Современная тарифная политика в российском банковском секторе: проблемы и пути их решения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    432,92 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная тарифная политика в российском банковском секторе: проблемы и пути их решения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Современная тарифная политика в российском банковском секторе: проблемы и пути их решения»












Астрахань - 2013

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

1.1. Банковские тарифы: история тарифообразования в россии, определение, принципы, функции

1.2. Механизм формирования тарифов на банковские услуги

Глава II. Практические аспекты тарификации банковских услуг (на примере банка)

Глава III. Проблемы тарифной политики банка и пути их решения

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Перед банком, как и перед любой коммерческой организацией, встает задача установления тарифов на свои услуги. В условиях рынка тарифообразование является сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов. Выбор общего направления в тарифообразовании для увеличения объемов реализации и укрепления рыночных позиций для банка в современных рыночных условиях является одной из актуальных задач.

Тариф является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы банка: рентабельность, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной тариф, банк может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж или рост рыночной доли и т.д.

От установленного тарифа во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная тарифная политика оказывает долговременное положительное или отрицательное воздействие на всю деятельность банка.

Практическая значимость правильно целенаправленной тарифной политики в том, чтобы устанавливать на услуги банка такие тарифы и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. Это особенно актуально в современных условиях, когда вследствие относительно невысокой покупательской способности отечественного рынка и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности банка наибольшее значение приобретает выбор эффективного направления ценообразования.

Объектом исследования является Банк.

Предметом исследования является тарифная политика российского банковского сектора, в частности тарифная политика Банка.

Цель дипломной работы - предложить способы усовершенствования современной тарифной политики Банка.

Задачи дипломной работы:

.     Определить понятие и принципы «тарифообразования».

2.      Рассмотреть механизм формирования цен на банковские услуги.

.        Дать характеристику Банка.

.        Выявить проблемы в тарифной политике Банка и предложить пути их решения.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

.1 Банковские тарифы: история тарифообразования в России, определение, принципы, функции

Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифы близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово тариф вошло во всеобщее употребление.

Термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, не больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского языка, в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и он был одинаков для всех. Во Франции термин «тариф» появился не позднее пятнадцатого века и означал плату за услуги, определяемую коллективным органом управления.

Первой общественной организацией в Российской империи стало Вольно-экономическое общество. Оно была учреждено через три года после прихода к власти Екатерины II. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка, сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена не экономическими методами - введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел I, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено после убийства Павла I. Александр I в 1801 году значительно снизил торговые тарифы с Англией.

Политика континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем сводилась к одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник - Англия. Ее экспортные товары - колониальные товары и хлопок облагались гигантским таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, тонкие полотна, кофе, сахар и другие товары. В итоге такая политика принесла Наполеону доход в 150 миллионов франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 году. Александр I три года удачно лавировал с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. В 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

К 20-30-м годам XIX века относится первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. В то время наиболее экономически прибыльной промышленностью было винокурение. Доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий, т.е. ввелась система порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами. Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в 30-х годах XIX века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и устраненность государства от управления компанией привели ее к краху после 60 лет существования. В связи с чем вся российско - американская торговля замерла почти на 40 лет.

После Крымской войны тарифная политика России была направлена на защиту собственного производителя, т.е. рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия не могла ни в чем соперничать с Европой. Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовые фабрикаты. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата. С середины 70-х годов Россия возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял и систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных. Россия через 2 года стала самым крупным импортером немецких косилок.

К 90-м годам относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил автономный характер: однородные иностранные товары облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. Таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного тарифа. Суть двойного тарифа заключалась в том, что договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Австро-Венгрией, Италией, Германией, Швейцарией и Бельгией. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих России, и повышенный - для других стран. Первый торговый договор был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза и вывоза. Обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. Франция на основании этого договора понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договоры были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом.

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик, начинавший карьеру билетным кассиром, закончивший ее Председателем Совета Министров Российской Империи. Он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала 4 издания при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

·    Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

·        Тарифы должны быть явными, т.е. их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

·        Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду коньюктуре рынка.

·        Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

·        Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

·        Государственный тариф должен иметь силу закона.

По мере возникновения свободных рынков (хлебного, угольного, затем нефтяного) государственные тарифы становятся главным рычагом государственного управления экономикой и главным способом ее защиты. Во многих странах торговые тарифы и тарифы на услуги стали прерогативой специальных государственных органов. Например, в Германии специальным государственным органом стал департамент Дойче Банка; во Франции - комиссия по тарифам Министерства торговли. Все страны, вводившие такие органы, со временем пришли к выводу о необходимости привлечения к формированию тарифов законодателей и производителей товаров и услуг. Тарифы как государственный закон впервые появились в Великобритании в начале 80-х годов XIX века.

История тарифа - это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе «тариф» - это то, с чем не спорят…

В современной экономике существует несколько определений понятия «тариф». банковский тариф услуга

-Согласно экономического словаря «тариф»  система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниям, организациям, фирмам и учреждениям.  <#"784397.files/image001.gif">

Рисунок 1. Зависимость дохода продавца и покупателя от уровня цен на услугу и издержек ее производства

С расширением объема банковских услуг издержки могут увеличиваться (линия 1), оставаться неизменными (линия 2) и уменьшаться (линия 3). Как видно на рисунке 1, прибыль банка в разных случаях будет определяться отрезками (АА1/</АА2/</АА3). В более выгодном положении будут находиться банки, снижающие себестоимость оказания своих услуг (линия 3) и получающие за счет этого большую прибыль по отношению к первым двум случаям. Точка А будет отражать цену оптимального соотношения интересов продавца и покупателя банковской услуги, вокруг которой будут концентрироваться абсолютные значения цен.

