Банки и их функции, роль в современной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банки и их функции, роль в современной экономике

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

Экономический

Кафедра финансов и кредита





КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Деньги. Кредит. Банки»

Наименование темы: «Банки и их функции, роль банков в современной экономике»











Вологда

г

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования банков

.1 Понятие банка

.1.1 История возникновения банков

.1.2 Сущность банков

.2 Виды банков и их функции

.2.1 Виды банков

.2.2 Функции коммерческих банков

.2.3 Функции центральных банков

Глава 2. Роль банков в современной экономике

.1 Роль коммерческих банков

.2 Роль центральных банков

Глава 3. Исследование банковской системы РФ за 2010 г

.1 Характеристика банковской системы

.2 Тенденции развития и проблемы банковской системы РФ

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенную функцию. Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские и иные операции, банки подчиняются экономическим законам, общим и специальным законодательным нормам. Банки имеют свою только им присущую технологию.

Банковское дело не является застывшей наукой. Банки способны адаптироваться к окружающей среде. Они сохранили самобытность, свой облик, свое место в народном хозяйстве именно потому, что обладают свойством к саморегулированию. Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь с современной жизни, учитывая новые явления в экономике, политике, политическом устройстве общества, банковское дело дает описание той технологии, которая должна использоваться в конкретных экономических ситуациях, на стадиях кризиса или подъема, при стабильной или неустойчивой обстановке.

Банк является реальной производительной силой. Его деятельность напрямую связана с экономикой, обеспечением непрерывности и ускорениям производства, приумножением богатства общества. Банки способны сделать многое для увеличения материального производства и обмена продуктами труда. По состоянию экономики судят об активности баков. Верно и другое: по состоянию банков судят в целом об экономическом развитии общества.

Взаимоотношения центрального банка и коммерческих банков регулируются законодательством.

Цель курсовой работы заключается в раскрытии сущности банка, изучении роли коммерческих и центральных банков, банковской системы современного государства и банковской системы Российской Федерации.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть происхождения банков;

определить экономическую сущность банков;

выявить их функции в экономике;

изучить роль коммерческих и центральных банков;

рассмотреть банковскую систему современного государства.

Глава 1. Теоретические основы функционирования банков

Понятие банка

Банк - финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

.1.1 История возникновения банков

Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так как именно банки, являясь центром, через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов осуществление товарно-денежных отношений. В то же время именно благодаря банкам осуществляется перераспределение средств от тех, у кого имеются свободные денежные средства, тем, кому они в данный момент необходимы, благодаря мобилизации свободных денежных средств и выдачи кредитов.

Слово «банк» происходит от итал. «bariko» - стол. Первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции, и преимущественно меняльными конторами (лавками). Постепенно меняльное дело расширяется, за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств, и появляются банки, которые выдают кредиты, принимают вклады и проводят расчетные операции.

Выделяют четыре основных этапа развития банковской деятельности: этап - от античности до возникновения Венецианского банка; этап - с 1156 г. до учреждения Английского банка - 1694 г.; этап - с 1694 г. до конца XVIII-B.; этап - с начала XIX в. до настоящего времени. этап. Ранее не существовало банков в современном значении этого слова.

Ростовщики, предоставлявшие деньги взаймы под проценты, появились в глубокой древности. Банковское дело существовало ещё в Вавилонии в VIII веке до н. э. Вавилонским купцам был даже известен банковский билет, называвшийся гуду (hudu) и имевший обращение наравне с золотом.

В Вавилоне уже существовали банкиры, принимавшие процентные денежные вклады и выдававшие ссуды под письменные обязательства и под залог разных ценностей.

Очень развитая банковская деятельность существовала также в Элладе, где ведением банковского дела занимались жрецы. Храмы обыкновенно получали большие доходы от их земельной собственности, денежные штрафы, подарки и т.д. Задача жрецов заключалась в том, чтобы путем умелого заведования имуществом, выдачи ссуд и участия в выгодных предприятиях увеличить доходы и собрать такие сокровища, которые давали бы возможность достойно поддерживать великолепие святыни. Деньги использовались в виде выдачи ростовщических кредитов, которые за счет большого процента приносили доход. Появились новые виды кредитов, например, под залог имущества, если они не возвращались, имущество переходило в собственность церкви.

