Расходы банка и пути их оптимизации на материалах филиала № 300 ОАО 'АСБ Беларусбанк' (г. Гомель)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расходы банка и пути их оптимизации на материалах филиала № 300 ОАО 'АСБ Беларусбанк' (г. Гомель)

Учреждение образования

"Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации"







Курсовая работа

По дисциплине "Организация деятельности банка"

на тему: Расходы банка и пути их оптимизации на материалах филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" (г. Гомель)

по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" специализации "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках"


Выполнила: студентка II курса группы Ос-24

Маслюкова Ю.А.

Научный руководитель: ст. преп.

Левченко Л.П.



Гомель 2014

Реферат

 

Тема "Расходы банка и пути их оптимизации"

Объектом исследования: Расходы банка

Цель исследования: раскрыть сущность расходов банка и пути их оптимизации.

Область использование полученных знаний: данные знание и полученные результаты помогут сделать вывод о том, расходы для банка более преимущественны по сравнению с доходами, т.к. деятельность банка без расходов не осуществима, если нет расходов, то нет и доходов.

Элементы научной новизны полученных результатов: в результате анализа расходов банка, выбраны основные направления по их оптимизации Национального Банка Республики Беларусь в современных условиях, коммерческих банков и небанковские кредитно-финансовые учреждения.

Объем курсовой работы составил 38 листов.

Количество таблиц - 3

Количество рисунков - 1

Количество приложений - 5

Количество использованных источников - 30

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты формирования расходов банка

1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка

1.2 Источники формирования расходов банка

1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов

2. Оценка расходов банка

2.1 Оценка выполнения плана и динамики расходов банка

2.2 Оценка сбалансированности доходов и расходов банка

2.3 Пути оптимизации расходов банка

Заключение

Список использованных источников

Введение

Существует несколько точек зрения на сущность банка. Однако его существование как коммерческой организации невозможно без прибыльной и рентабельной работы. Прибыль банку нужна для развития и для выплаты дивидендов акционерам. Инвесторы банка за рубежом главными показателями его деятельности считают рентабельность, прибыльность акций и эффективность использования собственного капитала, активов.

Прибыль как финансовый результат - это разница между суммой полученных банком различных групп доходов и понесенными при этом расходами и уплаченными налогами. Банк не может получить доходы по активной или посреднической операции, не неся при этом расходов. Расходы бывают различные: процентные, комиссионные, операционные, банковские, административные, штрафы, а задача банка состоит в том, что бы эффективно распоряжаться расходами, то есть получаемые суммарные доходы должны превышать суммарные расходы или банк должен показывать положительный финансовый результат.

Деятельность банков на коммерческой основе ориентирует их на получение максимального дохода при сохранении необходимого уровня ликвидности. Поэтому в условиях, когда банки заинтересованы в эффективной и прибыльной деятельности, вопросы организации и оценки расходов банка особенно актуальны.

Актуальность темы расходов для белорусских банков, прежде всего в том, что наша налоговая система относится к числу сложных по применению и жестких по санкциям. Неправильное отражение доходов и расходов на счетах, к примеру, годичной давности, может повлечь значительные штрафы и пени, не отвечающие "тяжести" нарушения. Достоверный и своевременный учет, а также регулярный внутренний контроль и анализ позволит избежать подобного.

расход доход банк сбалансированность

Актуальной проблемой является снижение удельного веса расходов с целью увеличения невысокой рентабельности. Для белорусских банков проблема прибыльности - важнейшая. Именно из-за необходимости нести дополнительные расходы и создавать резервы, из-за невозврата крупных кредитов в последние годы обанкротилось несколько банков. Управление и бюджетирование расходов являются для белорусских банков стратегической целью.

Значимость и влияние расходов банка на конечные финансовые результаты, регламентированный характер совершения расходов обусловливает необходимость анализа произведенных расходов и оценка их эффективности.

Разработанная и утвержденная законодательная и нормативно-правовая база все же не решает всех вопросов содержания, оценки и планирования расходов банка, нет целенаправленной политики в области приближения ее к Международным стандартам, а постоянные дискуссии теоретиков и практиков лишь подтверждают важность и необходимость исследования данной темы.

Актуальность темы исследования вытекает из всего вышесказанного. На данном этапе экономического развития без решения проблемы совершенствования методик признания, организации оценки расходов банка трудно рассчитывать на равное положение с зарубежными банками в экономическом партнерстве. Сопоставимость информации, необходимой для взаимовыгодного сотрудничества, существенно расширяет возможности банков не только во внешнеэкономической деятельности, но и дает больше возможностей для объективной оценки деятельности банка с рыночных позиций.

Обактуальности темы исследования говорит и тот факт, что вопросы минимизации и оптимизации расходов банка регулярно рассматриваются в периодических изданиях экономического характера как Республики Беларусь, так и России. Значительное внимание этим вопросам уделяется не только в учебной литературе по анализу деятельности банков, но и в пособиях по бухгалтерскому учету, где рассматриваются возможности действующих форм отчетности для объективной оценки деятельности банка, а также оценки и целесообразности понесенных расходов. Данные возможности несколько занижены и необъективны в виду того, что содержание отчетности несколько удалено от общепризнанных стандартов.

Цель курсовой работы - исследование теоретических аспектов организации расходов банка их оценка, разработка направлений оптимизации расходов.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

—        теоретически обосновать экономическую сущность понятия "расходы банка", определить их значение и классификацию;

—        исследовать источники формирования расходов банка;

—        раскрыть порядок ценообразования банковских продуктов;

—        проанализировать состав, динамику и структуру, сбалансированность расходов банка;

—        дать рекомендации по оптимизации расходов банка в современных условиях развития банковской системы.

Предметом исследования является действующая методика организации и оценки расходов банка.

Объектом исследования являются расходы филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" за 2011-2012 гг.

Информационной базой исследования послужила специальная экономическая литература, Законы Республики Беларусь и нормативные акты Правительства и Национального банка Республики Беларусь.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования являются учебные подобия Козловой И.К. [2], Батраковой Л.Г. [8], Быковской Е.В. [10], Харитоновой Ю. [25] т.д.

В процессе исследования применялись общие научные методы (анализ, синтез, диалектика, системные и комплексные подходы) и специальные приемы экономического анализа (средних величин, прием цепных подстановок, табличный прием и др.)

Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Курсовая работа выполнена на _____ страницах, содержит 3 таблицы, 1 рисунок.

1. Теоретические аспекты формирования расходов банка


1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка


Банк является коммерческой организацией, осуществляющей банковские операции с целью извлечения прибыли.,

Важное значение для эффективного управления деятельностью банка имеет правильное формирование доходов и расходов - главного фактора определения прибыли банков. Последняя в свою очередь служит оценочным показателем деятельности банка. Банки при помощи пассивных операций аккумулируют необходимые для своего функционирования денежные средства - собственные, привлеченные и эмитированные. Учитывая, что доля собственных средств не превышает обычно 15 %, то для привлечения несобственных средств банки несут значительные расходы процентного характера. Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). Однако и здесь банки несут расходы, связанные с проведением посреднических операций.

К примеру, формально клиентские международные платежи осуществляются за счет клиентских ресурсов, однако для их проведения требуется техническая инфраструктура, люди, подключение к сети SWIFT (стоимость индивидуального подключения равна $160 тыс.), ресурсы на счетах "ностро", что в сумме дает затраты, которые следует учитывать не по методу прямого счета (комиссионные доходы минус комиссионные расходы), а комплексно.

Таблица 1.1

Классификация расходов:

Авторы

Определение

Бабичев М.Ю. [29]

Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.

Банковский кодекс [7]

Расход - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме уменьшения активов и (или) увеличения обязательств), которое ведет к уменьшению собственного капитала Национального банка, банка, не связанному с его распределением между акционерами (собственниками), за исключением результатов переоценки активов и обязательств (основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования, нематериальных активов, ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, отдельных инструментов хеджирования, прочих статей бухгалтерского баланса), которые согласно законодательству признаются в бухгалтерском учете непосредственно в собственном капитале;

Лаврушина О.И. [30]

Расходы - это использование денежных средств на производственную и непроизводственную деятельность.


Источник - собственная разработка на основе изученной литературы

И. Козлова в учебном пособии по анализу деятельности банка расходы анализирует в части, называемой "результативность банковской деятельности", в которой анализируются доходы, расходы, прибыль и рентабельность банка [2, с.186].

Расходы участвуют в расчете финансового результата филиала, балансовой прибыли, совокупного финансового результата (формула 1.1) [17].

