Анализ экологического страхования в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экологического страхования в России

Введение

экологический страхование рынок риск

Деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Экологический риск обуславливает экологический ущерб, так как экологический риск, независимо от того, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экосистемы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.

Представляется, что одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности является система экологического страхования. Ведь именно экологическое страхование создает взаимную заинтересованность и страхователя, и страховщика в снижении риска аварий. Кроме того, оно позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии, а пострадавшим дается гарантия, что они получат причитающуюся по закону сумму компенсаций за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.

Известно, что корни экологических проблем лежат в экономике. Это предопределяет одну из целей современной природоохранной стратегии - увязать экологические требования, весьма капиталоемкие и, потому, зачастую, невыгодные хозяйствующим субъектам, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход в основном от административных преимущественно к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Одним из средств ее решения является внедрение экологического страхования.

Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.

Поэтому главная задача экологического страхования состоит в аккумулировании и направлении средств на природоохранные мероприятия через специальные фонды, либо в возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью населения в результате ухудшения или изменения ее качества. Но нормативные правовые акты последних лет невнятно отреагировали на обозначившуюся в практике объективную необходимость сформировать единое понятие экологического страхования. Многообразие его понятий, предлагаемое в ряде научных исследований, на сегодня находится в стадии формирования, а также попыток внедрения в нормативную правовую базу и в практику.

О значимости темы свидетельствует степень ее исследованности. В настоящее время отсутствуют комплексные теоретические разработки в области экологического страхования; большинство имеющихся публикаций носят обзорный или информационный характер и освещают один аспект в понятии экологического страхования - только в части страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности.

Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ существующих особенностей в страховании экологических рисков в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить историю зарождения экологического страхования;

раскрыть виды экологического страхования;

изучить основные понятия в страховании ответственности за загрязнение окружающей среды;

провести анализ рынка страхования экологических рисков за рубежом;

раскрыть проблемы отечественного рынка экологического страхования.

Объектом данного исследования является рынок страхования гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды.

Предметом исследования в курсовой работе является отечественная и мировая практика страхования экологических рисков.

Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составили труды зарубежных и отечественных теоретиков страхования, а так же собственные исследования автора, которые раскрывают взаимосвязи и закономерности во взаимном страховании.

1. Теоретические основы экологического страхования

.1 История зарождения экологического страхования

Загрязнение природной среды вредными для человека отходами, истощение природных ресурсов и угроза разрушения экологических связей породили другую форму взаимодействия общества и природной среды, которая называется охрана природы, являющуюся реакцией на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. В отличие от потребления - это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Идея охраны природной среды возникла еще в XIX веке и рассматривалась как защита памятников природы, ее реликтовых объектов от разрушения человеком. Постепенно концепция консервативной охраны природной среды перерастала в другие формы природоохранной деятельности. В 20 веке получает развитие и другая концепция - рациональное использование природных ресурсов. Под этим подразумевается бережное и экономное использование источников природного сырья, ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды. С середины XX века проблема рационального использования природных ресурсов как форма охраны природы перерастает в защиту, восстановление окружающей человека среды. В отличие от предшествующих форм, где непосредственным объектом охраны являлись природные объекты и их ресурсы, на данном этапе в качестве непосредственного объекта охраны выступает человек, его жизнь, здоровье, генетическое будущее.

В 50-х годах в странах Запада было положено начало развитию законодательной базы по ответственности за нанесение ущерба окружающей среде. В 60-х годах начинает развиваться и страхование данных рисков. Если ранее эти риски были застрахованы в рамках общего страхования ответственности и страховались только события неожиданные, возникающие в результате несчастных случаев, то сегодня страхованию подлежат два вида загрязнения - случайное и постепенное. Случайное загрязнение носит внезапный характер, типа катастроф, а постепенное имеет медленный характер протекания и долгое время остается незамеченным (например, утечка из трубопровода) [11.С. 45].

В последние годы совершенствуется экономический механизм охраны окружающей среды РФ. Однако основными недостатками экономического механизма являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсно-энергосберегающих технологий, а также явная недостаточность объемов платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов. Используемые в настоящее время ставки платы за загрязнение окружающей среды не позволяют ни предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб. Поэтому важное значение имеет такой элемент экономического механизма охраны окружающей природной среды, как экологическое страхование.

Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 23) определено, что в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного вреда третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью населения, пострадавшего от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методики оценки убытков, причиненных реципиентам в результате аварийного загрязнения. Особо важную роль играют ядерные риски, методики оценки ущерба и способы их страхования, правовое регулирование которых соответствует экологическому страхованию.

Итак, обязательное экологическое страхование. Законом РФ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объекте, подтвержденное соответствующим решением суда. Аварией на опасном производственном объекте признается разрушение сооружения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс, сброс, разлив опасных веществ и произошедшие в период действия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта и действия договора страхования.

В целях содействия развитию рынка экологического страхования, обеспечения страховых гарантий возмещения убытков в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также в целях реализации статьи 15 Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Приказом Госкомэкологии РФ от 28.05.98 №324 был создан Консультативный совет по экологическому страхованию Госкомэкологии России. Основной целью работы Совета было введение в действие экологического страхования для обеспечения экологической безопасности деятельности опасных производственных объектов, обеспечение гарантий компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий.

Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф. Порядок государственного экологического страхования и использования фондов в Российской Федерации устанавливает Правительство.

По поручению Правительства РФ Минприроды России и «Росгосстрах» разработали и утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования Российской Федерации», на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно заключаемого договора между страховой организацией и страхователем [5.С. 74].

В настоящее время необходимая нормативно-правовая база добровольного экологического страхования в целом сформирована. Однако отсутствует автономная система страховой защиты объектов окружающей природной среды. Такая страховая защита осуществляется в рамках договоров страховой защиты имущества, жизни и здоровья. В результате в случае аварии возникает конкуренция исков о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, с исками о возмещении вреда, причиненного иному имуществу, жизни и здоровью. В связи с трудоемкостью определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде, и незначительными размерами страховых сумм по договорам обязательного страхования страховые суммы, как правило, идут на выплату страховых возмещений юридическим и физическим лицам, предъявляющим иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу. И, тем самым, природные объекты выпадают из сферы действия страховой защиты. Развитие страхования сдерживается также отсутствием необходимых данных для достоверного расчета тарифных ставок и отсутствием необходимых средств для создания больших резервных фондов. Поэтому, для обязательного страхования ядерных рисков каждого, принадлежащего государству, ядерно-опасного и радиационно-опасного объекта необходимы значительные суммы в десятки миллионов долларов. Поэтому государству необходимо доминировать в Российском ядерном страховом пуле, с привлечением госбюджетных и внебюджетных средств, а также государственных гарантий. Обязательное экологическое страхование в настоящее время осуществляется путем включения экологических рисков в перечень рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий - источников повышенной опасности. Однако перечень рисков, покрываемых обязательным страхованием, ограничен. Это не позволяет возместить ущерб, причиненный окружающей природной среде, в целом ряде случаев.

На практике экологические риски страхуются в рамках:

эксплуатирующих опасные производственные объекты;

обязательного страхования ответственности эксплуатирующих организаций объектов использования атомной энергии;

обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений [7.С. 65].

Страховая компания, имеющая права на проведение страхования гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, осуществляя данный вид страхования, защищает «имущественные интересы предприятий на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на производственном объекте» [6.С. 32].

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов - установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения) ответственности. Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая страховщиков при страховании экологических рисков и франшизы (Франшиза - установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба). Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме. Однако, современная практика такова, что применяются исключительно судебные формы определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде и подлежащего возмещению в рамках страховых правоотношений. Это усложняет процедуру возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, и приводит к значительным дополнительным материальным и временным издержкам. Признание страхового события страховым случаем, а, следовательно, наступление обязанности страховщика произвести выплату наступает в настоящее время только после вынесения решения судом. Иная практика за рубежом. Например, в Федеративной Республике Германия ситуация разрешается в досудебном порядке путем урегулирования спора сторонами договора страхования, т.е. после подписания сторонами Акта о страховом случае.

В настоящее время, как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ возобладал подход к определению экологического страхования как специального вида страхования. Причиной этому стало уже сложившееся или предполагаемое в будущем урегулирование данного вида страхования отдельными законами (или группой нормативных правовых актов во главе с законом), что особенно актуально для страхования ядерных рисков [9.С. 20].

