Разработка информационной системы 'Супермаркет'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    303,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка информационной системы 'Супермаркет'

Введение

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

Динамическая конкурентная среда, новые условия ведения бизнеса предъявляют повышенные требования к организации управления на торговом предприятии.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы современных торговых предприятий, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.

Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции, согласно которой данные должны быть организованы в базы данных с целью адекватного отображения изменяющегося реального мира и удовлетворения информационных потребностей пользователей. Эти базы данных создаются и функционируют под управлением специальных программных комплексов, называемых системами управления базами данных (СУБД).

Целью данной курсовой работы является проектирование многопользовательской информационной системы супермаркета, которая должна осуществлять регистрацию поступившего товара от поставщика, вести точный учет реализации товара.

1. Анализ предметной области и обоснование состава задач пользователей

супермаркет программирование информационный

Описание предметной области:

Супермаркет осуществляет продажу продуктов питания, а также предметов домашнего хозяйства. Товар реализуется путем наличного расчета. Все денежные суммы поступают в кассу. Все проведенные операции записываются в журнале операций.

Техническое задание:

Система должна решать следующие задачи:

.        Регистрировать поступление нового товара;

.        Хранить данные о товарах, имеющихся на складе;

.        Осуществлять учет продажи товара;

.        Вести учет в Журнале Операций;

.        Вести учет в Кассе;

.        Формировать чек о продаже.

Пользователями проектируемой информационной системы должны стать:

.        Кассир;

.        Товаровед;

.        Старший кассир.

Диаграмма вариантов использования информационной системы представлена в приложении В.

2. Концептуальное проектирование

супермаркет программирование информационный

Концептуальная модель представляет объекты и их взаимосвязи, без указания способов их физического хранения.

Основными компонентами концептуальной модели являются:

.        Данные, циркулирующие в данной предметной области;

.        Описание классов, объектов предметной области и связей между ними;

.        Описание информационных потребностей пользователей.

Проектирование предметной области информационной системы супермаркета будет базироваться на использовании ER-моделировании. ER-модель представляет собой графическое описание предметной области в терминах «объект-свойство-связь».

Преимуществами ER-моделей являются;

.        наглядность;

.        модели позволяют проектировать базы данных с большим количеством объектов и атрибутов;

.        ER-модели реализованы во многих системах автоматизированного проектирования баз данных (например, ERWin).

Для представления классов, экземпляров классов и связей между ними используются графические средства:

.        Диаграммы ER-экземпляров;

.        ER-диаграммы.

Диаграмма на рисунке 1 показывает, какой поставщик поставляет конкретные товары. При этом связь 1:М (один ко многим) указывает, что один поставщик может поставлять несколько товаров. А на рисунке 2 представлена диаграмма ER-типа, соответствующая рассмотренной диаграмме ER-экземпляров.

Рисунок 1 - Диаграмма ER-экземпляров

Поставщик ООО «Юг» поставляет 4 товара, а поставщик ООО «Холод» - 2 товара, количество товаров и поставщиков может меняться.

Рисунок 2 - Диаграмма ER-типа

Пример концептуальной модели данных предметной области приведен в приложении А.

3. Создание реляционной базы данных в среде СУБД Access

Реляционная модель будет формироваться из ER-модели путем преобразования классов объектов и процессов в самостоятельные отношения - таблицы. Даталогическая модель реляционной базы данных определяется совокупностью логически связанных реляционных таблиц.

Логические связи между таблицами соответствуют структурным связям между информационными объектами и устанавливаются на уровне ключей связи (внешним ключом подчиненной таблицы и первичным ключом главной таблицы).

В результате моделирования получена реляционная модель следующего вида:

.        Товары (ШтрихКод, НазвТов, Поставщик, Цена, НаСкладе);

.        Поставщики (КодПост, НазвПост, Адрес, Фам_директ, Телефон);

.        Касса (Кассир1(Иванова А), Кассир2(Петров И), Сумма);

.        Временная (ШтрихКод, НазвТов, Цена, Количество, К_оплате, Наличными, Сдача);

.        Журнал_Операции (НомерЗаписи, ШтрихКод, Операция, Дата).

Создадим таблицы классов объектов с соответствующими типами данных и свойствами полей. Структура представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура таблиц с типами данных

Таким образом, реализована физическая модель в СУБД Access.