ФР = Д-С (1.1)

где ФР - финансовый результат;

Д - доходы банка;

С - себестоимость совокупного банковского продукта.

В банковские издержки (себестоимость) включаются затраты, связанные с использованием всех факторов производства, а так же те виды налогов и сборов, которые включаются в себестоимость продукции.

Себестоимость банковских услуг (или расходы, относимые на издержки банковских услуг) определяется на основании данных "Отчет о прибыли и убытках" (расходы "всего" уменьшаются на расходы, осуществляемые за счет балансовой прибыли). Второй вариант - прямой счет.

Таким образом, финансовый результат есть разница между банковскими доходами и расходами по осуществлению банковской деятельности, относимыми на себестоимость банковского продукта (банковские издержки) в соответствии с действующим законодательством, то есть равен прибыли до налогообложения на доходы и до уплаты налогов за счет прибыли.

Рентабельность банковской деятельности (банка) определяется как соотношение между балансовой прибылью и расходами банка (филиала), которые включают себестоимость и основные расходы, учитываемые при определении балансовой прибыли (формула 1.2).

Рентабельность банковской деятельности = балансовая прибыль/расходы*100% (1.2)

Показатель рентабельности банковской деятельности (Рв) лишь частично сопоставим с показателем рентабельности произведенной и реализованной продукции (прибыль/себестоимость), который используется в отраслях материального производства. Дело в том, что при расчете рентабельности банковской деятельности в числителе указывается прибыль после вычета налога на прибыль, а в знаменателе расходы банка, кроме издержек, включают также ряд налогов.

В экономической литературе ведется широкая полемика по определению таких терминов, как "затраты" и "расходы". Одни авторы представляют их в качестве синонимов, с чем нельзя согласиться. Другие отмечают, что имеются различия между этими понятиями.

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары, работы и услуги. Затраты - это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражаемые в балансе как активы организации, способные в будущем принести доход.

Расходы представляют собой часть затрат, ограниченных рамками отчетного периода или же соответствующих полученному доходу, то есть это часть понесенных предприятием затрат, которые соответствуют произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции.

Расходы Национального банка, банков разделяются согласно Инструкции по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30 июля 2009 г. № 125 следующим образом: процентные; комиссионные; прочие банковские; операционные; отчисления в резервы; долги, списанные с баланса; отчисления в бюджет - для Национального банка, налог на прибыль (доходы) - для банков.

Наглядно классификация расходов представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Классификация расходов банка соответствии с планом счетов в банках Республики Беларусь

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных источника [16].

Важнейшей задачей учета расходов банка является обоснованное и своевременное признание расходов.

Расход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

—        расход производится (возникает) в соответствии с договором, требованиями законодательства или обычаями делового оборота;

—        сумма расхода может быть надежно определена;

—        существует вероятность выплаты.

Каждый вид расхода признается в бухгалтерском учете отдельно, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка.

Прекращение признания расходов текущего года происходит в последний рабочий день года путем перечисления остатков по счетам по учету расходов на балансовый счет по учету прибыли (убытка) отчетного года.

Таким образом, расходы банка представляют собой совокупные затраты, которые несет банк в процессе осуществления своей деятельности.

Расходы филиала есть денежные затраты, связанные с его функционированием и выполнением уставных задач банка. По экономическому содержанию банковские расходы есть плата за привлеченные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые используются в банковской деятельности. Определяя стратегию развития филиала, необходимо в расходах банка, с учетом их экономической природы, выделять постоянные и переменные. Постоянными называются такие расходы, величина которых не меняется. К ним относятся: арендные и коммунальные платежи, амортизация, заработная плата и так далее. Переменные - такие расходы, величина которых меняется в зависимости от затрат, например, на уплату процентов вкладчикам.

Среди банковских расходов различают прямые и косвенные, постоянные и переменные.

Прямые расходы возникают непосредственно в процессе оказания конкретной услуги клиенту (например, затраты по привлечению средств, на конвертацию валюты). Косвенные расходы включают общебанковские (накладные) расходы (например, оплата труда персонала банка, арендные платежи, телеграфные расходы).

К постоянным относятся затраты, которые не изменяются в течение анализируемого периода времени. Соответственно в состав переменных входят расходы, размер которых зависит от изменения масштабов деятельности банка. Таким образом, для временных промежутков разной протяженности будут различны общий объем и структура постоянных и переменных затрат банка. Основным фактором изменения выступает скорость протекания банковских операций.

В зависимости от вида совершаемых операций расходы банка разделяются на расходы от кредитных операций, затраты по операциям в иностранной валюте, с ценными бумагами, по проведению прочих операций по счетам клиентов и долгосрочным вложениям банков, расходы в связи с созданием резервов в банках.

Таблица 1.1 Классификация расходов

Автор

Классификация

Коробова Ю.И. [5]

а) операционные расходы (начисленные и уплаченные проценты в рублях и инвалюте; расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой и другими валютными ценностями; расходы по операциям с ценными бумагами; расходы по операциям с драгоценными металлами и др.)


б) расходы по обеспечению функциональной деятельности банка: - расходы по оплате труда персонала банка, по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности банка (амортизационные отчисления; эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, транспорта; арендная плата по основным фондам; транспортные расходы; канцелярские расходы; расходы на связь и телекоммуникации и др.), прочие расходы по обеспечению деятельности банка


в) прочие расходы банка: штрафы, пени, неустойки уплаченные; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде; судебные издержки и расходы по арбитражным делам банка; расходы, связанные с реализацией имущества банка; списание дебиторской задолженности и др.


Источник - собственная разработка на сновании данных [5]

Таким образом, расходы банка участвуют в формировании конечных финансовых результатов деятельности банка, поэтому их всесторонняя оценка позволяет определить резервы снижения расходов банка и соответственно роста прибыли банка.

1.2 Источники формирования расходов банка


Операции коммерческих банков по формированию доходов и осуществлению расходов относятся к внутрибанковским, и документы, подтверждающие правомерность совершения этих операций, формируются в отдельные папки.

Осуществление расходов производится банком на основании внутрибанковских документов - мемориальных ордеров, либо платежных поручений. Например, перечисление процентов по вкладам граждан или организаций, обслуживающихся в данном банке, производится на основании мемориального ордера. Проценты, причитающиеся другим банкам, либо клиентам, обслуживающимся в других банках, перечисляются платежным поручением через корреспондентский счет банка.

Ряд расходов банка относится на затраты в пределах законодательно установленных норм:

—        расходы на командировки, связанные с банковской деятельностью;

—        выплаты на командировки, связанные с банковской деятельностью;

—        выплаты компенсаций за пользование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей;

—        представительские расходы.

Затраты банков на подготовку и переподготовку кадров могут быть отнесены на себестоимость при наличии лицензии у образовательного учреждения, договора с ним, и если расходы проводятся в пределах 2% от расходов на оплату труда работников банка, отражаемых на счете группы 930 "Расходы на содержание персонала".

Представительские расходы относятся на счет 9391 "Представительские расходы" при условии, что все расходы подтверждены документально, связаны с банковской деятельностью и соответствуют смете расходов по данной статье, утвержденной Советом банка.

Затраты на командировки - расходы в рублях и валюте также нормируются. На сегодняшний день норма на суточные расходы составляла 60 000 рублей, в случае предоставления командированному работнику одноразового питания суточные выплачиваются в размере 70 процентов, двухразового - 30 процентов установленной нормы, установлены нормы расходов по найму жилья в сутки без оправдательных документов и т.д.

Поскольку нормы и нормативы установлены из расчета дохода в год, постольку в течение года из-за неравномерности в поступлении доходов и осуществлении подобного рода затрат нормативы нарушаются. Коммерческие банки вправе относить разницу в виде превышения над нормой в течение года на счета по учету расходов будущих периодов.

При несоблюдении норм и нормативов суммы превышений должны относиться на счет прибыли, оставшейся в распоряжении банка после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Расходы по процентам за полученные кредиты от других банков относятся на затраты банков в пределах ставки, установленной Национальным банком Республики Беларусь. При проверке рассматривается соблюдение указанного порядка по каждому кредитному договору.

Таким образом, источниками формирования расходов банка являются совершаемые ими операции. В соответствии с приведенной в первом параграфе классификацией расходов раскроем сущность основных операций, являющихся источниками возникновения расходов банка.