Государство в лице Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ влияет на состояние финансового рынка, устанавливая норму обязательного резерва, изменяя ставку рефинансирования и т.д.. Увеличение ставки финансирования ведет к расширению диапазона возможностей установления цен на услуги коммерческих банков в сторону увеличения. Действия банков-конкурентов направлены на снижение диапазона возможностей увеличения цены на соответствующие услуги.

Выходя на рынок (особенно рынок привлечения), банк должен учитывать специфику своей услуги, спрос на которую в большинстве случаев будет эластичным, а значит, любое повышение цены на услугу может вызвать ответную реакцию.

Следующий фактор - это действия банка на двух типах рынков. На рынке привлечения с точки зрения банка - покупателя «денег» можно выделить несколько типов клиентов в зависимости от их потенциальных возможностей: «крупные», «средние» и «мелкие» вкладчики. Для работы с соответствующим сегментом клиентов разными будут и издержки самого банка, его ценовая политика. Работа с крупными клиентами требует больших «материализованных» издержек - начиная с удобных кресел и дорогой мебели и до обеспечения клиента специализированной охраной.

Банк, ориентируемый на привлечение «мелких» вкладчиков, увеличивает в большей степени долю трудозатрат в общей структуре издержек. Очевидно, что подход к проблемам ценообразования на обозначенных сегментах будет различен.

Потенциальный вкладчик мотивирует свои действия следующим: есть реальная возможность получения приращения к своему капиталу - получение процента по договору депозитного обслуживания. В данном случае цена передачи денежных средств банку для клиента будет определяться с учетом отказа для собственника пользоваться своими ресурсами в течение установленного периода времени, т.е. с учетом возможных альтернативных стоимостей. В связи с этим цена как депозитной, так и трастовой услуги банка для клиента будет определяться как сумма первоначального авансируемого капитала и приращения на него, т.е.

Р0 = К0 + ∆К - ∆В                                           (1)

где Р0 - цена услуги банка;

К0 - первоначально авансируемый капитал;

∆К - приращение на К0;

∆В - возможная выгода от альтернативного вложения К0.

Для клиента банка размер прибыли (П) представляется в виде разности

П = ∆К - N                                                  (2)

где N - индивидуальные издержки клиента по оформлению и организации акта купли-продажи его денежных средств.

Значение N включает потерю какого-то времени на организацию вложения средств, транспортные расходы и т.д. Каждый вкладчик решает, на какие издержки он может пойти.

На рынке размещения денежных средств банк руководствуется иными мотивами. Прежде всего, здесь он выступает уже в другой роли - в качестве продавца-кредитора (операция 2 на рисунке 1). Цена, по которой банк будет продавать заемщику деньги или как-то пускать их в оборот, должна возмещать Р0; возмещать собственные издержки банка, как по оформлению вкладов, так и по их размещению; включать прибыль от этих двух операций (операции 3, 4 на рисунке 2).

Поэтому определение цены привлечения ресурсов зависит от цены, складывающейся на рынке размещения средств.

Рисунок 2. Упрощенная схема организации движения денежных средств в банке: (1)...(4) - последовательность операций, осуществляемых банком

Таким образом, определить цену вклада (операция 1 на рисунке 2) можно только исходя из цены размещения (операция 2 на рисунке 2), т.е. в обратном порядке (рисунок 2).

На рисунке 2 показана упрощенная схема денежных средств банка. Депозитное подразделение занимается аккумулированием вкладов (операция1) по соответствующим покупным для банка и продажным для клиента-вкладчика ценам (Р0). Ссудное подразделение занимается «продажей денег» клиентам (операция 2 на рисунке 2).

Таким образом, задача ценовой политики банка сводится:

·    к определению Рк (рисунок 2) - цены размещения денежных средств;

·        на основе известной Рк - к определению возможной цены привлечения средств Р0 (определению искомого ∆К в формуле 1).

Исходя из вышеизложенного, цена на «конечном» рынке размещения ориентируется на комплексные издержки, учитывающие себестоимость операций по размещению денег и себестоимость операций по привлечению средств, и претендует на получение по возможности большей суммы прибыли.

Таким образом, цена кредита на рынке размещения целиком и полностью определяет цену депозитных и трастовых услуг на рынке привлечения капитала. Речь идет о доле, которой готов поделиться банк со своим клиентом - деньгодателем. Цена депозита для клиента определяется по формуле 1. Для банка же прибыль, получаемая клиентом, это уменьшение собственной массы прибыли.

В связи с тем, что на современном рынке существует конкуренция, то действия конкурентов также оказывают влияние на установление тарифов банком. Определим какой долей прибыли готов поделиться банк со своим клиентом. Соединив воедино интересы банка - продавца ресурсов (заимодателя) и банка - покупателя ресурсов (займополучателя) и интересы клиентов банка с обеих сторон (рынков), получим следующую картину (рисунок 3).

