Реформация в континентальной Европе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформация в континентальной Европе

Содержание

Введение

1. Причины и предпосылки Реформации в Европе

2. Начало Реформации в Германии

3. Разворачивание Реформации в других европейских странах

Заключение

Список использованной литературы

реформация религиозный социальный

Введение

Данная реферативная работа посвящена теме: «Реформация в континентальной Европе».

Актуальность выбора темы работы обусловлена тем, что Реформация является важным событием в прошлом Европы и мира, наложившим отпечаток на всю последующую историю, включая современные социально-политические явления, религию, образование и т.д. Историческая наука переходит от систематизации фактов к целостному видению Реформации, как религиозно-социального феномена. Ведь этот феномен в некоторой мере продолжает существовать и в наши дни: наследие Реформации - современные протестантские церкви активно развиваются, меняя духовное и социально-политические мировоззрение людей. Даже в России, которая ранее осталась в стороне от новых идей, сегодня протестантизм становится популярным, а положение РПЦ, как официальной Церкви государства, близко к положению Католической Церкви на пороге Реформации. Вполне возможно, что в ближайшее время, в нашем и других государствах начнётся новая волна религиозных реформ. Поэтому во избежание негативных сценариев их развития очень важно изучать исторический опыт прошлого. Реформация в континентальной Европе - это знаковый период мировой истории.

Исходя из этого, целью нашей работы является общая оценка Реформации, как религиозно-социального феномена, историческая оценка положительных и отрицательных последствий этого процесса.

А в задачи нашей работы входит:

характеристика причин и предпосылок Реформации в Европе;

изучение начала и дальнейшего протекания Реформации в Германии;

исследование разворачивания Реформации в других европейских странах.

Для написания работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов: учебники, монографии, статьи.

1. Причины и предпосылки Реформации в Европе

На границе XV-XVI в. в Европе эпоха Ренессанса достигла своего апогея, называемого «Высоким Возрождением». Она характеризовалась не только новым гуманистическим взглядом на личность человека, но и новым видением общественных отношений. Выдающиеся деятели Возрождения призывали простых людей не оставаться покорным орудием в руках феодалов и Католической Церкви. Именно Церковь они рассматривали, как оплот реакционных сил в обществе. Почему же Церковь, бывшая на протяжении многих веков в Европе центром духовной жизни, попала в немилость? Действительно, католицизм во главе с Папой Римским, к тому времени являлся не только крупным феодалом, но и второй светской властью. Церковная иерархия вполне соответствовала иерархии светских правителей, в ней процветали симония (торговля должностями), торговля индульгенциями, дорогие услуги для мирян, происходившие ранее репрессии со стороны инквизиции и всевозможные злоупотребления. По сути, она полностью отошла от первоначальных христианских заповедей, профанируя не только обряды и таинства, но и саму веру. Самые разные слои населения теряли доверие к этому институту, но для большинства людей того времени был невозможным полный отказ от религиозной жизни, поэтому в разных частях Европы зарождались противоречивые идеи Реформации (перестройки) Католической Церкви. Первым противником католицизма стал чешский мыслитель Ян Гус, который был казнён как еретик в 1415 г. в Германии. Его, в свою очередь, вдохновляли идеи английского реформатора Джона Уиклифа (1320 - 1384 гг.), но английская и континентальная Реформация развивались отдельно и своеобразно.

Уверенные реформационные голоса послышались в Германии, которая первой начала переходить от феодализма к капитализму. Главными критиками папства выступили немецкие философы и публицисты Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен. Они обвиняли немецкое духовенство в узурпации светской власти, эксплуатации крестьян и ремесленников огромными податями.

Иоганн Рейхлин (1455-1522) - преподаватель Университете в Эрфурте, отстаивал демократические права людей, в т.ч. свободу совести и вероисповедания, выступая против узости взглядов католических теологов. Его поддержал ряд немецких гуманистов Крот Рубиан, Муциан Руф и Ульрих фон Гуттен, создавшие общество «рейхлинистов». Стараниями общества было издано «Письмо темных людей», в котором его члены научно доказали отход католицизма от первоначального христианского учения.

Таким образом, можно выделить как ряд религиозных, так и социально-экономических, политических причин Реформации. Среди религиозных наметились: доктринальные причины - Церковь фактически перестала проповедовать первоначальное Евангелие, наметилось сильное морально-этическое падение духовенства, феодалов и духовные поиски простого народа. Главными социально-экономическими причинами стали развитие международной торговли, промышленное развитие и зарождение капитализма. В обществе появлялась совершенно новая прослойка людей, не ориентированная сугубо на потребление, но и на производство общественных благ. И эта прослойка, знакомая с прогрессивными идеями гуманизма, была способна активно отстаивать свои интересы.

