Разработка мультимедийного учебного пособия по Borland Developer Studio с использованием Delphi for Win32

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,98 Мб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мультимедийного учебного пособия по Borland Developer Studio с использованием Delphi for Win32

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский социально технический университет

имени академика З. Алдамжар







Разработка мультимедийного учебного пособия по Borland Developer Studio с использованием Delphi for Win32

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

специальность 050111 - «Информатика»


Лакида Антон Иванович








Костанай 2010

Содержание

Введение

. Среда разработки Borland Developer Studio

.1 Общие сведения

.2 Возможности использования в практике дополнительного обучения

. Электронный учебник

.1 Требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

.2 Технологии создания электронных учебно-методических комплексов

.3 Подготовительный этап

.4 Основной этап

.5 Завершающий этап

. Проблемы, возникающие при создании электронного учебного пособия. Пути их решения

.1 Проблемы мультимедиа

.2 Проблемы, возникающие при создании Электронного учебника

. Основы визуального программирования

.1 Объектно-ориентированная среда программирования Delphi

.2 Структура программ Delphi

.3 Структура проекта

.4 Структура модуля

.5 Элементы программы

.6 Сфера применения программы

.7 Системные требования и установка программы

.8 Логическая структура программы

Руководство пользователя

.1 Описание установки программного продукта

.2 Описание интерфейса программы

Техника безопасности при работе за компьютером

.1 Типовая инструкция по охране труда

.2 Требование к помещениям

.3 Требования к освещению

.4 Мероприятия по защите от вредных и опасных факторов

Экспериментальная часть

.1 Результаты исследования

.2 Результаты психологической части исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что в современных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества важное место занимает информатизация общества. Характерная черта развития образования в XXI веке - интенсивно развивающиеся процессы во всех его сферах. Все это привело к формированию новой информационной инфраструктуре и образовательной среды, которые связаны с новым типом общественных отношений, с новыми информационными технологиями различных видов деятельности с новыми технологиями обработки информации.

Современный мир предоставляет огромное количество информации совершенно разного характера и назначения. Большинство воспринимаемой нами информации является графической. Компьютерные технологии открывают широкие возможности в создании и представлении этой информации.

Постановка проблемы: в Казахстане недостаточно развиты информационные технологии в учебном процессе [1,2]. И очень мало качественных электронных учебников или обучающих комплексов. Тем более, электронных учебно-методических комплексов, сделанных средствами мультимедиа. Учителя не применяют новые технологии в процессе обучения. Это связано с недостаточным знанием учителями компьютерных и информационных технологий. Многие не имеют представления о возможностях применения их. У многих учителей сложилось превратное мнение об использовании таких новшеств в учебном процессе.

Те же, кто владеет этими технологиями, заняты в сферах рекламы и бизнеса. Поэтому кому, как не преподавателям потихоньку осваивать эти технологии, чтобы создавать качественный электронный обучающий материал для повышения уровня казахстанского образования?

Цель работы:

Разработать электронное учебное пособие по теме «Borland Developer Studio».

Задача:

Применить разработанное пособие на дополнительных занятиях по информатике. borland мультимедийное учебное пособие

Экспериментально доказать эффективность применения пособия для изучения программного средства Borland Developer Studio.

Объект:

Дополнительное образование учащихся 9 классов по программированию.

Предмет:

содержательные и методические аспекты обучения школьников технологиям программирования.

Гипотеза:

Мы полагаем, что применение программного средства Borland Developer Studio, изученного посредством разработанного нами пособия, позволит повысить качество дополнительного обучения школьников программированию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, обобщение опыта педагогической деятельности, анализ, обобщение и систематизация результатов эксперимента).

Эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, опрос, эксперимент, а так же методы математической статистики).

Базой исследования является кружок «Информатикон» на базе средней школы № 3 п. Затобольск, основной деятельностью которого является дополнительное обучение школьников программированию.

Научная новизна и степень самостоятельности исследования заключаются в систематизации разрозненной, порой противоречивой информации по дополнительному обучению программированию в процессе обучения.

1. Среда разработки Borland Developer Studio

.1 Общие сведения

Developer Studio - единая среда быстрой разработки приложений, поддерживающая четыре языка программирования [3]:

) C++ для разработки библиотек по обеспечению доступа к специальному оборудованию;

) Delphi для организации доступа к базам данных. (Delphi 2006 считается лучшей средой доступа к инструментам проектирования баз данных);

) C# - для создания приложений управления предприятием на платформе .Net от компании Microsoft;

) Java - для создания приложений управления предприятием на платформе CORBA/J2EE от компании Sun.

Благодаря новой среде можно, не выходя из неё, создавать микс из программ, написанных на различных языках программирования. Цель данного программного продукта - улучшение качества совмещения различных средств отладки, улучшение производительности и повышение стабильности среды разработки и приложений, и, безусловно, повышение продуктивности всех разработчиков, работающих в этой среде программирования.

Ниже приводятся отличительные особенности среды разработки Delphi 2006:

Локальный BackUp. В среде ведётся история разработки проекта до 99-ти версий, включая содержание форм;

Возможность рисования модели проекта в новой среде разработки Together;

Переработанный дизайнер форм (в частности облегчена проблема стартового размещения формы);

Изменённый функционал редактора кода:

а) подсвечивание кода (подсветка изменений после последнего сохранения);

б) свёртывание фрагментов кода;

в) автоматическое составление списка локальных переменных;

г) автоматическая глобальная замена идентификаторов переменных;

д) автоматическая расстановка кавычек при вводе длинных значений для строковых переменных;

е) быстрое комментирование кода;

ж) подсветка/выделение ожидаемого ввода информации;

з) возможность рефакторинга (автоматическое добавление новых переменных во все объявления глобальных функций);

и) инспектирование отладочной информации на этапе отладки в форме всплывающих подсказок. - Возможность автоматически запускать системные задачи перед или после компиляции программы.

Большинство функций автоматизации процесса редактирования кода выполняется “живыми шаблонами” и, либо выполняются анализатором кода на лету, либо вызываются из контекстного меню в пункте surround. Наборы “живых шаблонов” хранятся в XML-файлах. Эти файлы создаются и подключаются к контекстному меню без необходимости выходить из среды разработки [3].

Далее на рисунках 1-6 показаны некоторые этапы создания программы в среде программирования “Borland Developer Studio 2006″.

Рисунок 1. Стартовое окно среды разработки “Borland Developer Studio 2006″

Чтобы создать новый проект под Win32, нужно в списке, находящемся в правом нижнем углу, выбрать пункт “VCL Forms Application”.

Рисунок 2. Вид дизайнера форм.

Палитра компонентов находится в правом нижнем углу.

Рисунок 3. Вид редактора кода программы.

В окне видны области со свёрнутым кодом, строки с последними изменениями, а также видна подсветка синтаксиса функции с выделенным именем.

Рисунок 4. Применение “живых шаблонов” в действии.

На данном рисунке показано, как можно применить “живой шаблон” для комментирования выделенного участка кода.

Рисунок 5. Вид окна модели проекта в стандарте языка моделей UML.

Рисунок 6. Вид окна для сравнения версий проекта.

.2 Возможности использования в практике дополнительного обучения

Ученики, которые занимаются в нашем кружке «Информатикон» - очень разные по характеру и предпочтениям. У каждого из них есть свои «любимые» и не очень, языки программирования.

Некоторое время функционирования кружка, постоянно существовала проблема, возникшая вследствие этой разницы предпочтений.

Рассмотрим эту проблему подробнее.

Природа проблемы кроется в двух аспектах деятельности кружка:

Во-первых: задание на кружке всегда является групповым, так как в реальной практической деятельности программисту фактически не приходится работать по одиночке, работа происходит в творческих группах и коллективах. Но, в традиционных средах программирования очень затруднительно реализовать разработку программного микса, состоящего из множества модулей, написанных на разных зыках программирования. А писать всем только на одном языке - это равносильно ограничению творческой свободы, что в подростковом возрасте может свести к нулю все усилия по профессиональной ориентации и усилению учебной мотивации. Следовательно, проблему можно кратко сформулировать следующим образом: как написать качественный программный продукт группе программистов, работающих в разных инструментальных средах?

Во-вторых, используя некоторую универсальную среду разработки программного обеспечения, мы стимулируем желание ученика изучить не только один язык программирования, но и познакомиться с возможностями других языков программирования. Тем самым мы двигаем ученика к постоянному развитию, расширению своего кругозора и углублению изучения различных технологий и языков программирования, а порою, и различных его парадигм.

Проведя аналитический обзор программных сред, предлагаемых в свободном доступе и с учетом авторских прав и прав собственности фирм-изготовителей этих сред, мы остановились на средстве разработки программных продуктов - Borland Developer Studio.

Фактически, каждый кружковец имеет возможность полной творческой реализации, так как каждый модуль итоговой программы, может быть разработан на одном и четырех языков программирования. Кроме того, это не является обязательным условием, то есть, если вся творческая группа приходит к выводу, что условия технического задания на разрабатываемый программный продукт, могут быть реализованы средствами одного языка программирования, такая программа также может быть разработана в данной среде Borland Developer Studio.