Храмы, в особенности Делосский, Дельфийский, Эфесский и Самосский, принимали на хранение деньги за определенную процентную плату и хранили их в специальных подвалах-хранилищах. Постепенно с ослаблением и исчезновением этих святынь ослабевала и совсем прекратилась роль храмов как банков.

В IV в. до н.э. в Афинах конкурентами храмов выступают «трапециты» (трапезиты), название которых пошло от греч. трапеза, означающего стол, на котором менялы проводили свои операции. Они занимались хранением денег, выдачей кредитов. Разнообразие банковских операций привело к специализации трапецитов - появились специализированные банки. Так, например, существовали аргираймосы, которые занимались меняльным делом, и довейстаи, которые выдавали не только ростовщические ссуды, но и промышленные, осуществляли долгосрочные инвестиции в промышленные предприятия, за что получали определенные проценты.

Дальнейшее развитие банковского дела привело к появлению и распространению банков в Египте, где А. Македонским были организованы «Королевские банки», которыми управляли греки. Банковское дело в Риме было организовано по образу и подобию греческих банков в III в. до н.э. Банки получили название аргентарии или мензарии, производившие свои операции на форуме. Они принимали деньги на хранение, осуществляли переводную операцию и выдавали ссуды - ростовщические, промышленные, под залог недвижимости - ипотечные. Они также занимались организацией аукционов и проведением их. С аукционов продавалось заложенное имущество своего и других банков с получением комиссионных.

Начиная с эпохи великого переселения до Крестовых походов, банковская практика ограничивалась меняльным делом. Ввиду того что перевозка денег была связана с громадным риском, менялы занимались также выдачей денежных переводов на города, где происходили ярмарки или где у них были деловые отношения с местными менялами. Это было связано с появлением бумажных денег: золото стиралось и теряло свою ценность, поэтому ушли мелкие золотые монеты, их заменили медью и серебром. Деньги, используемые в каждой стране, имели свое денежное содержание или название, поэтому купцам приходилось не только перевозить, но и менять деньги. В этом им помогали менялы или банкиры. этап. Банки постепенно распространились по всей Италии, много их появилось в больших торговых центрах, ганзейских городах Генуе, Венеции, во Флоренции, а затем и во Франции, Нидерландах, Гамбурге и Англии. Ненормальное положение международных и денежных оборотов, вследствие обесценения и разнородности меновой единицы и злоупотреблений менял, вынудили некоторые городские управления и торговые классы открыть общественные банки. К этому в особенности привело то обстоятельство, что у банкиров постепенно сосредотачивались все наличные средства торгового класса, которые вследствие этого производили между собой денежные расчеты не наличными деньгами, а безналичными расчетами, т.е. путем письменного переноса денег со счета должника на счет кредитора в книгах банкиров. Эта операция получила название «жирооборот» (в переводе с греч. - круг).

Первые общественные банки появились в Италии. Там, в Венеции, в 1156 г., образовался жиробанк «Монтеньева» - общественное учреждение, куда вносились налоги и которые производили некоторые банковские операции и подразделялись на светские горы, учрежденные для борьбы с ростовщичеством, которые находились под покровительством духовенства. В 1407 г. банк «Святого Георгия» был организован путем слияния многих мелких общественных банков и находился под покровительством г. Генуи. В качестве кредитора республики банк имел колоссальные привилегии.

В 1463 г. банку Папой Римским было дано право отлучать от церкви всех должников, которым он пользовался 42 года. Поэтому у банка должников не было. В жиробанк этот банк был преобразован только в 1675 г. В 1587 г. в Венеции после краха известного крупного частного банка Пизаны был открыт государственный жиробанк под названием Banco di Rialto.

В 1609 г. Голландское правительство вследствие злоупотреблений местных банкиров учредило Амстердамский общественный банк под гарантией города.

