Проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    106,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь















Курсовая работа

Проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях РБ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Экономическая сущность малого бизнеса

.2 Особенности кредитования предприятий малого бизнеса

.3 Правовые основы кредитования субъектов малого бизнеса в Республике Беларусь

. АНАЛИЗ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь в современных условиях

.2 Анализ кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь

.3 Особенности кредитования малого бизнеса по программе микрофинансирования ЕБРР

. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Проблемы развития банковского кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь

.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

микрофинансирование предпринимательство кредитование малый бизнес

ВВЕДЕНИЕ

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Актуальность темы контрольной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.

Проблема развития малого бизнеса кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное госрегулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить для белорусов - финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов.

Вместе с тем конкуренция на рынке микро и малых кредитов несомненно присутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски, как для кредитора, так и для заемщика, а главными являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты и залога.

В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов все же сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

Различные аспекты теории и практики кредитования малого бизнеса широко изучены в работах М.М. Бахмудов, Г.Н. Белоглазова, А.В. Буздалин, О.Ю. Грушко, Е.П. Жарковская, Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Лаврушин, М.А. Носова, Д.Ю. Олинин, А.Ю. Пономарев, О.И. Румянцева, И.А. Сиденко, Т.Н. Смирнова, С.В. Шапран и др.

В свете современных тенденций социально-экономического развития страны особого внимания заслуживают вопросы микрокредитования и кредитования на развитие бизнеса, исследованные в трудах С.А. Волков, И.Л. Гусева, Л.Т. Ибадова, В.В. Калинин, В.В. Кузнецова, О. Купчинова, И. Насонова, Ю.Ю. Русанов, А.Р. Скриба, С.С. Хоршев, С.В. Шапран др.

Несмотря на непрерывно возрастающий интерес учёных и практиков к исследованию кредитования малого бизнеса, вне поля их зрения остался ряд проблем, требующих научного осмысления и решения. Актуальность и значимость кредитования малых предприятий на современном этапе социально-экономического развития страны, недостаточная теоретическая и практическая база, необходимая для понимания его сущности, инструментов и направлений совершенствования, определили выбор темы контрольной работы, её цель, задачи и структуру.

В контексте вышесказанного цель курсовой работы - раскрыть проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях РБ.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

раскрыть экономическую сущность малого бизнеса;

выявить особенности кредитования предприятий малого бизнеса;

оценить развитие малого бизнеса в Республике Беларусь в современных условиях;

проанализировать кредитование малого бизнеса в Республике Беларусь;

рассмотреть проблемы развития банковского кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь;

выявить перспективы развития кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь.

Объект исследования: проблемы кредитования малого бизнеса.

Предмет исследования: финансовые отношения, складывающиеся в процессе кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды учёных - экономистов в области кредита и кредитования реального сектора экономики, экономической теории, финансов, макроэкономики, устойчивости кредитно-банковской системы и методов ее государственного регулирования.

Теоретические и практические аспекты курсовой работы обусловили необходимость использования таких методов научного исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системного, сравнительного, структурного, функционального, факторного, экономико-статистического анализа.

Информационную базу контрольной работы составили нормативные правовые акты РБ; постановления и распоряжения Правительства РБ; положения и инструкции НБРБ; статистические данные службы государственной статистики и НБРБ; информация финансово-экономического характера по теме исследования, опубликованная в периодической печати и размещённая в справочных правовых системах и сети Интернет; материалыспециализированных агентств; отчетность, внутренние нормативные документы коммерческих банков и авторские расчеты.

Структура работы соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Экономическая сущность малого бизнеса

Малый бизнес - очень емкое понятие. Как следует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.[19, стр.14].

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

численность персонала;

размер уставного капитала;

- величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Поэтому для анализа малого бизнеса важно найти наиболее правильный метод подразделения предприятий на мелкие и крупные.

Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В соответствии же с наиболее распространенной классификацией к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где: от 1 до 20 - ремесленные; от 20 до 100 - малые; от 100 до 500 - средние предприятия. [2, стр. 9.].

Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.

Что касается Беларуси, то к малым предприятиям относят предприятия с численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; в сельском хозяйстве и научно производственной сфере - до 60 человек; в других отраслях общественной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле - до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Приведем критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1997 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

- количество занятых работников до 50 чел.;

годовой оборот менее 4 млн. экю;

сумма баланса менее 2 млн. экю.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом  занятых до 19 чел., как «весьма малые», до 99 чел., как «малые», от 100 до 499 чел., как «средние» и свыше 500 чел., как крупные. [5, стр. 27].

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: оборот не более 2,3 млн. экю; активы не более 1,5 млн. экю; средняя численность занятых до 50 чел. [6, стр. 34]. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел, и ежегодным оборотом менее 250 млн. евро.

Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. [6, стр. 20].

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

• наименьшие - 1 - 24 занятых;

• малые - 25 - 99 занятых;

• промежуточные - 100 - 499 занятых;

• крупные - 500 - 999 занятых;

• крупнейшие - 1000 и более занятых. [7, стр. 14].

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто небольшое по численности или по объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадут под критерии малого предприятия.

Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних является достаточно проблематичным, тем более что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы.

1.2 Особенности кредитования предприятий малого бизнеса

Банков в настоящее время просто великое множество и кредитных программ, которые предлагаются для малого бизнеса также очень много. Банки, предлагая кредитование малого бизнеса, предоставляют кредиты на разные суммы, процентные ставки по кредитам также разнообразны и сроки предоставления кредита могут отличаться. Однако если заявки на обычный кредит рассматриваются в короткие сроки, то заявка на получение кредита для малого бизнеса может рассматриваться значительно дольше и этот срок может, зависеть от суммы, которая требуется.

В таком разнообразии кредитных продуктов можно легко потеряться, поэтому нужно заранее выяснить особенности кредитования малого бизнеса в банках и выбрать тот банк, который больше подходит для реализации ваших целей. Заранее нужно получить полную консультацию специалистов банка по сбору документов и по требованиям, которые банки предъявляют к своим заемщикам. Если все это сделать своевременно тогда есть гарантия что, вы получите кредит в самые короткие сроки [8, с.54].

Обычно в первую очередь предприниматели обращают внимание на процентные ставки по кредитам для малого бизнеса, но это не самое главное, потому что в принципе ставки по кредитам практически одинаковы в среднем во всех банках. Главное значение имеют сроки кредитования, которые как раз и могут очень сильно отличаться во всех банках. Ведь если требуется крупная сумма денег, то короткие сроки кредитования не могут подойти для предпринимателей которые планируют расширять свой бизнес. Самый большой срок кредитования, который могут предоставить банки - это срок до пяти лет. Для того чтобы получить кредит под низкие проценты и более длительный срок нужно иметь положительную кредитную историю и доказать банку свою высокую платежеспособность. Сумма кредита, которую может предоставить банк для конкретного предприятия, напрямую зависит от его стабильности и финансового состояния [8, с.54].