Также, в дальнейшем, нами планируется рассмотреть возможность применения среды Borland Developer Studio в преподавании раздела «Программирование» на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Вообще, развивая тему своей дипломной работы, мы пришли к выводу, что компьютер в школьном обучении может быть использован разнообразно, приведем краткий обзор этих возможностей:

Домашний компьютер используется без ведома учителя.

Компьютер исполняет роль домашнего репетитора. При этом учителя даже не подозревают (по крайней мере, на первых порах), что у ученика дома есть компьютер. Обучающая система в этом случае должна быть привязана к стабильным учебникам, задачникам, атласам, контурным картам и т.д [4]. Такая система ни в коем случае не должна вступать в противоречие со школьным учителем (имеется в виду добросовестный и квалифицированный педагог). Поэтому очень много будет зависеть от профессионализма автора, который должен быть опытным педагогом и методистом, глубоко понимать дидактику и особенности возрастной детской психологии. Именно педагог должен определять содержание и глубину проработки учебного материала. Система должна обеспечить консультацию по любому разделу школьного курса, в поддержку которого она создана. Обязательно наличие различных интерфейсов: для ребенка, для родителей, для педагога (различаются уровнями доступа к информационным ресурсам системы).

Учитель, не имея компьютера в классе, организует учебный процесс, исходя из того, что учащиеся будут выполнять домашнее задание с использованием компьютера.

Учитель с самого начала знает, что у ученика дома есть компьютер. В этом случае родители совместно с учителем определяют, какие программные продукты могут помочь ребенку при изучении конкретного курса. Это могут быть демонстрации, компьютерные энциклопедии, разного рода конструкторы, редакторы, тренажеры, тесты и т.д. Очень эффективными могут оказаться разного рода игры (их обычно называют дидактическими): ролевые, ситуационные, логические [5]. Возможно, как дополнение, использование видео материалов. Главное, в этой модели то, что учитель при организации учебного процесса в классе исходит из того, что часть заданий может выполняться дома с использованием компьютера. Естественно, это предполагает соответствующую специальную подготовку учителя. К сожалению, сегодня очень мало учителей имеют представление о возможностях компьютера. Поэтому реализация этой модели требует усилий не только со стороны родителей, но и со стороны школы. Со стороны родителей также нужна готовность помочь ребенку в освоении тех систем, которые будут использоваться при выполнении домашних заданий. С точки зрения программиста, подобные системы должны иметь унифицированный интерфейс для всех разделов курса. По сравнению с профессиональными системами их должна отличать повышенная надежность, устойчивость при ошибках ребенка или родителей.

Следует подчеркнуть, что реализация этой модели потребует соответствующей переподготовки учителей. Необходимо издание соответствующих методических материалов.

Единая среда школа-дом, предполагающая систематическое использование компьютера, как в классе, так и дома [6].

Эта модель предполагает, что компьютер используется и в классе и дома. Как правило, это требует кардинальной перестройки учебного процесса. Компьютер в классе может использоваться учителем при разного рода демонстрациях при объяснении нового материала, в качестве лабораторного стенда при проведении лабораторных работ, для выборочного или фронтального тестирования учащихся и для многого другого. Домашний компьютер в рамках этой модели оснащается теми же программами, что и в классе. Учебный процесс строится исходя из возможности двух фаз работы с одним и тем же программным продуктом. Например, учитель в классе демонстрирует и отрабатывает со школьниками выполнение лабораторной работы. Сама же работа выполняется ребенком дома, и он отчитывается с помощью протокола выполнения, представленном на съемном носителе. Наибольший эффект при реализации данной модели будет достигнут при объединении в единую сеть домашних и школьных компьютеров. В этом случае появляется возможность обеспечения контроля учителем не только работы в классе, но и выполнения домашних заданий. Родители в этом случае имеют доступ к школьному банку данных и могут получать оперативную и объективную информацию об успехах и проблемах ребенка. Несмотря на кажущуюся фантастичность этой модели, именно она сегодня наиболее методически и программно проработана. Уже сегодня она может быть реализована при изучении информатики, физики, математики, черчения, английского языка и в начальной школе.

Использование компьютера для дополнительного образования

Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного образования. Сюда можно отнести: подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, самостоятельное изучение иностранных языков, получение начальной профессиональной подготовки, углубленное изучение отдельных школьных дисциплин. Соответствующие системы могут быть реализованы в форме так называемого электронного учебника, то есть единой компьютерной программы, обеспечивающей получение заданного уровня заданных знаний, навыков и умений. Другой вариант дополнительного образования с использованием компьютера может быть построен на основе классического учебного пособия, предполагающего работу читателя не только с книгой, но и с набором компьютерных программ, позволяющих выполнять упражнения, лабораторные работы, осуществлять самостоятельный контроль результатов обучения [7].

Домашнее образование ребенка, который по тем или иным причинам не может посещать школу.

Компьютер может оказаться практически незаменимым средством обучения в случае, когда ребенок по той или иной причине не может посещать школу. В этой ситуации помогут электронные учебники и методические пособия, привязанные к школьной программе и к стандартам образования. Соответствующая модель должна предполагать систематическую работу ребенка с компьютером под руководством родителей и с их участием. Большие возможности здесь открывает использование телекоммуникаций. В телекоммуникационной среде можно обеспечить работу с учителем, а также сделать возможным общение со сверстниками [8].

Вероятно, возможны и другие модели использования домашнего компьютера для образования детей школьного возраста. Перечисленные модели выделены из тех соображений, что они сегодня наиболее близки к реализации.

Таким образом, обучение по теме «Программирование» с основной на применении программной среды Borland Developer Studio, также практически не имеет границ.

2. Электронный учебник

Электронный учебник представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию [9].

В чем электронный учебник, безусловно, вырывается вперед, так это в наглядности. Здесь его преимущество над традиционным "собратом" неоспоримо. Наглядность представления материала (видео, звук); Быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль учащихся за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); возможность быстро найти необходимую информацию; восприятие нового учебного материала идёт через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актёра, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определённый, можно сказать, заданный эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.

Электронный учебник, как правило, выполняется в формате, допускающем гипертекстовое представление материала и систему навигации, которые дают возможность обучаемому оптимально перемещаться по разделам учебника, по уровням учебного материала, быстро получать необходимый справочный материал, что активизирует их самостоятельную познавательную деятельность. Применение мультимедийных средств позволяют создавать дополнительные психологические структуры, оказывающие на учащегося положительное эмоциональное воздействие и способствующие восприятию и запоминанию материала. [10, 11]

Управленческие возможности могут быть реализованы через интерактивность обучения, предполагающую наличие практически мгновенной обратной связи, самоконтроль своей учебно-познавательной деятельности и осуществление функций самоменеджмента (выбор личного маршрута обучения).

Организационно-технологические возможности применения электронных учебников заключаются, прежде всего, в возможности работать с электронным учебником в разных режимах, в том числе дистанционно. При этом учащиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и удобном темпе, тем самым обеспечивается предъявляемые к обучающим системам требования комфортности и удобства работы с ними. Особенностью электронного учебника является и то, что он может быть и самоучителем, и тренажером, и репетитором. Важным моментом применения электронных учебником является интенсификация труда, как преподавателя, так и учащегося, например, за счет экономии времени при поиске нужного материала или при пользованной организации контроля знаний учащихся.

Максимальная реализация этих и других дидактических возможностей - представляет главную задачу, стоящую перед разработчиками электронного учебного средства [12].

.1 Требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) [13]

Дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания)

Специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность)

Методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки)

Психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста)

Технические (надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители)

Сетевые (архитектура «клиент-сервер»,телекоммуникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи)

Эргономические (дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму)

Эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения, сочетания возсту)

Документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности испольования компонентов)

По уровням образования (общее - специальное, профессиональное, дополнительное) и типам занятий (лекции, семинары, лабораторные, консультации, аттестация).

.2 Технологии создания электронных учебно-методических комплексов

Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном этапе осуществляется выбор темы мультимедиа-издания для представления в среде мультимедиа [14]. Должны быть выявлены уже существующие мультимедиа-издания по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания комплекса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-изданию. Электронные учебно-методические комплексы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения средств предварительного тестирования для оценки имеющихся знаний и подстройки системы для оптимального изложения. Мультимедиа-материал специального образования должен учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.

.3 Подготовительный этап

Любой электронный учебно-методический комплекс должен содержать электронный учебник, основой которого является [15, 16]:

текстовая информация;

демонстрационный материал: изображение (фотографии, графики, диаграммы), анимацию (2D или 3D);

системы проверки знаний: программы тренажеры (учебно-пробные), тесты (экзаменационно-проверочные).

Поэтому на подготовительном этапе предполагается написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария обучающей программы, а также сценариев отдельных блоков (анимационных фрагментов, видеофрагментов, программ, реализующих компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.п.).

На этом же этапе при желании (или необходимости) разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа обучаемого. В этом случае может оказаться необходимым проведение также и входного психологического тестирования.