В 1619 г. Гамбург по примеру Амстердама по тем же причинам учредил под гарантией города жиробанк, существовавший до 1812 г. Функции этих банков заключались в следующем:

. Принимали деньги на хранение, что уже было важно для того времени, отличавшегося отсутствием безопасности.

. Торговый класс, оставляя деньги на своих счетах в банках, распоряжался ими путем переводов или посредством переносов со своих счетов на счет получателя, если клиент имел счет в том же банке. Для торгового класса это служило экономией времени.

Таким образом, на втором этапе банки были исключительно жиробанками, но не депозитными в современном смысле слова, так как вклады принимались, но пользоваться, ими для собственных операций было нельзя. Поэтому клиенты не получали за них проценты, а платили комиссионное вознаграждение. этап. Дальнейшее развитие банков происходило в Англии, где появилось много банков, главным образом банкиров. Основным банком явился Английский банк. Он был создан в 1694 г. шотландцем Уильямом Петерсоном с уставным капиталом 1 200 000 фунтов стерлингов для решения правительственных финансовых затруднений. В силу того что капитал был изъят государством, были выпущены банковские билеты на эту же сумму. Банк мог расплачиваться этими билетами, имел право торговать золотом (монополист), дисконтировать векселя (вексель покупается по стоимости ниже номинала, а продается по номиналу, полученная разница с продажи и есть дисконт).

Появилось залоговое право. Банк мог предоставлять ссуды под залог имущества с условием, что, если деньги не будут возвращены в определенный срок, банк может забрать имущество. Банку было разрешено принимать вклады для пополнения своего капитала и выплачивать по ним проценты.

Возникают специализированные банки: в Шотландии - Королевский (1695 г), Банк Британской компании для торговли холстом (1706 г), Венский банк (1703 г), Прусский банк для морской торговли (1767 г), Парижская учетная касса (1776 г), Петербургский банк (1780 г). В этих банках появляется новый способ расчетов: не только путем переносов со счета на счет и переводов, но и посредством чекового обращения. В настоящее время до 80% расчетов за рубежом осуществляется чеками.

Только на этом этапе появляется прием вкладов. После многолетней практики банки пришли к выводу: сумма депонированных у них денег мало изменяется, данные выплаты обыкновенно покрываются поступлениями, постепенно остаток вклада даже увеличивается и следовательно, более или менее значительную часть вверенных им денег они без ущерба для вкладчиков могли "бы пустить в оборот путем учета векселей и выдачи ссуд. Заключение это получило практическое применение, и сразу изменился характер вкладов и самих банков, они превратились в депозитные банки. Вкладчики, для которых эта перемена не осталась тайной, отказались от уплаты комиссионных и потребовали выплаты им процентов. Депозитная операция («депозит» в переводе с англ. - вклад) получила широкое распространение. Появились три основных вида вкладов: до востребования, срочные и сберегательные.

И еще одна отличительная черта этого периода - появление эмиссионных банков, основной функцией которых стала эмиссия банкнот, т.е. приказы банков на самих себя, выдаваемые ими к платежу по предъявлению обладателя такого приказа. этап. Особенное распространение и усовершенствование, депозитные банки получили на данном этапе в Англии, Шотландии, Австрии, Германии, Швейцарии, а также в Северной Америке.

В начале XIX в. появляются центральные банки, монопольно выполняющие функцию эмиссии банкнот. Например, во Франции Центральный банк был образован Наполеоном в 1800 г., Австрийский банк - в 1806 г., Русский государственный банк - в 1860 г.

Появились и специализированные банки: ипотечные (под залог недвижимости), народные - обслуживают население, ремесленные - обслуживают ремесленников. Появились также ссудные кассы, которые выдавали кредиты, сберегательные кассы - принимали вклады населения (они не имеют права заниматься кредитованием, являются государственными учреждениями и размещают деньги в государственные ценные бумаги). В 1848 г. в Пруссии появляются ломбарды, которые стали очень популярными и быстро распространились и в другие страны.