Процентные расходы - расходы по активным и пассивным операциям, связанным с привлечением денежных средств, которые определяются исходя из срока, размера процентной ставки и суммы актива или обязательства.

Процентные расходы от осуществления операций, связанных с привлечением денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней, определяются исходя из срока привлечения, размера процентной ставки и суммы актива или обязательства.

Порядок расчета процентных расходов по ценным бумагам, операциям лизинга и факторинга устанавливается отдельными актами законодательства.

Комиссионные расходы - расходы по полученным услугам, выполненным работам, сумма которых является фиксированной или определяется пропорционально сумме актива или обязательства, а также другими способами в соответствии с условиями договоров или законодательством.

К комиссионным расходам относятся расходы, сборы, плата за осуществление пассивных операций, за принятые работы, полученные услуги, в том числе за посреднические услуги по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим аналогичным договорам. Комиссионные расходы также включают в себя расходы за открытие и (или) ведение счетов, расчетное и (или) кассовое обслуживание, расходы по операциям с чеками, банковскими пластиковыми карточками, ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по документарным операциям, кредитам, комиссионные расходы по прочим операциям.

Комиссионные расходы являются фиксированной суммой или определяются пропорционально сумме актива или обязательства, а также другими способами в соответствии с условиями договоров и (или) законодательством.

Прочие банковские расходы - расходы, не входящие в состав предыдущих групп, возникшие в результате исполнения обязательств по договорам или в соответствии с требованиями законодательства.

К прочим банковским расходам относятся расходы, возникшие в результате исполнения обязательств по договорам или в соответствии с требованиями законодательства, связанные с изменением справедливой стоимости (переоценкой) активов и обязательств (ценных бумаг, производных финансовых инструментов, иностранной валюты, драгоценных металлов и драгоценных камней). Прочие банковские расходы также включают в себя расходы по операциям с производными финансовыми инструментами, ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по консультационным, информационным, аудиторским, маркетинговым и прочим полученным (предоставленным) услугам, доставке документов, перевозке и инкассации, а также расходы по страхованию, банковским операциям и иные банковские доходы и банковские расходы.

Операционные расходы - расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности Национального банка и банков. К ним относятся: расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов, материалов, долгосрочных финансовых вложений, расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, расходы по эксплуатации земельных участков, зданий и сооружений, прочих основных средств и материалов, неустойка (штрафы, пени) и иные операционные расходы.

К долгам, списанным с баланса, относятся расходы в виде списания активов, которые отнесены к безнадежным долгам в соответствии с законодательством и (или) локальными нормативными правовыми актами Национального банка, банков и по которым не созданы соответствующие резервы. Долги, списанные с баланса возникают в виде расходов от прочих непредвиденных ситуаций, а также в результате различных отклонений методики бухгалтерского учета.

К отчислениям в бюджет и налогу на прибыль (доходы) относятся расходы по платежам в бюджет, которые определяются в соответствии с законодательством.

Таким образом, в процессе осуществления деятельности банк несет определенные расходы, величина которых зависит от сложившихся условий ценообразования на банковские услуги. Основные аспекты ценообразования банковских продуктов рассмотрим ниже.

1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов


Банковский продукт (услуга) - разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.

Особенности банковских услуг состоят в следующем:

—        они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;

—        оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах;

—        абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;

—        купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.

Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж - это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:

—        имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт;

—        качество продукта;

—        характеристики аналогичного продукта других банков;

—        критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.

Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов.

В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества, экономике, с философией руководства банка, с его миссией, особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами.

В рыночной экономике коммерческий банк существует постольку, поскольку имеется спрос на его товар (услуги). В зависимости от спроса банк вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки уделяют ныне разработке новых банковских продуктов (или их модернизации), так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Без этого на современном рынке просто невозможно.

Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать

следующим основным положениям:

—        самое главное - любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей;

—        продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения;

—        продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов;

—        любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руководства;

—        разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь упреждающий (стратегический) характер.

Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов - возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу. Но и за короткое время можно сделать "большие деньге", а, главное, привлечь к себе новых клиентов, существенно пополнить клиентскую базу.

Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.

Какого бы из способов определения уровня цен ни придерживался банк, ему необходимо руководствоваться следующей программой установления цен на свои конкретные услуги. Основные ее шаги следующие.

Предварительный анализ:

а) определение вида и уровня спроса на конкретные услуги или группу уcлуг в статике и динамике;

б) выявление основных (значимых) факторов эластичности спроса по каждой группе банковских услуг, на каждом конкретном банковском продукте;

в) получение потенциальных и реальных экономических и психологических границ цен.

Оперативный анализ:

а) выбор оптимальной и выгодной для банка цены;

б) анализ качественного и количественного уровня издержек как отдельной операции, так и самой банковской услуги в целом;

в) корректировка первоначального уровня цен в зависимости от динамики рыночной конъюнктуры;

г) выброс на рынок.

Вариационный анализ. С его помощью происходит последующее снижение или повышение уровня цен на уже реализуемые услуги. Необходимо сразу оговорить, что на практике нет идеальных систем ценообразования. Существуют и предлагаются разные модели, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, т.е. никакая из них не может претендовать на универсальность.

Выбор конкретной модели зависит от внешних и внутренних условий, от кластера, к которому относится каждый банк, т.е. его рейтинга и финансовых возможностей, и др.

Но независимо от способа формирования цен на услуги существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительной стоимости конкретной банковской операции. Эти критерии могут быть разделены на внутренние, или зависящие от самого банка, т.е. от деятельности его руководства и коллектива, и внешние - не зависящие от вышеупомянутых факторов. К внутренним критериям относятся:

—        реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше цена товаров производителя);

—        специфика предлагаемых услуг (чем выше и уникальнее качество их предложения, тем выше и цена);

—        вид, способ производства (индивидуальные операции имеют более высокую себестоимость, а, следовательно, и цену - продуктовая маркетинговая концепция; услуги массового характера имеют низкие издержки, невысокую цену - производственная маркетинговая концепция);

—        ориентация на одного и (или) множество рыночных сегментов, т.е. рыночная стратегия и тактика производителя;

—        жизненный цикл конкретной услуги (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле, и наоборот);

мобильность процесса предоставления услуг (при частых и интенсивных изменениях товар имеет более высокую цену);

—        длительность цепочки "производитель - потребитель" ("банк потребитель”);

—        цена товара любого производителя выше при большом рынке, хорошо организованном продажном и послепродажном сервисе;

—        авторитет (реноме) производителя-банка на внутреннем и внешнем рынках и др.

К внешним критериям относятся:

—        политическая стабильность страны-производителя и стран, где находится рынок сбыта ее продукции (т.е. уровень странового риска);

—        отсутствие на свободном рынке некоторых видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

—        практика регулирования экономики со стороны государства, что отражается на регулируемом Центральным банком и государством диапазоне цен; тарифных и нетарифных барьерах; юридических нормах и правилах осуществления внутренней и внешней экономической деятельности; таможенных нормах и правилах;

—        уровень инфляции;

—        вид существующего (реального) и перспективного (или потенциального) покупательского спроса населения на конкретные банковские услуги;

—        наличие и уровень конкуренции, которая, со своей стороны, может существовать между банками одного типа (обратно пропорциональна уровню цен), банками, принадлежащими одной отрасли (повышение уровня конкуренции повышает уровень цен), между потребителями (клиентами) и производителями (банками) и между банками различного типа (межотраслевая).

Кроме того, с точки зрения статистического анализа уровень цен на банковские услуги является зависимым фактором. И он зависит от двух групп показателей - контролируемых и неконтролируемых.

Основные ценовые стратегии банков. Итак, на основе совокупности всех или только некоторых критериев определения цены формируется ценовая стратегия любого банка. Разные банки, естественно, ориентируются на различные ценовые стратегии, но редко, когда они пользуются только одной из них, так как они "не замыкаются" на предоставлении клиенту одного вида услуг или только на одном рынке. Притом одна и та же цена может быть отнесена к разным стратегическим категориям в зависимости от конкретной ситуации, в частности от уровня цен на различных рынках. Если исключить влияние различных форм оплаты, можно выделить шесть основных ценовых стратегий.

Естественно, необходимо все время следить, чтобы банк не попал в условия явного или скрытого демпинга.

Стратегия "выхода (проникновения) на рынок" используется чаще всего банками, которые только начинают свою деятельность, выходят на новый рыночный сегмент ("нишу", "окно"). Этой стратегии также придерживаются производители, чьи товары не имеют зарегистрированной товарной марки, патент' ной защиты. Иными словами, к стратегии проникновения прибегают, если рынки имеют спрос высокой эластичности.

