Техника 'батик' как средство развития творческого воображения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Техника 'батик' как средство развития творческого воображения

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Представьте, что было бы, если б человек не обладал фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Если лишить человека фантазии - остановится прогресс, следовательно, воображение являются необходимейшей способностью человека.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения [32].

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ [8].

Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в том числе и нетрадиционные техники рисования.

В нашей работе мы рассматриваем проблему развития творческого воображения средствами освоения техники «батик».

Батик - роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления, творческого воображения. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение творческое воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы.

Объект - творческая изобразительная деятельность старших дошкольников.

Предмет - развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе освоения техники «батик».

Цель - обосновать эффективность применения техники «батик» в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Гипотеза: процесс развития творческого воображения старших дошкольников средствами техники «батик» будет более эффективен, если:

образовательный процесс будет организован с опорой на теоретические положения, разработанные отечественной дидактикой;

будут учтены особенности освоения техники «батик» старшими дошкольниками;

будет разработана и внедрена в работу серия занятий по освоению старшими дошкольниками техники «батик».

Задачи:

. Изучить развитие творческого воображения на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

. Рассмотреть особенности освоения техники «батик» старшими дошкольниками.

. Определить уровень развития творческого воображения старшего дошкольника в ходе экспериментального исследования.

. Разработать серию занятий по освоению старшими дошкольниками техники «батик».

Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения

старшего дошкольника средствами техники «батик»

1.1 Сущность понятия творческого воображения

Вопросы изучения развития творческого воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т.Рибо, Дж.Селли, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Палагина, О.М.Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях [27].

Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием.

Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж.Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).

Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С.Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец и др.). О.М.Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

) типизация (создание целостного образа синтетического характера);

) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);

) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);

) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;

) конструкция (создание целого по части);

) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);

) уподобление (использование аллегорий и символов) [16].

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) [17].

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В.Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. Цветное зрительное восприятие окружающего мира, несомненно, величайший дар природы человеку. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

Существует насколько классификаций форм воображения [8].

. Воображение может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) и репродуктивное (воспроизводящее).

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

. Различают также воображение воссоздающее и творческое [8].

В первом случае - это воссоздание заданных образов. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Базой для воссоздающего воображения являются знания. Например, человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят - расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.

Второе выражается в самостоятельной разработке новейших образов. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и совсем другое - сделать ее.

. Выделяют и такие формы воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты [8].

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это нормальное состояние психики, и представляет из себя фантазию, связанную с желанием.

Особое место в воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью.

Установлено, что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не в состоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связано с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.

Таким образом, творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному [31].

Философ Л.Э.Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально - «разум воображения», диалектическая логика воображения - и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество [31].

Так, К. Коффка, исследуя развитие воображения ребенка, проявляющееся в применении заместителей в игре, пришел к выводу, что у ребенка изначально существует специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий.

В отличие от рассмотренных выше концепций, некоторые из психологов отказывали воображению в самостоятельной позитивной роли в развитии познания, хотя и отводили фантазии большое место в жизни ребенка. Они рассматривали фантазирование как преходящий этап в развитии, как некоторое несовершенство познавательной сферы.

Так, К.Бюлер считал деятельность фантазии спонтанной и указывал на отсутствие связи основных линий познавательного развития и фантазирования. Автором были выявлены ступени в развитии воображения.

Первую ступень К.Бюлер относил к возрасту от 2-х до 4-х лет, когда в жизни ребенка господствуют мнимые значения.

Вторая ступень - с 4-х до 6-ти лет - это возраст сказок, возраст упражнения в фантазировании.

Э.Мейман прямо указывал на то, что все дошкольное детство ребенок проводит в мире фантазий [37].

Полный отрыв творческих процессов, в том числе и воображения, от действительности, обусловленность их развития биологическими факторами, мы находим в психоаналитической концепции З.Фрейда. З.Фрейд считал, что основой творческих процессов вообще и творческого воображения в частности, является внутренний конфликт личности, заложенный в ранних переживаниях детства. Напряженные ситуации детского возраста, по мнению З.Фрейда, остаются в памяти, и творческое воображение выступает как замещение событий детства. При этом сам характер творчества определяется прорвавшимися импульсами бессознательного. Автор утверждал, что в фантазиях реализуются наши тайные желания, в основе которых лежит сексуальность. Эти желания не пропускаются сознанием и вытесняются в область бессознательного, так как они не соответствуют принятым в обществе социальным и моральным нормам.

