Учебная деятельность леворукого ребенка восьмилетнего возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учебная деятельность леворукого ребенка восьмилетнего возраста

Введение

Актуальность исследования. Школа - это начало общественного бытия человека, как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование.

Актуальность состоит в том, что по данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Князева М.П. и т.д.

Цель исследования - изучение развития пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность леворукого ребенка восьмилетнего возраста.

Предмет исследования - развитие пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности.

Рабочая гипотеза исследования - если в учебной деятельности использовать дидактические игры и упражнения, то это способствует развитию пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы поставили ряд задач.

1.Определить особенности пространственно-зрительного восприятия детей младшего школьного возраста

.Определить особенности развития пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка в учебной деятельности

.Провести диагностику пространственно-зрительного восприятия

.Составить рекомендации педагогам по развитию пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности.

Методологической основой исследований является положение Писарева В.Е и Беспалько В.П. о том, учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться, а также положение А.П. Чуприкова,о том, леворукий ребенок - это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой.

Методы исследования:

¾теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

¾эмпирические: словесно-диагностические методы; наблюдения; изучение педагогической документации;

¾статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Значимость исследования. Нами составлены рекомендации по развитию пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьми лет в учебной деятельности.

База исследования. МОУ школа № 145. Исследованием охвачено: 20 человек, в возрасте 8 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности

.1Особенности пространственно-зрительного восприятия детей младшего школьного возраста

левша учебный психический школьник

Акт пространственно-зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. [33, 494]

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности [8, с.37].

Начиная с простейших аналитико-синтетических перцептивных действий с предметами, младший школьник постепенно идет к развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося основной для мыслительных действий и операций.

Выделяют три функции пространственно - зрительного восприятия:

) стимульно-различительная

) аналитико-синтетическая

) коммуникативно-воспитывающая

Стимульно-различительная функция пространственно-зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром. В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности [8, с.32].

Аналитико-синтетическая сторона пространственно-зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. Информационно-познавательное значение зрения и пространственно - зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления и зрительной памяти [8, с.34].

Информационно-познавательный процесс пространственно-зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом, эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности.[3, с.112]

При недостаточности способов анализа и образов мышления и зрительной памяти обнаруживаются разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления.

Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно, осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией и проявляющейся в целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией, общением в окружающей действительности. [15, 210]

Коммуникативно-воспитывающая функция, определяющая формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления младшего школьника имеет коммуникативно-воспитывающее значение зрения и проявляется в формировании у младшего школьника определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать свои поступки и адекватно действовать. [3, 154]

Выделение данных функций пространственно - зрительного восприятия связано с недостаточностью их проявления у младших школьников, так как известно, что качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки младшего школьника в предмете, состояния анализирующих способностей зрительной памяти, мышления и уровнем навыков обследования предмета [2, с. 52].

Четкое представление функционального свойства пространственно - зрительного восприятия и установление своеобразия развития его у младших школьников, позволяет дать наиболее достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к осуществлению работы по развитию пространственно - зрительного восприятия.

Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувства с различными признаками и свойствами предметов [8, с.36].

Для младшего школьника особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Младший школьник овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.

Знакомя младших школьников с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы младшие школьники умели учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы младшие школьники научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме [12, с.85].

Пространственно-зрительное восприятие обеспечивает усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Пространственно-зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей - ощущение, восприятие, представление, память. С их помощью младшие школьники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Младшие школьники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить младших школьников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и другое) [13, 194].

Таким образом, пространственно-зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития пространственно-зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников. Развитие пространственно-зрительного восприятия в целом - процесс необратимый. Однако уточним, что учащиеся младших классов, особенно в начале обучения очень восприимчивы к внешнему воздействию. И, если это положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратится. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников. [10, 76]

.2 Развитие пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка в учебной деятельности

Можно с большой долей вероятности говорить о том, что становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольно желания, просто по определенным психологическим законам. [21, 128]

У них в отличие от правшей не пристраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: А как это сделать?, не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, развитие пространственно - зрительного восприятия левши, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. [14, 91]

Так не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится пользоваться ложкой, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу несколько раз вместе с ним повторить нужное движение, т.к. нарушение пространственно - зрительного восприятия, приводит к повышенной утомляемости. [14, 93]

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Необходимо буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы. Для левшей помимо таблицы умножения неплохо владеть таблицей сложения. Таблица сложения позволит левшам намного сэкономить время.