Сейчас среди множества кредитных программ для кредитования малого бизнеса можно выделить несколько видов. Это кредит бизнес-экспресс, который выдается в срочном порядке, но суммы кредита в этом случае не велики; кредит на поддержку малого бизнеса или на развитие бизнеса, в этом случае кредит выдается на пополнение оборотных средств организации и на расширение предприятия. Также можно воспользоваться инвестиционным кредитом, когда производится финансирование инвестиционных продуктов.

Можно рассмотреть более детально особенности каждого из этих видов кредита, для того чтобы стало более понятно, какой из видов может быть более выгодным и удобным.

Кредит бизнес-экспресс предоставляется на короткие сроки до 12 месяцев. В этом случае заявка на кредит может быть рассмотрена в самые короткие сроки в течение всего лишь двух или трех дней. Такой кредит может помочь быстро решить проблему финансов, если срочно необходима небольшая сумма денег. В такой программе нет необходимости предоставлять залоговое обеспечение, но и проценты по кредиту за срочность будут значительно больше, чем проценты по обычному кредитованию [8, с.54].

Кредиты на поддержку малого бизнеса выдаются в том случае, если предприятию требуется поддержать бизнес в трудной ситуации или же создать условия для того, чтобы бизнес оставался на должном уровне путем вливания дополнительных денежных средств. Иногда дополнительные денежные средства могут потребоваться для закупки товара, потому что все средства предприятия находятся на данный момент в обороте, и нет возможности сейчас произвести расчеты с поставщиками. Такой кредит выдается на срок до трех лет, сроки рассмотрения заявки по данному кредиту не должна превышать пяти рабочих дней.

Кредит на развитие бизнеса - это другими словами кредит на пополнение оборотных средств организации. Особенность кредитования на развитие бизнеса в том, что предприниматель может использовать денежные средства на приобретение большой партии товара или сырья для производства, расширить действующее производство, приобрести дорогостоящее оборудование, необходимое для расширения производства, а также можно использовать эти средства для строительства или реконструкции объектов производственной недвижимости. Сроки кредитования достигают пяти лет, заявка может быть рассмотрена в течение пяти или семи рабочих дней. В этом случае суммы кредита напрямую зависят уже от финансовой стабильности предприятия, от его платежеспособности. Также такой вид кредитования предусматривает обязательное залоговое обеспечение, которым могут выступать объект недвижимости, оборудование, автотранспортные средства. Банк будет рассматривать ликвидность залогового имущества, для того чтобы обезопасить свою сторону в случае не возврата кредита. Есть вариант предоставить частичное обеспечение в качестве залога, но и тогда сумма залога не должна быть меньше 70% от стоимости кредита [11, с.230].

Еще один очень удобный вид кредитования малого бизнеса - это инвестиционный кредит. В ряде случаев, для того чтобы реализовать крупные проекты предприятия, необходимы значительные денежные средства и в этом случае на помощь может придти финансирование инвестиционных проектов. Главная особенность такие кредитных программ в том, что банки могут предоставлять на более длительный срок, чем обычное кредитование малого бизнеса и расчеты кредита производятся в зависимости от финансовых возможностей предприятия. Для оформления такого вида кредитования банки предъявляют более жесткие требования. Предприниматели обязаны будут предоставить полную документацию, которая отражает всю деятельность предприятия, бухгалтерские документы и налоговую отчетность. Банк в праве отправить кредитного эксперта на предприятие, для того чтобы более подробно провести анализ предприятия. Просматривается сам проект, который необходимо будет финансировать, его положительные и возможные риски, связанные с его реализацией.

Залоговое обеспечение для этого вида кредита является обязательным, и все объекты залогового обеспечения требуют полной оценки его стоимости. Рассматривается заявка на финансирование инвестиционных проектов в течение более длительного времени, которое может достигать одного месяца, а процентные ставки по кредиту могут быть разными и зависят от требуемой суммы [1, с.120].

Есть еще один вид кредита, который называется партнерским кредитом. Особенность его в том, что предусмотрено тесное сотрудничество банка и заемщика, когда сами банки могут предложить наиболее выгодные условия кредитования для предпринимателя. Конечно же, банки ставят свои условия и требования, потому что им необходимо сократить до минимума все возможные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса. В основном банки обращают внимание на кредитную историю заемщика, которая должна быть положительной, для того чтобы предоставить заемщику лучшие условия кредитования малого бизнеса. К предприятиям с положительной кредитной историей банки могут подойти индивидуально и на таких условиях, что сотрудничество будет выгодно обеим сторонам, как банку, так и заемщику.

1.3 Правовые основы кредитования субъектов малого бизнеса в Республике Беларусь

В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка и иных подзаконных актов.

Наиболее полно изменения в системе кредитования можно проследить на основе анализа содержания нормативных правовых актов, в которых закреплены основные нормы, регулирующие сферу банковского кредитования. В процессе анализа рассматривались законодательные и нормативные документы, охватывающие период начиная с 1992 г. по настоящее время.

Существовавшую на протяжении анализируемого периода регламентацию условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет особые черты. Последовательная смена определяемых Национальным банком Республики Беларусь норм, регулирующих кредитные взаимоотношения банков с клиентами, обусловливалась не только реформами экономики и банковской системы в стране, но и изменениями белорусского законодательства. Значительное влияние на содержание современных нормативных требований Национального банка Республики Беларусь в сфере кредитования оказала их унификация с законодательством Российской Федерации.

Этапы развития норм, регламентирующих систему кредитования, представлены в таблице 1.3.1

Таблица 1.3.1 - Основные этапы развития нормативно-правовой базы системы банковского кредитования в Республике Беларусь [18, c.14]

Этапы

Временные границы этапов

Основные законодательные и нормативные правовые документы Национального банка Республики Беларусь, регламентирующие систему банковского кредитования

Первый

Ноябрь 1992 г. - апрель 1995 г.

• Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской деятельности”; • Временное положение о банковском кредите от 03.11.1992 № 114; • Временное положение о банковском кредите от 30.12.1993 № 250

Второй

Апрель 1995 г. - май 2000 г.

• Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской деятельности”; • Положение о банковском кредите от 07.04.1995 № 519

Третий

Май 2000 г. - май 2001 г.

• Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской деятельности”; •Правила предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.11

Четвертый

Май 2001 г. - июль 2004 г.

• Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005; • Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита от 24.05.2001 № 116

Пятый

Июль 2004 г. - январь 2007 г.

• Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005; • Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226

Шестой

С января 2007 г. по настоящее время

• Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 17.07.2006; • Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226 (с учетом редакции постановлений Правления Национального банка от 28.12.2006 № 223; от 26.12.2007 № 227)


Законодательные и нормативные правовые документы, действующие на протяжении отдельных этапов, содержали различное количество положений (норм), регулирующих отношения банков с клиентами в процессе кредитования, и характеристика выделенных в таблице 1.2 этапов велась с позиции полноты отражения в документах норм, закрепляющих элементы системы банковского кредитования.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Первый этап характеризуется минимальным количеством регулирующих норм. Появляются регламентации, закрепляющие подходы, соответствующие условиям становления рыночной экономики. Так, при предоставлении кредитов предусматривается обязательное заключение кредитных договоров между субъектами отношений, конкретизируются условия, которые должны содержаться в данных договорах. Требуется осуществление предварительного анализа кредитоспособности клиента. Появляются положения, касающиеся использования в банковской практике различных форм обеспечения своевременного возврата кредита, то есть закрепляется норма, обязывающая банки иметь вторичные источники погашения задолженности по кредиту. Вместе с тем на данном этапе сохраняется и ряд норм, характерных для системы кредитования периода плановой экономики, например, необходимость оформления выданного кредита срочным обязательством, жесткий контроль за материальной обеспеченностью кредита, применение простых и специальных ссудных счетов [18, с.12-15].

На втором этапе происходило динамичное развитие нормативно-правовых требований по вопросам кредитования и усиление регламентации, о чем свидетельствуют многочисленные дополнения, вносимые в Положение о банковском кредите, действующее в этот период. Высокая подвижность нормативно-правового поля обусловлена происходящим реформированием

системы кредитования и ее адаптацией к новым экономическим условиям. Для данного этапа характерно снятие ряда экономически неоправданных ограничений в деятельности банков, например, административных ограничений при кредитовании субъектов хозяйствования, занимающихся посреднической деятельностью. Усиление регламентации проявлялось в конкретизации отдельных норм, ранее обозначенных лишь в общих чертах, а также более четком определении прав банков при осуществлении контроля.

Третий этап развития регламентации в системе кредитования клиентов банков не содержит революционных новшеств, но произошли изменения, заслуживающие внимания. В действующих на этом этапе Правилах предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.11 были обобщены все прежние дополнения и изменения, вносимые Национальным банком в Положение о банковском кредите. Терминологию нового документа и ряд нормативных требований привели в соответствие с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь. В то же время продолжали существовать некоторые нормы, характерные для системы кредитования периода плановой экономики [18, с.12-15].

На четвертом этапе регламентация кредитной деятельности банков достигает максимальной детализации. Разработка и утверждение Национальным банком нового нормативного документа были обусловлены в основном необходимостью согласования некоторых норм в соответствии с принятым 25 октября 2005 г. Банковским кодексом Республики Беларусь.

Пятый этап можно охарактеризовать как период начала либерализации нормативной правовой базы по вопросам кредитных отношений банков с клиентами и унификации с законодательством Российской Федерации. Принятая постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата кардинально изменила порядок и условия осуществления кредитования. Целью принятия Инструкции № 226 стало позитивное стремление постепенно устранить излишнюю «зарегулированность» действовавшего порядка кредитования, а также исключить нормы, дублирующие положения других действующих нормативных правовых актов, в частности, Банковского кодекса. Вместе с тем эта новая Инструкция не сразу вписалась в более или менее устоявшуюся законодательную базу, регулирующую валютные, налоговые и иные смежные правоотношения. Круг проблем, возникших в процессе практического применения нормативных требований Инструкции № 226, обусловил необходимость изменения содержания отдельных положений данного документа. Однако это не единственная причина перехода к новому этапу развития регламентации системы банковского кредитования.

На шестом этапе практически была завершена начатая ранее унификация с законодательством Российской Федерации. Принятие 17 июля 2006 г. новой редакции Банковского кодекса Республики Беларусь также потребовало приведения в соответствие с ним норм и терминологии Инструкции № 226. Все изменения и дополнения, обусловленные перечисленными выше причинами, нашли отражение в новых редакциях данной Инструкции.

Таким образом, на протяжении последних пяти лет Национальным банком Республики Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, исключение норм, дублирующих другие нормативные и законодательные акты. В результате был отменен ряд рекомендаций Национального банка, касающихся порядка кредитования по счету-контокорренту и консорциального кредитования; определения уровня кредитоспособности кредитополучателей; проверок материального обеспечения задолженности по кредитам; долгосрочного кредитования инвестиционных проектов [18, с.12-15].

Другими важными изменениями относительно кредитования юридических лиц стали:

● предоставление банкам права самостоятельно определять процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;

● предоставление банкам права самостоятельно определять целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;

● возможность выдачи кредитов на текущие (расчетные) счета кредитополучателей;

● отмена практически всех регламентаций, касающихся пролонгации кредитов;

● отмена ограничений по кредитованию предприятий, работающих с убытками;

● предоставление возможности использования упрощенной процедуры выдачи по микрокредитам и другие.

Кроме того, банкам по некоторым нормам, ранее однозначно трактовавшимся Национальным банком, разрешено самостоятельно определять приемлемые подходы. Обязательным является лишь их закрепление в локальных нормативных актах банка, регламентирующих его кредитную деятельность.

Таким образом, в действующих редакциях Инструкции № 226 и Банковского кодекса нашло отражение содержание основных элементов системы кредитования, характерных для современных условий Республики Беларусь. Претерпели определенные изменения состав элементов системы кредитования и их содержание, но их трансформация не должна вести к увеличению кредитного риска и отрицательно сказываться на возвратности кредита [18, с.12-15].

2. АНАЛИЗ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь в современных условиях

Малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 403 294 субъекта хозяйствования, из которых 334 326 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей - 232 851, микроорганизаций - 88 607, малых организаций - 10 531, субъектов среднего предпринимательства - 2337).

Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).

В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 39,5 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза).

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2011 году 36 процентов (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента).

В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 38,2 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 8,2 процента).

Доля розничного товарооборота торговли и общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году соответственно 37,6 и 35,9 процента [21].

На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц на территории республики. В г. Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц - 53,2 процента, при этом 36,7 процента - в г. Минске, 10,6 процента - в Брестской области, 9,9 процента - в Гомельской, 9,5 процента - в Витебской, 8,4 процента - в Гродненской, 16,5 процента - в Минской, 8,3 процента - в Могилевской области.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2013-2015 годы.

Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства [21].

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;

содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);

содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;

модернизация инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Кроме того, в настоящей Программе предусматривается решение следующих задач:

развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;

стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия субъектов предпринимательства в реализации важнейших направлений социально-экономического развития республики;

организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения;

совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства [21].

Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах.

Таблица 2.1.2 - Прогнозные показатели реализации задач программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ на 2013 - 2015 годы

Показатели реализации задач Программы

2013

2014

2015

Удельный вес микро-, малых и средних организаций в общем объеме валового внутреннего продукта, процентов

24

27

30

Удельный вес микро-, малых и средних организаций в общем объеме выручки от реализации товаров, работ и услуг, процентов

41

43

45

Количество микро-, малых и средних организаций, тыс. единиц

105

109

112

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (включая численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц), тыс. человек

1550

1680

1800


В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

2.2 Анализ кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам является одним из препятствий, стоящих на пути развития малого бизнеса в Беларуси. Как показывает международный опыт, микрофинансовые организации наиболее эффективны в предоставлении займов малому бизнесу, нежели обычные коммерческие банки, а, следовательно, развитие микрофинансирования наилучшим образом может решить данную проблему и в Беларуси.