И, наконец, путь развития творческого воображения связан с сублимацией, то есть творчество становится замещением сексуальной активности, а зависимость от ранних сексуальных исследований исчезает. Автором была выделена защитная функция воображения, направленная на изживание гнетущих эмоций и сведение их к терпимому уровню. М.В.Вульф, Э.Крис и К.Кюби и другие последователи З.Фрейда указывали на отсутствие взаимосвязи между фантазией и реальной жизнью ребенка и подчеркивали зависимость фантазии от удовлетворения своих собственных желаний.

Так, М.В.Вульф полагал, что «...у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность к реальному нет и отличать одно от другого он не умеет».

Э.Крис и К.Кюби считали, что творческое поведение является замещением событий детства, видели в творческом акте возврат к детским способам мышления. Творческое воображение, по их мнению, это фактически умение по-детски обыграть материал в предсознании [6].

Неофрейдисты перенесли акцент при изучении творчества с бессознательных процессов на предсознательные, фиксирующие социальные конфликты личности.

Психоаналитическая концепция З.Фрейда и ее модификации неоднократно подвергались критике в последующих исследованиях за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Такой подход отрывает воображение ребенка от реальной действительности, фиксируя внимание лишь на субъективных переживаниях, Вместе с тем, исследования последних лет подтверждают наличие защитной функции воображения, подчеркивая при этом, что не весь процесс творчества направлен на изживание отрицательных эмоций и сексуальных комплексов.

Основатель генетической психологии Ж.Пиаже, выводя все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой, рассматривал воображение как временную стадию искаженного отражения реальной действительности, при этом отказывая ему в позитивной роли в этом процессе. Автор указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в господстве аутистического мышления и является основой построения воображаемой действительности. Ж. Пиаже дал следующую характеристику аутистической мысли: «Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения, она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной; как таковая, она не может быть выражена непосредственно речью. Она выявляется, прежде всего, в образах...» [37].

Критикуя данное положение Ж.Пиаже, Л.С.Выготский отмечал, что швейцарским ученым описывается «... воображение в его первичных формах ... как деятельность подсознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера». В цикле более поздних работ Ж.Пиаже связывал генезис воображения с развитием символической функции у ребенка. Автор рассматривал данный психический процесс как особую форму репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. Элементы воображения, по мнению Ж.Пиаже, появляются у детей в возрасте 1 года 8 месяцев, когда они путем проб и ошибок находят решение сенсомоторных задач. Оно вытекает из "отставленной" имитации, которая проявляется у ребенка и при отсутствии объекта и во время наблюдения за ним. Имитация является показателем начала децентрации: ребенок начинает видеть в другом нечто отличное от себя, выделять движения других для подражания. У ребенка появляются репрезентативные образы, которые. По Ж.Пиаже, являются символами реальности. Хотя роль репрезентативных образов в познании действительности велика, в целом представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не будут подчинены знаковому мышлению.

Анализ работ Ж.Пиаже показывает, что автор отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры [6].

Попытку примирить противоречивые тенденции в воображении предпринял А. Валлон. Автором описаны два вида воображения, один из которых проявляется тогда, когда ребенок отделяет реальность от фантазии, другой - когда ребенок целиком живет в своих представлениях, то есть ребенок смешивает субъективное и объективное, «... их искажение рассматривается как игра фантазии ребенка».

В исследовании Л.Дайлелла, М.Ватсона выделены уровни развития связи фантазии ребенка с реальной действительностью. На первом уровне ребенок переживает фантазию как реальность. На втором уровне он применяет внешние вспомогательные приемы, чтобы перейти от фантазии к реальности и наоборот. На следующем уровне ребенок четко контролирует переходы от реального к воображаемому. На последнем уровне ребенок отграничивает мир воображения от мира реальности.

Прямую направленность воображения ребенка на познание подчеркивали последователи экзистенциальной философии. Так, Э.Кобб считает основным источником воображения дистанцию между восприятием своего «Я» и восприятием всеобщего.

Предпосылки воображения, по мнению Э.Кобб, закладываются в раннем возрасте и проявляются в телесных ощущениях, в ощущениях младенца контакта со средой, затем в играх, где дети строят символическую картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное «Я». Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего «Я» со всеобщим. Таким образом, Э.Кобб подчеркивает направленность воображения на познание [9].