Стратегия "ассоциированного рынка" связана с представлением о соизмеримости качества продукции производителей (банковских услуг) с аналогичным товаром конкурентов. Обычно эта стратегия требует большой и конкретной маркетинговой деятельности.

В рамках стратегии "ассоциированного рынка" разрабатываются такие ценовые политики, как:

•          политика льготных цен, с помощью которой создается заинтересованность как у производителей-банков (они имеют стабильный сбыт товара), так и у клиентов. Этой политики как временной придерживаются банки, связанные с производителями товаров сезонного спроса, устраивающие, например, сезонные распродажи;

•          политика гибких, эластичных цен, уровень которых меняется в зависимости от возможности клиента торговаться и его покупательных возможностей. Чаще всего их используют при заключении индивидуальных договоров между производителями, банками, биржами (посредниками) и потребителями в зависимости от количества товарных партий и при наличии неоднородных товаров. К этой политике тесно примыкает политика нестабильных, меняющихся цен, которая зависит от уровня издержек производства, конкретной рыночной конъюнктуры, объема продаж;

—        политика конкурентных цен, связанная с проведением агрессивной ценовой политики банков-конкурентов;

—        политика неокругленных цен. Например, лучше продавать товар по цене 19,50 д. ед. вместо 20 д. ед., что связано с таким фактором, как психологическая граница цен;

—        политика массовых закупок, при которой клиент банка предоставляет своему потребителю скидку в зависимости от количества закупленного товара, сезонных колебаний и проч. (своим постоянным покупателям). Эта политика чаще всего используется при наличии легко сегментированного рынка, четких границ отдельных сегментов, невозможности перепродавать товар на другом рыночном сегменте из-за существования отрицательного или нулевого спроса.

И, наконец, стратегия "лидера" предполагает создание высококачественной, конкурентоспособной продукции, превосходящей аналогичную продукцию по своим параметрам. Банк, придерживающийся такой стратегии, может разрабатывать следующие виды ценовой политики:

—        политика "снятия сливок", при которой первоначальная продажа конкретных услуг идет по высоким ценам, значительно выше уровня издержек, а потом постепенно снижается. Главным фактором осуществления такой политики является высокий уровень спроса со стороны большого числа клиентов.

Первоначальная группа потребителей не так чувствительна к цене, как последующие покупатели, восприятие высоких цен со стороны клиентов свидетельствует о высоком качестве товара;

—        политика дискриминационных цен по отношению к конкретному рыночному сегменту ("нише", "окну"), связанная с таможенными пошлинами, с использованием услуг конкретного посредника;

—        политика единых цен;

—        политика престижных цен.

Для определения ценовой стратегии и политики также необходимо проанализировать три модели направления деятельности производителя-банка, а именно затратную (для определения объема и оптимального соотношения затрат на ориентацию и формирование той или иной ценовой политики) и условную стратегию банка; ресурсную (анализ его возможностей в условиях существующих материальных, трудовых, энергетических, финансовых и других ресурсов, которыми он располагает или может располагать в перспективе) и модель эффективности, с помощью которой руководство банка определяет и выбирает оптимальный вариант ценовой стратегии и политики.

Прежде всего, руководство банка анализирует основные факторы определения цен на свой товар, такие, как динамика объема продаж, норма ожидаемой и возможной прибыли, психологическая граница цен и прочие. Рассмотрим некоторые их них.

Динамика объема реализации услуг. В этом случае специфика проводимого анализа вытекает из конечных целей, преследуемых руководством. Это могут быть: реализация услуг любой ценой; увеличение доли рынка (рыночного сегмента, ниши, окна); получение максимально высокой прибыли в кратчайшие сроки; получение разумной (оптимальной) высокой прибыли на максимально длительный период; стимулирование продажи нового товара; вхождение в рыночную систему вновь появившихся производителей; снижение спроса на товар и прочее.

Объем продаж продукции в статике и динамике зависит от потребности и спроса на предлагаемый товар.

Увеличение объема продаж некоторых основных видов товаров является результатом "эффекта дохода" и "эффекта замещения", т.е. величина спроса на товар есть функция от следующих факторов: (1.3)

Dx= (Tx,1,Px,Py,Pz,W,F),

где: Dx - спрос на товар;

Тх - потребность покупателя в данном товаре;

доход покупателя, т.е. его возможность приобретения этого товара;

Рх - цена на этот товар;

Ру - цена на товар-заменитель (товар-субститут);

Pz - цена на дополняющий его товар;

W - уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

F - мнение потребителя относительно перспектив его экономического благосостояния.

Норма прибыли. Полученной прибылью банку необходимо покрыть все свои затраты; поддержать цены на уровне (под, над уровнем) конкурентов. Но получение прибыли в определенный момент нельзя абсолютизировать. Возможны случаи, когда от внедрения новой технологии, осуществления конкретных банковских операций, решения экологических и социальных проблем прибыль и выгода получаются не сразу, и так называемый косвенный эффект с избытком компенсируется в дальнейшем. Одним из основных факторов, влияющих на уровень цены услуги, является его качество.

Психологические границы цен. Они формируются в сознании и производителя, и потребителя под влиянием множества факторов. Например, какая - то операция стоит примерно 985 д. ед., а рядом предлагается совершенно аналогичный товар стоимостью 990 д. ед. По данным ряда социологических исследований, около 60 % покупателей приобретут первый товар по цене 985 д. ед., потому что его цена создает подсознательное восприятие о более точном и достоверном способе определения цены. Это относится к суммам, выраженным трехзначным числом. Другой пример: два товара-аналога стоят 98,10 д. ед. и 97,90 д. ед. Здесь покупатель в большинстве своем купит дешевый товар, не интересуясь его другими характеристиками. Этот метод определения психологических границ цен годится для товара с более низкой стоимостью (одно двузначное число).

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики цена возрастает не пропорционально качеству товара, а как бы опережая его, и, наоборот, при снижении технического уровня и качества товара относительно общепризнанного уровня цена снижается более прогрессивно.

Существует несколько видов цен:

а) цены фактических сделок, которые чаще всего используются в расчетах между банками и их филиалами. Иногда их называют внутренними или трансфертными ценами;

б) биржевые цены (котировки), в случае, когда товары являются объектами биржевой торговли;

в) цена аукционов и торгов. Например, регулярно проводимые аукционы денежных ресурсов. Существуют аукционы, которые играют на понижение уровня цен, и такие, которые играют на их повышение;

г) среднестатистические цены, которые подразделяются на цены продавца (отношение величины себестоимости произведенного товара за определенный период к его количеству) и цены покупателя (отношение стоимости проданных за определенный период товаров к их количеству);

д) справочные цены, которые помещены в различных справочных изданиях, прейскурантах, журналах, газетах. Их характерной чертой является относительно небольшая подвижность;

е) сезонные;

ж) экспортные, которые должны быть соизмеримы с мировыми, носящими регулярный характер и предусматривающими платежи в СКВ;

з) оптовые, по которым производитель реализует свой товар своим контрагентам, но не физическим лицам;

и) розничные, по которым их приобретает конечный потребитель.

В системе банковского маркетинга прибыль отображает основные финансовые результаты его деловой активности и дает ему возможность произвести все выплаты в бюджет. Национальному банку и своим контрагентам.

Стоимость банковских услуг определяется договором между клиентом и коммерческим банком, но с учетом развития рынка аналогичных услуг в регионе и получение соответствующей прибыли. В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других. Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валютой, страховые, аудиторские и лизинговые услуги.

Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.

Особое значение для банка имеет правильное определение стоимости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.

Можно использовать два варианта определения платы за банковские услуги. Например, при расчете комиссионных платежей за расчетные услуги можно, во-первых, определить размер платы банку как частичное отделение общих издержек банка, связанных с проведением расчетных операций, на количество клиентов с учетом планируемой рентабельности. В зависимости от объемов операций, выполняемых по счетам конкретного клиента, средний размер платы для него может корректироваться на поправочный коэффициент, для клиентов с более интенсивным платежным оборотом при установлении размера платы за расчетные услуги применяются и более высокие поправочные коэффициенты (формула 1.4) [23]

Ркл= RRплан * Дплан / К * (1+ Пплан / Rобщ. план),

где: Ркл - средний размер платы с одного клиента;

RRплан - сумма плановых расходов на расчетные операции;

Дплан - плановая рентабельность;

К - количество клиентов;

Пплан - плановая прибыль банка;

Яобщ. план - общие плановые расходы банка;

Во-вторых, иной вариант расчёта платы предполагает использование данных о стоимости обработки одного платежного документа, рассчитанной как частное от деления суммы плановых расходов на проведение расчетов в целом по филиалу на число обрабатываемых в данном периоде платежных документов [23, с.18].