Банков становится все больше, начинает формироваться полноценная банковская система, включающая центральный банк, универсальные, банки, которые осуществляют весь известный спектр операций, и специализированные банки, ориентирующиеся на определенный вид операций. Конкуренция среди банков приводит не только к универсализации банков, где все больше переплетаются депозитные операции с чековыми и переводными, расширяются разновидности депозитных и кредитных операций, но и к появлению новых операций. Так, в 1877 г. появляется лизинговая операция - сдача оборудования в аренду, с последующей выплатой стоимости оборудования.

Развитие рынка ценных бумаг привело к расширению операций с ценными бумагами, а впоследствии, уже в 70-е гг. XX в., и к появлению секъюритизации активов (оформлению долгов в ценные бумаги с последующей их реализацией). Законодательные ограничения участия банков на рынке ценных бумаг, участие в капиталах предприятий способствовало возникновению трастовых операций - операций по доверию, которые в настоящее время получили широкое распространение и разнообразие.

Таким образом, история развития банков привела к тому, что современный банк - это крупный банк, занимающийся достаточно широким кругом вопросов, осуществляющий расчеты и имеющий серьезную роль в экономике.

1.1.2 Сущность банков

Банки как собиратели и накопители капитала стали обслуживать весь процесс производства и получили возможность влиять на него. Из небольших учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в деятельных участников увеличения промышленного капитала и активных стимуляторов развития общественного производства.

Сегодня деятельность банковских учреждений так многообразна, что их истинная сущность становится довольно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми различными видами операций, которые мы уже привыкли называть банковскими. Они не только организовывают денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, валютные операции, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги. Почти не отличаются и задачи банка как предприятия: он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять некоторые виды хозяйственной деятельности. А также банк, как и любое другое предприятие, должен иметь специальное разрешение (лицензию).

Банк как посредническая организация. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который вполне может находиться в другом регионе. Консолидирующим звеном здесь выступает банк - посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения.

Банк как кредитное предприятие. В настоящее время банк все более становится кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Банк - это одна из сторон отношений, это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке либо одну из противостоящих друг другу сторон, либо выступать в качестве посредника.

Банк как агент биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами.

Банк - система особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело.

Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре.

Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Виды банков и их функции

По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения; эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.

Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку - промышленные, торговые, внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов) и их использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений.

По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.

Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные. В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). На базе государственной собственности в стране созданы различные отраслевые банки, учредителями которых стали отраслевые министерства и ведомства. Особенность данных банков состоит в том, что их стартовый капитал не единственный капитал, скорее он является акционерным, поскольку может включать в себя другие части, относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства.

Главным в сущности банка, его основой, можно считать организацию денежно-кредитного процесса и эмиссирование денежных знаков.

Виды банков

Различают:

центральные банки <#"justify">Глава 2. Роль банков в современной экономике

.1 Роль коммерческих банков

Роль коммерческих банков я разберу на примере банковской системы Соединенных Штатов Америки.

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит из 12 федеральных резервных банков и большого числа банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки - члены Федеральной резервной системы должны были:

внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков;

держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.

Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков членов, из банкнотной эмиссии и банковских депозитов, представляющих собой резервы банков - членов ФРС.

В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США: все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был поставлен Совет управляющих (в составе семи членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на национальные и штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 г. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд до 230,4 млрд долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась со 141,7 млрд до 255,1 млрд долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13,705 коммерческих банков.

В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов - «Бэнк оф Америка», «Ферст нэшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен бэнк», «Менюфекчурерс Гановер траст К», «Морган гаранти траст К». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы либо играют в них крупную роль. Они представляют собой по существу банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков - членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.

В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть - до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% - это депозиты до востребования и 56% - срочные депозиты.

Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд (в 1995 г. из общей массы активов на ссуды приходилось 56%). Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.

Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Однако это отнюдь не означает прекращения процесса сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово-промышленные группы. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки - до 8-10 лет - и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями.

Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути это своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.

Роль центральных банков

Роль ЦБ я разберу на примере центрального банка Китая.