Рисунок 3. Зависимость выигрышей продавцов (банка и клиента) и покупателей (банка и клиента) от уровня цен на услуги на рынках размещения и получения денежных средств

Экономические интересы банка в данной системе состоят в следующем:

·    максимально отодвинуть вправо и вверх цену кредита (точку А), увеличив ее;

·        максимально сдвинуть влево и вниз цену депозита (точку А');

·        по возможности обеспечить минимизацию собственных издержек до уровня соответственно А3 и А'3 Перечисленные действия обеспечат банку увеличение размера выигрыша, в качестве которого может выступать, например, показатель прибыли, выручки. В этом случае верхняя граница «поля переговоров» на рынке привлечения теоретически определяется точкой А - ценой продажи кредита на рынке размещения, т.е. ценой А4.

Нижняя граница обусловлена кривыми издержек соответственно (А'1; А') - повышающимися, (А'1; А2) - остающимися на одном уровне и (А'3; А3) - уменьшающимися, т.е. издержками банка по привлечению финансовых ресурсов. Таким образом, каждый банк в зависимости от выбранной им стратегии (с одной стороны, банк заинтересован в увеличении рентабельности, а с другой - в обеспечении ликвидности и надежности вкладов) и действий конкурентов определяет цену депозита.

Цены на трастовые услуги должны отличаться от цен депозитных, так как необходимо оправдывать «доверие» своих клиентов. Поэтому «поле переговоров» для определения цены на трастовые услуги будет определяться отрезком (А'4; А4) (рисунок 3).

Другими словами, цена денег на рынке привлечения определяется по формуле:

Р0 = Pn - Zком - Nn                                       (3)

где Р0 - цена услуги по привлечению денежных средств (депозита), т.е. сумма, которой банк делится со своим клиентом;

Рn - средняя цена кредита на рынке размещения;

Zком - себестоимость оказания комплексной депозитно-кредитной услуги банка на обоих типах рынков;

Nn - банковская прибыль, усредненное значение прибыли по кредитным операциям банка, нормальное естественно-необходимое значение. Норматив может быть определен по динамике процента с кредитного рубля.

В практике цена на депозитные услуги уже сложилась и определяется средней величиной (Р0) - усредненной ценой депозита. В таких условиях банк ничего не может сделать для увеличения прибыли, кроме снижения стоимости оказания услуг, т.е. собственных издержек.

Ценовая политика банка - это не только разовое установление цен на банковские услуги, но и постоянное их регулирование с учетом рыночной конъюнктуры. Роль ценовой политики для коммерческого банка обусловлена теми функциями, которые она выполняет: обеспечение желаемого объема выручки от реализации банковских услуг и согласование интересов банка и клиента.

В банке могут применяться различные стратегии ценообразования:

·    Стратегия «снятия сливок» - это стратегия установления высоких цен на услуги. Обычно ее используют на первом этапе жизненного цикла банковской услуги. Обычно такой стратегией ценообразования пользуется банк-монополист, преследуя цель получить максимально возможную прибыль до тех пор, пока конкуренты не потеснят его.

·    Стратегия внедрения услуги на рынок - стратегия, прямо противоположная стратегии «снятия сливок». Применяется как средство завоевания значительной части рынка путем минимизации ценовой составляющей в маркетинге. Эту стратегию можно использовать также для стимулирования использования определенных видов услуг, когда первоначально услуга оказывается по сравнительно низкой цене в целях формирования спроса. Это важно для банка, который хочет привлечь к себе новых клиентов.

·        Стратегия следования за лидером - стратегия ведомых. Она предусматривает установление цен на банковские услуги, ориентированных на «лидера» - ведущий банк, контролирующий большую долю рынка. Цена может отклоняться от варианта лидера, но лишь в пределах, определяемых качественными характеристиками услуги, отличающимися от «лидерских».

·        Стратегия «престижных цен». Здесь цены устанавливаются на особые услуги для особой группы клиентов, способных платить высокую цену, назначаемую банком. В этом случае у банка должна быть хорошая репутация и по качеству оказываемых услуг, и по уровню обслуживания клиентов.

·        Стратегия применения психологически привлекательных цен.

Чтобы продавать банковские продукты и услуги успешнее конкурентов, необходимо при разработке тарифов учитывать психологию потребителей. Например, стоимость дорогих услуг может заканчиваться на 9.

Практика использования таких цен установилась еще в 19 веке, а в 20 веке, в разгар эпохи потребления, стала привычным явлением.

Исследование Томаса Шивели и Кирти Кэлиэнэма подтвердило <#"784397.files/image004.gif">                                      (4)

где: di - дата i-го денежного потока (платежа);

d0 - дата начального денежного потока (платежа) (совпадает с датой перечисления денежных средств заемщику);

n - количество денежных потоков (платежей);

ДПi - сумма i-го денежного потока (платежа) по кредитному договору. Разнонаправленные денежные потоки (платежи) (приток и отток денежных средств) включаются в расчет с противоположными математическими знаками, а именно: предоставление заемщику кредита на дату его выдачи включается в расчет со знаком "минус", возврат заемщиком кредита, уплата процентов по кредиту включаются в расчет со знаком "плюс";

ПСК - полная стоимость кредита, в % годовых.