При этом количество документов может определяться по данным соответствующего периода года или по аналогии с подобными клиентами (формула 1.5).

Ддплан= RRплан / Кnд* (1+P/100), (1.5)

где: Ддплан - плановая рентабельность обработки документа;

RRплан - сумма плановых расходов на расчетные операции;

Кпд - число платежных документов;

Р - стоимость одного документа;

Умножив цену обработки одного платежного документа на среднее число документов, приходящихся на клиента за определенный период (месяц, квартал, год), получим размер платы с данного клиента.

С учетом специфики работы филиала, разнообразия услуг, предлагаемым клиентам, различного удельного веса затрат на осуществление тех или иных услуг в сумме всех расходов на их оказание, может быть заключен единый договор на расчетное и кассовое обслуживание вместо отдельных договоров по этим или иным операциям.

На конечные результаты работы банка влияют также размеры расходов, являющихся переменными в долгосрочной перспективе. Общий размер расходов коммерческого банка зависит от того, в каких условиях он осуществляет свою деятельность и какие цели ставит по достижению своей результативности. Но в конечном счете, результаты работы коммерческих банков определяются размером полученной прибыли.

Важнейшими направлениями развития услуг и увеличения доходности работы коммерческих банков Республики Беларусь могут стать услуги обеспечивающие:

—        улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, удовлетворение потребности в наличных денежных средствах и других платежных средствах как по счетам в иностранной валюте, так и в белорусских рублях;

—        проведение операций с ценными бумагами банка и его клиентов;

—        реализация инвестиционных и приватизационных программ;

—        внедрение услуг гражданам в виде ведения счетов и хранения ценностей;

—        развитие страховых, аудиторских, лизинговых и других операций и услуг.

Безусловно, доходы от этих услуг менее значительны по сравнению с доходами от кредитных или валютных операций, но оказание их клиентам банка повышает его престиж, привлекательность, в том числе и для частных клиентов банка.

Таким образом можем подвести сделать вывод, что для совершенствование организационной структуры необходимо оценить свои операции и свои услуги, для привлечение клиентов с низкой их стоимостью и расширением спектра операций.

2. Оценка расходов банка


2.1 Оценка выполнения плана и динамики расходов банка


Анализ расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности банка, а, следовательно, и оценки эффективности его как коммерческой организации. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.

Отдел учета внутрибанковских операций, к которым и относится учет расходов банка, постоянно анализирует состав и динамику расходов банка для обеспечения бесперебойной деятельности банка и создания необходимых условий для привлечения на обслуживание юридических и физических лиц.

При анализе расходов банка используются:

—        информационно-аналитические материалы территориальных органов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь о социально-экономическом развитии региона;

—        укрупненный бухгалтерский баланс банка (филиала) (форма № 1 годового отчета) за исследуемый период;

—        отчет о прибыли и убытках (форма № 2 годового отчета) за исследуемые периоды;

—        ведомость начисленных процентов за анализируемый период;

—        детализированная ведомость доходов и расходов за эти периоды;

Кроме того, информация по расходам банка отражается в следующих формах отчетности, составляемых банком общую информацию по всем активам и пассивам, их структура по указанному временному периоду можно получит из формы 5АРС "Структура активов и пассивов банка". Форма 5АРС содержит информацию по рублевым и валютным операциям в рублевом эквиваленте. Форма оставляется за любой отчетный период в течение года.

В исследуемом филиале составляется множество различных "частных" внутрибанковских форм, позволяющих специалистам полнее и быстрее получать оперативную аналитическую информацию по расходам банка, контролировать доходы и расходы банка.

Отчет о прибыли и убытках (форма № 2 годового отчета) как укрупненный, так и детализированный (содержит доходы и расходы по МФК) позволяет оценить суммы полученных доходов и расходов от валютных операций как в целом, так и в разрезе отдельных лицевых счетов 4-го порядка. При этом следует учитывать, что особенности работы филиала - это то, что он может получать доходы и нести расходы по операциям с головным банком, однако, в связи с тем, что операции по перераспределению кредитных ресурсов, иностранной валюты, ценных бумаг между филиалами банка нельзя рассматривать как сделку ввиду отсутствия второй стороны по договору, то это не влечет за собой получения прибыли юридическим лицом [9, с.189]. Связано это с тем, что филиал не является юридическим лицом и по всем его обязательствам и требованиям отвечает головной банк [9, с.189]. Целью анализа расходов банка является выявление резервов снижения расходов и, как следствие, роста прибыльности банка и на этой основе формулирование рекомендаций руководству банка по проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций. На первоначальном этапе оценим структуру и динамику совокупных расходов ОАО "АСБ Беларусбанк" (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Структура и динамика расходов ОАО "АСБ Беларусбанк"

Показатели

2012

2011

отклонение, (+,-)

Темп роста, %


сумма млн. р.

уд. вес, %

сумма млн. р.

уд. вес, %

сумма млн. р.

уд. вес, %


1. Процентные расходы

17944345

60,69

9264804

63,55

8679541

-2,87

193,68

2. Непроцентные расходы - всего

5812185,5

19,66

2656449

18,22

3155737

1,43

218,80

2.1 Комиссионные расходы

461936,1

1,56

383370,2

2,63

78565,9

-1,07

120,49

2.2 Прочие банковские расходы

512703,6

1,73

242364,8

1,66

270338,8

0,07

211,54

2.3 Операционные расходы

2601495,9

8,80

1480223

10,15

1121273

-1,36

175,75

2.4 Налог на прибыль

129886,1

0,44

43848

0,30

86038,1

0,14

296,22

2.5 Отчисления в резервы

2106163,8

7,12

506642,7

3,48

1599521

3,65

415,71

3. Итого расходов

29568716

14577701

100,00

14991015

-

202,84


Источник - собственная разработка на основании приложение [2]

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о росте расходов банка на 14991015 млн р. за 2012 г. Темп роста составил 202,84%. Данный факт нельзя однозначно оценить как отрицательный, так как рост может быть обеспечен за счет наращивания ресурсной базы банка, в таком случае увеличение процентных расходов вполне оправдано.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. произошел рост таких расходов как процентные, прочие банковские расходы, операционные, отчисления в резервы. Рост процентных расходов на 8679541 млн р. свидетельствует о развитии вкладных операций в банке, так как за 2012 г. было открыто несколько новых видов вкладов, при этом операций с ценными бумагами практически не осуществлялось. Соответственно возросли и отчисления в резервы на 1599521 млн р.

Прочие банковские расходы возросли на 270338,8 млн р., а операционные расходы - на112127 3млн р. Наибольшими темпами отметился рост отчислений в резервы - 415,71%, а наименьшими темпами росли комиссионные расходы - 120,49%.

Анализ структуры расходов банка показал, что наибольший удельный вес в расходах банка в 2011 г. составляли непроцентные расходы - 18,22%, а в данной группе - операционные расходы - 10,15%. В2012 г. данная тенденция практически не изменилась. Отмечается рост непроцентных расходов в 2,2 раза.

2.2 Оценка сбалансированности доходов и расходов банка


Анализ сбалансированности доходов и расходов проводят на основе показателя сбалансированности, который рассчитывается отношением доходов к расходам (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Расчет показателя сбалансированности доходов и расходов филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" за 2011-2012гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Темп роста, %




 (+,-)


1. Доходы, млн р.

1048111,3

1622336

574224,7

154,8

2. Расходы, млн р.

1000642,6

1620340

619697,4

161,9

3. Коэффициент сбалансированности доходов и расходов

1,05

1,00

-0,05

-

4. Уровень расходов, %

95,47

99,88

4,41

-


Примечание - Источник: собственная разработка на основе приложения В.

Из данных таблицы 2.2 видно, что коэффициент сбалансированности доходов и расходов ниже на 0,05, что является отрицательным в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Однако в 2012 г. по сравнению с 2011 г. доходы увеличились на 574224,7 млн. р, что составило - 1622336 млн. руб.

Так же исходя из таблицы можно сделать вывод, что уровень расходов увеличился, что не можешь положительно сказать на доходности банка, т.к. доходы увеличились на 574224,7 млн. р., а расходы на 619697,4 млн. р.