При работе с текстом учебного курса необходимо выполнить его структуризацию с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и т.п. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки ученик должен приобрести. Исходя из этого, целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, использование графики, рисунков и мультипликации. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов: включить сводку основных формул, сформулировать основные положения, составить таблицы. Текст желательно тщательно отредактировать, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный текст преобразуется в гипертекст.

Параллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа составляющей курса. Сценарий мультимедиа подразумевает подробный перечень соответствующих компонентов и тем программы, а также предварительное описание его структуры, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных, аудио- и видео фрагментов, иллюстраций, и т.п. Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения и имеющихся исходных материалов.

Полный сценарий программы подразумевает использование обычного текста и гипертекста со ссылками на связанные темы, разделы или понятия, на изображения, звуки, видеофрагменты, использование табличной информации, иллюстративного материала (графиков, схем, рисунков), анимированных рисунков, фотоматериалов, аудио- и видеофрагментов, компьютерных моделей.

2.4 Основной этап

На основном этапе выполняются работы по непосредственному созданию Электронного пособия. Содержание при этом должно превалировать над формой его представления. Форма представления материала должна быть как можно более строгой [17].

Страница не должна содержать лишней информации (графической или текстовой), которая могла бы отвлечь внимание читающего. Фон должен быть монотонным, но необязательно белым. Предпочтительно использование светлого фона, при этом текст должен быть написан темным цветом, например, черным или темно-синим.

Не стоит использовать темный фон и светлый шрифт - это будет утомлять глаза читателя. При подборе гарнитуры шрифта следует исходить из того, что читаемость текста, написанного гарнитурой без серифов (засечек), выше, чем текста, написанного гарнитурой с засечками. При этом следует полностью отказаться от использования мелких размеров шрифтовых гарнитур.

При включении в программу графических изображений нужно учитывать, что страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением и глубиной цвета, и ориентироваться на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей обучающей программы.

Использование графических форматов, поддерживающих сжатие изображения (GIF, JPEG и т.п.), позволит сократить общий объем обучающей программы.

Анимация предоставляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов, позволяющие передать зрителю визуальное выражение фрагментов текста и звука. Существует множество программных средств создания двухмерной (2D) и трехмерной (3D) анимации для разных компьютерных платформ: персональных компьютеров и графических станций. Для создания видеофрагментов используются программно-технические комплексы компьютерного видеомонтажа. При этом желательно заранее подготовить библиотеки изображений и звуков, которые могут понадобиться при монтаже [18].

Основную нагрузку по обеспечению качества монтажа несет программное обеспечение. Одним из элементов, активно влияющих на восприятие материала, является звук. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового сопровождения видеофрагмента. Для работы со звуком используют различное программное обеспечение, позволяющее проигрывать, записывать, а также синтезировать звуки.

.5 Завершающий этап

Создание различных элементов мультимедиа-курсов может осуществляться параллельно. Их объединение происходит на завершающем этапе. Курс распределяется на темы, формируется система гипертекстовых ссылок. Большие объемы информации, характерные для учебных мультимедиа курсов, станут доступными только при наличии продуманного интерфейса и системы навигации [19].

После проведения завершающего этапа происходит тестирование и доработка курса. Прошедший тестирование мультимедиа-курс должен быть зарегистрирован как интеллектуальная собственность.

3. Проблемы, возникающие при создании электронного учебного пособия. Пути их решения

.1 Проблемы мультимедиа [20]

При использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;

Не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;

Введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;

Неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа- грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей);

Проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;

Использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа;

Очевидно, что все эти проблемы остро стоят не только перед учителями - информатики, но и учителями-предметниками, работающими в условиях информатизации образования и ориентации на открытое образование в течении всей жизни [21].

На мой взгляд, внедрение компетентностного подхода в практику преподавания может быть более эффективно, если у будущих учителей будут сформированы теоретические представления о возможностях мультимедиа- технологий и методика формирования на их основе «типичной ситуации» («виртуальной реальности»), в которой учащийся сможет отрабатывать навыки деятельности, определяемые данной компетенцией. При этом наибольшую эффективность будут иметь индивидуально-ориентированные продукты и технологии, которые включат в себя [22]:

мультимедиа-программы, адаптируемые к индивидуальному образовательному стилю и потребностям обучаемого;

поддержку активной роли обучаемых в образовательных процессах за счет многофункциональности и многообразия использования мультимедиа и гипермедиа и введения интеллектуальных виртуальных агентов в образовательные мультимедиа-ресурсы;

отдельный курс «Мультимедиа в образовании» в рамках информационной и методической подготовки;

контрольно-оценочный компонент профессиональной деятельности будущего учителя-предметника за счет использования мультимедиа в создании «Портфеля» ученика для самореализации и развитии рефлексии

3.2 Проблемы, возникающие при создании Электронного учебника

Во-первых, написание электронных мультимедийных учебников - труд коллективный, подобный снятию художественных телесериалов, при этом главной фигурой является программист. Поэтому, практически всем учителям, преподавателям, доцентам и профессорам (в компьютерной среде получившим название «неподготовленные пользователи») перекрывается творческий путь к созданию электронных учебников нового поколения.

Во-вторых, профессия программиста очень трудная и интеллектуальная, по своей природе очень секретная. Поэтому программная архитектура электронных курсов закрытая, а соответственно, и закрыта их модернизация даже для самих авторов [23].

В-третьих, очень высоки затраты на разработку и на технические средства и т.д.

Как правило, создание такого мощного инструмента как «Электронный учебник», является трудом почти непосильным не только одному учащемуся, но и одному специалисту, имеющему определенный стаж работы в данной области. Разработка электронного учебника, предназначенного для изучения полного курса предмета, требует совместной работы группы специалистов компьютерных технологии, в составе которого должен быть обязательно программист и если учебник создается на основе какого-либо конкретного учебника, присутствие самого автора учебника или хотя бы предметника.

Поэтому в моем случае речь идет не о создании высоко профессиональных «Электронных учебников», а только о привитии навыков их создания и при этом, попытки создания, так называемых «Учебных Электронных учебников или макетов электронных учебников». Тем не менее, всему когда-то надо учиться, почему бы, это не начать прямо в стенах учебного заведения, где имеются опытные предметники, хорошая база компьютерной техники, необходимого программного обеспечения и учебных литератур [24].

При проектировании электронного учебника возникает ряд проблемы, которые можно разделить на следующее [25]:

отсутствие прямого, а иногда и вообще любого контакта с преподавателем, и, как следствие, недостаток важной визуальной информации (настроение преподавателя, одобрение, неодобрение действий обучающегося, похвала и др.);

быстрая утомляемость при восприятии информации с монитора, особенно, если требуется освоение больших объемов в малые сроки;

проблема мотивации школьника - сохранение интереса к получению знаний на протяжении всего курса.

В качестве возможных путей решения этих проблем можно предложить следующее:

Специальная, профессиональная разработка курса использование электронных учебных материалов.

Облегчение восприятия и запоминания информации путем максимального моделирования реальных условий восприятия, когда человек использует свои органы чувств, затем осмысливает информацию, адаптируя ее в сознании так, как ему наиболее понятно.

Снижение утомляемости путем выбора наименее раздражающего цвета, размера текста, оптимального количества информации, графики, анимации, звука.

Только теперь, с широким распространением новых информационных мультимедийных технологий и особенно Internet, появляется шанс если не устранить вовсе этот недостаток, то хотя бы свести его к минимуму. Центральной фигурой процесса обучения и в будущем останется учитель. Компьютер же будет играть важную, но вспомогательную роль; главной задачей использования мультимедиа и вообще любых новых технологий в образовании, является предоставление учителю и ученику максимальной свободы выбора форм и методов работы и облегчение передачи знаний от обучающего к обучаемому. Компьютер должен дополнять, а не подменять традиционные учебные пособия (в том числе привычный учебник) [26].

Из всего сказанного выше следует, что: преподавание - неизбежно сталкивается с проблемой интерпретации фактов, совпадения методологических позиций авторов учебника (не имеет значения - электронного или традиционного) и преподавателя, который, в сущности, является главной фигурой процесса обучения. Поэтому, принципиальной задачей становится обеспечение взаимодействия преподавателя с виртуальным учебником. А это возможно лишь, если учебники уйдут от традиционной назидательности, и будут строиться в соответствии с принципами позитивизма, оставляя простор для осмысления и анализа фактов самими учащимися. Если учебное пособие не будет сковывать преподавателя, а напротив, предоставит ему дополнительные степени свободы. Только тогда у любого преподавателя предметника появится необходимость использование электронных учебников на уроках, как правило, пока еще недостаточно оснащенных компьютерами в наших школах [27, 28, 29, 30].

4. Основы визуального программирования

.1 Объектно-ориентированная среда программирования Delphi

Программирование в Delphi строится на тесном взаимодействии двух процессов: процесса конструирования визуального проявления программы (т. е. ее Windows-окна) и процесса написания кода, придающего элементам этого окна и программе в целом необходимую функциональность. Для написания кода используется окно кода, для конструирования программы - остальные окна Delphi и прежде всего - окно формы [31].

