Одиночество

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Одиночество

Введение

Одиночество - социально-психологическое состояние, которое охарактеризовано отсутствием контактов с социумом, эмоциональной незаинтересованностью индивида, отчужденческим поведением. Одиночество можно считать социальной болезнью, которой подвержена масса индивидов, которые испытывают такое состояние.

По исследованиям были выявлены несколько типов одиноких людей. Во-первых, это «безнадежно одинокие».

Эти люди не испытывают удовольствия от их отношений, они не имели супруга, партнера в сексуальной жизни, редко устанавливают связь с каким-либо человеком. Зачастую, эти люди чувствуют отрешенность, покинутость при общении. Им присуще обвинять в одиночестве других людей. К этой группе относиться большинство разведенных женщин и мужчин.

Во-вторых, это «временно одинокие».

Это люди, которые достаточно привязаны к своим друзьям или знакомым, но испытывают недостаток в близкой привязанности. Им характерно чаще других вступать в социальные контакты в различных местах. ПО сравнению с другими, они наиболее социально активны.

Для таких людей одиночество это что-то переходящее, они реже, чем другие одинокие, чувствуют себя покинутыми. К этой группе относиться множество мужчин и женщин, ни разу не состоявших в браке. В-третьих, это «пассивно и устойчиво одинокие». Они чувствуют недостаток в наличии партнера по интимной близости, им не хватает других связей, но они не выражают неудовлетворенности. Эти люди смирились со своим положением, принимают его как неизбежное, как данное. К этой группе относиться большинство овдовевших.

Сейчас стало приемлемо быть одиноким.

Происходит становление индустрии услуг для одиноких людей. Установлено, что такие люди готовы тратить больше денег на свой отдых и туризм.

Любые потребности одиноких людей сейчас могут быть удовлетворены рынком услуг. За рубежом, имеются специальные комплексы для людей, у которых нет семей.

Глава 1. Что такое одиночество?

Одной из острых проблем современного мира является проблема одиночества, при которой взаимоотношения не складываются, нет ни любви, ни дружбы, ни вражды, когда люди равнодушны друг к другу. Человек становиться одиноким тогда, когда понимает всю неполноценность своих отношений с другими людьми, когда человек испытывает острейший дефицит в общении.

Одиночество - психическое состояние человека, которое сопровождается тягостными эмоциональными переживаниями и депрессивным настроем. У совсем одиноких людей мало социальных контактов, они очень несчастны, связь с другими людьми ограничена. Одиночество это не всегда изолированность. Можно находиться среди других, общаться с ними, но все равно чувствовать психологическую изоляцию.

Уровень одиночества не связан тем количеством лет, которое человек провел вне общения; люди, которые на протяжении всей жизни живут одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те люди, которым приходиться часто находиться среди людей и контактировать с ними. Нельзя назвать одиноким человека, который не проявляет реакций одиночества, мало общаясь с другими.

Симптомы психических расстройств обычно сопровождают истинные субъективные состояния одиночества. Они имеют форму аффектов с яркой негативной эмоциональной окраской. У всех людей реакции аффекта различны. Одни люди жалуются на то, что чувствуют страх, тревогу, другие жалуются на печаль, третьи рассказывают о горечи, гневе.

Идеальное представление взаимоотношений оказывает мощное влияние на состояние одиночества. Люди, которые остро нуждаются в общении, будут чувствовать одиночество при контактах с ограниченным числом лиц, например, с одним или двумя, в то время как эти люди хотели контактировать со многими. Однако есть люди, которые не ощущают в себе потребности в общении, они могут не чувствовать того, что они одиноки, даже при условии полной изолированности.

Как правило, одинокий человек ощущает свою изолированность от других, считает невозможным для себя как нормальные межличностные отношения, так и установления с другими людьми отношений, типа любовь или дружба. Одинокий человек - это обычно депрессивная личность, у которой отсутствуют навыки общения с другими людьми, он считает себя непривлекательным, не таким как все. Он всегда говорит о том, что его не уважает, не любит ни один человек в мире. Такое отношение одинокого человека к самому себе сопровождается негативными аффектами, к которым относят такие чувства как злоба, несчастье, печаль. Такой человек всячески избегает общения с другими, изолируя себя от общества.

Наибольшим пессимизмом обладают одинокие люди, которые ощущают к себе чувство жалости, не ждут ничего хорошего от других, ожидают от будущего неприятности, жизнь для них пуста и бессмысленна, обычно они мало разговаривают, ведут себя тихо, незаметно, выглядят довольно печально, усталыми и сонливыми. Отчаяние, нетерпение, тоска, отсутствие привлекательности в себе, страх, подавленность, опустошенность, беспомощность, скука, раздражение, меланхоличность, отчуждение, изоляция, отсутствие каких-либо надежд - обыкновенные эмоциональные состояния одиноких людей.