К резервам сокращения неоправданных расходов банка следует отнести:

-          оптимизацию структуры ресурсной базы банка, обеспечивающую разумное снижение процентных расходов;

-          обоснованное сокращение непроцентных расходов;

-          улучшение качества активов, подверженных кредитному риску.

Удельный вес налога на прибыль увеличился на 0,14 п. п., что свидетельствует о повышении налоговой нагрузки на объекты налогообложения в банке.

Таблица 2.3 - Расчет влияния факторов на изменение рентабельности банковской деятельности ОАО "АСБ Беларусбанк" за 2011-2012 гг.

Показатели

2012 г.

2011 г.

Отклонение,  (+,-)

1 подстановка

2 подстановка

Влияние факторов








1. Прибыль банка, млн р.

1201790,3

607100,1

594690,2

1201790,3

1201790,3

4,99

2. Процентные расходы, млн р.

17944345,0

9264804,0

8679541,0

9264804

17944345

-4,25

3. Непроцентные расходы, млн р.

5812185,5

2656449,0

3155736,5

2656449

2656449

-0,77

4. Рентабельность банковской деятельности, %

5,06

5,09

-0,03

10,08

5,83

-0,03


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных приложения Г.

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. рентабельность банковской деятельности снизилась на 0,03%. Этому поспособствовало рост прибыли на 594690,2 млн. р., однако более быстрыми темпами выросли процентные и непроцентные расходы, на 8679541 и 3155736,5 млн. р. соответственно.

Это говорит о том, что у банка более быстрыми темпами растут расходы, по сравнению с прибылью, что не является положительной стороной в банковской деятельности.

2.3 Пути оптимизации расходов банка


Расходы филиала есть денежные затраты, связанные с его функционированием и выполнением уставных задач банка. По экономическому содержанию банковские расходы есть плата за привлеченные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые используются в банковской деятельности. Поэтому остро стоит задача максимально эффективного использования всех ресурсов. Кроме того, анализ расходов неотделим от анализа доходов, так как финансовый результат получается, при их взаимодействии.

Основными задачами анализа расходов банка выступают:

—        выявления потенциала наращивания доходов банка и соответственно оптимизация расходов;

—        выявления резервов сокращения расходов за счет их рационализации;

—        определение прибыльных или убыточных направлений банковской деятельности;

Цель данного анализа - выявление потенциальных резервов роста доходности банковской деятельности посредством:

—        тиражирования основных банковских услуг;

—        расширения их спектра;

—        внедрения принципиально новых банковских продуктов;

—        повышения имиджа и конкурентных преимуществ филиала в регионе;

—        ценового фактора на банковские услуги.

Так как основным видом непроизводственных расходов банка являются затраты на содержание персонала, то для ОАО "АСБ Беларусбанк" оптимизация филиальной сети - это первейший по важности вопрос повышения эффективности деятельности.

Как и на других предприятиях, в банке должны быть определены центры прибыльности (бизнес-единицы), отвечающие за ведение отдельных видов бизнеса. Перед ними ставятся конкретные задачи. Применительно к крупным банкам центрами прибыльности могут быть филиалы в целом и (или) отдельные виды операций. К примеру, задачи по развитию новых услуг, объемам прибыли и т.д. ставятся как перед филиалами, так и перед профильными управлениями в банке - по кредитной деятельности, валютным операциям и т.д.

Далее разрабатывается механизм согласования задач центров прибыльности и контроля деятельности, определяется состав и численность персонала. Кроме этого, определяются ресурсы для развития программ. Обычно это оформляется как бюджет доходов и расходов филиала.

Эффективность деятельности филиала повысилась, однако имеет недостаточную положительную динамику.

Кроме оптимизации филиальных сетей для повышения отдачи расходов банка можно предложить:

на основе единой оценки деятельности филиалов - гибкие системы материального стимулирования. Сегодняшняя зависимость таких стимулов только от критерия "прибыль - убыток" не является оптимальной.

вместо затратных по содержанию отделений с штатом сотрудников, как это делается уже 10-15 лет в мировой практике, следует создавать технологичные комплексные бюро банковских услуг на основе обменного пункта или передавать функции банка по отдельным договорам отделениям связи (как уже делается в некоторых районных системах "Беларусбанка");

более гибко следует использовать персонал в части графика рабочего времени в технической эксплуатации филиала находится масса компьютерной устаревшей техники.

Таким образом, предложена методика комплексной оценки деятельности филиалов и РКЦ. На основе ее может быть предложены схемы гибкого использования рабочего времени сотрудников и при отдельных функциях, позволяющие снижать удельные затраты банка.

Коммерческий банк - основное звено платежно-расчетного механизма, составная часть кредитной системы государства, посредством которой на основе рыночных механизмов капиталы перераспределяются между предприятиями и отраслями. Для работников успешная деятельность банка означает достойную оплату труда, иные формы материального стимулирования, возможность карьерного роста.

Перечисленные функции банка с точки зрения основных субъектов системы банковской деятельности определяют необходимость изучения финансового состояния и финансовых результатов банка через призму реализации этих функций, достигнутого компромисса между разнонаправленными составляющими.

На протяжении последних 20 лет много внимания уделялось проблеме оценки эффективности банковского сектора. Данный вопрос имеет большое значение для банковского сектора, деятельность которого связана с перераспределением финансовых ресурсов в экономике, а, следовательно, прямо или косвенно затрагивает повышение благосостояния экономических агентов в результате эффективного использования финансовых ресурсов.

Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим его получение. Эффективность - одна из возможных характеристик качества некоторой системы, характеристика качества хозяйствования, на основе сопоставления затрат и результатов функционирования системы.

Таким образом, экономическая эффективность связана с достижением эффективности, как при производстве, так и при распределении, что подразумевает выбор оптимальных уровней ресурсов и/или выпуска на основании реакции рыночных цен. Для этого банк должен стремиться оптимизировать такие экономические цели, как минимизация издержек и максимизация прибыли, что, в свою очередь, зависит от способности менеджеров использовать эффективные технологии и реагировать на сигналы рынка.

Двойственная природа эффективности банков является следствием того, что банки, являясь частными институтами, одновременно выступают в качестве источника общественных благ, поэтому эффективные с точки зрения собственников банки могут быть неэффективны с точки зрения экономики и наоборот. Это объясняется следующими причинами:

Собственники рассматривают банк как источник прибыли. Важным элементом увеличения ее объема является управление доходами и расходами. Конкретным выражением эффективности является показатель размера дивидендов, выплачиваемых банком на одну акцию, и стоимость акций банка на рынке, что определяет привлекательность банка для инвесторов и позволяет ему увеличивать собственный капитал не только за счет внутренних, но и за счет внешних источников. Отсутствие притока капитала сдерживает наращивание объемов активных и пассивных операций, а, следовательно, увеличение доли банка на различных сегментах финансового рынка.

С точки зрения экономики эффективность банков означает быструю и с наименьшими издержками трансформацию сбережений в инвестиции, а также сбор, обработку и оценку информации о потенциальных заемщиках. Это позволяет идентифицировать эффективность будущих инвестиций и гарантировать, что экономическая деятельность банка не будет вступать в противоречие с интересами владельцев сбережений, стремящихся к сохранению размещенных депозитов и получению максимального дохода по ним [8, с.338].

Финансовое положение банка зависит от имеющихся у него экономических ресурсов, финансовой структуры, ликвидности, платежеспособности, а также возможности адаптироваться к изменению условий в экономике.

Таким образом, эффективность банка в общем смысле характеризует его способность своевременного и стабильного создания денежных потоков. Она также оказывает влияние на финансовое положение банка и его устойчивость, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

Эффективность деятельности банка - интегральный сравнительный показатель, характеризующий результат деятельности банка как экономической системы с определенными целевыми приоритетами. Эффективность - критерий реализации целевых установок банка, планов и программ развития бизнеса

Можно предположить, что при увеличении спроса на банковские услуги наибольшую выгоду получают банки, которые осуществляют более гибкое управление издержками и могут предоставить услуги клиентам с наименьшими предельными издержками и за счет этого увеличить объем прибыли на условную единицу услуг или активов. Такого рода стратегия поведения характерна, прежде всего, для небольших и средних банков, которые являются эффективными не только с точки зрения их собственников, но и с точки зрения экономических агентов, пользующихся их услугами.