Народный банк Китая (НБК) является центральным банком, напрямую подчиняющимся Госсовету. Создан 1 декабря 1948г. Головной офис банка расположен в Пекине. В 1951 г. сеть его учреждений составляла свыше 90% всех кредитных учреждений страны. Изначально и до 1979 г. он выполнял следующие основные функции: банк система коммерческий

) контроль за денежным обращением и эмиссией национальной валюты и изъятие излишней денежной массы;

) проведение кассового исполнения государственного бюджета (все платежи и расчеты по государственному бюджету);

) льготное краткосрочное кредитование народного хозяйства (в первую очередь государственного и кооперативного сектора экономики);

) осуществление безналичных расчетов внутри (и между) государственного и кооперативного секторов, при обязательном наличии в Народном банке расчетных и текущих счетов.

) исполнение функций государственного казначейства;

) привлечение сберегательных вкладов населения.

В настоящее время в Народном банке Китая образовано 18 департаментов: офис главы НБК, юридический департамент, департамент монетарной политики, департамент финансового рынка, бюро финансовой стабильности, департамент финансовых обследований и статистики, департамент казначейства и бухгалтерского учета, департамент платежей и расчетов, департамент науки и технологий, бюро управления валютой, золотом и серебром (совместно с подразделением Госсовета КНР по борьбе с фальшивомонетничеством), бюро государственного казначейства, международный департамент, департамент внутреннего аудита, департамент управления персоналом, исследовательское бюро, бюро управления кредитной информацией, бюро по противодействию отмыванию денег (бюро безопасности) и департамент пропаганды комитета Коммунистической партии Китая в НБК.

В системе Народного банка Китая продолжается создание действующей в режиме реального времени информационной системы, доступ к которой имеют Государственный комитет по реформе и развитию, Министерство финансов и комиссии по финансовому регулированию. В настоящее время, структура подразделений, функции, состав и порядок работы НБК определяются Госсоветом с соответствующим уведомлением ПК ВСНП. Допускается создание специальных управлений.

Возглавляет деятельность Народного банка Китая председатель, который выбирается высшим законодательным органом - Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) по представлению премьера Госсовета. На основании решения ВСНП назначение на должность и освобождение от нее осуществляет Председатель КНР.

Бюджет НБК включается в центральный бюджет страны и подконтролен финансовым ведомствам Госсовета. Доходы НБК за каждый отчетный год полностью перечисляются в центральный бюджет КНР. Убытки НБК компенсируются за счет ассигнований из того же бюджета.

В соответствии с решениями XVII съезда КПК Народный банк Китая выполняет следующие функции:

) разработка соответствующих законов и нормативных документов, определение правил функционирования финансовых институтов, выпуск положений и инструкций, связанных с исполнением НБК его функций;

) формулирование и проведение монетарной политики в соответствии с действующим законодательством;

) регулирование и надзор за межбанковским кредитным рынком, межбанковским рынком облигаций, валютным рынком и рынком золота;

) предотвращение и смягчение систематических финансовых рисков с целью поддержания финансовой стабильности;

) проведение рациональной политики обменного курса жэньминьби (юаня);

) регулирование валютного обмена;

) формирование, хранение и управление золотовалютными резервами; эмиссия национальной валюты и регулирование денежного обращения;

) обязанности фискального агента;

) формулирование правил платежей и расчетов для поддержания нормального уровня функционирования платежной и расчетной систем;

) создание и организация работы статистической системы всей финансовой отрасли, обобщение статистических данных на консолидированной основе, проведение макроэкономического анализа и прогнозирования;

) организация и координация деятельности по противодействию отмыванию денег, направление действий по противодействию отмыванию денег в финансовом секторе; НБК несет ответственность за надзор за подозрительными потоками средств;

) регулирование практики сообщения о кредитах и стимулирование создания кредитной информационной системы;

) участие в соответствующей международной финансовой деятельности

в качестве центрального банка;

) участие в финансовом бизнесе в соответствии с действующими положениями;

) осуществление других задач, определяемых Госсоветом КНР, и надзор за Государственным управлением валютного обмена по предписанию Госсовета КНР.