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в дошкольном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности?

) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

) Видение новой функции уже знакомого объекта.

) Видение новых проблем в знакомых ситуациях.

) Видение структуры объекта, подлежащего изучению.

Все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображение, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения.

Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т.е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности.

В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.

Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции. Примерно ту же позицию продолжает и развивает Ж.Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [4].

Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С.Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка.

Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами.

Таким образом, главным средством воображения, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Классификация видов воображения, предложенная Л.М.Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:

сенсорно-перцептивное воображение;

словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;

эмоциональное.

Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Д.В.Эльконин, В.В.Давыдов) [9].

Исследуя особенности детского воображения, Л.С.Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С.Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Процесс творческого воображения изучался также А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Н.Н.Поддъяковым, О.М.Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Таким образом, неспособных к творчеству нет! Есть люди, не стремящиеся к творчеству. Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

Таким образом, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

.2 Техника «батик» - художественная роспись ткани

Ручная работа, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда пользовалась большим спросом. Поэтому мастерство батика - ручной росписи ткани - приобретает все большую популярность.

Это искусство очень древнее, оно возникло еще в Индонезии на острове Ява. Считалось, что ткани, окрашенные при помощи технологии батика, обладают священной силой, поэтому их использовали как обереги.

Технология батика очень интересна, и она основывается на принципе резервирования. Подобный принцип использовался еще в древности при окраске тканей в африканских странах, Индокитае, Шри-Ланке, Перу, Шумере, Японии. Принцип резервирования заключается в том, что отдельные участки ткани покрывается специальным составом, который не пропускает краску. И затем при окрашивании ткани именно эти неокрашенные участки формируют узор (см. приложение № 1).

Современный батик очень интересен и разнообразен. В нем могут использоваться приемы графики, витража, мозаики. В общем, возможности неограниченны, и все зависит лишь от фантазии и мастерства человека, который выполняет художественную роспись ткани.

Роспись по ткани - это находка для дизайнеров современного интерьера и не только. С помощью батика можно создать совершенно неповторимый стиль не только для своей одежды, но предметов интерьера, помещений детских и групповых комнат [1].

Шелковые панно, расписанные вручную, обогатят интерьер дошкольного учреждения, придадут обычной групповой комнате, спальне или изостудии детского сада романтическую атмосферу и наполнят их теплом, уютом и душевным комфортом.

Сюжеты и мотивы картин, выполненных на шелке, неисчерпаемы. Здесь и абстрактные композиции и богатая растительная тематика, силуэты фигур и колорит Страны восходящего солнца, разнообразие морских сюжетов, изображения фантастических рыб и, конечно же, сказочных персонажей.

Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканях производится несколькими основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Среди основных разновидностей батика выделяют «горячий» батик, «холодный» батик <#"784507.files/image001.gif">

Итак, в соответствии с результатами констатирующего эксперимента (см. табл. № 1, диаграмма №1), мы получили возможность разделить детей, участвующих в этом эксперименте на 2 равноценные подгруппы (см. табл. № 2). Развитие творческого воображения детей экспериментальной подгруппы будет осуществляться в процессе освоения техники росписи ткани «батик» (см. приложение № 1-4), а работа с детьми контрольной подгруппы будет проходить в обычном режиме по программе детского сада «Детство», авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.И.Михайлова, Л.М Гурович.

Таблица № 2.

Список детей контрольной и экспериментальной группы

№ пп

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Антон А.

Павлик М.

2

Влад Б.

Вика М.

3

Света Б.

Алёна М.

4

Алёша Б.

Ирина Н.

5

Ксюша Г.

Андрей Р.

6

Вика Г.

Аня С.

7

Влад Г.

Настя Ч.

8

Катя Д.

Влада Ч.

9

Паша Ю.

Саша Д.

10

Даша Е.

Леся Ч.

11

Петя Л.

Ваня К.

12

Богдан К.

Игорь Ю.

13

Женя К.

Лёша Я.


.2 Применение техники «батик» в развитии творческого воображения старшего дошкольника

Задачи формирующего этапа:

Наблюдение за результативностью педагогического процесса в определенных педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников.

Повышение уровня развития творческого воображения старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой «батик».

Педагогическими условиями развития творческого воображения старших дошкольников являются:

Организация занятий по рисованию с использованием нетрадиционных изобразительных приёмов.