Между содержимым окон формы и кода существует неразрывная связь, которая строго отслеживается Delphi. Это означает, что размещение на форме компонента приводит к автоматическому изменению кода программы и наоборот - удаление тех или иных автоматически вставленных фрагментов кода может привести к удалению соответствующих компонентов.

Помня об этом, программисты вначале конструируют форму, размещая на ней очередной компонент, а уже только после этого переходят, если это необходимо, к написанию фрагмента кода, обеспечивающего требуемое поведение компонента в работающей программе.

.2 Структура программ Delphi.

Любая программа в Delphi состоит из файла проекта (файл с расширением dpr) и одного или нескольких модулей (файлы с расширениями pas). Каждый из таких файлов описывает программную единицу Object Pascal [32].

4.3 Структура проекта

Файл проекта представляет собой программу, написанную на языке Object Pascal и предназначенную для обработки компилятором. Эта программа автоматически создается Delphi и содержит лишь несколько строк. Чтобы увидеть их, нужно запустить Delphi и щелкнуть по опции Project | View Source главного меню. Delphi покажет окно кода с закладкой Project1, содержащее следующий текст:

program Projecti;, Unit1 in 'Unit1.pas' {fmExample};

{$R *.RES}.Initialize;.CreateForm(TfmExample, fmExample);.Run;

end.

В окне кода жирным шрифтом выделяются так называемые зарезервированные слова, а курсивом - комментарии (так же выделяются зарезервированные слова и комментарии в книге). Текст программы начинается зарезервированным словом program и заканчивается словом end с точкой за ним. Сочетание end со следующей за ней точкой называется терминатором программной единицы: как только в тексте программы встретится такой терминатор, компилятор прекращает анализ программы и игнорирует оставшуюся часть текста [32].

Зарезервированные слова играют важную роль в Object Pascal, придавая программе в целом свойство текста, написанного на почти естественном английском языке. Каждое зарезервированное слово (а их в Object Pascal несколько десятков) несет в себе условное сообщение для компилятора, который анализирует текст программы слева направо и сверху вниз. Комментарии, наоборот, ничего не значат для компилятора, и он их игнорирует.

Комментарии важны для программиста, который с их помощью поясняет те или иные места программы. Наличие комментариев в тексте программы делает ее понятнее и позволяет легко вспомнить особенности реализации программы, которую вы написали несколько лет назад. В Object Pascal комментарием считается любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки. В приведенном выше тексте таких комментариев два, но строка

{$R *.RES}

на самом деле не является комментарием. Этот специальным образом написанный фрагмент кода называется директивой компилятора (в нашем случае - указание компилятору на необходимость подключения к программе так называемого файла ресурсов). Директивы начинаются символом $, который стоит сразу за открывающей фигурной скобкой.

В Object Pascal в качестве ограничителей комментария могут также использоваться пары символов (*, *) и //. Скобки (*...*) используются подобно фигурным скобкам т. е. комментарием считается находящийся в них фрагмент текста, а символы // указывают компилятору, что комментарий располагается за ними и продолжается до конца текущей строки:

{Это комментарий}

(*Это тоже комментарий*)

//Все символы до конца этой строки составляют комментарий

Слово Program со следующим за ним именем программы и точкой с запятой образуют заголовок программы. За заголовком следует раздел описаний, в котором программист (или Delphi) описывает используемые в программе идентификаторы [33]. Идентификаторы обозначают элементы программы, такие как типы, переменные, процедуры, функции (об элементах программы мы поговорим чуть позже). Здесь же с помощью предложения, которое начинается зарезервированным словом uses (использовать) программист сообщает компилятору о тех фрагментах программы (модулях), которые необходимо рассматривать как неотъемлемые составные части программы и которые располагаются в других файлах. Строки, Unit1 in 'Unitl.pas' {fmExample};

указывают, что помимо файла проекта в программе должны использоваться модули Forms И Unit1. модуль Forms является стандартным (т. е. уже известным Delphi), а модуль Unit1 - новым, ранее неизвестным, и Delphi в этом случае указывает также имя файла с текстом модуля (in 'uniti.pas') и имя связанного с модулем файла описания формы {fmExample}.

Собственно тело программы начинается со слова begin (начать) и ограничивается терминатором end с точкой. Тело состоит из нескольких операторов языка Object Pascal. В каждом операторе реализуется некоторое действие - изменение значения переменной, анализ результата вычисления, обращение к подпрограмме и т. п. В теле рассматриваемой программы - три исполняемых оператора:

Application.Initialize;.CreateForm(TfmExample, fmExample);

Application.Run;

Каждый из них реализует обращение к одному из методов объекта Application. Объектом называется специальным образом оформленный фрагмент программы, заключающий в себе данные и подпрограммы для их обработки. Данные называются полями объекта, а подпрограммы - его методами. Объект в целом предназначен для решения какой-либо конкретной задачи и воспринимается в программе как неделимое целое (иными словами, нельзя из объекта “выдернуть” отдельное поле или метод). Объекты играют чрезвычайно важную роль в современных языках программирования. Они придуманы для того, чтобы увеличить производительность труда программиста и одновременно повысить качество разрабатываемых им программ. Два главных свойства объекта - функциональность и неделимость - делают его самостоятельной или даже самодостаточной частью программы и позволяют легко переносить объект из одной программы в другую. Разработчики Delphi придумали для нас с вами сотни объектов, которые можно рассматривать как кирпичики, из которых программист строит многоэтажное здание программы. Такой принцип построения программ называется объектно-ориентированным программированием (ООП) [33]. В объекте Application собраны данные и подпрограммы, необходимые для нормального функционирования Windows-программы в целом. Delphi автоматически создает объект-программу Application для каждого нового проекта. Строка

Application.Initialize;

означает обращение к методу Initialize объекта Application. Прочитав эту строку, компилятор создаст код, который заставит процессор перейти к выполнению некоторого фрагмента программы, написанного для нас разработчиками Delphi. После выполнения этого фрагмента (программисты говорят: после выхода из подпрограммы) управление процессором перейдет к следующей строке программы, в которой вызывается метод CreateForm и т. д.

.4 Структура модуля

Модули - это программные единицы, предназначенные для размещений фрагментов программ [34]. С помощью содержащегося в них программного кода реализуется вся поведенческая сторона программы. Любой модуль имеет следующую структуру: заголовок секция интерфейсных объявлений секция реализации терминатор Заголовок открывается зарезервированным словом Unit за которым следует имя модуля и точка с запятой. Секция интерфейсных объявлений открывается зарезервированным словом Interface, a секция реализации - словом implementation. Терминатором модуля, как и терминатором программы, является end с точкой. Следующий фрагмент программы является синтаксически правильным вариантом модуля:Unit1;

// Секция интерфейсных объявлений

// Секция реализации.

В секции интерфейсных объявлений описываются программные элементы (типы, классы, процедуры и функции), которые будут “видны” другим программным модулям, а в секции реализации раскрывается механизм работы этих элементов. Разделение модуля на две секции обеспечивает удобный механизм обмена алгоритмами между отдельными частями одной программы. Он также реализует средство обмена программными разработками между отдельными программистами. Получив откомпилированный “посторонний” модуль, программист получает доступ только к его интерфейсной части, в которой, как уже говорилось, содержатся объявления элементов. Детали реализации объявленных процедур, функций, классов скрыты в секции реализации и недоступны другим модулям.

Если щелкнуть по закладке Unit1 окна кода, появится такой текст:

unit Unit1;, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls,, Dialogs, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;= class(TForm): TPanel;: TBitBtn;: TBitBtn;: TEdit;: TLabel;: TMemo;

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end;: TfmExample;

implementation

$R *.DFM}.

Весь этот текст сформирован Delphi, но в отличие от файла проекта программист может его изменять, придавая программе нужную функциональность. В интерфейсной секции описан один тип (класс - fmExample) и один объект (переменная fmExample).

Вот описание класса:= class(TForm): TPanel;: TBitBtn;: TBitBtn;: TEdit;: TLabel;: TMemo;

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end;

Классы служат основным инструментом реализации мощных возможностей Delphi. Класс является образцом, по которому создаются объекты, и наоборот, объект - это экземпляр реализации класса. Образцы для создания элементов программы в Object Pascal называются типами, таким образом, класс TfmExamplel -это тип. Перед его объявлением стоит зарезервированное слово type (тип), извещающее компилятор о начале раздела описания типов [34].

Стандартный класс TForm реализует все нужное для создания и функционирования пустого Windows-окна. Класс TfmExamplel порожден от этого класса, о чем свидетельствует строка= class(TForm)

в которой за зарезервированным словом class в скобках указывается имя родительского класса. Термин “порожден” означает, что класс TfmExample унаследовал все возможности родительского класса TForm и добавил к ним собственные в виде дополнительных компонентов. Перечень вставленных компонентов и составляет значительную часть описания класса.

Свойство наследования классами-потомками всех свойств родительского класса и обогащения их новыми возможностями является одним из фундаментальных принципов объектно-ориентированного программирования.

От наследника может быть порожден новый наследник, который внесет свою лепту в виде дополнительных программных заготовок и т. д.