Одинокие люди сосредоточены на себе, на своих проблемах и переживаниях. При общении с другими, они говорят о себе, и быстрее чем другие люди меняют тему разговора, к тому же обладают замедленной реакцией на высказывания собеседника. Такой человек будет более агрессивен, раздражителен, недоверчив, свое мнение всегда держит при себе, зачастую лицемер, они не способны веселиться в компаниях, им сложно позвонить кому-то, договориться о чем-то. Одинокие люди имеют не совсем адекватную самооценку, им безразлично как относятся к ним окружающие, или слишком пытаются им нравиться. Их сильно беспокоит общение с другими людьми, соучастие в различных делах, открытость, они считают себя менее компетентными, обычно объясняют свои неудачи отсутствием способностей, талантов, ограничены в поиске решения проблем. При установлении интимных отношений, одинокий человек чувствует тревогу.

У большинства людей одиночество зависит от их заниженной самооценки, которая заставляет ощущать внутреннее самоотчуждение. Они видят причину своего одиночества в себе, относя это к недостаткам характера, отсутствию привлекательности, способностей. Зачастую, люди реагируют на одиночество, проявляя либо депрессию, либо агрессию. При внешнем локусе контроля зачастую образуется агрессия, а при внутреннем - депрессия. Люди с низкой самооценкой ожидают, что и другие будут такого же невысокого мнения о них, они обладают острой реакцией на отказы в общении и различные предложения. Но также, эти люди наиболее отзывчивы к обращениям других людей. Они очень остро переживают критику, и ощущают ее как свою неполноценность. И им тяжело воспринимать комплименты в свой адрес.

Одиночество может возникнуть из-за развода, разрыва личных отношений, овдовения. В этом случае, оно возникает из-за психологической изоляции человека.

Существует 3 типа одиночества. Во-первых, ситуативное одиночество. Оно возникает как результат стрессовой ситуации, к примеру, смерть родного человека, разрыв отношений. После некоторого времени, человек обычно преодолевает такое одиночество. Во-вторых, это хроническое одиночество. Оно появляется, когда человек долгое время не может установить отношения со значимыми людьми. В-третьих, переходящее одиночество. Это кратковременное одиночество, которое быстро проходит, и не оставляет после себя следов.

1.1 Одиночество - психологическое заболевание

Когда люди попадают в условия одиночества из-за воздействия каких-либо жизненных факторов, то у них начинают проявляться острые эмоциональные реакции. Иногда возникает психологический шок, который можно охарактеризовать депрессий, тревогой, выражается вегетативными реакциями. Находясь в одиночестве длительное время, для человека становиться актуальным общение и поэтому могут силой воображения создать себе партнера для общения. Это защитная реакция человека на одиночество.

.2 Одиночество - отсутствие общения

У каждого человека во время общения проявляются различные психические свойства его личности. С позиции общей психологии, можно выявить характеристики психических процессов, свойств и состояний личности, которые не отвечают критерием психологически оптимального общения. Под психологически оптимальным общением понимается своеобразное слияние чувств, умов, воли, при котором партнеры сохранили желаемую дистанцию. Трудности в общении могут быть порождены одним, или двумя и более участниками. И результатом является не достижение цели полностью или частично, чувство неудовлетворённости побуждающего мотива, отсутствие результата желаемого. Психологическими причинами являются: отсутствие адекватной оценки у партнера, наличие нереальных целей, неадекватная оценка собственных возможностей, недопонимание отношения партнера.

И.П. Шкуратова отметила то, что при изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. Также, она утверждает, что цели общения выполняют роль того систематизирующего фактора, который проявляет все трудности. Она выделяет мотивацию общения, обуславливающую трудность межличностного взаимодействия. От содержания и направления мотивации зависит характер трудностей. Также есть невозможность реализовать значимые мотивы с людьми, это не всегда осознаваемо, отражается в жалобах на отсутствие взаимопонимания.

Е.В. Улыбина говорит о том, что со стороны внешней и внутренне коммуникации необходимо рассматривать структуру межличностного общения. Эти стороны взаимосвязаны. Различают трудности, которые имеют мотивационную детерминированность и трудности, которые возникли в связи с несовершенством общения. Человек способен вызвать отрицательную эмоциональную реакцию у партнера из-за собственных личностных особенностей. В таком случае трудности имеют внутреннюю природу, а вторичную ролю играют инструментальные аспекты общения, которые также обеспечивают психологическую защиту. Мотивационные и инструментальные аспекты тесно связаны, но относятся к разным уровням, что предполагает одно направление детерминированности высшим уровнем низшего. Мотивационно-смысловые характеристики, бесспорно, оказывают воздействие на отношение участников общения друг к другу.