Сотрудничество воспитателей и воспитанников.

Ознакомление с произведениями искусства.

Организация зон изобразительной деятельности в групповых комнатах и изостудии детского сада.

Разнообразие изобразительных средств и оборудования, способствующих развитию творческого воображения.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими занятиями в детском саду.

Взаимодействие воспитателей с родителями для помощи в организации художественной развивающей среды в домашних условиях.

Организация наблюдений в природе.

Формирующий эксперимент рассчитан на детей экспериментальной подгруппы. В этом эксперименте мы использовали задания, упражнения на занятиях и в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие не только изучить технику «батик», но и успешно применять ее в своей художественной деятельности (см. в приложении № 1-4). Изучение техники начинается с ознакомления со свойствами материала (возможности красящих материалов, ткани разной фактуры, плотности и толщины; использование материалов для достижения дополнительных эффектов). Первые задания и упражнения проводятся без дополнительных инструментов, рисунок наносится пальчиками или ладошкой на ткань. В зависимости от плотности ткани, ее фактуры, а также наличия искусственных волокон эффект получается разным. На тканях, содержащих хлопчатобумажные волокна, отпечаток получается более четким и после термообработки может быть использован многократно (не боится стирки), на искусственных тканях отпечаток имеет размытые края, при повторном нанесении воды размывается (т.е. может быть использован только в декоративных целях - для оформления открыток, картин и т.п.)

В старшем дошкольном возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Необходимо предложить детям новое применение этой технике, заменив привычные листы бумаги на ткань, натянутую на рамы (пяльцы).

Старшая группа.

«Забавная игрушка».

Ее можно нарисовать, многократно прикладывая к ткани «разноцветные» пальчики, ладошки и т.п. Можно изменить условия: смочить ткань водой, посмотреть на полученный эффект, обсудить результат.

«Подарим маме цветы».

Давай нарисуем лепестки так: приложим к ткани «желтый» палец, а чуть ниже - «красный». Что за чудо! Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь пробуй то же самое любыми другими красками!

Повторить упражнение на влажном материале. Рассмотреть получившийся эффект, поговорить о том, за счет чего он мог получиться.

«Гроздья спелой рябины».

Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз. Тонкой кистью прорисуем веточки и черные точки. Зимнее угощение снегирям готово!

«Волшебные облака» рисование по мокрой ткани.

Приглядись к ним! И увидишь… пушистого зайчонка, забавного котенка, а может быть, и себя самого.

Подготовительная группа.

Более богатый жизненный опыт детей подготовительной группы позволяет предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Веселые звери Фокуса-Покуса», «В гостях у облака», и т.д.

«Что за звездочки резные на пальто и на платке!»

Ни одна снежинка на другую не похожа. Работа с тканью по трафарету. Пластмассовые снежинки или трафареты-снежинки накладываются на ткань, плотно прижимается, сверху с помощью специальных блопенов (фломастер с функцией распыления краски) распыляется краска. Трафареты убираются, рисунок оформляется, детализируется с помощью дополнительных эффектов.

«Салфетка для мамы».

Она может быть круглой, квадратной, треугольной. Узор выполняется с применением техники бандан (узелковое окрашивание). Составляется система узелков на ткани, расположенных в определенной последовательности. «Перевязанная салфетка» опускается в краситель, окрашивается несколько минут, затем прополаскивается в проточной воде. Узелки удаляются, изделие высушивается и проглаживается - салфетка готова. Детализацию рисунка можно выполнить с помощью серебристого или золотистого контура, наносимого с помощью специальной тубы.

«Открытка для мамы».

Используя компьютерные технологии, выполняется бумажная часть открытки (в три сложения), на средней части вырезается декоративное отверстие фигурной формы, располагается текст, например, «Поздравляю!», «С Новым годом!» или «Любимой мамочке!» и т.п.

На большом лоскуте шелковой ткани дети выполняют коллективную работу «Беспредметный рисунок», подбирая красивое сочетание цвета красок, используя смешение оттенков, их затемнение или осветление с помощью белой гуаши, добавляют красители с блестками или флуоресцентные, достигая необычных эффектов. Когда беспредметный рисунок готов, просушен и выглажен, его разрезают на небольшие лоскутки, соответствующие размеру «окошка» в открытке, приклеивают по контуру к открытке и собирают ее, закрывая изнаночную сторону «окошка».

«Полет в космос».

Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли, легко выполняемые на ткани с применением дополнительных эффектов.

«Вечерний город».

Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой. Работа выполняется в технике свободной росписи, при необходимости результат фиксируется горячим воздухом (феном). «Зажженные» фонари выполняют с помощью вытравливания краски (дополнительный эффект).

«Ветер по морю гуляет…».

Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади. В технике «батик» несложно выполнить закат, пену, прибитую волной к берегу и т.п., используя дополнительные эффекты.

Рисование восковыми мелками или свечой (воском).

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок. Эту технику с успехом используют и для рисования на ткани. Ткань набрызгом покрывается воском, затем наносится рисунок, когда роспись завершена, работу проглаживают утюгом через впитывающую салфетку. Воск расплавляется и удаляется с работы, оставляя только неокрашенные участки ткани. Работа очень увлекает детей, развивает воображение, креативные качества.

«Угадай, на что похоже?»

На палитру наносится несколько цветов красок, скомканной хлопчатобумажной салфеткой «вымакивается» краска в 2-3 приема. Затем салфетка разворачивается, взору ребенка открывается необычное разноцветное пятно. Необходимо догадаться, поворачивая его, на что оно похоже и дорисовать в соответствии с замыслом.

Помимо упражнений и отдельных заданий, которые мы применяли в работе с детьми в свободное от занятий время, были организованы и сами занятия (см. конспекты в приложении №4)

Таким образом, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была апробирована серия занятий, упражнений и заданий, позволяющая развить творческое воображение детей старшего дошкольного возраста средствами техники «батик».

В конце формирующего этапа эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент по тестовой методике “Жилище несуществующего животного”, аналогичной той, которая применялась на диагностическом этапе.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень творческого воображения старших дошкольников на заключительном этапе исследования.

Детям было предложено задание: «Нарисуйте своему несуществующему животному дом, жилище, чтобы ему в нем было удобно, безопасно». Детям раздаются белые альбомные листы, краски, фломастеры, карандаши, клей, бросовые материалы: пенопласт, яичная скорлупа, древесный спил, веточки деревьев, семена растений. Время выполнения рисунка - 30 минут.

Способы изображения дома для несуществующего животного характеризует тип воображения, общий подход ребенка к творческой задаче.

Выделяются три основных способа изображения (не считая низкого уровня, когда рисуется просто реальный дом).

а) рационалистический подход к творческой задаче, когда рисуется дом, собранный из необходимых, присуще каждому жилищу частей: стены, крыша, окна, двери;

б) дом, содранный по образу и подобию реально существующих жилищ (дворец, замок, избушка…). Этот тип изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче;

в) при собственно творческом способе изображения создается абсолютно оригинальное жилище

В соответствии с этим мы выделим 3 уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий уровень. И дали каждому уровню характеристику. творческое воображение батик дошкольник

Высокий уровень - 2 балла: при изображении дома для несуществующих животных были использованы как традиционные средства, так и нетрадиционные, присутствует эмоциональная выразительность, рисунок отличается своеобразием, непохожестью на реальных аналогов, дом, изображенный на рисунке, оригинальный, естественный для данного животного.

Средний уровень - 1 балл: использованы при изображении дома нетрадиционные приемы изображения, степень выразительности недостаточна, нарисованный дом для несуществующего животного отличается от существующих домов, дом, изображенный на рисунке, недостаточно оригинален и естественен

Низкий уровень - 0 баллов: не использованы нетрадиционные приемы изображения, дом несуществующего животного мало отличается от реально существующих домов, эмоциональная выразительность отсутствует.

Анализ детских работ детей экспериментальной группы дал следующие результаты:

Работая с использованием рационалистического способа изображения, 4 ребенка получили высший балл; средний балл - 8 детей, низкий - 1 ребёнок.

Работая с использованием собственно-творческим способом изображения, высший балл получили - 7 детей; средний - 6, низкий - 0 детей.

Работая с использованием художественно-эмоциональным способом изображения, высший балл получили - 5 детей; средний - 8 детей, низкий - 0 детей.

Анализ детских работ детей контрольной группы дал следующие результаты:

Работая с использованием рационалистического способа изображения,

детей получили высший балл; средний балл - 5детей, низкий -3 ребёнка.

Работая с использованием собственно-творческим способом изображения, высший балл получили - 5 детей; средний -5 детей, низкий -3 ребёнка.