В результате создается ветвящаяся иерархия классов, на вершине которой располагается самый простой класс TObject (все остальные классы в Delphi порождены от этого единственного прародителя), а на самой нижней ступени иерархии - мощные классы-потомки, которым по плечу решение любых проблем.

Объект fmExampie формально относится к элементам программы, которые называются переменными. Вот почему перед объявлением объекта стоит зарезервированное слово var (от англ. variables - переменные).

Текст модуля доступен как Delphi, так и программисту. Delphi автоматически вставляет в текст модуля описание любого добавленного к форме компонента, а также создает заготовки для обработчиков событии; программист может добавлять свои методы в ранее объявлённые классыйнаполвять обработчики событий конкретным содержанием, вставлять собственные переменные, типы, константы и т. д.

Совместное с Delphi владение текстом модуля будет вполне успешным, если программист будет соблюдать простое правило , он не должен удалять или изменять строки которые вставлены не им, а Delphi.

.5 Элементы программы

Элементы программы - это минимальные неделимые ее части, еще несущие в себе определенную значимость для компилятора. К элементам относятся [34]:

зарезервированные слова;

идентификаторы;

типы;

константы;

переменные;

метки;

подпрограммы;

комментарии.

Зарезервированные слова это английские слова, указывающие компилятору на необходимость выполнения определенных действий. Зарезервированные слова не могут использоваться в программе ни для каких иных целей кроме тех, для которых они предназначены.

Например, зарезервированное слово begin означает для компилятора начало составного оператора.

Программист не может создать в программе переменную с именем begin, константу begin, метку begin или вообще какой бы то ни было другой элемент программы с именем begin.

Идентификаторы - это слова, которыми программист обозначает любой другой элемент программы, кроме зарезервированного слова, идентификатора или комментария.

Идентификаторы в Object Pascal могут состоять из латинских букв, арабских цифр и знака подчеркивания. Никакие другие символы или специальные знаки не могут входить в идентификатор.

Из этого простого правила следует, что идентификаторы не могут состоять из нескольких слов (нельзя использовать пробел) или включать в себя символы кириллицы (русского алфавита).

Типы - это специальные конструкции языка, которые рассматриваются компилятором как образцы для создания других элементов программы, таких как переменные, константы и функции. Любой тип определяет две важные для компилятора вещи: объем памяти, выделяемый для размещения элемента (константы, переменной или результата, возвращаемого функцией), и набор допустимых действий, которые программист может совершать над элементами данного типа.

Любой определяемый программистом идентификатор должен быть описан в разделе описаний (перед началом исполняемых операторов). Это означает, что компилятор должен знать тот тип (образец), по которому создается определяемый идентификатором элемент.

Константы определяют области памяти, которые не могут изменять своего значения в ходе работы программы. Как и любые другие элементы программы, константы могут иметь свои собственные имена. Объявлению имен констант должно предшествовать зарезервированное слово const (от англ. constants - константы). Например, можно определить константы= 1024;= Kbyte*Kbyte;= 1024*Mbyte;

чтобы вместо длинных чисел

(1024*1024) и 1073741824

(1024*1024*1024)

писать, соответственно, Mbyte и Gbyte.

Тип константы определяется способом ее записи и легко распознается компилятором в тексте программы, поэтому программист может не использовать именованные константы (т. е. не объявлять их в программе явно) [33].

Переменные связаны с изменяемыми областями памяти, т. е. с такими ее участками, содержимое которых будет меняться в ходе работы программы. В отличие от констант переменные всегда объявляются в программе. Для этого после идентификатора переменной ставится двоеточие и имя типа, по образу которого должна строиться переменная. Разделу объявления переменной (переменных) должно предшествовать слово var. Например:: Integer;: Byte;

Здесь идентификатор inValue объявляется как переменная типа integer, а идентификатор byValue - как переменная типа Byte. Стандартный (т. е. заранее определенный в Object Pascal) тип integer определяет четырехбайтный участок памяти, содержимое которого рассматривается как целое число в диапазоне от -2 147 483 648 до+2 147 483 647, а стандартный тип Byte - участок памяти длиной 1 байт, в котором размещается беззнаковое целое число в диапазоне от 0 до 2554

Метки - это имена операторов программы. Метки используются очень редко и только для того, чтобы программист смог указать компилятору, какой оператор программы должен выполнятся следующим. Метки, как и переменные, всегда объявляются в программе. Разделу объявлений меток предшествует зарезервированное сло-во label (метка). Например:

label;Loop;

// Программист требует передать управление

// оператору, помеченному меткой Loop. .....

// Эти операторы будут пропущены ор:

// Оператору, идущему за этой меткой,

.....

// будет передано управление ;

Подпрограммы - это специальным образом оформленные фрагменты программы. Замечательной особенностью подпрограмм является их значительная независимость от остального текста программы. Говорят, что свойства подпрограммы локализуются в ее теле. Это означает, что, если программист что-либо изменит в подпрограмме, ему, как правило, не понадобится в связи с этим изменять что-либо вне подпрограммы.

Таким образом, подпрограммы являются средством структурирования программ, т. е. расчленения программ на ряд во многом независимых фрагментов. Структурирование неизбежно для крупных программных проектов, поэтому подпрограммы используются в Delphi-программах очень часто.

В Object Pascal есть два сорта подпрограмм: процедуры и функции. Функция отличается от процедуры только тем, что ее идентификатор можно наряду с константами и переменными использовать в выражениях, т. к. функция имеет выходной результат определенного типа. Если, например, определена функцияMyFunction: Integer;

и переменная var: Integer;

то возможен такой оператор присваивания:

Х := 2*MyFunction-l;

Имя процедуры нельзя использовать в выражении, т. к. процедура не имеет связанного с нею результата:

Procedure MyProcedure;:= 2*MyProcedure-l; // Ошибка!

4.6 Сфера применения программы

Данная программа предназначена для изучения основ работы с программной средой Borland Developer Studio и может использоваться в средних и средне-специальных учебных заведениях как средство в содействии дополнительному обучению программированию.

Используя эту программу, обучающийся получает легкий доступ к описанию интерфейса программного средства Borland Developer Studio и перечислению его основных функциональных возможностей. Есть возможность пополнения учебного материала, что делает этот электронный учебник более гибким в использовании.

.7 Системные требования и установка программы

Минимальные системные требования:

Тактовая частота процессора не ниже 1Ггц;

Операционная система Windows ’98 или выше;

Свободного пространства на жестком диске не менее 70МБ;

Объем оперативной памяти не менее 64 МБ;

Установка программы на компьютер осуществляется путем запуска файла установки с именем ОИК setup.exe.

4.8 Логическая структура программы

Программа состоит из четырёх форм:

"Главное окно";

"Учебник" - текущая страница учебника;

"Тест"

"Архив"

При использовании документов в HTML формате для их отображения используется встроенный компонент Delphi WebBrowser.

if ListBox1.ItemIndex = 1 then.Navigate(GetCurrentDir + '\book\знакомство\1.htm');

Специальный компонент DirectoryListBox1 помогает определить текущий каталог для того, чтобы программа работала из любого каталога, куда ее запишут.

ЭУМК по своей сути разделен на три не зависимые модуля: непосредственно сам электронный учебник, программа итогового тестирования и архив результатов тестирования.

Листинг. Форма 1. Главное окноunMain;

interface, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,, OleCtrls, SHDocVw, ExtCtrls, StdCtrls, Menus, jpeg, SkinManager;= class(TForm): TImage;: TImage;: TImage;: TImage;: TImage;: TsSkinManager;N1Click(Sender: TObject);Image2Click(Sender: TObject);Image3Click(Sender: TObject);Image5Click(Sender: TObject);Image6Click(Sender: TObject);Image4Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TForm1;unBook, unEditDB, unTest, TCV, unArh;

{$R *.dfm}TForm1.N1Click(Sender: TObject);.CreateForm(TForm2, Form2);.ShowModal;;TForm1.Image2Click(Sender: TObject);.CreateForm(TForm2, Form2);.ShowModal;;TForm1.Image3Click(Sender: TObject);l1, l2;::= InputBox(«Введите ФИО»);FIO = «Введите ФИО» Then GoTo l1;

l2::= InputBox(«Введите номер группы»);

if NGr = «Номер группы» Then GoTo l2;.CreateForm(TForm4, Form4);.ShowModal;;TForm1.Image6Click(Sender: TObject);.Terminate;;TForm1.Image4Click(Sender: TObject);.CreateForm(TForm5, Form5);.ShowModal;;.

Форма 2. Учебник сконструирован таким образом, что слева в оглавлении находится список тем для выбора, а справа отображается содержание темы.