Вместе с тем, общие правила Гражданского кодекса (ГК РФ) о страховании применяются и к специальным его видам, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

В ГК РФ определены основные виды страхования: имущественное и личное. В рамках первого, применительно к экологическому страхованию, рассматриваются такие подвиды имущественного и личного страхования, как страхование имущества (ст. 930 ГК РФ) и гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ) [3]. Исходя из указанного деления на виды, экологическое страхование может включать в себя страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде. В таком случае, страхование ответственности можно рассматривать в двух аспектах:

страхование гражданской ответственности предприятий источников повышенной опасности в целях защиты их имущественных интересов, возникающих в результате предъявления претензий о возмещении аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей среды. Оно обеспечивает компенсацию причиняемых при этом убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий;

страхование ответственности собственников (владельцев, пользователей) «ранее загрязненных» природных объектов, представляющих потенциальную экологическую угрозу жизненно важным интересам граждан и юридических лиц так называемое ретроспективное страхование экологических рисков. Страхование природных объектов возможно рассматривать в рамках страхования недвижимого и движимого имущества (например, страхование участка лесного фонда на случай нанесения ему вреда вследствие событий природного характера, аварии или катастрофы). То же относится к страхованию жизни и здоровья физических лиц на случай причинения им вреда в результате реализации экологических рисков. Например, целесообразно страхование работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности.

Большое значение в экологическом страховании следует придавать страховому полю, т.е. максимальному количеству объектов, которые могут быть охвачены тем или иным видом страхования. Наличие страхового поля и знание степени его освоенности являются необходимым условием для организации страховой деятельности. Поле может быть сформировано по территориальному, ведомственному, административному принципам, по видам страховой деятельности, с определением порядка определения платы.

Существо формирования поля сводится к анализу регулярных отчетов, справок юридических лиц (природопользователей и источников повышенной опасности), представляемых исполнительными органам специальной компетенции о состоянии экологической безопасности юридического лица, о допущенных нарушениях природоохранного и природоресурсового законодательства, об авариях, стихийных бедствиях в целях разделения предприятий на подлежащие страхованию и те, страхование которых нецелесообразно.

В качестве признаков для разделения предприятий на указанные категории в страховании природных объектов используются такие, как объем эксплуатации природных объектов, наличие лицензионно-договорных отношений природопользования. В страховании ответственности - уровень эксплуатации, вероятности и интенсивности аварийных выделений и выбросов, возможности их регулирования, состояние контролирующей аппаратуры, мониторинга.

Однако отсутствует возможность создания системы целевого использования на природоохранные мероприятия средств из резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховыми организациями из страховых премий, уплачиваемых по обязательному экологическому страхованию. Причина состоит в том, что страховые премии, уплачиваемые страхователями в целях страхования экологических рисков, не выделяются из общих сумм страховых премий, уплачиваемых страхователями по договорам обязательного страхования своей ответственности.

Таким образом, страховым событием является возмещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень причин страховых событий и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает в себя:

компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

убытки, связанные с ухудшением жизни в окружающей среде;

расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в пригодное состояние;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред.

1.2 Виды экологического страхования

Страховая деятельность - значимый компонент финансовой схемы абсолютно любой страны, реализующийся всемирной практической деятельности уже достаточно долго. Одним из «Экономических рычагов» механизма обеспечения экологической надёжности страны является экологическое страхование, какое, выполняя профилактическую, проверяющую, социальную и компенсационную цели может создать реальную охрану территорий и жителей от опасностей его жизненно важным интересам. Под экологическим страхованием понимается работа, проводимая за счёт средств специальных фондов страхования, по охране материальных интересов физических, юр. Лиц, муниципальных образований и страны от экологических возможных рисков, реализация каких может спровоцировать причинение вреда окружающей природной среде, жизнедеятельности и здоровью народонаселения. За рубежом экологическое страхование не только лишь закреплено законодательно, но уже есть и практика этого страхования.

В роли объекта экологического страхования выступает риск материальной ответственности, когда страховому клиенту предъявляются материальные претензии о возмещении вреда за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового явления. Одной из основных проблем в реализации механизмов экологического страхования считается отсутствие базы аналитических данных о засорениях окружающей природной среды, которая разрешила бы страховым агентам, верно, посчитать вероятность, масштаб убытков и выработать адекватные страховые тарифы.