Понятие «малый бизнес» определяется по-разному во многих странах и зависит от принятого законодательства.

Согласно белорусскому законодательству к малому бизнесу относятся предприниматели, существляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица со среднесписочной численностью работников до 100 человек в промышленности и на транспорте, до 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, до 50 человек в строительстве и оптовой торговле, до 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, до 25 человек в других отраслях непроизводственной сферы.

Строго определения термина «микрофинансирование» не существует, однако в целом микрофинансирование можно определить как оперативное предоставление микрокредитов (микрозаймов) на короткий период времени малому бизнесу. Микрофинансовые организации (МФО) являются главными агентами, предоставляющими микрофинансовые услуги, основными чертами которых являются сокращение операционных затрат по оказываемым услугам, уменьшение времени обслуживания клиентов, использование гибких требований по обеспечению кредита, увеличение суммы выдаваемого кредита на основании предоставляемого заемщиком баланса и наличия обеспечения, а также с течением времени при наличии положительной кредитной истории.

Перечисленные характеристики отличают технологию микрофинансирования от классического банковского подхода к выдаче кредитов. Спрос на специфические финансовые продукты (микрозаймы) со стороны малого бизнеса, послужил толчком к развитию нетрадиционного подхода к обслуживанию клиентов соответствующими финансовыми организациями. В практике микрофинансирования, вместо традиционного залога имущества, в качестве гарантии возврата кредита используются вещи, имеющие эмоциональную ценность (например, свадебные кольца) или оказывающие психологическое давление (бывшие заемщики или родственники, выступающие как гаранты по выдаваемому кредиту). Принятие решения о выдаче микрокредита осуществляется значительно меньшим количеством работников и занимает меньше времени по сравнению с традиционной технологией выдачи кредитов через банки. Таким образом, микрофинансовые организации можно определить как финансовых посредников, основная задача которых состоит в предоставлении микрозаймов малому бизнесу.

Микрозайм - это займ на небольшую сумму, предоставляемый малому бизнесу. Как правило, МФО ставят перед собой одну из двух целей: либо помощь бедным слоям населения в доступе к кредитным ресурсам, либо оказание финансовых услуг тем, кто не рассматривается банками в качестве надежных клиентов (малый бизнес). Последняя из указанных целей является объектом исследования в данной работе [21, с. 17]. Выделяют четыре основные вида МФО: кредитные союзы, негосударственные кредитные организации, коммерческие банки-партнеры и банки микрофинансирования.

В Республике Беларусь институционально сектор микрофинансирования представлен:

. Коммерческими банками, в том числе: Предоставляющими микрокредиты за счет целевого программного кредитования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР); Исполняющими функции банков-агентов по предоставлению кредитов субъектам малого предпринимательства из целевых либо размещенных в депозиты временно свободных бюджетных средств;Формирующими микрокредитный портфель из собственных ресурсов, либо на условиях софинансирования.

. Государственными организациями финансовой поддержки малого предпринимательства, предоставляющими различные виды финансирования (целевые займы, лизинг) за счет бюджетных ресурсов и собственных средств;

. Некоммерческими микрофинансовыми организациями, в том числе: кредитными потребительскими кооперативами, организующими финансовую взаимопомощь своих пайщиков; международным фондом развития сельских территорий, распространяющим микрофинансовые услуги на селе;

. Коммерческими организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющими микрофинансовые и инвестиционные операции на безлицензионной основе (лизинг, ломбард и пр.) [14].

Коммерческие банки. Импульс развития банковского микрокредитования создала программа ЕБРР, осуществляемая в Республике Беларусь с 2001 г. Банки, отбираемые для участия в этой программе, получают целевые кредиты ЕБРР, методологическую, образовательную и консультационную поддержку с тем, чтобы активизировать микрокредитное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Предполагается, что кредитные ресурсы ЕБРР формируют стартовый пул. Впоследствии, сформировав круг микрокредитных заемщиков, убедившись в эффективности и невысоких рисках микрокредитования, банки начинают пополнять микрокредитные портфели собственными ресурсами. Стратегически, это способствует проникновению и закреплению банков в микрофинансовом секторе.

По состоянию на 01.01.2013 г. в программе участвуют уже 7 банков. С тем, чтобы повысить доступность кредитов, банки расширяют свои территориальные подразделения. Банковская микрофинансовая сеть включает уже 82 точки продаж в 22 городах. С начала осуществления программы выдано 29 527 микрокредитов на 548.3 млн. долл. Средняя сумма микрокредита, выдаваемого банками по программе ЕБРР, повысилась с 11 тыс. долл. в 2001 г. до 36,6 тыс. дол. в 2013 г. Наибольшей популярностью пользуются экспресс кредиты, на долю которых приходится 57 % портфеля. Это наиболее быстрооборачиваемый и умеренный по сумме кредитный продукт (в пределах 10 тыс. долл., сроком от 3 до 24 месяцев) [23].

Наряду с банками, участниками программы ЕБРР, услуги микрофинансирования предоставляются и банками-агентами, участвующими в обеспечении государственных программ финансовой поддержки малого предпринимательства (ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белгазпромбанк»).

Государственные организации финансовой поддержки малого предпринимательства представлены Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, Брестским и Гродненским областными государственными учреждениями поддержки предпринимателей.

Некоммерческие микрофинансовые организации представлены в следующих формах:

ОВК - общества взаимного кредитования предпринимателей, объединяющие субъектов

предпринимательской деятельности;

ПКФВ граждан - потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи граждан, объединяющие исключительно физических лиц;

Смешанные ПКФВ - потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, основанные на смешанном членстве юридических и физических лиц.

Микрофинансовые институты «второго уровня».

Международный фонд развития сельских территорий.

Коммерческие микрофинансовые организации предоставляют микрофинансовые услуги инвестиционного характера (микролизинг) или выдают ссуды под залог имущества физических лиц (ломбарды) [23].

Основная доля в объеме микрофинансовых услуг принадлежит банкам. Они располагают разветвленной территориальной сетью, повышающей доступность услуг для жителей периферийных районов. Однако банки ограничивают свою активность только предпринимательским микрокредитованием. Банковские кредиты доступны для заемщиков, умеющих подтвердить свою платежеспособность, и выражающих сравнительно крупные финансовые потребности. Поэтому банки охватывают только «верхний» уровень микрокредитования. Более умеренный по суммам и частый по интенсивности спрос на предпринимательские и потребительские кредиты со стороны представителей адресных социальных групп, остается вне сферы банковских интересов. Банки не проявляют заинтересованность и в продвижении сберегательных услуг, адресованных людям с умеренными доходами.