Эта процедура работает следующим образом:

procedure TForm2.Image1Click(Sender: TObject);ListBox1.ItemIndex = 0 then.Navigate(GetCurrentDir + '\book\ved.htm');ListBox1.ItemIndex = 1 then.Navigate(GetCurrentDir + '\book\знакомство\1.htm');ListBox1.ItemIndex = 7 then.Navigate(GetCurrentDir + '\book\визуальное\1.htm');ListBox1.ItemIndex = 12 then.Navigate(GetCurrentDir + '\book\компоненты\1.htm');

end;

Форма 3. Основные процедуры, реализующие функцию тестирования. Процедура - регистрация учащегося на тестирования.

procedure TForm4.FormCreate(Sender: TObject);l1;i: Integer;: TextFile;i := 1 to 60 do(FindComponent('Memo' + IntToStr(i))).Lines.LoadFromFile(GetCurrentDir + '\db\' + IntToStr(i) + '.vo');;:(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhFIO.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do Readln(Arhiv, FileFIO[i]);(Arhiv);(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhNGr.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do Readln(Arhiv, FileNGr[i]);(Arhiv);(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhOce.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do Readln(Arhiv, FileOce[i]);(Arhiv);String(FileFIO[25]) <> '---' Then(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhFIO.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 do(Arhiv, NullRec);;(Arhiv);;String(FileNGr[25]) <> '---' Then(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhNGr.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 do

Writeln (Arhiv, NullRec);;(Arhiv);;String(FileOce[25]) <> '---' Then(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhOce.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 do(Arhiv, NullRec);;(Arhiv);;i := 1 to 25 doString(FileFIO[i]) = '---' Then:= i;;;;;

Процедура выставления оценокBall = 0 then Oc := 2;(Ball > 0) or (Ball = 4) Then Oc := 3;(Ball = 5) or ((Ball > 5) and (Ball < 10)) Then Oc := 4;(Ball = 10) or ((Ball > 10) and (Ball < 16)) then Oc := 5;

Тестовая база хранится в папке DB. Каждый тест разбивается по отдельным текстовым файлам, т.е. вопрос и варианты ответов сохраняются в отдельных файлах. Коды правильных ответов находятся в файле po.

Форма 4. Архив.TForm5.FormCreate(Sender: TObject);

var i : Integer;: textFile;.Cells[0, 0] := 'ФИО';.Cells[1, 0] := 'Номер группа';.Cells[2, 0] := 'Оценка';(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhFIO.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do(Arhiv, FileFIO[i]);;(Arhiv);(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhNGr.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do

Readln(Arhiv, FileNGr[i]);;(Arhiv);(Arhiv, GetCurrentDir + '\db\arhOce.ar');(Arhiv);i := 1 to 25 Do(Arhiv, FileOce[i]);;(Arhiv);i := 1 to 25 Do.Cells[0, i] := string(FileFIO[i]);.Cells[1, i] := string(FileNGr[i]);.Cells[2, i] := string(FileOce[i]);

end;;

5. Руководство пользователя

.1 Описание установки программного продукта

Программа сконфигурирована таким образом, что она должна работать в любом каталоге. Т.е. для установки программы достаточно перенести рабочий каталог с лазерного диска в любое место вашего компьютера или запустить ее с лазерного диска.

Еще одно ограничение, каталог, откуда запущена программа, должен быть открыт для записи (для сохранения результатов работы). В противном случае при запуске программы обучение всегда будет начинаться с первой страницы, а результаты текущей работы по окончании будут сброшены.

.2 Описание интерфейса программы

При открытии электронного учебника появляется главная форма (рисунок 7), на которой расположены основные кнопки: Учебник - раскрывает содержание учебника, Тестирование - начинается тестирование по предмету, Архив результатов - сохраняет результаты тестирования, Выход - выход из программы.

Рисунок 7. Главная форма электронного учебника.

При нажатии кнопки Учебник раскрывается окно (рисунок 8), в левой части окна расположено Оглавление. Для изучения необходимо выбрать название темы и нажать кнопку Перейти.

Рисунок 8. Окно Учебник.

Появится следующее окно (рисунок 9).

Рисунок 9. Содержание темы учебника.

При нажатии кнопки Тестирование появляется следующая форма регистрации обучаемого (рисунок 10):

Рисунок 10. Регистрация на тестирование: Ввод ФИО

Сначала необходимо ввести ФИО, затем в следующем окне (рисунок 11)- номер группы.

Рисунок 11. Ввод номера группы

В следующем окне появляется окно Тест (рисунок 12). В верхней части окна расположен вопрос, а в нижней варианты ответов

Рисунок 12. Окно Тест.

Для выбора варианта ответа в окне Ваш вариант ответа выбирается Первый, Второй или Третий. Затем нажимается кнопка Следующий вопрос. При ответе на последний вопрос появляется кнопка Проверить, при её нажатии появляется оценка за тестирование (рисунок 13).

Рисунок 13. Оценка за тестирование.

Если выбрать в окне главной формы кнопку Архив результатов, появится окно (рисунок 14), содержащее список всех тестирующихся по данной программе.

Рисунок 14. Архив.

6. Техника безопасности при работе за компьютером

Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха [35].

Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.

.1 Типовая инструкция по охране труда

. Общие требования безопасности[35].

В кабинетах вычислительной техники установлено сложное, повышенной опасности аппаратура - компьютеры, принтеры и другие технические средства, требующие бережного и осторожного обращения. При включении дисплея работает электронно-лучевая трубка, которая находится под высоким напряжением.

Перед началом работы в кабинете вычислительной техники необходимо пройти инструктаж по правилам эксплуатации вычислительной техники и по электробезопасности. По содержанию инструктажа необходимо сдать зачет. Студенты и учащиеся, не сдавшие зачет, к работе на вычислительной технике не допускаются.

Невыполнение правил эксплуатации вычислительной техники и электробезопасности- грубейшее нарушение порядка и дисциплины.

. Требования безопасности перед началом работы.

.1. Не входить в кабинет вычислительной техники в уличной обуви.

.2. Отрегулировать высоту сидения стула таким образом, чтобы линия взора приходилась на центр экрана монитора.

.3. Убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры, соединительных проводов, другого оборудования. Запрещается работать на средствах вычислительной техники, имеющих нарушение целостности корпусов и изоляции проводов, а также с неисправной индикацией включения питания. О всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.

.4. Начинать работу на вычислительной технике необходимо только по указанию преподавателя.

.Требования безопасности во время работы.

.1. Во время работы необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз до экрана монитора (60-70 см.), допустив не менее 50 сантиметров.

.2. Запрещается без разрешения преподавателя включать, отключать и передвигать средства вычислительной техники, трогать разъемы соединительных проводов, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.

.3. Работать на клавиатуре следует только чистыми руками и при включенном компьютере. При вводе информации с клавиатуры необходимо плавно нажимать на клавиши, не допуская резких ударов.

.4. Запрещается работать на средствах вычислительной техники во влажной одежде и влажными руками, класть на монитор или клавиатуру диски, книги, тетради, ручки, карандаши и т.п., облокачиваться на них, вставать и ходить по кабинету, отвлекать товарищей.

.5. Обучающимся не следует вставать при входе посетителей. Входить в кабинет вычислительной техники и выходить из него как в урочное, так и во внеурочное время можно только с разрешения преподавателя.

.Требования безопасности в аварийных случаях.

Неправильное обращение со средствами вычислительной техники может привести к поражению электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

При появлении необычного звука, самопроизвольном отключении аппаратуры, а также при появлении запаха гари следует немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом преподавателю.

При необходимости следует оказать помощь в тушении огня. Каждый обучающийся должен знать, как следует обращаться с огнетушителями типа ОУ-5, ОП-10.

.Требования безопасности по окончании работы.

По окончании работы по указанию преподавателя отключить аппаратуру, навести порядок на рабочем месте.

Покидать кабинет можно только по разрешению преподавателя.

.2 Требование к помещениям

Согласно Санитарным Правилам и Нормам в учебных заведениях площадь на 1 рабочее место должна быть не менее 5 кв. м.

В компьютерном классе расположено 14 компьютеров. Ширина этого помещения равна 6,5 м, длина 11 метров, высота 3 м, площадь равна 71,5, т.е. 71,5/14=5,1 м, что соответствует требованиям.

.3 Требования к освещению

Произведем расчет необходимого количества светильников компьютерного класса.

Исходные данные:

Помещение

длина - а, ширина - b, высота - h. 2. Коэффициент отражения потолка, стен и пола.

Светильники

Коэффициент использования светильников.

Расстояние между светильником и рабочей поверхность.

Лампы

Тип лампы 2. Мощность

Нормы

Требуемая освещенность

Расчетные формулы

Определение площади помещения: S=a*b

Определение индекса помещения:

(1)

где h1 - высота помещения, h2 - расстояние от пола до рабочей поверхности

Определение требуемого количества светильников:

(2)

где Е - требуемая освещенность горизонтальной поверхности, люкс;- площадь помещения; Кз - коэффициент запаса (1,3-1,7); U- коэффициент использования осветительной установки; Фл - световой поток одной лампы, люмен; n - число ламп в одном светильнике.

Помещение компьютерного класса: а = 11м, b = 6,5 м, h = 3 м.

Светильники серии ЛВО 4х18

Лампы люминесцентные 18 Вт, в одном светильнике 4 лампы Фл -1150 люмен;

Нормы освещенности Е=400 люкс (помещение дл работы с ПЭВМ) на уровне 0,8 м от пола.

Коэффициент запаса Кз = 1,4; Коэффициент отражения потолка - 50, стен - 30, пола - 10.