В случае если в систему экологического управления вносится экологическое страхование, тогда величина страхового взноса беспристрастно характеризует действенность управления: Чем выше вероятный риск засорения атмосферы, тем больше страховой взнос. Основная цель основания системы экологического страхования - организовать реальный аппарат финансирования затрат на восстановление природной среды и ее компонентов, адекватных масштабу причиненного вреда. В области экологического страхования нужно широко использовать профилактическую функцию страхования, что при грамотном подходе позволит предупредить появление экологических рисков либо уменьшить результаты их негативного влияния. Экологическое страхование создаёт взаимную заинтересованность и страхового клиента, и страхового агента в уменьшении риска аварийных ситуаций. Работа подсистемы экологического страхования в регионе обеспечит страховую поддержку «Третьим лицам», Находящимся в зоне экологического риска, которая достигается поэтапным проведением комплекса мероприятий: Предупреждение эко. Аварийных ситуаций, сокращение рискованности, уничтожение результатов. На основании приобретенной информации и итогов изучения рынка экологического страхования определяются требуемые параметры страхового договора.

Экологическое страхование выполняется на базе договоров страхования, подписываемых страховыми клиентами со страховщиками. Страховщик - фирма, организующая страховую деятельность и принимающая на себя ответственность возместить страхователю либо другим лицам, участвующим в страховании, ущерб или заплатить страховую денежную сумму. Клиенты страховых компаний - юр. Или дееспособные люди, заключившие договор страхования со страховыми агентами. Обязательное экологическое страхование совершается в соответствии с законом ФЗ «Об обязательном экологическом страховании».

Основы закона относятся к экологическому страхованию, применительно к которому также закреплены два вида его совершения:

обязательное;

добровольное.

Добровольное экологическое страхование в РФ выполняется по общим правилам страхования, установленным законодательством. В России свое первое правовое оформление экологическое страхование получило в 1991 г. В постановлении РФ «Об охране окружающей природной среды» В совершенствование этого закона министерством защиты окружающей природной среды и географических запасов и Росгосстрахом были одобрены типовые основы о порядке добровольного экологического страхования в России. Величина страховых тарифов, алгоритм их оплаты при добровольном экологическом страховании назначаются для любого страхователя в соответствии с правилами добровольного экологического страхования.

Данный тип экологического страхования совершается методом введения экологических рисков в ассортимент страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий - источниками повышенной экологической опасности. Страховыми клиентами в обязательном экологическом страховании являются категории учреждений, какие признаны законодательством как источники повышенной опасности. Страховщиками, выполняющими обязательное экологическое страхование, признаются юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на данный тип страховой деятельности на территории российской федерации. В России подготовлен и обсуждается в структурах государственной думы российской федерации план ФЗ «Об обязательном экологическом страховании».

Договор обязательного экологического страхования подписывается в письменной форме путем вручения страховщиком страховому клиенту страховки. При подписании соглашения обязательного страхования страховая сумма устанавливается исходя из оценки потенциально допустимого ущерба окружающей среде, вреда жизни и здоровью физических лиц на базе подписания организации, выполняющей независимый экологический аудит. Страховой платёж устанавливается в процентном отношении от страховой суммы, определенной в договоре обязательного экологического страхования. Договор обязательного экологического страхования входит в силу с момента уплаты застрахованным 1-го страхового платежа, если только другое не предусмотрено контрактом. Порядок и сроки уплаты страховой премии назначаются контрактом обязательного экологического страхования. Договор экологического страхования подписывается на 1 год и является договором между страховым клиентом и страховым агентом, в силу какого при наступлении страхового эпизода компания-страховщик обязуется совершить страховую выплату 3-им лицам в рамках страховой денежной суммы, а страховой клиент берет ответственность уплачивать страховочные взносы в определенные договором сроки. Наблюдение за присутствием соглашений обязательного экологического страхования у комбинатов, корпораций, компаний и индивидуальных предпринимателей выполняется специально уполномоченным в сфере охраны окружающей природной среды гос. Ведомством и его подразделениями. Договор обязательного экологического страхования прекращается досрочно в порядке и обстоятельствах, предписанных социальным правом.

Обязательное экологическое страхование может быть как государственным, так и негосударственным. Введение обязательного экологическое страхования считается социально обязательным, так как последствия экологических катастроф затрагивают интересы большого количества организаций и учреждений, народонаселения и страны полностью. Выделяют такие типы экологического страхования: Личное, имущественное и страховая защита экологической ответственности.

Таким образом, в российской федерации экологическое страхование существует относительно недавно и плохо развито. Экологическое страхование позволяет сильно сократить экологические вероятности риска, и ещё уменьшить издержки государства на обеспечение экологической надёжности.