Пробелы в микрофинансовом обслуживании восполняют некоммерческие МФО, адресующих свои услуги людям с умеренными доходами. Несмотря на сравнительно небольшой объем осуществляемых операций, эти организации характеризует устойчивая динамика развития, разнообразие организационных форм, методологических подходов и продуктов.

Наряду с институциональными проблемами, существуют также нормативные. Так Законодательство РБ, детально регламентируя банковскую деятельность, остается открытым в отношении некоммерческих МФО, преследующих достижение общественно-полезных целей. Поэтому существует вероятность распространения режимов банковской деятельности на некоммерческие МФО, что существенно ограничило бы перспективы их развития. Но даже умозрительный обзор ограничений, оправданных в целях регулирования банковской деятельности, доказывает нецелесообразность их применения в отношении некоммерческих МФО [23].

Лицензирование и надзор. С позиций Банковского Кодекса РБ, право выдачи кредитов (в т. ч. и микрокредитов) за счет привлеченных средств обеспечивается лицензированием и надзором за банковской деятельностью. Лицензионные требования связаны с нормативной величиной уставного капитала, которая имеет заградительный характер. В данном случае, повышенный норматив уставного капитала создает барьер вхождения на рынок банковских услуг. Такой барьер предупреждает возможность возникновения чрезмерного числа мелких банков. Очевидно, что это затруднило бы осуществление надзора и негативно отразилось бы на стабильности банковской системы. Поэтому введение лицензирования и нормативных требований по уставному капиталу по отношению к существенно более мелким, чем банки, некоммерческим МФО было бы нецелесообразным.

Надежность и устойчивость. Через норматив уставного капитала регулируются возможные объемы привлечения средств и допустимые уровни кредитных рисков. По величине уставного капитала рассчитываются пруденциальные нормативы. Однако, даже по отношению к коммерческим банкам, НБ РБ не регулирует нормы обеспечения микрокредитов до 7500 базовых величин, предоставляя банкам право самостоятельно определять условия обеспечения таких кредитов.

Тем самым признается, что микрокредиты, формально относясь к группе повышенного риска, не создают существенной угрозы для поддержания финансовой устойчивости банков и финансовой системы в целом. Следовательно, кредитные риски МФО, предоставляющих исключительно микрозаймы, не влияют на стабильность финансовой системы [23].

И, наконец, третьей проблемой микрофинансирования является ресурный аспект.

Наибольшим ресурсным потенциалом для предоставления микрофинансовых услуг закономерно располагают банки. Благодаря тому, что сохранность размещенных в банковские вклады средств физических лиц полностью гарантируется государством, банки могут активно продвигать свои сберегательные продукты, расширяя собственные кредитные и в том числе, микрокредитные ресурсы. Однако только единицы софинансируют свои программы микрокредитования собственными средствами. Несмотря на достаточно дли­тельный опыт участия банков в программах микрокредитования, доказавший их рентабельность и надежность, банки продолжают настороженно относиться к этому рынку, считая его избыточно рискованным и затратным. Поэтому ресурсы банковского микрокредитования пока в основном определяются средствами программного финансирования ЕБРР.

Для расширения институциональной среды предлагаются меры совершенствования нормативно-правовой базы. Предметами корректируемого законодательства могут быть виды МФО, статус средств, передаваемых пайщиками ПКФВ в форме займов, распространение на смешанные ПКФВ освобождения от авансового налогообложения выдаваемых пайщикам займов.

Наряду с официальной регламентацией деятельности необходимо развивать возможности саморегулирования и регулирования и контроля деятельности некоммерческих МФО гражданскими институтами.

Если целью расширения институциональной среды является формирование розничного «микроуровня» системы микрофинансирования, т. е. «горизонтальное развитие», то цель насыщения институциональной среды связана с формированием надстройки - «мезоуровня». На этом уровне обеспечивается координация и воспроизводство деятельности «низовых» МФО, а в последующем - и саморегулирование системы микрофинансирования.

Одной из основных задач проектируемой «надстройки» является расширение ресурсной базы микрофинансирования за счет привлечения средств доноров и частных вложений [23].

Корпоратизация микрофинансового сектора. Перетоки средств между участниками микрофинансового рынка могут осуществляться только на основе согласованных и унифицированных процедур. Такие процедуры являются продуктом корпоратизации микрофинансового сектора. Корпоратизация, построенная на основе общих стандартов, может снять настороженность по отношению к нерегулируемым МФО и поставить их в равное положение с другими участниками финансового рынка. На основе общей системы стандартов унифицируется отчетность, методы управленческого контроля и аудита, упрощается и повышается достоверность рейтинговых оценок. Эти функции могут осуществляться как непосредственно ассоциациями, так и специализированными организациями.

Образовательное и консультационное содействие «низовым» МФО.

Обслуживание финансового рынка. Вводимый в действие Закон «О кредитных историях», распространяется пока только на банки. С ростом микрофинансового сектора было бы целесообразно включить в регистр информацию о платежной дисциплине заемщиков МФО.

Обеспечение займов. Если бюро кредитных историй в определенной степени упрощает доступ к финансовым услугам для субъектов, владеющих кредитной культурой и имеющих предшествующий опыт кредитования, то адресную целевую группу заемщиков МФО характеризует отсутствие такого опыта. Они не владеют достаточным имуществом, удовлетворяющим требованиям банков к обеспечению кредитов. Поэтому вероятен спрос на услуги по предоставлению банковских гарантий или поручительств специализированных институтов [23].

Страхование кредитных рисков. В этом контексте могут рассматриваться услуги по страхованию рисков как самой МФО, так и страхования ответственности заемщика. Пока это малоосвоенные страховыми компаниями направления деятельности, без апробированного ряда продуктов, поэтому велика вероятность, что страховые компании могут либо ограничить предлагаемые услуги в этой сфере, либо установить на них повышенные тарифы.

Таким образом, проблема ограниченного доступ к финансовым ресурсам является одним из препятствий, стоящих на пути развития малого бизнеса в Беларуси. Решение этой проблемы представляет собой комплекс мероприятий по расширению институциональной среды за счет совершенствования нормативно-правовой базы, ресурсной базы путем корпоратизации микрофинансового сектора, обслуживания финансового рынка, обеспечения займов и страхования кредитных рисков.

2.3 Особенности кредитования малого бизнеса по программе микрофинансирования ЕБРР

Программа микрокредитования Беларуси (ПМКБ) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) успешно работает c 2001 года. Данная программа финансируется Европейским Союзом в рамках Европейского Инвестиционного фонда соседства.

Основная цель программы - обеспечить доступ к кредитным ресурсам каждому субъекту малого бизнеса и тем самым способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси [22].