Центральный банк Китая, осуществляет: эмиссию денежной единицы страны женьминьби (юань), контролирует денежное обращение, проводит денежно-кредитную политику страны. Он также функционирует как банк правительства управляя государственной казной, может организовывать эмиссию денежных знаков Китая и реализацию кредитно-денежным организациям правительственных облигаций.

Народный банк Китая работает с кредитно-денежными организациями, призван обеспечивать нормальную деятельность системы платежей и расчетов. Народный банк Китая с 2007 г. 6 раз повышал базисные процентные ставки по годовым депозитам в юанях с 2,52 до 4,14%1 Он предоставляет услуги по осуществлению расчетов, открывает счета, но не вправе:

предоставлять овердрафт по счетам кредитных организаций;

выдавать онкольный финансовый заем Госсовету;

выдавать кредиты местным правительствам, правительственным ведомствам различных ступеней, небанковским кредитно-денежным учреждениям, другим организациям и отдельным лицам, за исключением предоставления кредитов специально определенным небанковским кредитно-денежным организациям по решению Госсовета;

выступать в качестве поручителя по каким-либо организациям или отдельным лицам. В своей деятельности Народный банк Китая подотчетен Госсовету

КHP и независим от исполнительной власти. В рамках последних преобразований НБК вменяется надзор за деятельностью Государственного управления валютного контроля (State Administration for Foreign ikchange, SAFE) и противодействие отмыванию нелегальных доходов. Согласно статистике Всекитайского мониторингового и аналитического центра по борьбе с отмыванием денег, только по итогам 2005 г. в стране было открыто 683 дела, связанных с отмыванием денег. Совокупный объем средств, который фигурирует в этих делах, превышает 18,2 млрд2 долл. Подразделения Центробанка получают право вести мониторинг и проверять подозрительные денежные переводы, прибегать к административным наказаниями в отношении сотрудников, допустивших трансферты нелегальных денежных средств. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП, высший законодательный орган страны) в 2006 г. одобрил новый закон о борьбе с отмыванием денег. В нем под преступления в сфере отмывания денег попадают не только наркотрафик, оргпреступность, терроризм и контрабанда, то и коррупция (получение взятки), нарушение правил финансового регулирования, финансовое мошенничество. Новый закон требует от финансовых институтов вести учет клиентов и их транзакций, сообщать о крупных и подозрительных сделках.

На текущий момент выделяется несколько главных направлений деятельности, реализуемых НБК:

улучшение механизмов финансового управления;

ускорение реформы государственных коммерческих банков;

углубление реформы сельской финансовой системы;

предотвращение систематических рисков.

Глава 3. Исследование банковской системы РФ за 2010 г

.1 Характеристика банковской системы

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами. Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

В РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в виду, что закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.

.2 Тенденции развития и проблемы банковской системы РФ

В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно- кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России.

В июне-ноябре 2010 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2010 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста.

В целях повышения гибкости валютного курса и сокращения масштабов прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2010 г. операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса, был расширен с 3 до 4 рублей. Была также снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 700 млн. долл. США до 650 млн. долларов США.

Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за прошедший год составил 34,1 млрд. долл. США. При этом объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России в октябре-декабре был равен 10,4 млрд. долл. США. Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций за 2010 г. составил 995,9 млрд. руб., в то время как объем изъятия рублевой ликвидности за IV квартал равнялся 325,3 млрд. рублей.

В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России в 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России.

Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. в 2 раза и достиг 35,3 трлн. рублей. За IV квартал 2010 г. их объем составил 9,1 трлн. рублей.

В 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России(ОБР) существенно повысилась по сравнению с предыдущим годом. В рассматриваемый период состоялось 34 аукциона по продаже ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. руб. (в 2009 г. - 32 аукциона на общую сумму 297,5 млрд. руб.). Объем ОБР, размещенных на аукционах в IV квартале 2010 г., сократился по сравнению с III кварталом и составил: в октябре 49,1 млрд. руб., в ноябре - 4,5 млрд. руб., в декабре - 4,5 млрд. рублей.

