон речи старших дошкольников средствами художественной литературы контрольной и экспериментальной групп. Как свидетельствуют данные эксперимента, у детей преобладает низкий уровень развития воображения: в экспериментальной группе 54,8%, в контрольной 54,4%. Средний уровень развития воображения у детей в экспериментальной группе 35,6%, в контрольной группе 36%. Высокий уровень развития воображения у детей в экспериментальной группе 9,6%, в контрольной 9,8%.

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования было выяснено распределение старших дошкольников по уровням развития лексической стороны речи. Большая часть детей в экспериментальной группе оказались на низком уровне, по развитию воображения. Дети данной группы проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть стремление к познаниям в области лексикологии, но навыки и словарный запас у них недостаточно сформулированы. Для дальнейшего их развития нужно постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности и желание детей к самореализации могут угаснуть и обернуться негативно.

Для повышения уровня лексической стороны речи старших дошкольников, необходимо создать благоприятные условия, которые в полной мере раскроют весь потенциал возможностей ребенка. Этому будет способствовать четкая и структурированная организация деятельности педагога, направленная на поэтапное и планомерное обучение дошкольников художественной литературе, ознакомление их с произведениями, которые будут способствовать развитию и формированию словаря. Что в свою очередь создаст основу для дальнейшего становления ребенка как всесторонне развитой личности.

2.2 Система занятий направленных на формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы


В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересует не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

В старшем дошкольном возрасте, когда речевая активность детей возрастает, расширяются возможности в обучении их составлению рассказов по картине. При этом мы преследуем такие цели, как понимание ее содержания, формирование умения связно описывать изображенное, активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию должно строиться на естественной потребности ребенка высказаться, что-то сообщить слушателям. Очень важно, чтобы дети испытывали радость и удовольствие от этой деятельности.

Педагог может использовать различные приемы обучения, опираясь нате речевые навыки, которые уже сформированы у детей. В начале учебного года можно использовать приемы пропедевтического (предваряющего) обучения. Например, предложить детям лишь закончить рассказ, начатый педагогом, или описать место действия по плану, предложенному педагогом.

Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, то есть могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, то есть замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии - сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Нами был разработан комплекс занятий по формированию лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Занятия были направлены на активизацию и обогащение словаря старших дошкольников.

Тема занятия

Цель

11.

Т. Александрова,, Домовенок Кузька” (чтение).

Познакомить с творчеством Т. Александровой; развивать умение выражать свои эмоции при прочтении сказки новым литературным произведением Т. Александровой,, Домовенок Кузька”

22.

П. Бажов,, Серебряное копытце" (рассказывание).

Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.

33.

А. Фет ,, Кот поет, глаза прищуря…” (чтение).

Развивать умение выражать положительные эмоции (интерес, радость), при прочтении стихотворения А. Фета.

44.

И. Суриков,, Вот моя деревня”.

Познакомить с творчеством И. Сурикова. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию; закрепить знания потешек и народных песенок о природе

55.

Б. Жидков,, Как я ловил человечков” (чтение).

Развивать умение выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения.

66.

Заучивание стихотворения С. Есенина,, Береза”.

Познакомить детей со стихотворением С. Есенина,, Береза”, активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, пополнять словарный запас воспитывать чувство прекрасного.

77.

К. Паустовский,, Кот-ворюга” (чтение).

Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать, образное восприятие и представление; продолжить формирование умения кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам.

88.

Л.Н. Толстой,,, Косточка” (чтение рассказа)

Познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого; обогащать словарный запас детей, развивать умение выражать свои эмоции при прочтении литературного произведения.

Составление рассказа-рассуждения на тему,, Как можно пожалеть”

Развивать устную речь; умение развивать свою фантазию и выражать свое мнение

110.

А. Пушкин,, У лукоморья дуб зеленый…” (отрывок из поэмы, Руслан и Людмила”, чтение).

Познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина; расширить словный запас детей, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина


Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

Анализ занятия №3 А. Фет,, Кот поет, глаза прищуря…” (чтение).

Данное занятие было использовано как основа для развития умения выражать положительные эмоции (интерес, радость), а также для создания благоприятных, дружеских условий. При помощи знакомства с стихотворением А. Фета,, Кот поет, глаза прищуря…”.

Поставленные перед детьми цели, данного занятия, были преподнесены в понятной для дошкольников форме, которые способствовали формированию положительных эмоций, интереса к художественной литературе. Все цели соответствовали содержанию занятия, а также возрасту воспитанников.

Структура занятия: основой организационного момента является сюрпризный момент, кот из стихотворения пришел в гости к ребятам.

Основная часть составляет чтение и анализ стихотворения. Следующим этапом была физкультурная минутка, котенька - коток.