.3 Основные понятия в страховании ответственности за загрязнение окружающей среды

Защита окружающей среды от ущерба требует использования как гражданско-правовых методов, так и страхования. Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб, - это недопустимо высокий износ основных производственных фондов, низкая технологическая дисциплина, несвоевременное проведение ремонтных работ. Дорогостоящие природоохранные меры подчас нужны не для тех, кто их осуществляет. Потенциальный загрязнитель пребывает в уверенности, что для него самого экологически вредные действия пройдут безнаказанно. Это порождает незаинтересованность в охране природы, в предупреждении и устранении вредных воздействий на окружающую среду.

Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик; его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 20-30% [14.С. 12]. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельцев предприятий за счет экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно не большие взносы с достаточного числа объектов, компенсировать «реализованную» опасность, т.е. ущерб. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановления здоровья и материального положения), окружающей среде (на очистку ее от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии), хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).

Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, возмещение прямого имущественного интереса третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий [15.С. 45].

Объект страхования - это риск гражданской ответственности, которая выражается в предъявлении страхователю претензий о возмещении вреда юридическим или физическим лицам. Экологическое страхование аккумулирует денежные средства в фондах страховых организаций. При наступлении страховых случаев эти средства перераспределяются между третьими лицами для компенсации ущерба. Часть средств инвестируется в деятельность страхователей. Страховые операции должны осуществляться на всех этапах деятельности предприятия-страхователя, начиная от технико-экономического обоснования и государственной экологической экспертизы проекта. В систему экологического страхования должны включаться юридические лица - собственники природных ресурсов, заинтересованные в страховой защите природной среды территории.

Страховое событие (случай) - применительно к экологическому страхованию внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности и сбросу загрязненных сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым продолжит возмещение, оговариваются при заключении договора страхования. Обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба. Аварией на опасном производственном объекте в соответствии с законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения (или технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте), неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам которых в результате аварии нанесен прямой ущерб [17.С32].

Страхователи - юридические лица, являющиеся владельцами источников повышенной опасности; предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами. Для юридических лиц возможно как добровольное, так и обязательное страхование, для физических - только добровольное. Юридические лица могут застраховать и собственные убытки от экологических аварий.

Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, устанавливаемых в процентах годового оборота предприятия. При определении размера тарифных ставок помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.

Страховое возмещение выплачивается при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном законом порядке. Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества застрахованного лица; расходы, связанные с предварительным расследованием [18.С. 21].

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства.

Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы. В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности) по каждому объекту страхования.

Минимальный размерстраховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается Законом РФ «О промышленной безопасности производственных объектов».

Франшиза - это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме. Возможны случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству. Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды. В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.

Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров.

Таким образом, оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер.


2. Анализ экологического страхования в России

.1 Анализ рынка страхования экологических рисков за рубежом

Накопленный к настоящему времени опыт по экологическому страхованию дает основание предположить, что данный способ привлечения финансовых ресурсов частного капитала в охрану окружающей среды весьма перспективен. По расчетам специалистов администрации Московской области, экологическое страхование способно компенсировать до 40% причиненных убытков только за счет собранных страховых премий и резервов страховщика. Еще более широкие возможности открывает перестрахование таких рисков, в том числе в зарубежных компаниях и, разумеется, страхование дополняет, а не отменяет участие государства в компенсации ущерба от экологических катастроф за счет государственных резервов, формируемых на случай чрезвычайных ситуаций.

Страхование выгодно не только получателям страховых выплат, но и страховым компаниям, которые получают реальную прибыль от инвестирования страховых резервов (учитывая тот факт, что экологические аварии и катастрофы происходят не каждый день и не на всех предприятиях одновременно). Не остаются в проигрыше и предприятия-природопользователей, поскольку, передавая свою ответственность в сфере экологии профессиональному страховщику, они получают возможность решать вопросы компенсации экологических ущербов за счет средств страховых компаний.

В развитых странах это является нормальной практикой. Например в Германии, предприятие, не застраховавшее риск, не сможет нормально работать, так как с ним не будут сотрудничать его деловые партнеры. Отказываясь принять риск на страхование или увеличивая тарифы, страховые компании тем самым получают возможность оказывать прямое давление на страхователя, принуждают его принять меры, снижающие риск, отказаться от опасной деятельности, заменить устаревшее оборудование, повысить безопасность и т.п. Тем самым страховая отрасль способствует повышению экологической безопасности производственной деятельности, охране окружающей среды, охране труда и защите интересов потребителей.