При определении полной стоимости кредита все сборы (комиссии), предшествующие дате перечисления денежных средств заемщику, включаются в состав платежей, осуществляемых заемщиком на дату начального денежного потока (платежа) (d0).

В расчет полной стоимости кредита включаются:

·    платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора, в том числе: по погашению основной суммы долга по кредиту, по уплате процентов по кредиту, сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора), комиссии за выдачу кредита, комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлено заключением кредитного договора), комиссии за расчетное и операционное обслуживание, комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных карт;

·    платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы). К указанным платежам относятся платежи по оценке передаваемого в залог имущества (например, квартиры), платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика, предмета залога (например, квартиры) и другие платежи.

Если условиями кредитного договора определено конкретное третье лицо, для расчета полной стоимости кредита используются тарифы этого лица.

В расчет полной стоимости кредита не включаются:

·    платежи заемщика, обязанность осуществления которых заемщиком вытекает не из кредитного договора, а из требований закона (например, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

·        платежи, связанные с несоблюдением заемщиком условий кредитного договора;

·        предусмотренные кредитным договором платежи заемщика по обслуживанию кредита, величина и (или) сроки уплаты которых зависят от решения заемщика и (или) варианта его поведения, в том числе:

·        комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита,

·        комиссия за получение (погашение) кредита наличными деньгами (за кассовое обслуживание), в том числе с использованием банкоматов,

·        неустойка в виде штрафа или пени, в том числе за превышение лимита овердрафта, установленного заемщику,

·    плата за предоставление информации о состоянии задолженности.

По банковским картам в расчет полной стоимости кредита не включаются: комиссии за осуществление операций в валюте, отличной от валюты счета (валюты предоставленного кредита); комиссии за приостановление операций по банковской карте; комиссии за зачисление другими кредитными организациями денежных средств на банковскую карту.

В случае если кредитный договор предполагает различные размеры платежей заемщика по кредиту в зависимости от решения заемщика, расчет полной стоимости кредита производится исходя из максимально возможных суммы кредита (лимита овердрафта) и срока кредитования (срока действия банковской карты), равномерных платежей по кредитному договору. В случае если кредитным договором предусмотрен минимальный ежемесячный (регулярный) платеж, расчет полной стоимости кредита производится исходя из данного условия.

В отличие от кредитов все остальные продукты, оплачиваемые процентом, составляют банковские издержки, и цены на них представляют собой оплату привлеченных ресурсов. Установление цен на кредиты носит в большей степени индивидуальный характер, и далеко не всегда банки раскрывают свои подходы к формированию этих цен. Только в целях рекламы и привлечения новых клиентов для обслуживания коммерческие банки провозглашают уровень процентных ставок по кредитам, но эти цены можно рассматривать лишь как базовые начала переговоров о назначении конкретной ставки.

В соответствии с действующим валютным законодательством физические и юридические лица резиденты и нерезиденты имеют право осуществлять валютные операции, в том числе по покупке и продаже, только через уполномоченные банки. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Банком России.

Проведение банками валютных операций предполагает обмен валют по установленному курсу валют. Валютный курс - это стоимость <#"784397.files/image005.gif">

Рисунок 4. Курс покупателя и курс продавца

Банк может устанавливать валютный курс в зависимости от способа купли-продажи валюты: курс безналичной продажи и курс наличной продажи (курс обменного пункта валют).

В банковской практике распространены сделки на повышение или понижение курсов, исходящие из предположения, что курсы будут соответственно повышаться или понижаться. Специалисты банка, осуществляющие подобные операции от имени банка или от имени клиента, должны быть высокими профессионалами в составлении прогнозов динамики курсов валют. На основе этих прогнозов и моделей менеджеры банка разрабатывают конкретные направления политики банка на валютном рынке и контролируют ее проведение.

Существует множество факторов, которые должны учитываться при определении динамики или конкретного значения обменного курса валюты на текущую дату. Факторы подразделяются на конъюнктурные и долгосрочные. Рассмотрим некоторые из них.

На соотношение спроса и предложения на валюту, т.е. на динамику ее курса систематически воздействуют долговременные экономические тенденции. На динамику валютного курса данной страны определяющее влияние оказывает конкурентоспособность ее товаров на мировых рынках, изменение которой, в конечном счете, обусловлено уровнем техники и технологии ее производства. Высокая конкурентоспособность способствует экспорту, что стимулирует приток иностранной валюты. Такая ситуация содействует повышению валютного курса денежной единицы данной страны.

На уровень валютного курса национальной денежной единицы влияет инфляция <http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Finance/l329_%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F_Inflation_%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%86%D0%B5%D0%BD>. В стране с высоким уровнем инфляции курс ее денежной единицы будет снижаться относительно валют стран с более низким темпом инфляции. Обесценение национальной валюты стимулирует рост внутренних цен в течение продолжительного времени. Последовательное повышение внутренних цен по сравнению с ценами на рынках других стран уменьшает стремление иностранцев приобретать товары и услуги в стране с высокими темпами инфляции. В результате ослабевает приток иностранной валюты в данную страну и происходит обесценение ее валюты, т.е. снижается ее валютный курс. Таким образом, чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты.