Заключительная часть занятия состояла в том, что ребята делились впечатлениями от встречи с котом, и стихотворении, которое он поведал.

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. Так же была реализована стратегия сотрудничества детей, их раскрепощение. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

В заключении можно отметить, что общая атмосфера занятия была позитивной и расслабляющей.

Анализ занятия № 6.

Заучивание стихотворения С. Есенина,, Береза”.

Данное занятие было использовано с целью обучения детей умению заучивания стихотворений, развития памяти, оно способствовало развитию словаря, чувственного восприятия художественного слова, способствовало образному восприятию стихотворения, воспитывало чувство прекрастного. Цели были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Также стоит отметить, что стихотворение С. Есенина, легко воспринимается и запоминается детьми.

Структура занятия: организационный момент был начат с рассматривания портрета автора и березы.

Основная часть состояла с чтения стихотворения в ходе чтения и заучивания стихотворения С. Есенина,, Береза”, дети внимательно слушали, обсуждали после чего с удовольствием приступили к заучиванию стихотворения. По окончанию, мы вместе рассказали стихотворение. Наблюдалось большое количество положительных эмоций, так как в ходе прогулок с детьми мы закрепляли знания о деревьях, цветах, растущих на территории детского сада. Детям понравилось стихотворение, они с удовольствием повторяли его после занятия.

Анализ занятия №10 А. Пушкин,, У лукоморья дуб зеленый…” (отрывок из поэмы ,,Руслан и Людмила”, чтение).

Данное занятие было использовано с целью ознакомления детей с биографией и произведениями А.С. Пушкина; расширить словный запас детей, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина. Все цели соответствовали содержанию занятия, а также возрасту воспитанников.

Структура занятия: основой организационного момента является беседа о творчестве Пушкина, обсуждении знакомых уже детям его произведений.

Основная часть составляет знакомство с биографией А С Пушкина, просмотр иллюстраций к его сказкам. Чтение отрывка из поэмы ,,Руслан и Людмила”, ,, У лукоморья дуб зеленый…”.

Заключительная часть занятия состояла в том, что ребята делились впечатлениями, от прослушанного стихотворения.

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

В заключении можно отметить, что общая атмосфера занятия была позитивной и расслабляющей, дети, по их словам были,, В гостях у сказки ”.

При организации работы, я старалась развить такие педагогические качества, как индивидуальный подход, гуманность, использование наглядного материала, эмоционально насыщенная речь, доброжелательное отношение к детям, творческий потенциал.

В процессе подготовки и организации занятия ставила перед собой цель, своевременно поощрять детей, придерживаться индивидуального подхода в сочетании с коллективной работой. Использовала множество наглядного материала, свою работу старалась строить опираясь на принципы гуманности и с использованием творческого потенциала, старалась чтоб речь была правильной, грамотно построенной и эмоциональной.

Комплексная работа была направлена на формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Художественные произведения были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и программой обучения и воспитания старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем разнообразнее художественные произведения, читаемые детям, чем более они насыщенны метафорами, эпитетами, имеют больше новых для детей слов, тем более разнообразным и объемным будет словарь детей, тем красочней и грамотней будет их речь, это обеспечит в дальнейшем успехи при поступлении в школу и в повседневной жизни, и чем больше в дошкольном возрасте мы приобщим детей к литературе, тем больше они будут любить ее в дальнейшем.

Выводы по второй главе


Исследовательско-экспериментальная работа по формированию лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы заключалась в том, чтобы выявить уровень формирования лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Для реализации данной задачи были использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития лексической стороны речи старших дошкольников, выявления интереса к развитию речи, а также диагностика словарного запаса.

Результат исследовательско-экспериментальной работы по выявлению уровня формирования лексической стороны речи старших дошкольников, контрольной и экспериментальной групп, показал, что у дошкольников экспериментальной группы преобладает низкий уровень развития лексической стороны речи. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что если при работе со старшими дошкольниками использовать средства художественной литературы, можно достигнуть высоких результатов по преодолению проблемы лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы.

В старшем дошкольном возрасте у детей, усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая.

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчеств.

Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Воспитательно-образовательное значение каждого занятия в дошкольном возрасте, определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

В развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду

Таким образом, в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов, а средством развития словаря детей дошкольного возраста является сказка и дидактическая игра.

Выводы


Данная работа посвящена теме формирование лексической стороны речи старших дошкольников средствами художественной литературы. Воображение - психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В процессе исследования, нами были:

. Изучены психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи, детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Лексика - совокупность слов того или иного языка <#"784779.files/image002.gif">



Приложение Б

А. Фет "Кот поёт, глаза прищуря…"

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай".

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

С. Есенин "Береза"

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

А. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный…"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Похожие работы на - Формирование лексической стороны речи дошкольников средствами художественной литературы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!