С помощью инструментальных средств в окне Схема данных устанавливаются связи между полями таблиц (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Схема данных

Способ изменения связи между таблицами представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Установка связи «один-ко-многим»

Схема данных приложений представлена на рисунках Б.1-Б.4.

 

4. Проектирование и разработка приложения кассира


Для проектирования и разработки приложения диаграммы вариантов использования недостаточно, могут потребоваться более конкретные детали. Для этого необходимо составить словесный алгоритм потока событий для пользователя при выполнении пользовательской задачи, а так же словесный алгоритм потока событий для программного обеспечения.

Словесный алгоритм потока событий для кассира будет выглядеть так:

1.      Получить товар;

2.      Вызвать необходимую программу;

.        Ввести штрих код - появляется форма данных товара из таблицы Товары;

.        При внесении количества товара произвести расчет к оплате;

.        Получить деньги от клиента, пересчитать, дать сдачу;

.        Зафиксировать операцию в программе;

.        Отдать чек клиенту;

.        Выйти из программы.

Далее составим словесный алгоритм потока событий для программного обеспечения, который будет выглядеть так:

1.      Запускается программа. Открывается диалоговое окно «Введите штрих-код товара»;

2.      Вызываются данные о товаре в таблицу Временная;

.        Формой выводятся данные товара из таблицы Временная;

4.      Вводятся данные о количестве продаваемого товара;

5.      Рассчитывается сумма к оплате;

.        Рассчитывается сдача;

.        Обновляются данные в таблице Временная;

.        Обновляется количество товара на складе;

.        Данные о проведенной операции фиксируются в журнале операций;

.        Обновляется сумма на кассе;

.        Удаляются все записи из таблицы Временная;

.        Печатается чек;

.        Открывается начальная форма.

Основной поток событий описывает нормальный ход событий. При разработке приложения операции основного потока событий реализуются запросами (на выборку, обновление, добавление, удаление) и формами.

Остановимся подробнее на запросах, с помощью которых реализуются операции основного потока событий. Их в базе данных достаточно много, поэтому опишем наиболее интересные из них.

Первая операция, на которую следует подробнее рассмотреть это операция, которая изменяет количество товара на складе после покупки. Эта операция осуществляется с помощью запроса на обновление. В конструкторе запроса, в поле «Условие», через построитель выражений записывается команда: [Товары]![НаСкладе]-[Временная]![Количество]. Таким образом, количество купленного товара вычитается из количества товара, находящегося в таблице Товары.

Также можно рассмотреть операцию, которая обновляет сумму в кассе. Эта операция осуществляется с помощью запроса на обновление. В конструкторе запроса, в поле «Условие», через построитель выражений вводим команду: [Касса]![Кассир1(ИвановаА)]+[Временная]![К_оплате]. Таким образом, сумма в кассе увеличивается на сумму стоимости товара.

Для автоматизации последовательного запуска ряда объектов, автоматизации запуска объектов при совершении событий в объектах форм используются макросы. Язык макросов обеспечивает возможность выполнения большинства задач. Макросы могут запускаться непосредственно в окне Access, кнопками, созданными в формах, из самих макросов. Кроме этого в Access имеются средства, обеспечивающие взаимодействие макросов с объектами на основе событий. События наступают при выполнении определенных действий, к которым относятся, прежде всего, действия пользователя. Это обстоятельство позволяет управлять выполнением программы извне. На рисунке 6 представлен макрос, добавляющий товар в таблицу Временная и выводит на экран данные товара.

Рисунок 6 - Макрос «Запуск_Товар»

Разработка приложения:

.        Запросом на добавление по штрих-коду добавляется новый товар;

.        Открывается форма «Реализация_Товара».

Рисунок 7 - Макрос «Обновление»

На рисунке 7 представлен макрос, завершающий операцию.

5. Визуальное моделирование и документирование приложений пользователя

Визуальное моделирование - это способ восприятия проблем с помощью зримых абстракций, воспроизводящих понятия и объекты реального мира. Польза от визуального моделирования - получение общего представления о разрабатываемой системе (приложении), что эта система будет делать. Визуальное моделирование способствует взаимопониманию между заказчиком и разработчиками.

Визуальное документирование приложений пользователя полезно как при разработке разработчикам, так и пользователя (заказчику) принятии проекта. Это документирование осуществляется построением различного рода диаграммами.