В США, в отличие от стран Западной Европы, система экологического страхования ориентирована не столько на минимизацию экологических рисков и финансирование технических природоохранных мероприятий, сколько на возмещение действительного ущерба, нанесенного предприятием - источником опасности. Кроме того, очень значительная часть средств страховых компаний идет на урегулирование судебных разбирательств, оплату услуг юристов, независимых экспертов, оценщиков и т.п. Это связано с тем, что основным в американской системе является страхование ответственности за нанесение экологического ущерба, а не имущественное или личное страхование, влекущее меньшие затраты на урегулирование убытков.

Ярким примером является техногенная катастрофа, которая произошла в апреле 2010 г., в Мексиканском заливе у побережья США на плавучей буровой установке, добывающей нефть для British Petroleum. Президент страны Барак Обама назвал катастрофу национальным бедствием. По оценке Национального управления по океаническим и атмосферным исследованиям, начиная с 20 апреля ежедневно в океан из аварийной скважины вытекало не менее 5 тыс. бр нефти в сутки, что привело к гибели огромного числа живых существ, обитающих в заливе.

Платформа Deepwater Horizon принадлежала компании Transocean, которая сдавала ее в аренду нефтяной компании British Petroleum. ВР взяла на себя всю ответственность за аварию. Общий же экономический ущерб, по разным оценкам, достиг 12 млрд. долл. - учитывая стоимость предотвращения разлива, бурение дополнительных скважин, федеральные расходы и выплаты штатам, имеющим выход к Мексиканскому заливу.

Такая катастрофа не может не отразиться на страховой и перестраховочной отрасли. Убытки страховых компаний от аварии в Мексиканском заливе стали одними из самых крупных для страховщиков и перестраховщиков рисков шельфовой добычи углеводородов. Застрахованные убытки распределены между большим количеством страховщиков и перестраховщиков по всему миру. British Petroleum также широко использовала самострахование, экономя на страховых премиях. Так как ущерб превысил страховое покрытие, то значительная, если не большая часть убытка была компенсирована самими участниками проекта Deepwater Horizon за счет собственных ресурсов.

Как пишет Business Insurance, компания Jupiter, принадлежащая British Petroleum, перестраховала риски поисковых работ в Мексиканском заливе у нескольких перестраховщиков, входящих в Lloyd's, на сумму от 1 до 1,3 млрд. долл. Издание Insurance Day указывает, что Sindicate 1036 стал лидирующим страховщиком покрытия.

Оценка Business Insurance совпадает с подсчетами перестраховочной компании Transatlantic Holdings, расположенной в Нью-Йорке, согласно которым застрахованный ущерб от катастрофы в Мексиканском заливе составит около 1,5 млрд. долл. (сама Transatlantic выплатит около 1%, или 15 млн. долл. по этому убытку).

Тем не менее, по данным Associated Press, Transocean, владелец затонувшей нефтяной платформы к середине мая уже получил страховые выплаты в размере 401 млн. долл. Платформа Deepwater Horizon застрахована на случай полной гибели. Страхование также покрывает стоимость ликвидации обломков. Полная страховая сумма составляет 560 млн. долл. По данным Bests Insurance News, у Transocean также есть страховое покрытие ответственности пред третьими лицами на 950 млн. долл.

Последствия этой аварии открывают перспективы развития не только в плане экологии, но и на законодательном уровне. Так, сейчас по действующему законодательству США энергетические компании несут финансовую ответственность за ликвидацию последствий разливов нефти, однако взыскать с них можно не более 75 млн. долл. Поэтому в конгрессе обсуждается вопрос об увеличении максимального размера штрафа до 10 млрд. долл. Кроме того, администрация Президента США предложила увеличить налог на добычу нефти с 8 до 9 центов за баррель нефти. Также она решила увеличить размеры фонда ответственности за аварийные разливы нефти с 1 до 1,5 млрд., долл. Сейчас именно из этого фонда идет финансирование на очистку воды в Мексиканском заливе. Кроме того, администрация объявила о приостановке выдачи новых разрешений на бурение.