Расчет:

. Площадь помещения S=11*6,5=71,5 кв.м.

Определяем индекс помещения

(3)

Определяем коэффициент использования осветительной установки, исходя из значений коэффициентов отражения и индекса помещения: U=49

Определяем требуемое количество светильников:

(4)

В компьютерном классе имеется 15 ламп ЛВО 4х18, что не соответствует стандарту освещенности, описанному выше.

6.4 Мероприятия по защите от вредных и опасных факторов

) Для нормализации воздуха в кабинете, где расположены рабочие места следует использовать вентиляцию, как естественную, так и искусственную. К видам естественной вентиляции можно отнести неорганизованную естественную вентиляцию. Но использование такого вида вентиляции имеет ряд недостатков: воздух поступающий в помещение не подогревается и не увлажняется, поэтому в кабинете целесообразно применять механическую общую приточную вентиляцию, которая устраняет недостатки естественной. Для обеспечения соответствующей температуры в зимнее время следует использовать централизованное отопление, а в летнее - различные виды вентиляции [37].

) Нормальное освещение обеспечивается путем рационального комбинирования и применения естественного и искусственного освещения. Правильного размещения монитора на рабочем месте относительно оконных проемов.

) Для защиты от шума, создаваемого в лаборатории оборудованием, целесообразно использовать следующие методы:

Снижение шума в источнике его возникновения;

Снижение шума на пути его распространения.

Так, для уменьшения шума создаваемого оборудованием лаборатории, его необходимо располагать на специальных амортизирующих прокладках, помещение, в котором данное оборудование облицовывать звукопоглощающей плиткой.

Для защиты от внешнего шума подобные лаборатории следует располагать в нерабочей зоне (в отдельном здании, либо в здании управления предприятием).

) для защиты от ионизирующего излучения следует использовать: во-первых, источники с минимальным выходом ионизирующего излучения (электронно-лучевая трубка), во-вторых, ограничивать время работы с источником ионизирующего излучения и, в-третьих - экранирование источников.

) защита персонала кабинета от поражения электрическим током обеспечивается правильным размещением оборудования, правильным выполнением электропроводки, ее надежной изоляцией и выполнением требований по технике безопасности при работе в кабинете.

) уменьшение влияния психофизиологических нагрузок на организм человека достигается путем правильного оформления рабочего места (согласно ГОСТ 122.032-78 и ГОСТ 21829-76), рационального распределения рабочего времени (через каждые 2 часа проведенные за ПЭВМ необходимо обеспечивать 10-15 минут отдыха), правильным цветовым оформлением (коэффициенты отражения должны быть: 60-70% для потолка, 40-50% для стен, 30% для пола, 30-40% для других отражающих поверхностей), обеспечением соответствующей настройки параметров терминального оборудования (контрастность изображения знака не менее 0,8; яркость освещения экрана не менее 10 kq/m2; разрешение экрана 640х480 и более; частота регенерации изображения не менее 72 МГц)

) пожарная безопасность в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 обеспечивается системами предотвращения пожара (использование заземления для защиты от статического напряжения, контроль состояния изоляции, молниезащита зданий, наличие плавких предохранителей в электрооборудовании), системами пожарной защиты (системы оповещения о пожаре, наличия первичных средств тушения пожара, аварийное отключение аппаратуры), организационно-техническими мероприятиями [38, 39].

7. Экспериментальная часть

Эксперимент проходил в течение 4 месяцев.

Целью данного эксперимента являлось выявление возможности восприятия учащимися потока учебной информации (в условиях информационной технологии обучения) и его эффективности в процессе обучения.

В соответствии с этим в 1 и 2 четвертях 2009/10 учебного года занятиях кружка «Информатикон», творческие задания по программированию школьники выполняли с применением программного средства Borland Developer Studio, изучая его при помощи разработанного нами электронного учебного пособия.

Эксперимент предполагал также приобщение педагогических кадров к современным формам, методам и приемам обучения с использованием новых информационных и телекоммуникационных средств.

В ходе эксперимента проводилось исследование обучающих возможностей мультимедийных средств обучения, разработанных для школьников. Также исследовался процесс адаптации школьников к обучению с применением современных форм, методов и средств (на основе информационных и телекоммуникационных технологий): такое обучение, ожидает вчерашних школьников во многих школах нашей страны, поэтому адаптация к новым формам и средствам обучения весьма актуальна для школьников.

Целями исследования выступили:

изучение обучающих возможностей некоторых программ и средств мультимедиа, разрабатываемых на сегодняшний день для школьников;

изучение процесса адаптации школьников к обучению с применением мультимедийных средств обучения.

Постановка данных целей предполагала решение ряда задач:

установление психолого-педагогических параметров, отражающих уровень обученности школьников выбранного возраста и фиксация изменений данных параметров у контрольной и экспериментальной групп в ходе обучения;

оценка адаптации школьников экспериментальной группы к новым формам, методам и средствам обучения;

анализ обучающих возможностей, используемых в ходе эксперимента;

выявление роли мультимедийных средств обучения в повышении уровня этой готовности.

Объектом исследования выступала готовность школьников 7-х и 8-х классов к обучению с применением современных обучающих форм, методов и средств.

Предметом исследования являлась, с одной стороны, адаптация школьников к данному обучению с использованием специально разработанного мультимедийного пособия с другой стороны - обучающие возможности данной программы.

Сердцевину исследования составил анализ учебных достижений членов экспериментальной группы, обучавшихся с применением мультимедийных средств обучения (по результатам итогового учебного тестирования и проверки результатов творческих проектных работ); сравнительный анализ уровня развития учебных умений и навыков, выбранных в качестве параметров, характеризующих качество обучения контрольной и экспериментальной групп; сравнительный анализ:

а) динамики развития психологических характеристик контрольной и экспериментальной групп;

б) сформированности умений и навыков, важных для обучения.

Также в исследовании использовались наблюдение (за проявлением у школьников экспериментальной группы признаков успешности и комфортности обучения).

В эксперименте принимали участие школьники 7 и 8 (n =14 ) и 7 а (n = 13) классов средней общеобразовательной школы г. Костанай, занимающиеся в кружке «Информатикон».

Исследования проводились 2009/2010 учебном году - непосредственно в ходе занятий со школьниками в работы кружка программирования «Информатикон», организованного для экспериментальной группы с применением мультимедийных средств обучения, для контрольной группы - в традиционном режиме.

Для организации обучения экспериментальной и контрольной группы были выбраны творческие задания по программированию, примерно равные по трудоемкости и уровню сложности.

Эксперимент осуществлялся в несколько этапов, включающих в себя:

)проведение «стартовых» замеров психологических характеристик учащихся;

)проведение промежуточного среза уровня сформированных умений у учащихся контрольной и экспериментальной групп по прошествии половины срока обучения;

)проведение контрольного (итогового) замера педагогических и психологических характеристик участников эксперимента.

)проведение контрольного (итогового) среза уровня сформированных умений у учащихся контрольной и экспериментальной групп по прошествии всего срока обучения.

Для повышения уровня мотивации школьников промежуточный и контрольный срез был проведен в форме анкетирования и презентации промежуточных результатов творческих групповых программных проектов.[Приложение № 1]

7.1 Результаты исследования

Исследование возможностей форм и средств мультимедийного обучения для школьников проводилось впервые, поэтому результаты данного исследования имеют несомненную ценность. Они, во-первых, помогают сделать выводы об основных принципах организации учебного процесса для школьников (с учетом их адаптационных возможностей) в «канве» наибольшего обеспечения непрерывности образовательного процесса.

Во-вторых, результаты исследования позволяют определить направления деятельности разработчиков мультимедийных пособий применительно к разработкам по школьным учебным дисциплинам, точнее установить принципы и правила разработки разных видов учебной продукции для школьников, а также нормы соотношения в использовании различных форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей и интересов школьников.

Наконец, в-третьих, результаты исследования имеют ценность для руководителей образовательных структур при принятии ими управленческих решений по стратегии развития образования, о выборе форм, методов и средств обучения, об использовании в обучении новых обучающих технологий, информационных и коммуникационных средств.

Поскольку исследование было многосторонним и включало сложный комплекс процедур, его результаты целесообразнее представлять последовательно, в логике сопоставления данных, полученных по каждому из аспектов.

Мониторинг качества знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся определялся посредством проведения контрольных работ в виде тестов.

Показатель успеваемости и качества рассчитывается по определенной схеме:

% успеваемости=, где

В - количество ВСЕХ учеников, писавших тест

Д - количество учащихся ,получивших оценку «неудовлетворительно»;

% качества =, где

П - количество учащихся ,получивших оценку «5» и «4»

В - количество ВСЕХ учеников, писавших тест .

Анализ проведен до и после внедрения учебного пособия на занятиях кружка.[Приложение 1]

По итогам проведенного анкетирования в контрольной и экспериментальной группах выявлено, что степень заинтересованности учащихся на занятиях кружка до внедрения пособия составила 62% и 80% соответственно.

Качество знаний учащихся до внедрения учебного пособия в школьный курс информатики в контрольной и экспериментальной группах составило 75% и 77% соответственно, успеваемость 43% и 47%.