Поток событий может быть представлен в виде диаграммы вариантов использования, в которой описывается диалог между пользователем и экраном компьютера. В этом случае рассматриваются события, которые выполняет пользователь на основе информации, получаемой с экрана компьютера, при обращении к системе (в частности к клавиатуре), не понимая, что и как выполняет система. Пример описания таких событий для кассира представлен в приложении Г.

6. Проектирование и разработка модели многопользовательской информационной системы на автономном компьютере

.1 Разделение базы данных для совместного использования ее файлов в многопользовательской системе

Разделение базы данных на клиентское и серверное приложения может потребоваться по различным причинам. Разделив совместно используемую базу данных, можно улучшить производительность и уменьшить вероятность повреждения файла базы данных. При разделении базы данных выполняется ее реорганизация в два файла - базу данных с таблицами, в которой содержатся таблицы данных, и клиентскую базу данных, включающую все остальные объекты базы данных, например запросы, формы и отчеты. Каждый пользователь взаимодействует с данными, используя локальную копию клиентской базы данных. После разделения базы данных необходимо распространить клиентскую базу данных среди пользователей.

В СУБД Access заложена функция разделения БД. Разделение базы данных выполняется с помощью мастера разделения баз данных.

Выполнение разделения базы данных осуществлялась следующим образом:

1.      Создана отдельная папка под названием «Супермаркет»;

2.      Копию БД поместили в эту же папку;

.        В этой папке создали папку Сервер;

.        Произвели разделение БД (Работа с базами данных\ База данных Access\Разделение). В процессе разделения данные с таблицами помещены в папку Сервер. В результате в папке Сервер находиться файл Сервер_be.accdb, содержащий только таблицы. Исходный файл содержит объекты приложения (запросы, формы и т. д.) и ссылки на таблицы, находящиеся в файле Сервер_be.accdb в папке Сервер.

6.2 Моделирование многопользовательской информационной системы на автономном компьютере

Папки на автономном компьютере имитируют отдельные компьютеры - выделенный сервер или рабочую станцию.

Модель сетевого варианта расположения объектов БД на автономном компьютере:

. После разделения БД Access получилось два файла, один под названием разделяемого файла с тем же расширением (клиентская часть -Кассир .accdb) и серверная с названием Сервер-be.accdb;

. В своей папке для каждого пользователя созданы папки с именами «Товаровед», «Кассир1», «Кассир2», «Старший кассир» (см. рисунок 8);

.Файл клиентской части скопированы в папки «Кассир1», «Кассир2»,подкорректированы и разработаны отдельные приложения для каждого пользователя.

. Путем поочередного открытия БД в каждой из папок пользователей, удалены объекты, не имеющие отношения к данному пользователю и не нарушающие доступ к санкционированной для данного пользователя информации.

Рисунок 8 - Создание папок

Дерево папок с объектами БД ИС супермаркета представлено на рисунке 9.

Рисунок 9 - Дерево папок с объектами БД многопользовательской ИС на автономном ПК

В папке, имитирующей сервер, находятся только данные - таблицы с данными, а в папках, имитирующих рабочие станции, находятся приложения пользователей, оформленные в виде автоматизированного рабочего места.

7. Преобразование БД Access в формат SQL Server

Приложения баз данных со временем часто разрастаются, становятся более сложными, а число их пользователей также растет. На определенном этапе существования базы данных Microsoft Office Access следует подумать о ее преобразовании в формат SQL Server с целью оптимизации производительности, масштабируемости, доступности, безопасности, надежности и возможности восстановления.

На автономном ПК для удобства освоения могут быть установлены как Access, так и SQLServerEXPRESS(бесплатная версия). Стоимость приобретения и эксплуатации коммерческих версий значительны и зависят от количества пользователей.

Существует два способа создания БД SQL Server:

1.      Можно взять обычную БД Access и преобразовать ее. Программа создает нужные таблицы и передает все данные в программу SQL Server;

2.      Можно использовать программу Access для создания с нуля новой БД SQL Server.

Мастер преобразования в формат SQL Server создает новую структуру базы данных SQL Server (включая индексы, правила проверок значений данных, значения по умолчанию, отношения между таблицами) и затем копирует данные в новую базу данных SQL Server.