Существующий низкий уровень эффективности большей части банковского сектора является следствием:

—        невысоких темпов структурных преобразований в экономике;

—        сохранения неэффективной системы перераспределения кредитных ресурсов в экономике;

—        активного участия государства в данном процессе.

Основными причинами финансовых трудностей банка являются:

—        проведение рискованной кредитной политики;

—        неудовлетворительное финансовое положение должников кредитной организации;

—        иммобилизация средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода;

—        низкое качество управления кредитной организацией;

—        другие причины [8, с.339].

Можно выделить следующие факторы повышения прибыльности, эффективности деятельности коммерческого банка:

правильное управление ресурсами.

Основные рекомендации по управлению расходами банка сводятся к следующему: следует минимизировать долю заемных средств и увеличивать удельный вес собственных. Постоянный рост размера собственных средств - необходимое условие расширения сферы деятельности банка и увеличения объема его активных операций.

Кроме того, наличие солидного собственного капитала является основным условием надежности банка. Собственный капитал дает банку возможность сохранять платежеспособность путем создания резервов, позволяющих ему функционировать и выполнять свои обязательства даже при наличии убытков.

Таким образом, от величины собственных средств зависят финансовая устойчивость кредитного учреждения, его рейтинг, объем привлекаемых депозитов и другие параметры.

Учитывая вероятные отрицательные последствия инфляции, банкам необходимо принять комплекс мер по дальнейшему наращиванию собственного капитала, в особенности уставного фонда, прибыли, не допускать излишнего расходования средств на собственное потребление;

—        в структуре привлеченных средств необходимо повышать долю средне - и долгосрочных ресурсов и, соответственно, уменьшить размеры и долю краткосрочных и текущих пассивов, расширять ресурсную базу;

—        следует определить оптимальную комбинацию привлеченных источников исходя из специфики данного коммерческого банка;

—        необходимо управлять процентными ставками по привлекаемым ресурсам;

—        требуется повышать качество ресурсов;

правильное управление пассивными и активными операциями определяет доходность операций, эффективность деятельности и стабильность банка. Формирование банковских ресурсов и предоставление ссуд находятся в тесной взаимосвязи.

На практике управление пассивами и активами усложняется в связи с тем, что финансовый менеджмент вынужден учитывать требования регулирующих органов, желания вкладчиков и клиентов, цели акционеров банка, а также интересы общества. Банковский менеджмент обязан гармонизировать эти многогранные отношения таким образом, чтобы общество не ставило под сомнение платежеспособность, ликвидность или устойчивость банковской системы, а вкладчики имели полную уверенность в надежности любого банка;

изменение структуры активов банка может происходить путем улучшения качества кредитного портфеля банка. Кредитование - основной банковский бизнес, однако сегодня, если оценивать ситуацию без учета перспективы, это не всегда высокодоходное и надежное средство размещения банковских ресурсов. С другой стороны, только кредитование реального сектора экономики в конечном итоге может содействовать подъему национальной экономики и, соответственно, через экономическое оздоровление клиентуры приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности банковской системы страны.

При этом должны быть сокращены расходы банка, в том числе на обслуживание долга и расходы на управление. Излишние и неработающие активы должны быть проданы. Должны проводиться мероприятия по возврату ссуд, взаимозачеты и др. Первая задача на этом пути состоит в оптимизации структуры предлагаемых банком услуг. Второй не менее важной задачей является разработка и предложение новых услуг клиентам. Разработка услуг-новинок - новый источник доходности для банков. Она включает ряд стадий: поиск идей и их накопление, отбор подходящих идей, выработка путей реализации разрабатываемой новинки-услуги; отбор подходящего варианта реализации и формулирование стратегии о конкретных мерах по предложению новой услуги на рынок банковских услуг; анализ возможностей в плане охвата рынка, объемов сбыта и прибыли; разработка новых услуг и их испытание в рыночных условиях, выведение новинки-услуги на рынок банковских услуг. Доведение новых банковских услуг до клиента является задачей, которую решает маркетинг, и от ее выполнения в полной мере зависит успех деятельности банка.

План мер по финансовому оздоровлению банка должен обязательно содержать меры по получению дополнительных доходов, источниками которых могут быть безрисковые комиссионные операции и операции, не требующие больших затрат, а также размещение привлеченных ресурсов под конкретные рентабельные операции.

На финансовом рынке Республики Беларусь по мере обострения конкуренции на рынке кредитов и других доходных активов и по мере того, как многие кредиты переходят в разряд просроченных, сомнительных, все большее число белорусских банков стали уделять внимание увеличению непроцентной прибыли в форме комиссионного вознаграждения. Подобный подход позволяет белорусским банкам увеличивать размер чистой прибыли, что, в конечном счете, сказывается на общем показателе экономической эффективности работы банка;

готовность населения хранить свои сбережения в белорусских банках.

Формирование портфеля банковских услуг является одним из ключевых моментов для эффективной работы банка как с уже имеющимися у него клиентами, так и с потенциальными.

В условиях крайне жесткой конкуренции важнейшей составляющей на рынке банковских услуг является способность банка эффективно взаимодействовать с потенциальными потребителями. Именно поэтому деятельность коммерческого банка должна основываться на маркетинге, в обязательном порядке необходимо использовать стратегию максимального удовлетворения потребностей клиентов;

децентрализация банковского маркетинга (концентрация усилий сотрудников исключительно на своих операциях), а также создание в банке системы перекрестных продаж;

адекватное и своевременное реагирование на возникающие в банках проблемные и кризисные ситуации;

совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля;

развитие информационных технологий;

кадровое обеспечение.

При оценке реальности плана финансового оздоровления учитываются также следующие факторы:

—        сможет ли банк нормально функционировать при планируемом уменьшении административно-хозяйственных расходов;

—        имеются ли технические и финансовые возможности для развития операций, которые могут принести доход с учетом показателей средней доходности таких операций в регионе;

—        возможность реализации активов: сначала - вообще, а затем возможность реализации по планируемой цене и в установленные сроки;

—        реальность взыскания дебиторской задолженности с учетом имеющихся судебных решений.

Если анализ реальности и возможности восстановления прибыльности, платежеспособности и ликвидности банка подтверждается, то оцениваются перспективы развития банка, при этом учитываются:

—        конкурентоспособность коммерческого банка с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;

—        наличие устойчивых источников дохода;

—        перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности;

—        наличие устойчивой клиентской базы;

—        заинтересованность собственников банка в его развитии [2, с.247].

В процессе функционирования филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" необходимо стремиться к обоснованному снижению расходов. Одним из методов контроля за обоснованностью расходов банка является бюджетирование, которое представляет собой составление системы взаимосвязанных финансовых планов (балансов) коммерческого банка.

В практике банков составляются следующие виды бюджетов: операционных доходов и расходов; финансовых ресурсов, расходов на персонал, капитальные вложения; административно-хозяйственных расходов. Срок планирования обычно составляет один год. Сметы плановых затрат составляются с учетом взаимосвязи состава затрат и направления их использования с учетом взаимосвязи состава затрат по сметам каждого подразделения банка.

Метод бюджетирования дает возможность управлять расходами банка на основе анализа причин отклонения фактических расходов от запланированных показателей и их соответствующей корректировки [32, с.337].

Финансовое планирование или процесс составления годовых бюджетов создает набор ожидаемых финансовых результатов для управления банком и определения компенсации и планов стимулирования служащих. Бюджет представляет собой жизненно важную часть процесса управления риском. Любые отклонения от бюджета должны отслеживаться на месячной основе финансовым управлением. Фактически, отклонения от бюджета сигнализируют ещё на раннем этапе о том, что фактический профиль риска учреждения не соответствует желаемому [8, с.143].

Важным условием успешного развития коммерческого банка является рост прибыли за счет стабильных источников и отсутствие значительного влияния нестабильных источников на рост положительного финансового результата.

Дня оценки источников прибыли, для планирования и более глубокого изучения резервов ее роста предлагаем использовать в филиале № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" методику анализа финансовых результатов, построенную на основе группировки данных отчета о прибыли и убытках по критерию стабильности. Вместе с тем отметим, что этот анализ не имеет глубокий характер в связи с тем, что в указанной форме отчетности отражаются чистые конечные результаты по источникам их получения - чистый процентный доход, чистый комиссионный доход, чистый доход от продажи валюты и т.д.

Под стабильными понимают доходы, которые остаются практически постоянными на протяжении достаточно длительного период времени и могут прогнозироваться на перспективу. Высокая стабильность свойственна, прежде всего, доходам от основной деятельности банка. Под стабильными источниками банковских доходов понимают совокупность процентных и комиссионных доходов. Источником и тех и других является традиционная деятельность банка.