Очевидно, что успешность использования информационной технологии во многом зависит от того, насколько свободно учащиеся владеют компьютером. Поэтому одной из задач эксперимента считалось оперативное обучение учащихся использовать дополнительные средства Microsoft Office в своей учебной деятельности.

Другая задача эксперимента состояла в изучении возможностей усвоения учащимися материала по информатики в условиях использования информационной технологии обучения. В ходе проведенного эксперимента было выявлено, что первый сеанс работы с обучающими программами является для большинства учащихся довольно тяжелым, хотя в целом уровень владения учащимися компьютером довольно высокий. Напряжение первого общения с обучающей программой в значительной степени снимается при последующих контактах с этой же программой, т.е у учащихся вырабатывается умение работать с «неживым» источником информации, лучше регулируется внимание, стабилизируется время отработки вопроса, уменьшается число механических ошибок. Т.о., можно сделать вывод, что систематическое применение компьютера в учебном процессе является первоочередной задачей его эффективного использования в обучении.

На этапе промежуточного среза контроля знаний учащихся, полученные результаты для сравнения были занесены в таблицу (таблица 1) :

Таблица 1

Результаты промежуточного среза контроля знаний у учащихся контрольной и экспериментальной групп по прошествии половины срока обучения

Оценка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

"5"

4 чел.- 30,8%

0

"4"

7 чел.- 53,8%

5 чел.- 35,7%

 "3"

2 чел.- 15,3 %

8 чел.- 57,1%

"2"

0

1 чел.- 7,14%


Полученные на данном этапе исследования результаты, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что экспериментальные классы, обучавшиеся с применением средств мультимедийных технологий, лучше (быстрее) контрольных продвигаются в зоне своего ближайшего развития, переводя эти навыки в зону актуального развития, то есть приобретая свойство самостоятельно, без помощи учителя или частично заменяющих его средств технологии обучения, выполнять соответствующие задания.

Владение компьютером проходит на уровне запоминания осуществления определенных операций, а теоретический запас знаний, проверяемый непосредственно через тестирование, позволяет ученику осмысленно и грамотно осуществлять вхождение в любую программу и выполнять любые практические задания.

В связи этим мы наблюдаем динамику роста качества и успеваемости учащихся ПОСЛЕ внедрения учебного пособия, о чем свидетельствуют данные результатов выполнения итоговой контрольной работы (теста) среди контрольной и экспериментальной групп (таблица 2).[Приложение 1]

Таблица 2

Результаты выполнения итоговой контрольной работы

в экспериментальной и контрольной группах

Оценка

Экспериментальная группа (7а класс)

Контрольная группа (7 класс)

5

7 чел. - 50%

2 чел. - 14,8%

4

6 чел. - 42,9%

4 чел. - 29,6%

3

1 чел. - 7,1%

7 чел. - 55,6%

2

-

-


Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что, во-первых, учащиеся довольно быстро обучаются использовать компьютер в учебной деятельности. Во-вторых, использование информационной технологии позволяет повысить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. Наличие устойчивой обратной связи в цепи “преподаватель-ученик” позволяет своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, что способствует повышению успеваемости. Организация контроля с помощью обучающих компьютерных программ является достаточно эффективной, а сами программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программному обеспечению. Разработанная методика использования ППС позволяет значительно повысить уровень успеваемости учащихся по предмету за счет индивидуализации процесса контроля знаний.

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предлагаемого методического подхода к применению информационной технологии обучения при его сочетании с традиционными средствами обучения. Таким образом, очевидно, что применение информационной технологии в процессе обучения по традиционным программам возможно как эпизодически, при изучении отдельных тем, так и систематически, при изучении разделов, для которых имеются полные курсы компьютерных обучающих систем. Для более полного и систематического применения информационной технологии в процессе обучения школьным дисциплинам необходимо переработать школьные программы в соответствии с учетом возможностей компьютера и предложенных критериев отбора и структурирования содержания.

.2 Результаты психологической части исследования

Цель психологических измерительных процедур заключалась в сравнительном анализе индивидуально-психологических особенностей учащихся, обучавшихся в течение учебного года по разным учебным программам. Предполагалось, что новые образовательные технологии, положительно повлияют как на интеллектуальное, так и личностное развитие школьников.

Тестовые замеры в обеих выборках производились дважды: на начальном и завершающем этапах эксперимента для диагностики текущего состояния в развитии познавательных способностей и личностных качеств. Результаты психологического тестирования на начальном этапе показали, что две группы (экспериментальная и контрольная) по своим психологическим параметрам не различаются между собой, что обеспечивало «чистоту» проведения обучающего эксперимента.

Сравнение двух групп показало ряд отличий между ними:

)экспериментальная группа школьников по сравнению с контрольной отличается несколько более высокими значениями в самооценке личностных качеств (уверенность в себе), более рациональными и обоснованными взглядами, уровнем владения компьютерной грамотностью и др.;

)в экспериментальной группе школьников выявлена положительная динамика в отношении личностного качества ответственности, а также в отношении широты и уровня развития познавательных интересов.

Эти данные позволяют констатировать, что гипотеза психологической части исследования в целом подтверждается: обучающая мультимедийная технология может служить фактором, способствующим психическому развитию школьников. Тем самым применение средств технологии мультимедиа в средней общеобразовательной школы играет адаптирующую роль, повышая готовность школьников к обучению в вузе с использованием новых образовательных технологий на основе информационных и телекоммуникационных средств.

Заключение

В век современных компьютерных технологий и формирования информационного общества, особо актуальна идейная направленность выбранной темы. Подготовка качественного электронного материала - первый шаг казахстанцев в мировое информационное пространство.

Использование анимационо-демонстрационных программ дает возможность преподавателю наглядно демонстрировать предлагаемый учебный материал. Современные компьютерные технологии и периферийные устройства позволяют не только реализовывать подобные вещи за персональным компьютером, но и показывать всей аудитории с помощью большого монитора или мультимедийного проектора.

Особо важным моментом является применение интерактивно-мультимедийных программ. Они обеспечивают обучение школьников и учеников в режиме самообучения.

Большинство имеющихся в настоящее время мультимедийных учебников не отвечают пока всем требованиям, предъявляемым к ним. Поэтому технология создания мультимедийных учебников и электронных учебно-методичеких комплексов - одна из сложнейших задач Концепции развития образования Республики Казахстан, в которой предполагается создание единой информационной образовательной среды, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство республики в мировое образовательное пространство.

В результате исследований, был сделан вывод, что мультимедийные технологии эффективно использовать не только для создания электронных учебников, но и для создания электронных комплексов, в которые входят контролирующие и тестирующие программы, анимационно-мультипликационные проекты, интерактивно-мультимедийные системы.

Создание и разработка электронных учебно-методических комплексов средствами мультимедиа в образовательном процессе - одна из главных задач повышения низкого уровня (по сравнению с российским) казахстанского образования.

В состав электронного учебно-методического комплекса должны входить: электронный учебник (текстовая информация), анимационно-демонстрационные проекты (наглядные динамические процессы), интерактивные-мультимедийные виртуальные лабораторные работы и системы проверки знаний с возможностью выбора уровня сложности, режимами тестирования (учебно-пробный и экзаменационно-проверочный), а также возможностью режима работы над ошибками.

В работе были изучены принципы построения и технологии создания разных электронных учебников. В результате этого было разработано электронное учебное пособие по теме «Borland Developer Studio 2006». Данное учебное пособие применялось на дополнительных занятиях по информатике и в итоге было экспериментально доказана эффективность применения пособия для изучения программного средства Borland Developer Studio.

Компьютерные технологии, применяемые при разработке электронных учебных средств, позволяют наделить их многими дидактическими возможностями, которые невозможно реализовать в традиционных печатных учебниках.

Список использованной литературы

R.J.M. Computer assisted leaning: from process control paradigm to information resource paradigm. / J. Of microcomputer application. -Academic press, 1989, -Vol.12, № 1Baxter M., Dewhurst D. A method for evaluating the efficiency of presenting in a hypermedia environment. / Computers & Education - Pergamon Press, 1992, -Vol.18, №1-3

www.programmersforum.ru/showthread.php <#"784361.files/image022.gif">

                               9                                     9 «А»

Определение степени заинтересованности учащихся на уроке информатики ПОСЛЕ внедрения пособия

                             9                               9 «А»

Коэффициент динамики интереса учащихся к изучаемому материалу ДО внедрения пособия

                                 9                              9 «А»

Коэффициент динамики интереса учащихся к изучаемому материалу ПОСЛЕ внедрения пособия

                                  9                             9 «А»

Качество знаний учащихся ДО внедрения пособия

                                    9                        9 «А»

Успеваемость учащихся ДО внедрения пособия

 

                                    9                         9 «А»

Качество знаний учащихся ПОСЛЕ внедрения пособия

                             9                               9 «А»

Успеваемость учащихся ПОСЛЕ внедрения пособия

                                            9                     9 «А»

Похожие работы на - Разработка мультимедийного учебного пособия по Borland Developer Studio с использованием Delphi for Win32

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!