Гуляя по лесу с левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать различные травы, цветы, грибы, а уже потом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, что общего, какая разница между этими растениями, это будет способствовать развитию пространственно - зрительного восприятия. Ведь очень часто, руководствуясь своим видением мира, левша выстраивает такие мыслительные конструкции, которые поражают своей нетривиальностью (что прекрасно), но явно показывают, что обобщенная картина мира у него далека от общепринятой. Так как ему придется жить в мире правшей.[9, 354]

Очень много действий правши осуществляют автоматически. У левшей природа не всегда стабилизирует этот уровень психической жизни. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, снижению пространственно - зрительного восприятия, изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все пропускается через голову. Последствия - частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. [6, 59]

Мозг человека удивительно совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечном количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса.

Г.Г. Аракеловым и Е.К. Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей. Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и на поведенческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяют предположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному. Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, что они менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмами стрессовой реакции на уровне ЦНС. [11, 312]

Правое полушарие различные исследователи связывают со стрессом, за счет того, что там есть структуры, запускающие стрессовую реакцию, тогда как работа доминантного полушария обеспечивает общую активность организма. Поскольку у левшей правое полушарие является ведущим, у них и появляется такие пространственно-зрительные особенности как, функциональная асимметрия, которая не наблюдается у правшей. С другой стороны, у правшей происходит активация обеих полушарий, поэтому функциональная асимметрия не наблюдается. В исследованиях стрессовая реакция находит свое отражение в изменении ритмики ЭЭГ, мощности синхронности и асимметрии, при этом при стрессе происходит сглаживание индивидуальных различий. [5, 94]

Эмоциональные особенности левшей необходимо учитывать при обучении детей в школе. В какой-то естественные для леворуких детей восьмилетнего возраста затруднения по русскому языку и математике в первых классах школы не уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться давлением, жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются утомляемость и забывчивость - как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария и вместе с тем, заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения - это как следствие недостаточной развития пространственно-зрительного восприятия, недостаточное развитие активности ведущего, правого полушария. [1, 214]

Высокий уровень активации правого полушария оказывает, в той или иной мере, тормозящее влияние на пространственно-зрительное восприятие. В результате ребенок не силах найти правильное решение, рациональный выход из создавшегося положения, и чем больше будут давить на ребенка, чтобы он «все понял», «все осознал» - тем меньше он будет реально способен к этому. [4, 68]

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой, что связано с особенностями развития пространственно-зрительного восприятия детей восьми лет.

Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п. [5, 137]

Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.

Это подтверждается и тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников. Только нельзя торопить ребенка, необходимо дать ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения. [4, 59]

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук, т.к. пространственно - зрительное восприятие происходит через правое полушарие головного мозга. Часто дети жалуются, что им «мешают руки и ноги», если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец. [16, 225]

Формирование у ребенка-левши пространственно-зрительных представлений - одно из важнейших условий повышения его достижений. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик. Таким образом, это даст левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь оно строится в начале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. [16, 230]

Ни в коем случае нельзя пытаться абстрагировать внешние пространства, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать свои телом, руками. Поэтому, начиная обучать его буквам и цифрам, нужно дать ему в руки пластилин и проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры, буквы. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше - меньше», «шире - уже» и т.п. Ребенок-левша не всегда, точнее сказать - очень редко, понимает в абстрактных формулировках, что значит «зад - перед», «над - под», «в - на». Рекомендуется проговорить это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно. [17, 110]

Родителям и педагогам известно, что кризис освоения внешнего пространства (в том числе «зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту, они уже забывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания. Таким образом, леворукие дети восьмилетнего возраста имеют некоторые психические особенности, отличающие их от праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, так и родителям в домашней обстановке. [18, 194]

Акт пространственно-зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия.

Пространственно-зрительное восприятие обеспечивает усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Пространственно-зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей - ощущение, восприятие, представление, память. С их помощью младшие школьники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Младшие школьники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить младших школьников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и другое) [13, 18].

Таким образом, пространственно-зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников.

У ребенка-левши формирование пространственно-зрительных представлений - одно из важнейших условий повышения его достижений. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания. Таким образом, леворукие дети восьмилетнего возраста имеют некоторые психические особенности, отличающие их от праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, так и родителям в домашней обстановке.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности

.1. Диагностика пространственно-зрительного восприятия

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест М. Безруких и Л. Морозова, представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, а именно: Зрительно-моторной координации (субтест 1) - включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу;

Фигура - фоновое различение (субтест 2) - включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры;

Постоянство очертаний (субтест 3) - включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагается круг и квадрат;

Положение в пространстве (субтест 4) - включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур и букв в сериях;

Пространственные отношения (субтест 5) - включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов;

Комплексный субтест - включает анализ фигур с последующим до срисовыванием их частей, согласно заданному образцу.