Операции Банка России по продаже и покупке ОБР на вторичном рынке в 2010 г. составили соответственно 14,0 и 100,0 млрд. руб. против 14,9 и 2,5 млрд. руб. в течение предыдущего года. В IV квартале 2010 г. продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) осуществлялись только в октябре и составили 0,99 млрд. руб. по рыночной стоимости. Операции Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке в ноябре составили около 2 млрд. руб., в декабре - 87,7 млрд. руб. по рыночной стоимости.

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка были приняты решения о переходе в ноябре 2010 г. к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз в два месяца и о прекращении с 15 декабря 2010 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим облигациям на вторичном рынке.

Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем операций по продаже ОФЗ из собственного портфеля Банка России в 2010 г. составил 22,6 млрд. руб. (в IV квартале операции не проводились).

Нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, в 2010 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ) установлен в размере 0,6; для РНКО и РЦ ОРЦБ - 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями резидентами Российской Федерации, составлял 0,2.

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 151,4 млрд. руб. на 1.01.2010 до 188,4 млрд. руб. на 1.01.2011 (на 1.10.2010 она составляла 182,2 млрд. руб.).

Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть частично выполняли резервные требования путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 декабря 2010 г. по 10 января 2011 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 695 кредитных организаций (68,1% от общего числа действующих кредитных организаций).

Благодаря значительному объему свободных средств в банковской системе спрос кредитных организаций на операции рефинансирования оставался относительно низким.

Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России на аукционах и по фиксированной ставке уменьшился с 30,1 трлн. руб. в 2009 г. до 2,0 трлн. руб. в 2010 г. (в IV квартале он составил 98,2 млрд. руб.). Средний объем требований Банка России к кредитным организациям по данному инструменту рефинансирования также сократился - с 220 млрд. руб. в 2009 г. до 21,0 млрд. руб. в 2010 г. (в октябре-декабре он был равен около 2,0 млрд. руб.).

Объем внутридневных кредитов в 2010 г. составил 28,4 трлн. руб. (в IV квартале - 8,4 трлн. руб.) по сравнению с 22,8 трлн. руб. в 2009 году. Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. В 2010 г. их объем составил 229,9 млрд. руб. (в октябре-декабре - 55,3 млрд. руб.), что меньше, чем в 2009 г., на 81,5 млрд. рублей.

Общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов в 2010 г. составил 75,0 млрд. руб. (в 2009 г. - 308,8 млрд. руб.). При этом 20,4% (15,3 млрд. руб.) приходилось на кредиты, предоставленные Банком России через СЭТ ММВБ. В IV квартале 2010 г. объем ломбардных кредитов сократился по сравнению с IV кварталом 2009 г. в 3,3 раза и составил 17,6 млрд. рублей.

Кроме того, кредитные организации использовали кредиты по фиксированной процентной ставке, обеспеченные активами или поручительствами кредитных организаций. Их объем в 2010 г. составил 334,6 млрд. руб. (из них кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, - 51,7 млрд. руб.), в то время как в 2009 г. - 2,4 трлн. рублей. В IV квартале 2010 г. объем указанных кредитов был равен 13,7 млрд. рублей.

Общий объем предоставленных кредитным организациям кредитов без обеспечения за 2010 г. составил 131,7 млрд. руб. против 3,4 трлн. руб. за предыдущий год. В IV квартале 2010 г. их объем равнялся 0,2 млрд. руб. (в соответствующий период 2009 г. - 0,31 трлн. руб.). Задолженность банковского сектора по безналоговым кредитам в конце ноября 2010 г. снизилась до нулевого уровня. В рамках проводимой работы по постепенному свертыванию использования антикризисных инструментов Совет директоров Банка России 30 июня 2010 г. принял решение о приостановлении с 1 октября 2010 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 г. - на все сроки.


Заключение

Банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов» (Закон РФ «О банках и банковской деятельности»).