Прежде всего, к коммуникативному акту следует отнести анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Субъективное ощущение непонимания своего партнера является проявлением неэффективности ориентировочной части коммуникации.

К инструментальным аспектам относят: адекватное выражение собственных мыслей, выбор способа коммуникации, учитывая особенности партнера и обстановки при общении. Непонимание собеседника отражается на смысловом уровне при формировании определенного отношения к нему. Люди воспринимаются негативно, когда общение с ними затруднительно на инструментальном уровне.

Разные возрастные группы также являются фактором, затрудняющим общение. Разный жизненный опыт накладывает отпечаток на поведение человека в различных жизненных ситуация, это выражается в различном уровне развития и различном проявлении познавательных процессов при общении с другими людьми, различном характере переживаний, различном богатстве поведенческих форм.

В.А. Лабунская исследовала типы структур психологических трудностей при общении. Она вывела несколько типов:

Социально - перцептивный - условия общения,

экспрессивно - речевой - социально - перцептивный,

формы обращения - условия общения,

социально - перцептивный - отношения - обращения и др.

Эти типы структур свидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъектов общения. Ученая продемонстрировала деформацию личностными особенностями общения его участникам. Эгоцентризм также относиться к личностным особенностям, индивид становиться неспособным изменить познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, в связи с сильной центрированной на себе. Эгоцентризм проявляется как на подсознательном, так и на асоциальных и поведенческих планах. В познавательном плане, он связан с приверженностью к собственному приему рассуждений и доказательств, способу решения проблем, из-за этого человека неспособен изменять познавательную перспективу. В эмоциональном плане обращается к собственным чувствам, и незаинтересованностью в переживаниях других. Эгоцентризм в поведенческом плане - это нескоординированность действий с партнером.

Т.В. Иванова установила, что комплекс сензитивных, лабильных, астеноневротических черт находиться в характере того человека, которых испытывает трудности в общении, это означает чрезмерную впечатлительность. Такие люди обладают потребностью в дружеском общении, но не могут получить его из-за собственной робости, застенчивости. Первым впечатлением о них является то, что они очень сдержаны, холодны в общении, скованны, это создает трудности контактировать с другими людьми. Т.В. Иванова проводила анализ, и обнаружила у таких людей повышенный уровень тревожности, эмоциональной неустойчивости, экстернальность, повышенный самоконтроль в поведении, повышенный уровень самоотрицания, самоунижения. При опросе они все рассказывали о собственной замкнутости, инертности. У таких людей заниженная как индивидуальная, так и социальная самооценка. Им представляется свой образ простым и пассивным. Такой человек становиться закрытым для нового опыта, который смог бы изменить его поведение и общение.

В.Н. Петровский раскрыл трудности общения с человеком, у которого сильно выражается тревожность. Он доказал, что тревожность может привести к ослаблению «внутреннего контура». Тревожный человек пытается найти себя во мнении окружающих.

В.Н. Куницина говорит, что застенчивость приводит к трудностям в общении. Застенчивость-свойство личности, которое возникает при межличностном неформальном общении в определенных ситуация и проявляется в состоянии нервно-психологического, психологического напряжений и психологического дискомфорта. Застенчивые люди по личностным и коммуникативным свойствам не считаются однородной группой. Они подразделяются на адаптированных и неадаптированных. Также трудности в общении вызывают аутистичность, одиночество, высокая сензитивность, истероидность, отчужденность и невротизация. В группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся людей объединяются люди, которые обладают повышенной невротизацией и низкой саморегуляцией.

Ю.Б. Некрасова утверждает, что трудностями в общении обладают люди, которые страдают легоневрозами. У таких людей комплекс неполноценности, который начинается с неудовлетворённости притязаний в сфере коммуникаций.

Глава 2. Психологические трудности в общении и пути их преодоления

.1 Как жить в одиночестве

Отчаяние, скука, самоунижение - эмоциональные состояния одинокого человека. Явление «психического моратория» (термин Эриксона) возникает на фоне сильного желания общения:

желание отсрочить статус взрослого, возвращение к детскому уровню поведения,

состояние тревоги,

опустошенность, изоляция,

боязнь интимного общения и невозможность эмоционального воздействия на другой пол,

состояние, когда что-то должно случиться, эмоциональное воздействие и резкое изменение жизни,

презрение к общественным ролям,

презрение к национальному.

Зачастую, реакцией на одиночество является печальная пассивность. Это такая реакция, когда у человека появляется желание ничего не делать, поесть, поспать, напиться, полежать на диване, размышлять. Также существует активное уединение. Это когда человек начинает писать, ходит в кино, в театр, читает, занимается физическими упражнениями, слушает музыку и танцует.