Около 218 млрд. долл. потеряла мировая экономика в 2012 г. в результате природных катастроф, данные представлены в таблице. Количество жертв по сравнению с 2011 г. выросло кратно - с 15 тыс. до 304 тыс. человек. Это самый высокий за последние 10 лет объем убытков, который превышает средний показатель более чем в два раза.

Таким образом, экологическое страхование - насколько оно выгодно страховым компаниям? Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и как следствие - представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако, существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно конечно говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.

2.2 Проблемы отечественного рынка экологического страхования

В 1990-х годах большое развитие получило экологическое законодательство, но его разработка еще не закончена. При рассмотрении экологической безопасности предприятия обычно выделяют постоянный риск и аварийный риск. Постоянный риск определяется используемой технологией и не может быть существенно изменен. Предприятие выбрасывает в атмосферу, сбрасывает в водную среду отходы своей жизнедеятельности и должно, естественно, возмещать наносимый вред. Фактически речь идет о ренте за использование природных ресурсов, соответствующих налогах и сборах.

Имеется целый ряд нерешенных экономико-правовых вопросов, связанных с постоянным риском. При проведении расчетов для конкретных предприятий часто оказывалось, что предприятию экономически выгоднее отравлять окружающую среду, чем проводить мероприятия по очистке сбрасываемых отходов. Налоги и сборы за использование природных ресурсов, особенно невосполнимых (нефть, газ, уголь, другие полезные ископаемые) представляются весьма заниженными. В результате добывающие отрасли промышленности оказываются в весьма привилегированном положении.

Обычно нормативы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) и аналогичных величин. Однако отходы жизнедеятельности предприятия, как правило, содержат самые разные вещества, оказывающие вредное действие на организм человека. Возникает проблема суммарной оценки, т.е. определения интегрального показателя экологического вреда данного предприятия, но она далека от корректного решения.

Не в последнюю очередь это связано с адекватной оценкой здоровья населения и влияния на него различных экологических факторов. Известно, что при увеличении обращаемости населения в медицинские учреждения, естественно, увеличивается выявленная заболеваемость, но не латентная заболеваемость, присущая данному контингенту. Она может быть установлена лишь при сплошном обследовании, а потому в большинстве ситуаций остается неизвестной.

Полезными характеристиками здоровья населения могли бы быть коэффициенты смертности (дифференцированные по полу и возрасту) и реальная средняя продолжительность жизни для интересующего нас контингента. Однако в настоящее время подобные характеристики больше зависят от динамики общей социально-политической обстановки в стране, чем от влияния конкретных экологических факторов. Экологические вопросы часто являются предметом политических спекуляций.

Развитие экологического страхования в России осложняется кризисным состоянием экономики в целом и тяжелым финансовым положением большинства предприятий - источников повышенной опасности. В условиях низкой платежеспособности потенциальных страхователей более-менее стабильно может развиваться только обязательное страхование, т.к. на оплату взносов по добровольному страхованию у предприятия просто не остается средств. Кроме того, у финансово неблагополучных предприятий имеют место более высокая степень износа основных фондов, менее экологичные технологические процессы, поэтому и степень риска наступления у них страховых случаев выше, а стоимость страхования - дороже. Получается такая ситуация, когда многие предприятия, имеющие наибольшую потребность в страховании экологического риска, остаются не вовлечёнными в систему экологического страхования.

Особенностью экологического страхования являются огромные масштабы ущерба вследствие экологических аварий или катастроф. Это означает, что отдельно взятой страховой компании трудно брать на себя такие риски, поэтому крайне актуальной представляется задача образования страховых экологических пулов, которые обладали бы необходимыми финансовыми резервами для выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Современный российский страховой рынок составляют многочисленные мелкие частные компании, совокупный капитал которых равен капиталу одной не самой крупной западной компании. Для финансовой устойчивости таких страховщиков представляет опасность принимать на себя крупные риски, ущерб по которым (даже с учетом сострахования или перестрахования) носит катастрофический характер и имеет место высокая степень кумуляции риска. Поэтому экологическое страхование должно проводиться при участии государства в лице его федеральных или региональных органов власти, которые могут разрабатывать и реализовывать на практике специальные целевые программы, издавать соответствующие нормативные акты, регулирующие проведение экологического страхования, а также инициировать участие в экологическом страховании государственных страховых компаний.

В целом емкость отечественного страхового рынка пока не достаточна для полного обеспечения страховой защиты от экологических аварий и катастроф, поэтому важным условием проведения страхования должно быть перестрахование крупных экологических рисков за рубежом.

Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров, слабое развитие инфраструктуры экологического страхования. Проведение экологического страхования, оценка рисков и ущербов, процедура урегулирования убытков требует участия большого числа специалистов - страховщиков, экологов, юристов и др. Поскольку история экологического страхования в России начала свой отсчет всего несколько лет назад, то отечественные специалисты не обладают большим практическим опытом.

Кроме того, для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики, причем за период более долгий, чем по традиционным рискам, т.к. экологические катастрофы происходят реже. Далеко не все статистические данные по экологической тематике являются общедоступными, часть данных вообще была засекречена. Поэтому российские страховщики, в отличие от своих западных коллег, на сегодняшний день не располагают достаточной страховой статистикой, позволяющей достоверно определять вероятность страховых случаев и страховые тарифы. Использование же западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, т.к. в России, в силу ее исторических, географических и экономических особенностей, уровень экологической безопасности значительно ниже развитых стран, степень риска наступления страховых случаев выше, а возможные экологические катастрофы могут носить более глобальный характер (достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС). Тем не менее, опираться на западный опыт при разработке своих методик российским страховщикам все равно необходимо и целесообразно, т.к. это, с одной стороны, позволит поставить на научную основу деятельность по экологическому страхованию на внутреннем рынке, и, с другой стороны, облегчит размещение рисков в перестрахование за рубежом.

Таким образом, экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития.

Выводы и предложения

Результаты проведённого в курсовой работе экологического страхования позволяют сделать следующие выводы и предложения.

. Страховым событием является возмещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень причин страховых событий и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает в себя:

компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

убытки, связанные с ухудшением жизни в окружающей среде;

расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в пригодное состояние;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред.

. В российской федерации экологическое страхование существует относительно недавно и плохо развито. Экологическое страхование позволяет сильно сократить экологические вероятности риска, и ещё уменьшить издержки государства на обеспечение экологической надёжности.

. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер.

. Экологическое страхование - насколько оно выгодно страховым компаниям? Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и как следствие - представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако, существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно конечно говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.

. Экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ / Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823.

. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (ред. от 14.03.2009 г.) «Об охране окружающей среды».

6. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №117-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «О безопасности гидротехнических сооружений».

. Федеральный закон от 21.11.1995 г. №170-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «Об использовании атомной энергии».

. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (ред. от 22.07.2008 г. с изм. от 14.03.2009 г.) «О пожарной безопасности».

. Алиев Б.Х. Маркетинговые аспекты развития региональных рынков страхования в России / Б.Х. Алиев, Э.С. Вагабова, Р.А. Кадиева // Финансы и кредит. - 2011. - №15. - С. 15-19.

. Алиев Б.Х. Специфика организации страхового маркетинга в условиях кризиса / Б.Х. Алиев, Э.С. Вагабова, Р.А. Кадиева // Там же. - 2011. - №23. - С. 22-27.

. Гульченко А.С., Сухоруков Д.Б. Управлениями рисками: проблемы перестрахования Российских рисков за рубежом // Финансы. - 2009. - №2.-С. 85.

13. Ермасов, С.В. Страхование: учеб. для бакалавров / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 748 с.

. Игнатьев А. Черная дыра // Русский полис. - 2010. - №5.-С. 20.

15. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6. - С. - 12.

. Орланюк-Малицкая Л.А. - Отв. ред., Янова С.Ю. - Отв. ред. Страхование. Учебник для вузов. - М.:Издательство Юрайт, 2011. - 828 с.

. Русецкая Э.А. Перспективы развития страхования профессиональной ответственности в Российской Федерации / Э.А. Русецкая, В.А. Арустамова // Финансы и кредит. - 2010. - №20. - С. 46-51.

. Рынок страхования ответственности в Российской Федерации: анализ, тенденции и перспективы развития / Русецкая Э.А. и др. // Финансы и кредит. - 2010. - №37. - С. 39-43.

. Скороход Л. ЭкоСтрахование // Деловое Прикамье. - 2010. - №2. - С. 54.

. Страхование: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 869 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - 11 экз. - Рек. УМО.

. Шахов А.М. Финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности страховых организаций // Упр. экон. системами: электрон. науч. журн. - 2011. - №2 (26)

Похожие работы на - Анализ экологического страхования в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!