Уровень валютного курса тесно связан с состоянием национального финансового рынка. Если в стране складывается сложная экономическая ситуация, когда иностранные инвесторы <http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l126_%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_Investor_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA> начинают срочно реализовывать акции местных предприятий и государственные облигации <http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l405_%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B0_State_bonds_%D0%9E%D0%A4%D0%97> и вывозить капитал за границу, то в этом случае обменный курс национальной денежной единицы данной страны упадет ниже паритета покупательной способности валюты. Если в стране произойдет повышение процентных ставок и улучшится общее экономическое положение, то начнется приток иностранного капитала, что приведет к повышению валютного курса денежной единицы данной страны.

На колебания валютных курсов разных национальных денежных единиц оказывает влияние и государство. Если оно проводит политику стимулирования экспортирования, то ее результатом может стать положительное сальдо платежного баланса страны, что неизбежно скажется на повышении обменного курса национальной валюты этого государства. В противоположном направлении будет действовать государственная политика неадекватного увеличения бюджетных затрат и денежной массы в обращении страны. В этом случае произойдет возрастание дефицита платежного баланса, уменьшение резервов иностранных средств и в итоге это приведет к удешевлению национальной валюты данного государства.

Помимо долговременных экономических факторов на колебания валютных курсов оказывают воздействие многие конъюнктурные факторы, связанные с политической ситуацией в стране. Обменный курс валюты, как показала практика многих стран, зависит от того, как пессимистично или оптимистично настроено общество <http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l532_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_federation> в отношении внутренней или внешней политики. В сочетании с политическими факторами на колебания валютных курсов оказывают существенное воздействие войны, стихийные бедствия, крупные социальные конфликты и революции.

Определение текущего валютного курса фактически в большой степени зависит от валютных дилеров, осуществляющих операции с валютой на валютных рынках. Их поведение формируется под воздействием более или менее рациональных ожиданий. Большую роль в этих ожиданиях играют предполагаемые изменения в экономической политике правительства или в других сферах деятельности. Эти сдвиги дают основания внести коррективы в прогнозы <http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l442_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7_Forecast>, которые были составлены на основе анализа действия основных рыночных сил в стране. Дилеры, составляющие прогноз динамики валютного курса, должны знать психологию, как отдельных личностей, так и всей массы людей, участвующих в валютных операциях.

Важными являются и субъективные факторы банка в установлении валютного курса: позиции и авторитет банка на валютном рынке региона, политика на занижение (завышение) курса валют, рекламная политика банка, уровень квалификации сотрудников валютного отдела, политика формирования портфеля инвестиций и т.д.

В настоящее время на установление валютных курсов банком косвенное влияние оказывают тарифы по обслуживанию при совершении валютных операций: отсутствие (наличие) комиссий при совершении обменных операций, возможность установления банком индивидуального курса покупки / продажи иностранной валюты для крупных сумм, наличие (отсутствие) предложения воспользоваться безналичными переводами на выгодных условиях, наличие возможности и стоимость приема денежных знаков иностранных государств для пересчета и (или) проверки их подлинности, отсутствие (наличие) комиссии за размен денежных знаков иностранного государства на денежные знаки того же иностранного государства и др.

Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и всемирной экономики <http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l94_%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_world_Economy_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и политики.

В Банке самыми доходным видами деятельности являются кредиты и операции с иностранной валютой.

Процент как цена кредита формируется под воздействием сложной системы факторов. Основным факторов является конъюнктура кредитного рынка, степень развития кредитной системы, объем денежных накоплений, фаза экономического цикла, уровень инфляции.

Основной подход отечественных банков при формировании цен на свои продукты состоит в их ориентации на сложившийся рыночный уровень и установление средней процентной ставки по кредиту. Рассчитанная на основе прогнозных данных средняя процентная ставка подвержена последующим изменениям в связи с неустойчивостью рыночной среды.

До заключения кредитных договоров банки обязаны сообщить потенциальному заемщику - физическому лицу полную стоимость кредита.

Валютный курс - это стоимость <http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l15_%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_Price_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Котировка - установление курса иностранных валют, ценных бумаг или цен товаров на биржах в соответствии с действующими законодательствами.

Существует множество факторов, которые должны учитываться при определении динамики или конкретного значения обменного курса валюты на текущую дату, такие как конкурентоспособность товаров на мировых рынках, инфляция, состояние национального финансового рынка, влияние государства, воздействие войны, стихийные бедствия, крупные социальные конфликты и революции.

Важными являются и субъективные факторы банка в установлении валютного курса: позиции и авторитет банка на валютном рынке региона, политика на занижение (завышение) курса валют, рекламная политика банка, уровень квалификации сотрудников валютного отдела, политика формирования портфеля инвестиций и т.д.

Глава III. Проблемы тарифной политики банка и пути их решения

Для того чтобы Банк развивался и стабильно функционировал в условиях нестабильной экономики необходимо предпринять следующие меры.

Так как Банк является банком с государственным участием необходимо в тарифной политике банка добавить социальную направленность, а именно в тарифах добавить услугу по приему платежей по коммунальным услугам по льготным тарифам, установить сниженные тарифы на оплату услуг государственных учреждений (детских садов, школ, учебных заведений, налогов).

Необходимо, чтобы Банк заключал и расширял договорные отношения с организациями по принятию платежей на их счета по пониженным тарифам, тем самым расширяя тарифы новыми условиями платежей.