Диагностическое обследование проводится индивидуально с каждым ребенком.

Нами была опробована методика оценки уровня зрительного восприятия, которая включала в себя 5 субтестов, ниже описана методика и полученные результаты. Фамилии и имена детей не указаны из-за этических соображений.

Субтест 1: изучение зрительно-моторной координации.

Задание 1. Посмотри внимательно. Здесь нарисована точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Во втором задании нарисованы две вертикальные линии, необходимо найти середину первой линии, а затем - второй. В третьем задании - нарисована дорожка. Нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине и т.д. все остальные задания. Заданий в данном субтесте 16. С каждым разом они усложняются.

Инструкция повторяется перед выполнением детьми каждого задания. Нужно следить за тем, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями.

В основе выполнения каждого из заданий лежит определение ведущей руки ребенка, умения ориентироваться в пространстве. [18, 18]

Субтест 2: включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры;

Демонстрационные карточки предъявляются ребенку на определенное время, затем убираются.

Например: Задание 1. Инструкция: «Сейчас мы будем находить знакомые фигуры, и обводить их. Найди и обведи красным карандашом спрятанный треугольник, круг, прямоугольник».

Результаты поэтому показывают, что к моменту обследования умственно отсталые дети уже знают название основных геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник).

Субтест 3:«Опознание геометрической фигуры»

Инструкция: каждому ребенку показывается таблица со схематичным изображением предмета, например, девочка, состоящая из четырех треугольников, одного круга, двух прямоугольников и предлагается сказать, из каких фигур составлен этот рисунок. Однако в первом классе не все умственно отсталые дети справляются с заданием. Дети не различают геометрические фигуры по форме, размеру, не воспринимают целостный образ схематичного изображения предмета на таблице.

Первоклассники массовой школы легко называют геометрические фигуры, из которых составленных рисунки, и что именно было изображено на таблице. [18, 17]

Субтест 4:«Положение в пространстве»

В основе умения ориентироваться в пространстве, то есть воспринимать его, лежит умение ориентироваться в схеме тела, знать свою ведущую руку.

Содержание методики предполагает выполнение детьми 8 заданий. По инструкции дидактический материал методики кладется перед ребенком, экспериментатор повторяет инструкцию перед выполнением каждого задания и следит за тем, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями.

Задание 1: «Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованные уголки. Они все изображены по- разному, но среди них есть один, нарисованный как образец (нарисован отдельно, показывается ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них правильный.

Во втором задании нужно найти точно такой же круг, как на образце и зачеркнуть его.

Задание 3-4: (инструкция аналогична). «Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, расположенные в определенном порядке. Нужно найти точно такую же группу фигур (как на образце) среди остальных и зачеркнуть ее. Каждое последующее задание усложняется.

Экспериментатор внимательно следит за выполнением каждого задания. Затем все листы, на которых выполнялись все 8 заданий субтеста, проверяются, анализируются, подсчитывается количество правильно выполненных заданий, отмечаются ошибки. [18, 19]

Субтест 5: Цель: определение пространственных отношений. Заданий в данном субтесте 8. Инструкции аналогичны предыдущим: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показывается рисунок). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш».

Не все умственно отсталые школьники могут справится в этом субтесте.

Субтест 6: комплексный субтест - включает в себя анализ фигур с последующим до срисовыванием их частей, согласно заданному образцу.

Подсчитав количество баллов по количеству правильно выполненных заданий и количеству допущенных ошибок и неточностей, и выводится средний балл (от 1 до 10 баллов) по каждому из субтестов данной методики, получили следующие результаты. Результаты заносятся в таблицу, в которой определен средний уровень баллов по шкале возрастных нормативов выполнения субтестов.

Таблица 1

№ОценкаСубтест1Субтест2Субтест3Субтест4Субтест5Субтест61.4б6б5б5б4б3б82.3б5б5б3б4б5б93.6б7б3б5б5б4б104.4б4б3б5б4б2б115.5б4б5б4б3б4б12Задания оценивались в соответствии с критериями оценивания:

- 12 - баллов - очень высокий уровень;

- 9 баллов - высокий уровень;

- 7 баллов - средний уровень;

- 3 балла - низкий уровень;

- 1 балл - очень низкий.

Таким образом, можно сделать вывод, что у леворуких детей восьмилетнего возраста пространственно-зрительное восприятие находится на среднем уровне развития.