.        Запустить сервер с ярлыка на рабочем столе SQL(номер машины);

.        Ввести (или выбрать) имя машины и соединить;

.        В открытой БД Access для преобразования выбрать Работа с базами данных/Sql Server;

.        В окне Мастер преобразования в формат SQL Server выбрать переключатель создать базу данных и Далее;

.        Ввести имя нужного сервера;

.        Ввести имя новой БД SQL Server;

.        Выбрать таблицы для экспорта в базу данных SQL Server;

.        В окне выбрать команду создать базу данных;

.        При нажатии Далее остаются стандартные установки;

.        На последнем этапе устанавливается связь таблиц SQL Server с существующим приложением;

При дальнейших шагах программа Access подключается к SQL Server и переносятся данные на сервер, формируется отчет.

12. Открыть окно SQL Server и просмотреть объекты преобразования (см. рисунок 10).

Рисунок 10 - Окно SQL Server

На вкладке Сводка видны, добавленные таблицы из БД Access в Sql Server.

8. Создание представления в среде SQLServer

Представление - это виртуальная таблица, содержимое которой определяется запросом. Как и таблица, представление состоит из ряда именованных столбцов и строк данных. Строки и столбцы данных извлекаются из таблиц, указанных в определяющем представление запросе и динамически создаваемых при обращениях к представлению. Они могут быть доступны многим пользователям и существуют в базе данных до тех пор, пока не буду принудительно удалены. Представления похожи на обычные таблицы, за исключением того, что не являются физическими объектами хранения данных. Представления обычно используются для направления, упрощения и настройки восприятия каждым пользователем информации базы данных. Представления могут использоваться как механизмы безопасности, давая возможность пользователям обращаться к данным через представления, но, не предоставляя им разрешений на непосредственный доступ к базовым таблицам, лежащим в основе представлений.

Представление - приблизительный аналог запроса на выборку, он выбирает записи (возможно, из связанных таблиц) и отображает их на листе данных.

Последовательность создания представления:

.        В обозревателе объектов развернуть базу данных, в которой необходимо создать новое представление;

.        Щелкнуть правой кнопкой папку Представления и выбрать Создать представление;

.        В диалоговом окне Добавить таблицу выбрать один или несколько элементов, которые необходимо включить в новое представление;

.        Щелкнуть Добавить, а затем выбрать Закрыть;

.        На Панели диаграмм выбрать столбцы или другие элементы для включения в новое представление (см. рисунок 11);

.        В разделе Файл выбрать пункт Сохранить;

.        В диалоговом окне Выбор имени ввести имя нового представления и щелкнуть ОК.

Рисунок 11 - Вид конструкции представления

Представления подобны окнам, через которые имеется возможность просматривать информацию, которая фактически хранится в базовой таблице.

Заключение

В результате выполнения курсового проекта была спроектирована многопользовательская информационная система супермаркета, которая осуществляет регистрацию поступившего товара от поставщика, ведет точный учет реализации товара. Система позволяет решать следующие задачи:

.        Регистрировать поступление нового товара;

.        Хранить данные о товарах, имеющихся на складе;

.        Осуществлять учет продажи товара;

.        Вести учет в Журнале Операций;

.        Вести учет в Кассе;

.        Формировать чек о продаже.

В данном курсовом проекте был проведен подробный анализ предметной области, определены пользователи ИС, составлена концептуальная модель. Разработанная модель однопользовательской БД была разделена на серверную часть и приложения для пользователей, тем самым преобразовывая ее в многопользовательскую. Для каждого пользователя в полной мере реализованы необходимые ему для работы функции, создан удобный пользовательский интерфейс. Система спроектирована на Microsoft Office ACCESS 2010 и преобразована в сервере баз данных Microsoft SQL Server 2000.

Таким образом, цель курсового проекта можно считать достигнутой, а поставленные задачи - решенными.

Список использованных источников

1. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование информационных систем». Изд. СКФУ, 2013 г;

2.      Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation)., Перемещение данных Access в базу данных SQL Server с помощью мастера преобразования в формат SQL Server. [Электрон.ресурс]- 2014 г.-Режим доступа: #"784182.files/image012.jpg">

Схема данных приложений предметной области «Супермаркет»

Рисунок Б.1 - Схема данных сервера

Рисунок Б.2 - Схема данных товароведа

Рисунок Б.3 - Схема данных кассира

Рисунок Б.4 - Схема данных старшего кассира

Диаграмма вариантов использования

Последовательность событий между кассиром и экраном и потоки данных между объектами СУБД Access

Похожие работы на - Разработка информационной системы 'Супермаркет'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!