Во многих банках существуют вклады, которые можно оформить от 1000 рублей, например, Сбербанк, Банк Москвы, Экспресс-Волга Банк, Вкабанк, Московский областной банк, Россельхозбанк, Газпромбанк и др. В тарифной политике Банка необходимо ввести в линейку вкладов депозиты, в которых минимальная сумма при оформлении вклада будет составлять не более 1000 рублей. Сейчас минимальный размер вклада составляет 10000 рублей.

Во многих банках минимальный срок кредитования составляет 3 месяца, а минимальная сумма кредита - 30000 рублей таких, как Сбербанк, Газпромбанк, Первомайский банк и др. С целью привлечения клиентов Банку необходимо понизить минимальные размеры выдачи кредита и минимальный срок кредитования. На 15.12.2012 год минимальный размер кредита в Банке составляет 50000 рублей, минимальный срок кредитования - 6 месяцев.

Ряд нетарифных мер также могут повлиять на гармонизацию тарифов.

В условиях кризиса и нестабильной ситуации в банковском секторе необходимо сохранить и увеличить в 2013 году государственную поддержку Банка, в частности, продолжать залоговое финансирование, выдачу беззалоговых и субординированных кредитов, продолжать принимать меры по поддержке ипотечных заемщиков, а также проводить программу субсидирования процентных ставок по автокредитам и субсидирования процентных ставок либо первоначального взноса по ипотеке. Так как Банк является банком с государственной поддержкой, необходимо, чтобы в тарифах банка появилось программа кредитования с государственной поддержкой, направленная на оплату образования в государственных учреждениях. Процентная ставка такого кредита будет ниже, чем обычного кредита наличными.

Огромное внимание в тарифной политике Банка необходимо уделить разработке программ и тарифов не только для кредитов наличными, но и для кредитов при покупке товаров (безналичным путем) «один визит», организовав работу сотрудников в торговых точках. Риск просрочек конечно вырастет, но это зачтется тем, что выйдя на этот рынок, Банк сможет значительно увеличить свою розничную клиентскую базу.

На тарифную политику, финансовые показатели, стабильность банка и его конкурентоспособность влияет уровень количества клиентов, которые обслуживаются в банке. Чем больше обслуживается клиентов в банке и проводится операций, тем тарифы по обслуживанию дешевле. Банк для более состоятельных клиентов, для среднего класса, соответственно и тарифная политика имеет соответствующую направленность. Сбербанк ориентирован на массовый и нижнемассовый слой клиентов. Очевидно, что по сравнению со Сбербанком количество обслуживаемых клиентов в Банке значительно ниже. Поэтому Банк должен предпринять шаги для привлечения клиентов и выходить на массовый уровень обслуживания, при этом уделять не меньше внимания направлению обслуживания среднего класса. Привлечение клиентов по Астраханской области можно добиться проведением следующих действий.

В настоящее время актуальной задачей является привлечение клиентов пенсионеров на обслуживание в банки, так как в банках среди физических лиц они являются самыми привлекательными клиентами, поскольку пенсионеры - это наиболее устойчивая группа банковских клиентов, хранящих крупные остатки на банковских счетах. В 2011 году пенсионерами было открыто 1426 счетов в Банке по Астраханской области. При обслуживании клиентов - пенсионеров банк привлекает большую часть свободных средств населении, пенсионеры проникаются доверием к Банку.

Предлагаю проводить на постоянной основе мероприятия по привлечению на обслуживание пенсионеров: Банк должен начать работать с пенсиями граждан (зачислять и выдавать), ввести в линейку вкладов помимо надбавок для пенсионеров хотя бы один отдельный вклад «пенсионный» с повышенной процентной ставкой, разместить стенд Банка в Отделении Пенсионного Фонда по Астраханской области и вести постоянный контроль за его содержанием, размещая актуальную для банка информацию.

Необходимо привлекать не только пенсионеров для обслуживания в Банк, но и обычных граждан. В настоящее время по Астраханской области функционируют всего 4 офиса, 1 микроточка и 32 банкомата. Увеличения потока клиентов можно добиться через расширение филиальной сети Банка, создавая и открывая новые офисы, экспресс-офисы, микроточки, устанавливая дополнительные банкоматы в различных районах города и области.

Для оптимизации работы Банка и сокращения времени ожидания клиентов в очереди при условии функционирования единой фронтлинии необходимо добавить и выделить в ней такой элемент, как специалисты по обслуживанию вопросов операционного характера для того, чтобы в очереди не делать акцент только на клиентах, желающих оформить кредит, т.к. основной задачей банка является не только привлечение клиентов, но и их удержание.

Предприняв выше перечисленные меры, поток клиентов в Банк увеличится, что приведет к притоку денежных средств, увеличению количества кредитных и депозитных сделок, снижению времени ожидания клиентов в очереди и, как следствие, увеличению прибыли, конкурентоспособности и стабильному функционированию Банка.

При условии сильной государственной поддержки и увеличения потока клиентов можно предположить, что тарифы Банка приобретут стабильный характер и будут менее зависимы от внешних факторов, а так же станут приемлемы и выгодны для всех его клиентов.

Вывод:

Первоочередная задача банка - привлечение и удержание клиентов. Для этого Банк разрабатывает и проводит тарифную политику, постоянно ее изменяя и корректируя в соответствии с современной реальностью.

В тарифной политике Банка имеет место две основные проблемы, которые тормозят развитие банка: негативная тенденция в частности удорожания банковских услуг и снижение уровня потока клиентов.

