Система работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых специалистов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    675,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых специалистов

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

Институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра частных методик






Курсовая работа

Система работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых специалистов

Слушателя второго года обучения

группы М - 141

Канюшевич Людмилы Александровны

Научный руководитель

Шеститко Ирина Владимировна





Минск, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Анализ социальной адаптации молодых специалистов в системе образования достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. В настоящее время возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики работы на предприятии, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Этот вопрос становится наиболее актуальным в период затянувшегося в стране кризиса, когда необходимо решать особым образом вопросы трудовой деятельности в целом и в частности вопросы организации трудовой деятельности молодых кадров, поскольку эта категория специалистов является наиболее уязвимой на рынке труда и требует особого подхода на этапе послевузовской адаптации на рабочем месте. В этом контексте особую важность приобретают проблемы профессионального становления молодых специалистов, особенности их адаптации, профессиональной социализации, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации.

Между тем анализ кадровой ситуации в системе образования свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации. Зачастую этот процесс отсутствует, либо сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образования.

Для формирования нового поколения специалистов в системе образования важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной и социальной адаптации. В результате данного процесса молодые специалисты должны не только получить разносторонние знания, но и сформировать умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.

Современное состояние проблем социальной адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и проектированию, выработке новых адаптивных стратегий (переходному типу адаптивного поведения) и, с другой стороны, фактическим (авторитарным) типом адаптивного поведения педагогов, работающих в учреждениях образования.

Исследование в сфере адаптации молодых специалистов в системе образования имеет приоритетное значение для государственной молодежной политики как системе прикладных мер, направленной на эффективное включение молодых людей в общество взрослых. Сфера трудовых отношений становится неотделимой частью жизни выпускника вуза. И построение успешной программы адаптации внутри конкретного учреждения с учетом всех факторов и особенностей молодых специалистов позволит говорить об успешном выполнении задач становления и закрепления молодого человека в роли специалиста и личности, проходящей новый этап социализации.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. А также выделение и обобщение ключевых значимых теорий и понятий в области изучения адаптации молодых специалистов в системе образования.

Объект исследования. Трудовая деятельность молодых специалистов в системе образования

Предмет исследования. Проблемы и факторы адаптации молодых специалистов в системе образования

Цель работы: представить систему работы по профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждении дошкольного образования.

Задачи исследования:

. Рассмотреть теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования

. Раскрыть особенности профессиональной адаптации специалистов в учреждении дошкольного образования

. Разработать программу профессиональной адаптации молодых специалистов.

Для формирования представлений на адаптацию автор опирался на труды таких классиков социологии как: М. Вебер, обосновавший целерациональность адаптации, Р. Мертон, описавший адаптацию в условиях социальной дезорганизации, Т. Парсонс, понимавший адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом. На исследования процессов и первичных механизмов адаптации зарубежных и отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Ж.Пиаже, а также на исследование проблем социализации и социальной адаптации российских социологов Е.А. Ануфриевой, Ю. Р. Вишневского и др.

Методы исследования. При проведении исследования адаптации молодых специалистов в системе образования были использованы следующие методы исследования:

анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)

обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения)

моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования)

проведение практических исследований с помощью анкетного и телефонного опроса (метод эксперимента).

Гипотеза. Адаптация молодых специалистов в системе образования имеет специфические особенности и влияющие на нее факторы, которые необходимо учитывать при создании и внедрении программ адаптации и развития молодых кадров в учреждениях образования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1    Понятие и сущность адаптации

Сам термин «адаптация»; (от лат. аdарtо - приспособляю) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом. Впоследствии, в самом общем виде, в естественных науках под адаптацией понималась вся совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды.

В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид и др.

Согласно теории социального действия М.Вебера[1] <#"784278.files/image001.gif"> <#"784278.files/image002.gif">

Рис.2.1.1

Рис.2.1.2

Рис.2.1.3

Рис.2.1.4

Рис.2.1.5

Рис.2.1.6

Приложение В

Годовой план работы

«Школа молодого педагога»

Ясли - сад № 497

на 2014/2015 учебный год

План работы Школы молодого воспитателя на 2014-2015 учебный год

Цель: Повышение профессионального мастерства молодых педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками.

Задачи.

. Обеспечить наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;

. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:

- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;

-       умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;

-       умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;

-       умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;

-       прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в образовательном процессе;

-  умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;

-       умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.

Приложение Г

Семинар для молодых воспитателей

Тема: «Методы активизации детей в ходе образовательной деятельности»

Актуальность семинара. В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи:

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе занятия.

. Изучить виды мотивации детской деятельности

. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению занятий.

. Повысить практический уровень проведения занятий.

. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

. Использование игровых персонажей

. Внедрение ИКТ - как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

. Выработка алгоритма подготовки и проведения образовательной деятельности

. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций

Похожие работы на - Система работы учреждения дошкольного образования по профессиональной адаптации молодых специалистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!