Заключение


Расходы участвуют в формировании себестоимости банковского продукта (являются банковскими издержками) и в формировании финансового результата от банковской деятельности. От того насколько качественно организован их бухгалтерский учет, анализ и контроль за эффективностью расходования средств банка во многом зависят и финансовые результаты банка. В условиях всеобщей экономии ресурсов необходимо особое внимание уделять эффективности понесенных затрат, их окупаемости. В этой связи особо актуален вопрос формирования и оценки расходов банка.

В курсовой работе рассматривается порядок формирования и методика оценки расходов банка на примере филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк".

Задачи, поставленные в начале исследования, полностью реализованы.

Филиал № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк" - крупный по количеству сотрудников и материальной базе филиал, созданный для обслуживания населения г. Гомель, имеющий разветвленную сеть расчетных кассовых центров и не завершивший до конца стадию реорганизации, сказывающуюся и на финансовых результатах и высоком коэффициенте текучести кадров. Филиал № 300 работает прибыльно, однако в 2012 г. показатели доходов, прибыли и рентабельности уменьшились при неизменной сумме расходов.

Показатели рентабельности за анализируемый период снизились, хотя стоит отметить, что для банковской сферы показатели рентабельности и в 2011 г. были не слишком высокие. Рентабельность банковской деятельности снизилась на - 0,03%, что означает, что на 1 рубль расходов приходится 0,03 р. прибыли, которая составил на 2012 - 5,06%. В связи со сложившейся ситуацией руководству филиала банка необходимо срочно предпринимать меры по устранению выявленных тенденций к снижению результатов деятельности.

В результате проведенного исследования в области формирования расходов можно сказать, что основную часть операционных затрат банка составляют расходы по привлечению ресурсов (процентные расходы). Они включают процентные расходы в разрезе контрагентов банка по счетам до востребования, по срочным депозитам, по кредитам, финансовому лизингу. Отдельную группу составляют издержки по операциям с ценными бумагами (по депозитным и сберегательным сертификатам, облигациям и прочим долговым обязательствам, выпущенным банком). К процентным расходам относятся также соответствующие расходы по внебалансовым операциям и прочие затраты на выплату процентов.

Следует отметить что, основное влияние на процентные расходы оказывает состояние финансового рынка, характер государственного регулирования банковской деятельности, порядок налогообложения, темп инфляции, тип банка и др. В том числе, на макроуровне на сумму процентных расходов значимо влияют уровень резервных требований и учетная политика центрального банка, на микроуровне - размер средних остатков привлеченных депозитов и размер средней процентной ставки по депозитам. Факторный анализ показал, что процентные расходы по текущим счетам юридических лиц возросли на 8679541 млн р. Таким образом, анализ процентных расходов показал, что их рост в первую очередь обусловлен развитием деятельности филиала № 300 ОАО "АСБ Беларусбанк". Так, в 2012 г. были открыты новые виды депозитов, возобновлен выпуск облигаций и т.д.

В процессе проведенного исследования проработана законодательная, нормативно-правовая и специальная литература и на ее основе исследованы теоретико-методические аспекты формирования и оценки расходов банка. Рассмотрены сущность, классификация расходов банка, определены источники формирования расходов, банка, дана оценка расходов банка. На основе изучения действующей организации формирования расходов банка, методики оценки расходов банка определены основные направления их оптимизации в современных условиях хозяйствования.

Применение содержащихся в курсовой работе рекомендаций по организации и оценке расходов банка будет способствовать получению необходимой информации для принятия достоверных управленческих решений по оптимизации расходов банка.

Экономическая значимость результатов исследования и рекомендаций по анализу расходов банка позволит в значительной степени увеличить финансовый результат деятельности банка, а также будет способствовать росту прибыли, что положительно скажется на финансовом положении объекта исследования.

Список использованных источников


1.      Александрова, Н.Г. Банки и банковская деятельность для клиентов: учеб, пособие для вузов / Н.Г. Александрова, Н.А. Александров. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

2.      Анализ деятельности банков: учеб. пособие / И.К. Козлова [и др.]; под общ. ред. И.К. Козловой. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 240с.

.        Бакунц, А.Б. Коммерческие банки с развитой филиальной сетью: особенности финансового анализа / А.Б. Бакунц // Банковские услуги. - 2007. - № 5. - С.9 - 13.

.        Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учеб. для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Вузов, учеб., 2004. - 491 с.

.        Банковские операции: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2007. - 446с.

.        Банковский аудит: учеб. пособие / Л.С. Ефремова, Т.А. Купрюшина, И.И. Татур [и др.]; под ред.Л.С. Ефремовой. - Минск: БГЭУ, 2008. - 389 с.

.        Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой предста-вителей 3 октября 2000 г.; одобр. Советом Республики 2 декабря 2000 г. (в ред. от 14 июня

.        г. № 132-3) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.        Батракова, Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: учеб. пособие. /Л.Г. Батракова. - М.: Логос, 2002. - 152 с.

.        Бухгалтерский учет в банках: учеб. пособие / В.И. Малая [идр.]; под общ. ред.В.И. Малой. - Минск: Выш. шк., 2008. - 447 с.

.        Быковская, Е.В. Методика анализа прибыли банка / Е.В. Быковская // Бухгалтерский учет и анализ. - 2006. - №1. - С.38-41.

.        Быковская, Е.В. Методика оценки финансовых результатов деятельности банка для определения его рыночной стоимости методом дисконтированных денежных потоков / Е.В. Быковская // Бухгалт. учет и анализ. - 2007. - № 1. - С.49-52.

.        Дудкин, А. Анализ эффективности клиентов банка / А. Дудкин // Банковский вестник. - 2004. - № 10. - С.39-43.

.        Егорова, Н.Е. Математические методы финансового анализа банковской деятельности / Егорова Н.Е. // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 2. - С.75 - 145.

.        Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь: Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 198 (в ред. от 12.05.2009 № 140) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.        Инструкция по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке и банках Республики Беларусь: утв. постановлением Правления Нац. банкаРесп. Беларусь от 30 июля 2009 г. № 125 (в ред. от 16 апреля 2013 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.        Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.08.2013 №506 "Об установлении Плана счетов бухгалтерского учёта в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь и утверждении Инструкции о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь".

.        Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков в банках Республики Беларусь: утв. постановлением Совета директоров Нац. банкаРесп. Беларусь от 23 сент. 2009 г. № 312 (в ред. от 17 нояб. 2010 г. № 501) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.        О годовом отчете банков Республики Беларусь: постановление Совета директоров Нац. банкаРесп. Беларусь от 27 ноября 2006 г., №323 (в ред. от 17 нояб. 2010 г. № 500) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.        Организация деятельности коммерческих банков: учеб. для вузов / под ред.Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2001. - 512 с.

.        Печникова, А.В. Банковские операции: учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 368с.

.        Пещанская, И.В. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / И.В. Пещанская. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 320с.

.        Садвакасов, К.К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль / К.К. Садвакасов. - М.: Издательство "Ось-89", 1998. - 256 с.

.        Тарасов, В. Прибыль банкам не нужна / В. Тарасов // Белорусы и рынок. - 2008. - №31. - С.17-19.

.        Филиппова, Л. Бухгалтерский учет комиссионных доходов и расходов банков / Л. Филиппова // Г л. бухгалтер. Банковская деятельность. - 2007. - № 2. - С.15-20.

.        Харитонова Ю.В. Методики анализа и оценки расходов банков Республики Беларусь // Бухгалт. учет и анализ. - 2008. - № 8. - С.35-48.

.        Шеремет, А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке / А.Д. Шеремет, Г.Н. Щербаков. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 256 с.

.        Расходы банка [электронный ресурс]: Национальный банк Республики Беларусь, 2000-2011 - http://nbrb. by/payment/PlasticCards/ - 20.01.2014

.        Расходы банка [электронный ресурс]: ОАО "АСБ Беларусбанк" - http://belarusbank. by/ru/person/cards/ uslugi/12275 - 22.01.2014

.        Бабичев М.Ю. Банковское дело / Ю.М. Бабиче: Банковское дело, 2012. - 134 с.

.        Деньги. Кредит. Банки. Экспресс-курс: Учебное пособие/под ред.О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2009. - 320 с

Похожие работы на - Расходы банка и пути их оптимизации на материалах филиала № 300 ОАО 'АСБ Беларусбанк' (г. Гомель)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!