Решение данных проблем возможно в результате выполнения следующих мероприятий:

·    сохранить и увеличить в 2013 году государственную поддержку Банка;

·        включить в тарифы Банка программу кредитования с государственной поддержкой, направленную на оплату образования в государственных учреждениях;

·        включить в тарифы программы кредитования под товары «один визит», организовав работу сотрудников в торговых точках;

·        в тарифной добавить услугу по приему платежей по коммунальным услугам, установить сниженные тарифы на оплату услуг государственных учреждений; заключать договорные отношения с организациями по принятию платежей на их счета по пониженным тарифам, тем самым расширяя тарифы новыми условиями платежей;

·        в тарифной политике необходимо ввести в линейку вкладов депозиты, в которых минимальная сумма при оформлении вклада будет составлять не более 1000 рублей;

·        в тарифах понизить минимальный размер выдачи кредита и минимальный срок кредитования;

·        привлекать клиентов пенсионеров на обслуживание в банк;

·        расширять филиальную сеть Банка;

·        необходимо в организационной структуре Банка выделить специалистов, приоритет работы которых будет направлен на обслуживание вопросов операционного характера.

Заключение

В условиях рыночной экономики тариф является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющим на финансовое положение банка. Это объясняется тем, что от размера тарифа зависят величина прибыли и конкурентоспособность банка.

В условиях рынка сохраняется необходимость государственного регулирования тарифообразования. Это объясняется необходимостью контроля за тарифами в банковской сфере.

Размер банковского тарифа на услуги зависит от многих факторов: благосостояние населения, потребительский спрос, уровень доверия к банкам, уровень цен на сырьевые товары, имидж банка, уровень потока клиентов, государственное регулирование цен и др. Учёт влияния всех факторов в комплексе позволяет банку вырабатывать гибкую и эффективную политику тарифообразования.

В первой главе дипломной работы определили понятие, принципы и функции «тарифообразования». Привели историю тарифообразования в России. Рассмотрели механизм формирования тарифов на банковские услуги.

Во второй главе дали характеристику Банка, рассмотрели динамику изменения его основных доходов и расходов за 2010-2012 гг., выявили факторы, влияющие на состояние современной банковской системы и, как следствие, на тарифную политику российских банков, определили методологию тарифообразования на кредитные услуги и на операции с иностранной валютой.

В третьей главе выявили 2 основные проблемы современной тарифной политики Банка: негативная тенденция в частности удорожания банковских услуг и снижение уровня потока клиентов. Предложили мероприятия, необходимые для решения проблем тарифной политики, к которым относятся: сохранить и увеличить в 2013 году государственную поддержку Банка; включить в тарифы банка программу кредитования с государственной поддержкой, направленную на оплату образования в государственных учреждениях; включить в тарифы программы кредитования под товары «один визит», организовав работу сотрудников в торговых точках; в тарифной политике добавить социальную направленность, а именно в тарифах добавить услугу по приему платежей по коммунальным услугам, установить сниженные тарифы на оплату услуг государственных учреждений; заключать договорные отношения с организациями по принятию платежей на их счета по пониженным тарифам; необходимо ввести в линейку вкладов депозиты, в которых минимальная сумма при оформлении вклада будет составлять не более 1000 рублей; необходимо понизить минимальный размер выдачи кредита и минимальный срок кредитования; привлекать клиентов пенсионеров; расширять филиальную сеть Банка; необходимо в организационной структуре Банка выделить специалистов, приоритет работы которых будет направлен на обслуживание вопросов операционного характера.

Проведение данных мероприятий позволит Банку укрепиться на рынке банковских услуг, усовершенствовать тарифную политику, привлечь большее количество клиентов, появится способность удержать не только клиентов, но и сотрудников, тем самым снизив операционные расходы, стать более конкурентоспособным и приблизиться к показателям основного конкурента - Сбербанка.

Тарифообразование является важнейшим элементом политики банка и насущным процессом, который особенно актуален в 21 веке.

Список литературы

1.   Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года // http://constitution.garant.ru/

2.      Указание ЦБР от 13 мая 2008 г. № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита» // http://base.garant.ru/12160686/

.        Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1 // http://base.garant.ru/10105800/

.        Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // http://base.garant.ru/12127405/

.        Сборник тарифов Банка

.        Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 240с.

.        Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело, - М.: Финансы и статистика, 2009. - 367 с.

.        Варламова Т. П., Варламова М. А. Валютные операции, М.: Дашков и Ко, 2010. - 272с.

.        Васильева И. П., Хмыз О. В. Мировая валютная система и курсы валют, М.: МГИМО-Университет, 2008. - 128 с.

.        Видяпина В.И. Экономическая теория: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672с.

.        Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг // Финансы и кредит. - 2004. - № 16. - с. 19-23

.        Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 670c.

.        Грядовая О.В. Банковское ценообразование // Российский экономический журнал, 2007. - № 9 - с.13-27.

.        Деева А. И. Финансы и кредит, М.: КноРус, 2012. - 536 с.

.        Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: Юрайт, 2012. - 544 с.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2006. - 1200c.

.        Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2009. - 576 с.

.        Кроливецкая Л.П., Тихомирова Е.В. Банковское дело. Кредитная деятельность коммерческих банков. - М.: КноРус, 2009. - 280 с.