Работая с использованием художественно-эмоциональным способом изображения, высший балл получили - 4 ребенка; средний -9 детей, низкий - 0 детей.

Представим результаты в виде таблицы:

Табл. № 3.

Уровень развития творческого воображения детей старшего возраста

 на заключительном этапе эксперимента в экспериментальной группе.

№ пп

ФИ ребёнка

Уровни способов изображения

Общий балл



рационалистический

художественно-эмоциональный

собственно-творческий


1

Антон А.

2

1

2

1,7

2

Влад Б.

1

1

1

1

3

Света Б.

2

2

2

2

4

Алёша Б.

1

1

1

1

5

Ксюша Г.

1

1

2

1,3

6

Вика Г.

2

2

2

2

7

Влад Г.

1

1

1

1

8

Катя Д.

1

2

2

1,7

9

Паша Ю.

0

1

1

0,7

10

Даша Е.

1

1

1

1

11

Петя Л.

2

2

2

2

12

Богдан К.

1

2

2

1,7

13

Женя К.

1

1

1

1

Общий балл Общий %

1,2 60%

1,4 70%

1,5 75%

1,4 70%

Табл. № 4.

№ пп

ФИ  ребёнка

Уровни способов изображения

Общий балл



рационалистический

художественно-эмоциональный

собственно-творческий


1

2

3

4


1

Павлик М.

1

1

1

1

2

Вика М.

2

2

2

1

3

Алёна М.

0

1

2

0,8

4

Ирина Н.

1

1

0

0,7

5

Андрей Р.

1

2

2

1,7

6

Аня С.

1

1

0

0,7

7

Настя Ч.

2

2

1

1,7

8

Влада Ч.

0

1

2

0,8

9

Саша Д.

2

2

1

1,7

10

Леся Ч.

2

1

1

1,3

11

Ваня К.

0

1

2

0,8

12

Игорь Ю.

2

1

0

0,8

13

Лёша Я.

1

1

1

1

Общий балл Общий %

1,1 55%

1,3 65%

1,1 55%

1,16% 58%


Уровень развития творческого воображения детей старшего возраста на заключительном этапе эксперимента в контрольной группе.

Итак, из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что развитие творческого воображения детей экспериментальной группы на заключительном этапе эксперимента соответствует уровню выше среднего, что составило 70%, а уровень развития творческого воображения детей контрольной группы соответствует среднему уровню, что составило 58%, и подтверждает наше предположение о необходимости дополнительной работы по развитию творческого воображения старших дошкольников. (См. диаграмму № 2,3).

Диаграмма № 2.

Уровень развития творческого воображения старших дошкольников

на этапе контрольного эксперимента (экспериментальная группа)



Диаграмма № 3.

Уровень развития творческого воображения старших дошкольников

на этапе контрольного эксперимента (контрольная группа)


Таким образом, сравнив результаты первого этапа эксперимента, сделанного в начале полугодия, с последним, который завершил второе полугодие, можно сделать вывод, что дети, занимавшиеся в экспериментальной подгруппе, показали более высокие результаты, чем дети контрольной подгруппы, то есть творческие занятия, проводимые с применением нестандартных методик и нестандартных материалов значительно повышают активность и творческий потенциал старшего дошкольника, что ведет к развитию творческого воображения.

Наблюдения за процессом развития творческого воображения детей показали значительные различия. Результативность проделанной на этапе формирующего эксперимента работы отразилась в достижениях детей: умение использовать рационалистический, художественно-эмоциональный и собственно-творческий способ изображения.

Это позволяет нам сделать вывод, что разработанная нами серия занятий, упражнений и заданий эффективна, а роль обучения основным приёмам рисования с применением техники росписи по ткани «батик», является неотъемлемой в развитии творческого воображения дошкольников.

Таким образом, умело использованные в ходе занятий творческие задания, произведения искусства, отдельные приемы работы в нетрадиционной технике создают предпосылки развития творческого воображения старшего дошкольника.

Заключение

В нашей работе мы рассматривали творческое воображение как психический процесс отражения действительности, высшей формы творческой активности человека продуктивное и репродуктивное, непосредственное и опосредованное взаимодействие с любым эстетическим оформленным предметом на всех уровнях психики.

Установили, что творческое воображение - основа художественной творческой деятельности, так как в широком смысле художественное творчество присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. Художественное творчество предполагает новаторство, как в содержании, так и в форме художественных произведений.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что творческое воображение - одна из важнейших сторон нашей жизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.

Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач различают: воссоздающее, творческое воображение, мечты человека и т.д.

Воображение - основа творческого процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности. Существует несколько форм связи воображения с действительностью:

) Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.

) Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения.

) Воображение имеет эмоциональную связь.

В нашей работе мы рассматриваем проблему развития творческого воображения средствами освоения техники «батик».

Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления, творческого воображения. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Это очень интересная, красивая и доступная техника, не оставляющая равнодушными людей. На первый взгляд довольно сложная техника превращается в доступную, неповторимую в руках опытного педагога, способную увлечь даже ребенка-дошкольника. Эта техника до сих пор не адаптирована в работе с дошкольниками. Именно поэтому она привлекла наше внимание и определила тему нашего исследования.

В опытно-экспериментальной части работы была проведена серия экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель этих экспериментов - определение уровня развития творческого воображения старших дошкольников.

Сравнив результаты первого теста, сделанного в начале работы с последним, который завершил начатую работу, можно сделать вывод, что дети, занимавшиеся в экспериментальной подгруппе, показали более высокие результаты - 70% повышения уровня творческого воображения, чем дети в контрольной подгруппе - 58% .

Из этого можно сделать вывод, техника росписи ткани «батик» является средством развития творческого воображения старших дошкольников.

Цели, поставленные в выпускной квалификационной работе достигнуты, задачи реализованы, наше предположение получило подтверждение.

Литература

Анна, Эм. Батик. - Минск: Харвест, 2010. - 64 с.: ил. ISBN 978-985-16-8625-0.

Афанасьева, С. Написать душу красотой. // Дошкольное воспитание. - 1996 - №8 - С.15-17.

Ашикова, С. Я. Я не умею рисовать. // Обруч - 1997 - №5 - С.23-30.

Боровик, О.В. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: Академия, 2001. - 112 с.

Венгер, А.Л. Путь к развитию творчества/А.Л.Венгер.//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - С. 32-38.

Венгер, А.Л. Восприятие и обучение. М., 2003. 365 с.

Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-222-11688-3.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997. - С.56-64.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997. - 348с.

Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000 - С.76-100.

Гусакова, М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995. - №2.- 32-36с.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000. - 290с.

Громов, Е. С. Природа художественного творчества. - М., 1986. - С.208.

Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002. - С. 15-30.

Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.

Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.34-35

Егорова, Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание - 1999 - № 1. - С.16-20.

Ендовицкая, Т. О. О развитии творческих способностей.// Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - С.73-75.

Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика. //Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С.54-58.

Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами. //Дошкольное воспитание. - 2004 - №2. - С.34-37.

Колобова, Л. Путешествие по стране Рисовандии. // Дошкольное воспитание. - 1994 - №4. - С.32-35.

Комарова, Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве.// Дошкольное воспитание. - 1991 - №12. - 288с.

Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990. - 321с.

Косминская, В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.-М.,1987.- 330 с.

Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996. - 34-48с.

Кудрявцев, В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. // Дошкольное воспитание. - 1995 - №9-10. - 50с.

Каменская, О. Горячий батик из жарких стран. // Юный художник. - 2005 - №1 - С.36-38.

Коган, Л. Батик - это совсем не сложно. // Юный художник. 2008 - №2 - С.37-38.

Ковалицкая, Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008. - 24с. - ISBN 978-5-89415-671-2.

Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. - М.: Педагогика, 1979. - 246с.

Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. - М.: Учитель, 2009. - 114с. - ISBN 978-5-7057-2078-1.

Кравцова, Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. - 1989. - №12. - С.45-47.

Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995. - 187с.

Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. - М: Эксмо, 2002. - 352с.

Опевалова, Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В.Опевалова. - Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. - 148с. - ISBN 5-85094-080-4.

Полуянов, Д.С. Воображение и способности./ Д.С.Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 50с.

Практическая психология образования./И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с. - ISBN 5-94723-870-5.

Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. - 1990 - №1. - С.76-79.

Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности./Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144с. - ISBN 5-7301-0204-6.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.1./С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. - 374с.

Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672с. - ISBN 5-222-00483-Х.

Трофимова, И. Рисую горячим воском. // Юный художник. 1984 - №8 - С. 44-45.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие./Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с. - ISBN 5-7695-0149-9.

Похожие работы на - Техника 'батик' как средство развития творческого воображения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!