.2 Рекомендации педагогам по развитию пространственно-зрительного восприятия леворукого ребенка восьмилетнего возраста в учебной деятельности

При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у леворуких, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании леворуких показывают, что способы и приёмы, с помощью которых дети усваивают знания, различны. [19, 13]

Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей. К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (т.к. даже ножницы ему нужны другие). Поэтому леворукие дети учатся выполнять все учебные действия так же, как и праворукие. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1. Необходимо помочь леворукому ребёнку организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

. не следует требовать от леворукого письма с правым наклоном, более целесообразным для них будет писать прямо;

. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.[20, 201]

. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

. С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, организацией элементов лабораторных занятий на уроках подачи нового материала, контроля и проверки знаний и т.п. Учителям также рекомендуется в определенной мере не придерживаться строгой регламентации их деятельности. При этом условии их работоспособность не будет ниже их праворуких сверстников. [23, 9]

. С целью снижения отвлекаемости левшей - не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым сверстником.

. Следует учитывать повышенную эмоциональность в понимании левшами своих успехов и неудач. Это требует более чуткого и внимательного отношения педагогов при оценивании деятельности леворуких школьников. Поэтому общаемся с ребенком доброжелательно и спокойно, оцениваем не его самого, а его поступки. Если леворукий ребенок хорошо работал на уроке, соблюдал правила - это следует отметить в конце урока и похвалить ребенка.

. Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на уроке. Быть жестким к соблюдению правил, касающихся безопасности.

Для того чтобы правильно организовать воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с леворуким ребёнком была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. [25, 18]

Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений - все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию ребенка. Умелость обеих рук - вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. [27, 35]

У леворуких детей восьмилетнего возраста пространственно-зрительное восприятие находится на среднем уровне развития.

Для того чтобы правильно организовать воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность.

Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений - все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию ребенка.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости.

Заключение

В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. [28, 119]

Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей. [30, 118]

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких. [22, 189]

У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка. [24, 160]

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы. [31, 35]


Список литературы

1.Айрапетянц В.А Леворукий ребенок//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009.-№3

.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 2009

.Аршавский В.В. Межполушарная ассиметрия в системе поисковой активности. Автореф.докт.дисс., 2008

.Баркан А. Карандаш в левой руке//Будь здоров. 2010.-№6

.Безруких В.А. Проблемные дети. - М,2010.

.Безруких М.М. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей//Вестник образования. - 2009. №11.

.Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми: Метод, рекомендации / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2009.

.Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб. - Екатеринбург: У-фактория, 2009.

.Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. - М.: Ювента, 2010.

.Белохвостова С.В. Полушарная асимметрия в системе индивидуальности человека как субъекта образования // Психология. - 2009. - N 4. - С.19-37

.Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассиметрия человека. - М.: Медицина, 2009 - 240 с.

.Брагинский В. Мой ребенок - левша// Семья и дети, - №6, - 16-31 марта, - 2008. С.38-40.

.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып.20. - М.: Политиздат, 2011. - 176 с.

.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, ДА. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2010.

.Дубровина И.В. Практическая психология образования, М. Творческий центр Сфера, 2010

.Ефремова Н.Записки левой рукой//Народное образование. - 2012. - №9. - с.225-230.

.Иншакова О.Б. Леворукий ребенок//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1.

.Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников.// Начальная школа, - 2009, - №6, С.17 - 19.

.Литвинова Г.В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г.В. // Логопед. - 2008. - N 2. - С. 10-16.

.Майская А. Ребенок - левша: как достичь гармонии с «правым «миром. - СПб.: Питер, 2009.

.Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, - 2009. - 128 с.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. -Кн. 3:

.Николаева Е.И. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность // Одаренный ребенок. - 2008. - N 4. - С. 6 - 14

.Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.

.Семенович А.В.Эти невероятные левши. М.: ВЛАДОС, 2009.

.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд. МГУ, 2008. - 190 с.

.Соболева А. Левши - особенные дети…//Начальная школа. - 2009. - №1. с. 32-37.

.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия // Степанов С.С. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2011.

.Хомская Е.Д. Нейропсихология Питер, 2008

.Хорсанд Д.В. Если ваш ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей. - М.:АСТ, СПб.: Сова, 2008.

.Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми//Воспитание школьников. - 2008. - №2. - с. 34-36.

.Юдин Н. О феномене леворукости / Юдин Н., Муталимова А. // Воспитание школьников. - 2009. - N10.-С.33-35

.Психология. Словарь. Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 2009. - 494 с.

Похожие работы на - Учебная деятельность леворукого ребенка восьмилетнего возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!