Система работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых специалистов
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
Институт повышения квалификации и переподготовки
Кафедра частных методик
Курсовая
работа
Система
работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых
специалистов
Слушателя
второго года обучения
группы
М - 141
Канюшевич
Людмилы Александровны
Научный
руководитель
Шеститко
Ирина Владимировна
Минск,
2015
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Анализ социальной адаптации молодых специалистов
в системе образования достаточно актуален и представляет научный и практический
интерес. В настоящее время возрос интерес не только к проблемам развития теории
и практики работы на предприятии, но и к личности профессионала, его
особенностям и качественным характеристикам. Этот вопрос становится наиболее
актуальным в период затянувшегося в стране кризиса, когда необходимо решать
особым образом вопросы трудовой деятельности в целом и в частности вопросы
организации трудовой деятельности молодых кадров, поскольку эта категория
специалистов является наиболее уязвимой на рынке труда и требует особого
подхода на этапе послевузовской адаптации на рабочем месте. В этом контексте
особую важность приобретают проблемы профессионального становления молодых специалистов,
особенности их адаптации, профессиональной социализации, формирование у
студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в
условиях сложившейся экономической ситуации.
Между тем анализ кадровой ситуации в системе
образования свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации.
Зачастую этот процесс отсутствует, либо сводится к формальному набору мер,
который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется
необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают
особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы.
Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и
дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образования.
Для формирования нового поколения специалистов в
системе образования важное значение приобретают вопросы результативности
профессиональной и социальной адаптации. В результате данного процесса молодые
специалисты должны не только получить разносторонние знания, но и сформировать
умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в
профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.
Современное состояние проблем социальной
адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между, с
одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным
навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и проектированию,
выработке новых адаптивных стратегий (переходному типу адаптивного поведения)
и, с другой стороны, фактическим (авторитарным) типом адаптивного поведения
педагогов, работающих в учреждениях образования.
Исследование в сфере адаптации молодых
специалистов в системе образования имеет приоритетное значение для
государственной молодежной политики как системе прикладных мер, направленной на
эффективное включение молодых людей в общество взрослых. Сфера трудовых
отношений становится неотделимой частью жизни выпускника вуза. И построение
успешной программы адаптации внутри конкретного учреждения с учетом всех
факторов и особенностей молодых специалистов позволит говорить об успешном
выполнении задач становления и закрепления молодого человека в роли специалиста
и личности, проходящей новый этап социализации.
Научная значимость данной работы состоит в
оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по
исследуемой проблематике. А также выделение и обобщение ключевых значимых
теорий и понятий в области изучения адаптации молодых специалистов в системе
образования.
Объект исследования. Трудовая деятельность
молодых специалистов в системе образования
Предмет исследования. Проблемы и факторы
адаптации молодых специалистов в системе образования
Цель работы: представить систему работы по
профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждении дошкольного
образования.
Задачи исследования:
. Рассмотреть теоретические подходы к
определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе
образования
. Раскрыть особенности профессиональной
адаптации специалистов в учреждении дошкольного образования
. Разработать программу профессиональной
адаптации молодых специалистов.
Для формирования представлений на адаптацию
автор опирался на труды таких классиков социологии как: М. Вебер, обосновавший
целерациональность адаптации, Р. Мертон, описавший адаптацию в условиях
социальной дезорганизации, Т. Парсонс, понимавший адаптацию как взаимный
компромисс между личностью и обществом. На исследования процессов и первичных
механизмов адаптации зарубежных и отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и Ж.Пиаже, а также на исследование проблем социализации и
социальной адаптации российских социологов Е.А. Ануфриевой, Ю. Р. Вишневского и
др.
Методы исследования. При проведении исследования
адаптации молодых специалистов в системе образования были использованы
следующие методы исследования:
анализ существующей базы источников по
рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)
обобщение и синтез точек зрения, представленных
в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения)
моделирование на основе полученных данных
авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования)
проведение практических исследований с помощью
анкетного и телефонного опроса (метод эксперимента).
Гипотеза. Адаптация молодых специалистов в
системе образования имеет специфические особенности и влияющие на нее факторы,
которые необходимо учитывать при создании и внедрении программ адаптации и
развития молодых кадров в учреждениях образования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Понятие и
сущность адаптации
Сам термин «адаптация»; (от лат. аdарtо -
приспособляю) впервые появился в физиологии и использовался изначально в
биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г.
Аубертом. Впоследствии, в самом общем виде, в естественных науках под
адаптацией понималась вся совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее
целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей
среды.
В зарубежной социологии вопросы, связанные с
адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер,
Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид и др.
Согласно теории социального действия
М.Вебера[1] <#"784278.files/image001.gif"> <#"784278.files/image002.gif">
Рис.2.1.1
Рис.2.1.2
Рис.2.1.3
Рис.2.1.4
Рис.2.1.5
Рис.2.1.6
Приложение В
Годовой план работы
«Школа молодого педагога»
Ясли - сад № 497
на 2014/2015 учебный год
План работы Школы молодого воспитателя на
2014-2015 учебный год
Цель: Повышение профессионального мастерства
молодых педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с
воспитанниками.
Задачи.
. Обеспечить наиболее легкой адаптации молодых
специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения
профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых
специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного
овладения ими профессиональными знаниями;
. Приобщать молодых специалистов к корпоративной
культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
По итогам данной работы воспитатели приобретут
ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить
анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований,
оценивать данные требования;
- умение применять
психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с
ребенком;
- умение планировать, подготавливать и
осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные
качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую
диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и
организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие
учитывать специфику индивидуальности ребенка в образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в
дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно
организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные
инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с
ребенком и др.
Приложение Г
Семинар для молодых
воспитателей
Тема: «Методы активизации детей в ходе
образовательной деятельности»
Актуальность семинара. В
последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих
разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники
воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не
работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в
детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня
подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают
затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое
мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами
активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов
детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых
педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.
Цель: повышение уровня профессиональной
компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать
методику проведения образовательной деятельности.
Задачи:
1. Научить воспитателей
практическим приёмам активизации детей в ходе занятия.
. Изучить виды мотивации
детской деятельности
. Разработать алгоритм
деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению занятий.
. Повысить практический уровень
проведения занятий.
. Развитие творческих
способностей начинающих специалистов.
План семинара:
. Использование игровых
персонажей
. Внедрение ИКТ - как средство
повышения мотивации к познавательной деятельности
. Выработка алгоритма
подготовки и проведения образовательной деятельности
. Практическая работа молодых
педагогов и моделирование практических ситуаций