Можно выделить основные преимущества кредитования в Беларуси по программе ЕБРР:

- кредитование на любые бизнес-цели в размере 1 млн. долларов США в эквиваленте до пяти лет;

кредитование владельцев бизнеса на потребительские нужды наличными или на карт-счет до 50 000 долларов США в эквиваленте до трёх лет;

упрощенный пакет документов;

оперативное рассмотрение кредитных заявок;

прозрачные условия кредитования, отсутствие скрытых комиссий;

досрочное погашение кредита без уплаты штрафных санкций;

гибкий подход к обеспечению кредита;

кредитование клиентов других банков;

индивидуальный график погашения кредита с учетом специфики бизнеса;

кредитование начинающего бизнеса.

Необходимость в развитии кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства вызвана их малым удельным весом в ВВП страны. В 2013 году данный показатель составил 12,4%. Для сравнения, в развитых европейских странах данный показатель достигает 70%.

За 2001 - 2013 года Беларусь совместно с ЕБРР реализовала 43 проекта на общую стоимость 1174,7 млн. евро. В России - на 49,4 млрд. евро, в Литве - на 1,9 млрд. евро и Казахстане - на 11 млрд. евро. Сумма кредитных ресурсов, предназначенных для кредитования малого бизнеса, на одного человека, в нашей стране составляет 124,1 евро, в России - 345,4 евро, Литве - 593,9 евро и Казахстане - 657,3 евро.

В настоящее время банками-участниками Программы являются ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «МТБанк», ОАО «Приорбанк», ЗАО «АКБ «Белросбанк», ЗАО «Акционерный банк реконверсии и развития» («РРБ - Банк»), Закрытое акционерное общество «Белорусский Банк Малого Бизнеса», ОАО "Белвнешэкономбанк" и ОАО "БПС - Сбербанк".

Портфельная доля проектов в частном секторе для нашей страны - 100 %. В Литве - 49%, Казахстане - 60% и России - 85%. Можно заметить, что ЕБРР не осуществляет кредитование государственных предприятий. Данное явление, в первую очередь, связано с повышенным риском не возврата кредитов.

Можно сделать вывод, что для Республики Беларусь характерны два направления, кредитуемых в рамках сотрудничества с ЕБРР, это корпоративный и финансовый сектор [22].

Очевидным является то, что негативной стороной для Беларуси является отсутствие кредитования энергетического и инфраструктурного секторов.

В 2013 году объёмы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь снизились со 159,7 млн. долларов США до 132,2 млн. долларов США, или на 17,2 % .

Среди выданных кредитов наибольший удельный вес занимают малые кредиты (42 %), после следуют экспресс (36 %) и микро (22 %) кредиты.

На основании вышесказанного можно выделить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь по программе ЕБРР:

. несовершенство законодательства в области развития малого и среднего бизнеса в Беларуси;

. высокая степень рисков невозврата кредитов;

. высокая доля государственной собственности в стране;

. нестабильность на валютном рынке;

. кредитование по программе ЕБРР осуществляется только частными банками.

Для решения данных проблем следует предпринять следующие меры:

. развитие микрострахования;

. стабилизация валютного рынка;

. подготовка квалифицированных кадров в сфере кредитования и страхования малого и среднего бизнеса;

. создание специализированных финансовых компаний, занимающихся выдачей микрокредитов;

. реформирование правовой базы (законодательства об акционерных обществах и корпоративном управлении, закона о концессиях);

. развитие отношений между государственными банками и ЕБРР;

. улучшение качества налоговой системы.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

3.1 Проблемы развития банковского кредитования малого бизнеса в Республике Беларусь

Для любой кредитной организации кредитование малого бизнеса является перспективным направлением деятельности. Ведь спрос на кредитные продукты данного рода традиционно очень высок.

С другой стороны, доходность кредитования юридических лиц напрямую зависит от того, насколько грамотно в банке выстроены технологии оценки кредитоспособности кредитополучателей. По мнению экспертов, именно высокие операционные издержки и отсутствие надежных кредитополучателей является сегодня фактором, сдерживающим кредитование предприятий.

Сложность оценки кредитоспособности малого бизнеса обусловлено многими факторами:

Во-первых, значительное число потенциальных кредитополучателей работают по упрощенной системе бухучета и налогообложения. Поэтому практически единственным официальным отчетным документом является налоговая декларация. Увидеть из нее структуру доходов и расходов организации практически невозможно. Поэтому банк, который выдает кредиты малому бизнесу, для того чтобы оценить кредитоспособность предприятия должен детально изучить его деятельность, составить управленческий баланс и так далее. Разумеется, все это сопряжено с определенными финансовыми затратами, которые не всегда целесообразны.

Во-вторых, кредитование предприятий малого бизнеса довольно опасно из-за специфики данного рода организаций. Во многих странах именно малое предпринимательство является одной из самых рискованных форм ведения бизнеса. Ведь подобные организации зависят от очень многих специфических факторов. Таковыми, в частности, являются взаимоотношения предприятий между собой, с местными чиновниками и так далее.

Большинство банков существуют за счет краткосрочных вкладов. Потому они не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до 1 года, а чаще - на 3-6 месяцев). Такая осторожность повышает надежность банков, но, к сожалению, краткосрочные займы не дают возможности малым предпринимателям модернизировать свое производство.

Кроме того, большинство банков относительно невелики. Даже средние займы местным предприятиям на обновление их производственной базы создают для таких банков повышенные кредитные риски.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких кредитов на развитие ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них. В результате даже предприятия, желающие получить кредит на сумму от $10 до $20 тыс., испытывают трудности с поиском внешних источников финансирования.

Отпугивают банки и высокие риски при кредитовании, и ограниченные возможности по обеспечению этих кредитов. Так, на Западе, как свидетельствует статистика, в течение первых пяти лет с момента создания более 70% малых предприятий проходит через процедуру банкротства [16].

Также мешает осваивать перспективный рынок микрофинансирования отсутствие механизмов разделения кредитного риска по кредитам малым предприятиям. Например, не существует системы гарантий и страхования рисков невозврата по кредитам. Расходы, связанные с обращением взыскания на предмет залога, слишком высоки. Сегодня вернуть залог через суд достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. Потому банки-кредиторы требуют от потенциальных кредитополучателей 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу многим предпринимателям.

Только что созданное предприятие имеет минимальные шансы на получение кредита на развитие бизнеса. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого МП должно не только просуществовать, но и показать прибыль.

Можно выделить экономические особенности банковского кредитования малого бизнеса:

. высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования, что связано с незначительным размером и сроком самого кредита. Невозможно обеспечить достаточную рентабельность операций за счет небольших в абсолютной величине процентных доходов банка;

. ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования;

. сложности рефинансирования и управления кредитным портфелем, включающим большое число разнообразных маленьких кредитов [16].

. Как правило, банки кредитуют своих постоянных клиентов, то есть тех, которые состоят на расчетно-кассовом обслуживании в данном банке.

. Банк потребует залоговое обеспечение кредита. В качестве залога может послужить коммерческая недвижимость, транспорт, оборудование и другое ликвидное имущество. Если такого имущества нет, а предприятие желает взять кредит на приобретение основных средств, то эти средства могут послужить в качестве залогового обеспечения. На сегодняшний день, стоимость залогового обеспечения в два раза должна превышать сумму кредита.