Банки образуют одно из центральных звеньев в системе рыночных отношений, и развитие их деятельности - необходимое условие создания реального рыночного механизма.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике.

Я считаю, что необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и после этого, можно переходить к улучшению всей экономики.

Список используемой литературы

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 28. - ст. 2790.

Закон «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990г. № 395-I // Ведомости съезда нар. депутатов РСФСР. - 1990. - № 27. - ст.357.

Федеральный закон от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

В.А. Варфоломеева, С.Н. Медведева «Деньги. Кредит. Банки: учебно- методическое пособие» ГУАП. СПБ., 2006. - 128 с.

В.И. Колесников, Л. П. Кроливецкая «Банковское дело» М: "Финансы и статистика", 2007. - 348 с.

Е.Ф. Жуков «Банки и банковские операции: Учебник для вузов» /М.: «Юнити»,1997 - 98с.

Е.Ф. Жуков «Деньги. Кредит. Банки.», «Юнити», 2011 - 783 с.

М.В. Ключников. «Коммерческие банки: экономико-статистический анализ»М.: Маркет ДС, 2008 г.

М.И. Плотницкий «Финансы и кредит: учеб. пособие» М.:ИНФРА-М,2001-336 с.

О.И. Лаврушин «Банковское дело» М.: «КНОРУС» 2008 - 672 с.

О.М. Макарова, Л.С. Сахарова, В.Н. Сидоров «Коммерческие банки и их операции». М.: 1995

С.А. Уразова «Исследование специфики развития российской банковской системы как основа оценки перспектив её дальнейшего развития» Деньги и кредит <#"justify">Приложение 1

Центральный банк Российской Федерации

РасположениеМосква <#"justify">, ул. Неглинная <#"justify">, 12Дата основания13 июля <#"justify"> 1990 года <#"justify">Президент (председатель)Сергей Игнатьев <#"justify"> (20 марта 2002 года утверждён Государственной думой; 16 ноября 2005 года утверждён на второй срок, 24 июня 2009 года утверждён на третий срок)ВалютаРоссийский рубль <#"justify">Резервы505,391 млрд долл. США (на 01.02.2012)Базовая учётная ставка8,25 % (с 14 сентября 2012 года)Веб-сайтwww.cbr.ru <#"justify">Приложение 2

№п/пНаименование банкаСубъект Российской ФедерацииНомер лицензии1ОАО АК БАРС БАНКРеспублика Татарстан25902ОАО АЛЬФА - БАНКг. Москва13263ОАО Банк Санкт - Петербургг. Санкт-Петербург4364ОАО Банк Москвыг. Москва27485ЗАО "Банк Русский Стандарт"г.Москва22896ОАО БИНБАНКг. Москва25627Банк Возрождение (ОАО)г. Москва14398ОАО КБ "Восточный"Амурская область14609ОАО Банк ВТБг. Санкт-Петербург100010ВТБ 24 (ЗАО)г. Москва162311ГПБ (ОАО)г. Москва35412ОАО МДМ-БанкНовосибирская область32313ОАО "МИнБ"г.Москва91214ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"г. Москва197815НОМОС-БАНК (ОАО)г. Москва220916ОАО Банк Петрокоммерцг. Москва177617ОАО Промсвязьбанкг. Москва325118ЗАО Райффайзенбанкг. Москва329219ОАО АКБ РОСБАНКг. Москва227220ОАО Россельхозбанкг. Москва334921ОАО "АБ "РОССИЯ"г. Санкт-Петербург32822Сбербанк России ОАОг. Москва148123ОАО АКБ "Связь-Банк"г. Москва147024ЗАО КБ Ситибанкг. Москва255725ОАО ТрансКредитБанкг. Москва214226ОАО УРАЛСИБг. Москва3027ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНКТюменская область197128ООО "ХКФ Банк"г.Москва31629КБ ЮНИАСТРУМ БАНК (ООО)г. Москва277130ЗАО ЮниКредит Банкг. Москва130 крупнейших банков России на 1 января 2013 года

Похожие работы на - Банки и их функции, роль в современной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!