.        Куликов А.А., Голосов В.В. Кредиты. Инвестиции. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 258с.

.        Лаврушина О.И. Банковское дело. - М.: КноРус. 2009. - 768 с.

.        Липсиц И.В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке. М.: Экономистъ, 2006. - 315 с.

.        Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. - 135 с.

.        Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа, М.: Социум, 2005. - 432 с.

.        Лукин В.Б. Ценообразование. М.: Весь Мир, 2011. - 183c.

.        Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. - М: МФПА, 2011. - 784 с.

.        Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 500 с.

.        Наумов В.В. Ценообразование. М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2005. - 49 c.

.        Никитина А.Ф. Экономический словарь. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2011. - 672c.

.        Пастернак Ю. Ценовая политика и конкуренция // Человек и труд. 2006. - №9. с. 81 - 83.

31. Раздроков Е.Н. Факторы уровня процентных ставок по кредитованию физических лиц // Вестник Югорского Государственного Университета, 2009. - №4. с . 29-33

32. Романовский М.В. Финансы и кредит. - М.: Высшее образование, 2011. - 575c.

33.    Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 304c.

.        Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

.        Синюков. В.Д. О возможных путях развития региональной банковской системы // Деньги и кредит. 2009. - 430 с.

.        Слепов В.А. Ценообразование. - М.: Экономистъ, 2005 - с. 576.

.        Тагирбеков К.Р. Организация и управление коммерческим банком. М.: Весь Мир, 2010. - 704 c.

.        Тактаров Г.А. Ценообразование. М.: Инфра-М Финансы и статистика, 2010. - 192 c.

.        Фетисова Г. Г. Организация деятельности центрального банка М.: КНОРУС, 2008 г. - 432с.

.        Швайка Л.А. Государственное регулирование экономики. - К.: Знание, 2010. - 435 c.

.        Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 2005. - 540 с.

.        Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности. - М.: Вершина, 2011. - 464с.

.        Александр Третьяк. Система порто-франко в Одессе// http://www.odessitclub.org/publications/almanac

.        Бухгалтерский словарь // http://www.bibliotekar.ru

.        Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам. История// http://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif

.        Из истории Российской Таможни//http://www.tkod.ru/24.html

47. История образования Банка

48. Колпаков В.М. Ценообразование и психология// http://bizkiev.com/content/view/130/205/

49.    Корф М. Тарифная политика // http://bankir.ru/publikacii/s/tarifnaya-politika-3644846/

.        Корчагин Ю. Ссудный процент и его роль // http://www.lerc.ru/?part=articles&art=19&page=15

.        Кутузов М.А. История тарифообразования// http://www.fstrf.ru/tariffs/history

.        Менделеев Д.И. О покровительственной системе 1897 г. // http://www.patriotica.ru/history/mend_protec.html

.        Министерство финансов Российской Федерации// http://www.minfin.ru

.        Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/492025/

.        Психологическое ценообразование // http://pricinginfo.ru/publ/cenoobrazovanie_v_torgovle/psikhologija_cenoobrazovanija/14-1-0-19

56.    Рейтинги банков // <http://www.banki.ru/banks/ratings>

.        Сергей Юльевич Витте - биография// http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergey-Vitte/bio

.        Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации // http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm

.        Тарифная политика Банка

60. Финансовая отчетность Банка

Приложение 1

Основные доходы Банка за 2010-2012 гг.

Показатель

за 2010 г.

за 2011 г.

за 2012 г. (прогнозируемый с выполнением прогноза за 9 месяцев)






млрд. руб.

доля (%)

млрд. руб.

доля (%)

∆ (%)

млрд. руб.

доля (%)

∆ (%)

Процентные доходы, всего, в том числе:

97

47

122

43

25

146

43

19,5

от размещения средств в кредитных организациях

12

6

21

7

75

19

5,5

-9,5

от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями

80

38

34,5

22,5

124

36

26,5

от вложения в ценные бумаги

5

2

4

1,5

-20

3

1

-25

Чистый доход от операций с иностранной валютой

1

0,5

3

1

200

5

1,5

66

Комиссионные доходы

10

5

14

5

40

18

5

28,5

Прочие доходы

3

1,5

22

8

633

27

8

23

Итого:

208

100,00

284

100,00

36,5

342

100,00

20


Приложение 2

Основные расходы Банка за 2010-2012 гг.

Показатель

за 2010 г.

за 2011 г.

за 2012 г. (прогнозируемый с выполнением прогноза за 9 месяцев)






млрд. руб.

доля (%)

млрд. руб.

доля (%)

∆ (%)

млрд. руб.

доля (%)

∆ (%)

Процентные расходы, всего, в том числе:

44

35

52

29

18

27

8

по привлеченным средствам кредитных организаций

2

1,5

3

2

50

4

2

33

по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями

36

29

45

26

25

53

25

18

по выпущенным долговым обязательствам

4

3

2

1

-50

1

0,5

-50

Комиссионные расходы

1

1

3

2

200

5

2

67

Операционные расходы

33

26,5

63

36

91

83

39,5

32

Прочие расходы

5

4

7

4

40

8

4

14

Итого:

125

100,00

175

100,00

40

210

100,00

20


Похожие работы на - Современная тарифная политика в российском банковском секторе: проблемы и пути их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!