. Перед выдачей кредита банки обязательно проверяют своих будущих клиентов на платежеспособность. Для этого в банк представляется финансовая документация, технико-экономическое обоснование. Документы должны показывать реальный оборот предприятия.

. Очень тщательно нужно подойти к составлению бизнес-плана. Очень часто он не проходит банковскую экспертизу. Причиной является то, что в его основу положены показатели, не соответствующие средним показателям по отрасли, финансовые затраты являются слишком завышенными, недостаточно четко прописаны отдельные разделы.

. Следует иметь в виду, что среди банковского сообщества имеются так называемые "черные списки" недобросовестных кредитополучателей. Если предприятие ранее попало в такой список, кредит ему не получить.

. Получение кредита сопряжено с дополнительными расходами: придется заплатить за открытие и обслуживание текущего счета, за оценку и страхование имущества, предоставляемого банку в качестве залога. Зачастую банки требуют и нотариального удостоверения договора залога, что также увеличивает стоимость расходов.

Главной проблемой для выдачи кредита на развитие бизнеса остается отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия.

Чтобы исправить критическую ситуацию, нужны усилия обеих сторон. Для банков могут быть эффективны следующие способы решения проблем:

внедрение в банках стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения кредитных заявок МП;

увеличение срочности пассивов банков, что позволит снизить разрывы между активами и пассивами по срокам востребования и погашения и улучшит их ликвидность, внедрение механизмов рефинансирования;

создание механизмов снижения кредитных рисков через различные схемы гарантирования и обеспечения кредитов МП, привлечение крупных предприятий области к поручительству за малые и средние предприятия;

совершенствование нормативных требований, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить процентные ставки по кредитам.

марта 2013 года прошла XIV Ассамблея деловых кругов Беларуси. Были затронуты проблемы, связанные с кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса и пути их решения.

Самым наболевшим и сложным вопросом является высокий уровень процентных ставок по кредитам, который выступает сдерживающим фактором развития малого предпринимательства. Национальным банком будет проводиться работа, направленная на постепенное снижение стоимости заимствования.

Как было отмечено раньше, ограничивает доступ к банковским кредитам и отсутствие ликвидного залога у субъектов предпринимательства. Решению данной проблемы могла бы способствовать более активная деятельность Белорусского фонда поддержки предпринимательства по предоставлению гарантий по банковским кредитам. На 2010-2012 годы из республиканского бюджета предусматривалось выделение Br700 млн. Белорусскому фонду поддержки предпринимательства для предоставления гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства. По информации фонда, данные средства не освоены из-за того, что субъекты малого и среднего бизнеса почти не обращаются в фонд за гарантиями [22].

Среди основных проблем предоставления гарантий представители Белорусского фонда поддержки предпринимательства называют сложности по взысканию средств с субъекта малого и среднего бизнеса в случае неисполнения им своих обязательств перед банками, оформление гарантий в других областных и районных центрах проблематично в силу того, что фонд не имеет региональных представительств в республике.

Кроме того, высокая доля денежных расчетов в наличной форме и наличие теневых денежных потоков, а также отсутствие кредитной истории повышает риски кредитования. Как отметил Сергей Дубков на данной Ассамблеи "В связи с этим сохраняет свою актуальность вопрос повышения финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства". Также необходима разработка стимулирующих мер для повышения прозрачности операций субъектов хозяйствования и снижения доли теневой экономики. Все это будет способствовать возможности адекватной оценки кредитоспособности.

В Национальном банке полагают, что отсутствие у многочисленных обществ и союзов предпринимательского сектора единой стратегии развития и путей решения проблемных вопросов, в том числе по взаимодействию с органами государственного управления, не позволяет решать существующие проблемы.

Национальный банк постоянно нацеливает банки республики на оказание всесторонней помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, начиная от кредитной поддержки и заканчивая консультационными услугами, а также на расширение доступности кредитов. Для оперативного решения проблем при взаимодействии с предпринимательским сектором Ассоциации белорусских банков предложено регулярно проводить круглые столы.

На собрании Ассамблеи было предложено создать консалтинговые службы, которые бы оказывали консультационную помощь по сопровождению деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе предоставляя доступ к типовым стандартным пакетам документов.

Итак, следует выделить основные проблемы при кредитовании банками предприятий малого бизнеса:

·        сложность оценки кредитоспособности;

·        непрозрачность малого бизнеса;

·        недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства предпринимателей;

·        отсутствие ликвидных залогов;

·        высокие риски невозврата кредитов;

·        отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, в настоящее время кредитование малого бизнеса сопряжено с большим количеством проблем. Но при этом необходимо сказать, что многие банки начинают проявлять интерес к сотрудничеству с малыми предприятиями и называют кредитование малого и среднего бизнеса одним из приоритетных направлений деятельности.

3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь

Согласно Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы ожидается, что требования банков к экономике за 2011-2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП) (рисунок 3.2.1). Увеличение требований банков к экономике в среднем в 3 раза означает, что банки должны будут продолжать наращивать объемы кредитования [33, с.10].

Рисунок 3.2.1 - Требования банков к экономике к ВВП к 2015 г. [1, с.10]

Объем кредитования белорусской экономики в 2011 году должен вырасти на 24-25%.

Банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывать максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию [24].

Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №1721. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции на уровне 7,5-8,5%, к концу года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях 11-13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях 9-11% годовых.

Таким образом процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита [24].

Банковскую систему страны ожидает сохранение ряда позитивных трендов. Среди них в первую очередь рост привлекаемых во вклады средств населения и увеличение интереса к банковскому кредитованию.

Несмотря на расширение финансового посредничества за счет операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, важное место в активных операциях банков будет занимать кредитование.

Наряду с существующими направлениями кредитной поддержки экспортно-ориентированных производств и инвестиционного кредитования в качестве приоритетных следует рассматривать финансирование проектов, направленных на изменение технологических основ производства, выпуск инновационной продукции, научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки, а также кредитование малого и среднего бизнеса. Банковское кредитование населения должно быть синхронизировано со сберегательным процессом. Развитие жилищного кредитования и диверсификация его форм на основе ипотеки должны сопровождаться внедрением строительных сбережений.

Программой на 2011-2015 гг. предусматривается, что особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц.

В целях развития жилищного кредитования предусматривается:

совершенствование института ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях;

создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;

разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике ожидается совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ. Участие банков, в том числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе. По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций роль банков в кредитовании государственных программ будет снижаться [1, с.8].

В числе приоритетов для банков на среднесрочную перспективу Национальный банк Республики Беларусь выделяет финансирование инвестиционной сферы, создания новых высокотехнологичных предприятий. Приоритетными должны стать кредитование проектов, направленных на изменение технологических основ производства, а также финансирование инвестиций в научно- исследовательские и конструкторско-технологические разработки, новые знания и продукты интеллектуального труда.