От одиночества бежать не нужно, а нужно подумать о том, что возможно сделать для его преодоления. Для этого необходимо напоминать себе, что у вас хорошие отношения с людьми, наличие в вас хороших качеств, нужно помнить, что одиночество не вечно, и дальше будет лучше. Нужно понимать, что большинство людей одиноки в какой-то определенный момент их жизни. Нужно искать пользу в своем нынешнем одиночестве. Также нужно стараться улучшить свою жизнь, т.е. стараться проявлять больше дружелюбия к другим людям, делать что-то полезное для других, ищите новые способы встречи с новыми людьми.

2.2 Преодоление одиночества с помощью тренинга

одиночество тренинг общение

Одного успешного усвоения технологии общения недостаточно для того, чтобы у человека в действительности не возникало непреодолимых трудностей с общением. Необходимо, чтобы вместе с технологией стояло глубокое содержание той личности, которая ее использует. Исходя из этого, необходимо корректировать гуманиторизацию образования и воспитания, которая была бы способна подготовить учащихся как субъектов и объектов общения, при этом не вызывая психологических трудностей. В расширении нуждается специальная служба, которая помогает людям, которые испытывают психологические трудности в общении на работе, на учебе, в общежитии и т.д. Коррекция общения должна быть построена на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации. Подготовка к общению должна учитывать центральную проблему общения и для каждого участника, а не всей группы, на основе индивидуально-групповых программ. Она должна иметь подвижный характер, и способна к изменению, соответствуя развитию личности как субъекта общения и появления новых трудностей.

Коррекционная работа по оптимизации общения должна учитывать возраст, вид труда, пола, индивидуальные особенности и спецификации социализации. В школьном возрасте достаточно обучить выслушивать товарища, взрослого, а также обучить адекватному пониманию переживаний и мотивов поступков людей, следя за их невербальным поведением. С взрослыми нужно пользоваться приемами, которые изменят базовые специальные установки их личности или ценностные ориентации. Работу необходимо направить, прежде всего, на коррекцию отношения к другим. Наиболее эффективно применяется самоанализ и групповой социально - психологический тренинг. Специалисты просистематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. Ролевую игру используют в поведенческом тренинге, групповую дискуссию зачастую в психокоррекционном тренинге.

Е.В. Кузнецова разработала программу для педагогов, которая позволяет осознавать важнейшие особенности индивидуально экспрессивного репертуара, устойчивых невербальных партнеров, которое способны по каким-либо причинам создавать трудности в общении. Приемы и упражнения этой программы направлены на осознание различных форм невербальной активности, которые развивают чувства тела, для снятия напряжения в области «личностных зажимов» специальные техники самомассажа, упражнения, которые позволяют совершенствовать выразительные возможности мимики, жестикуляции, голоса и т.д. При занятии формируется профессиональное мышление педагога, адекватное позитивному разрешению проблем. Способность осуществления процесса проблематизации в конфликтных ситуациях, рефлексивное мышление, рефлексивная позиция, навык в диалогическом общении - необходимые компоненты такого мышления.

Заключение

Одиночество-это переживание человеком его оторванности от других людей, природы, культуры, семьи. Наиболее остро одиночество ощущается человеком в ситуациях интенсивного принудительного общения, при ощущении разлада с самим собой, кризис собственного «Я», страдание и лишение смысла мира, оторванность. Представление о себе как о самоценности стирается под воздействием вынужденного общения.

Одиночество является особой формой переживаний и осознания самого себе, как человека, которые чувствует покинутость, оторванность, обделенность, ненужность, потерянность. Это разрыв связей с внешним миром. Расколоться может, как и рефлексивное «Я», при этом появляется одиночество из-за отсутствия принадлежности к какой-либо определенной культуре, к эпохе, различным принципам, исчезнет связь с традиционными ценностями и нормативами, которые и строили представление о собственном «Я». Расколоться способно и океаническое «Я», при этом происходит появление космического одиночества, утеря связи с природой, космосом, Богом, своей судьбой и абсолютной идеей, собственными великими целями. Расколоться может и социальное и межличностное «Я», при этом появиться социальное одиночество, произойдет потеря связи с определенным социальным положением, с группой или отдельными людьми. Расколоться может и физическое «Я», при котором появляется физическое одиночество, потеря связи с определенными привычками, удобствами вещами, физическими раздражителями.

Список использованной литературы

1.А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.

2.М.И. Станкин, Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 1996.

.Ю. Крижанская, В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 1999.

.Л.К. Аверчнеко, Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.

.Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.

.Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.

.Ж. Годфруа, Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 1992.

.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.

.Иванова Т.В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990. - С.23-26.

.Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения, их диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!