К числу таких задач президент отнес финансирование банками проектов в реальном секторе экономики. Банковский капитал в первую очередь должен работать в инвестиционной сфере, обеспечивать расширенное воспроизводство в промышленности и сфере услуг. Кредитование реального сектора экономики должно содействовать развитию национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С момента развития современной банковской системы в Беларуси кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через несколько лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли - малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес - он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции - приход на рынок все большего количества кредитных организаций.

Если в западных странах предприятия малого бизнеса берут кредиты до 1 миллиона долларов, то в Беларуси в среднем ориентируются на сумму до 30 тысяч долларов. То есть по сравнению с развитыми рынками наш бизнес по-настоящему мал. И любое колебание конъюнктуры, не продленный договор аренды на торговую точку или кража, совершенная продавцом, могут существенно ухудшить ситуацию.

Проанализировав работу можно сделать вывод, что кредитование малого бизнеса действительно активно развивающаяся сфера. Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Банки используют зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Специфика кредитования малого бизнеса в белорусской экономике обусловлена:

. Низкой прозрачностью малого предпринимательства и проблемами, связанными с отсутствием достаточного залогового обеспечения сделки.

. Здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска самого малого бизнеса.

. Плохо развитая система государственных программ по поддержке малого (стартового) бизнеса, по сравнению с зарубежными странами, совместно с банками.

Среди факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, банки называют: неприемлемый уровень соотношения «доходность-риск», отсутствие данных о кредитной истории, недостаточность ресурсной базы, нормативно-правовые требования НБ РБ по формированию резервов.

Таким образом, в целях активизации банковской поддержки малого бизнеса со стороны государства необходимо принятие ряда соответствующих мер:

В разработку государственных целевых программ в отношении стартового малого предпринимательства следовало бы внести аспекты формирования льготной среды для их становления.

Создание действенной системы предоставления государственных гарантий, обеспечивающей доступ малому бизнесу к финансовым ресурсам.

В дальнейшем в лице НБ РБ разрабатывать направления по улучшению денежно-кредитной политики в отношении малого бизнеса и подготовить для банков конкретные рекомендации по работе с ними.

Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако «начинающих» (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.

Главный недостаток государственного финансирования малого бизнеса состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества.

С помощью гарантирования возврата кредитов можно было бы решить так называемую проблему start-up, когда начинающему бизнесу требуются денежные средства для развития, а полный залог, стоимость которого банки искусственно завышают в два-три раза, он предоставить не может.

Создание бюро кредитных историй призвано снизить вероятность кредитования недобросовестных заемщиков, однако на данный момент эта система практически не функционирует, хотя работа в данном направлении ведется давно.

В целом кредитные бюро не являются организациями, способными самостоятельно, без взаимодействия с другими институтами решить проблему минимизации рисков при кредитовании мелких предприятий. В тоже время само появление на белорусском финансовом рынке института бюро кредитных историй способствует созданию инфраструктуры цивилизованного рынка кредитования, включающей в себя наряду с кредитными бюро и другие механизмы минимизации рисков, основанные, в частности, на разделении рисков между банками, страховыми компаниями, региональными администрациями.

Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малое предпринимательство развиваться не может. Развитие малого бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители банков.

В дальнейшем прогнозируется что сфера кредитования малого и среднего бизнеса будет развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих малых компаний, которые приближаются к средним, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными.


.Алымов, Ю.М. О Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Ю.М. Алымов // Банковский вестник. - 2011. -№7. - С. 5-11

.Балашевич М. И., Лазуткина Т. М. Направления использования зарубежного опыта развития малого бизнеса в экономике Республики Беларусь.// Веснiк БДЭУ.-2000.-№3.

.Банковский кодекс Республики Беларусь: в редакции Закона Республики Беларусь 13 июля 2012 г. No 416-З

.Белоглазова Г.Н. Банковское дело / под ред. Г.Н. Белоглазовой, проф. Л.П. Кроливецкой. Москва. Финансы и статистика 2008, 540с.

.Береснева А. Б. Роль малого бизнеса в развитии экономики.//ЭКО-2000-№8

.Брагина Е. Малый бизнес: проблемы становления и развития: («Круглый стол»)//Общество и экономика.-1996.-№7.

.Быкова Т. Малый бизнес: обратная связь.// Директор.-2000.-№3.

.Волков С.А. Кредит для малого бизнеса. // Финансы и кредит. - 2009.- №3. - С. 54-61.

.Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы и МЕРОПРИЯТИЯ Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы.

.Гражданский кодекс Республики Беларусь / Минск. Амалфея, 2010. 865с.

.Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник для студентов вузов / Жарковская Е.П. Москва. Омега-Л, 2010. - 452с.

.Закон Республики Беларусь N 148-З от 1.07.2010г. « О поддержке малого и среднего предпринимательства» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. - 2/1703.

. Ибадова, Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса /Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. - 2010. - № 16(184). - С.46-57

.Концепция развития микрофинансирования в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь.

.Кравцова Г.И, Кузьменко Г.С, Румянцева О.И. и др. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. проф. Г.И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, 2007. 444с.

.Кредит на развитие бизнеса // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bank. bl. by

.Кузнецова В.В. Инфраструктура микрокредита. // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. - С. 52-56.

.Купчинова, О. Система банковского кредитования в Республике Беларусь: тенденции развития // Банковский вестник. - 2009. - №7. - С. 12-20

.Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. г. «Малое предпринимательство» М. 1997г.

.Насонова И. Микрофинансирование - предпосылка развития малого бизнеса // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - № 1. - С. 17-19.

.Нацбанк предлагает создать в Беларуси консалтинговые службы для малого и среднего бизнеса // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belta.by

.Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Национального банка Республики Беларусь, 28.09.2006 № 137

.Об утверждении Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 30 декабря 2003 г., № 226 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. - 8/10459, в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 227 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. - 8/17857.

.Организация деятельности коммерческих банков. Под редакцией Г.И. Кравцовой, Минск БГЭУ 2007. 450с.

.Пономарев А.Ю. Управление рисками кредитования малого бизнеса. // Банковское дело. - 2008. - №5. - С. 83-87.

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2012 №1242 "О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы"

.Программа ЕБРР, общая характеристика. [Электронный ресурс].

.Результаты работы [Электронный ресурс] // Программа микрокредитования Беларуси.

.Русанов Ю.Ю. Банковские риски в работе с малым бизнесом. // Банковское дело. - 2009. - № 7. - С.47-55.

.Сиденко И.А. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом. /И.А. Сиденко - М.: Финансы и статистика, 2013.

.Удельный вес субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в основных экономических показателях. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс].

.Шапран С.В. Практика кредитования малого бизнеса. // Банковское дело. - 2009. - № 7. С. 48-53.

Похожие работы на - Проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!