Среди политических предпосылок можно назвать противоречия монархов и духовенства, формирование новых политических активных групп населения.

2. Начало Реформации в Германии

От теоретических проектов немецкие реформаторы перешли к практическим действиям. В 1517 г. немецкий теолог Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) демонстративно прибивает к дверям Виттенбергской церкви «95 тезисов», в кторых он выражает свой взгляд на Реформацию и предлагает практические действия для ее реализации. По его мнению, христианину для спасения души совсем не обязательно принимать участие во всех обрядах, часто очень условных, установленных Католической Церковью. Главным условие спасения является вера, личное общение с Богом посредством чтения Библии и исполнения написанных в ней заповедей. Вся прочая духовная литература им отвергается, как выдуманная папством для закрепощения простого народа. Поэтому Церковь должна быть расформирована на национальные реформаторские церкви с изъятием ее имущества и земель. Предлагая свергнуть власть духовенства, он оставался лояльным к светской власти, поэтому его поддержал и защитил перед Папой курфюрст Саксонии Фридрих. Его первый акт протеста был списан на «монашеские споры». Однако на Лейпцигском диспуте 1519 года Мартин Лютер заявил, что не собирается отказываться от своих идей, из-за чего он был официально отлучён от церкви. В ответ на это Лютер публично сжёг буллу Папы Римского о своем отлучении. Вольнодумец был вызван к самому императору Священной Римской империи Сигизмунду, как некогда вызывали и Яна Гуса. Однако и здесь Лютер оставался твёрд в своих убеждениях. Мартин Лютер и его сторонники были объявлены вне закона. Поэтому Фридрих Саксонский был вынужден похитить Лютера и спрятать его в замке Вартбург в Тюрингии, т.к. тем временем уже были казнены двое реформаторов в Нидерландах.

В 1517 г. образовалась реформаторская оппозиция, в которой выделились два течения: умеренное, разделявшее призыв Лютера к мирному свержению власти духовенства и радикальное, призывающее к немедленному насильственному устранению духовенства. Радикальное крыло возглавили Андреас Карлштадт (1482 - 1551 гг.) и Габриэль Цвиллинг (1487 - 1558 г.), которые при поддержке народных масс производили погромы католических храмов и монастырей. Вслед за ними под предводительством Ульриха фон Гуттена (1488 - 1923 гг.) и Франца фон Зикинга поднялось на борьбу обедневшее немецкое рыцарство, желавшее вернуть прежние позиции. Власть Священной римской империи подавила восстания, но не решалась принять окончательное решение относительно реформаторов, перелагая ответственность на предстоящий церковный собор.

В 1530- х. гг. Мартин Лютер и его последователи из умеренного крыла создали первую протестантскую реформаторскую Церковь в Германии. Оппонентом Лютера выступил другой реформатор Томас Мюнцер (1490-1525), полагавший, что главным «откровением» является даже не Евангелие и человеческий разум, и провозглашавший Иисуса Христа не Богом, а пророком и учителем. При этом Мюнцер требовал не только реформации духовенства, но и светской власти, желая свершения власти феодалов и нуворишей из капиталистов. Последователи Мюнцера, называющие себя анабаптистами, перешли к военным действиям против католиков, а после поражения и против лютеран. Эта война получила название Крестьянской войны, т.к. среди анабаптистов было много крестьян, мещан, ремесленников, мелких купцов и рыцарей. В 1526 г. после казни Мюнцера анабаптисты потерпели поражение, т.к. разные социальные слои в этой войне преследовали свои цели, и были неспособны достичь единства.

После окончания Крестьянской войны на пару лет гонения на реформаторов утихли, но затем возобновились с новой силой. Реформаторы подали документ, именуемый Шпайерской протестацией, за что и получили имя протестантов, под которыми понимали, как лютеран, так и др. реформаторов. Протестанты анабаптистского толка, возглавленные Мельхиором Гофманом (1500 - 1543 гг.) быстро распространили свои социально-политические идеи не только в Германии, но и за ее пределами. В 1533 г. в немецком городе Мюнстере анабаптисты захватили власть, объявив о создании Мюнстерской коммуны. Глава коммуны Иоанн Лейденский был объявлен царём этой теократической коммуны. Все имущество горожан было обобществлено, а фактически передано новоявленному «царю», купавшемуся в роскоши. Через два года диктата Иоанна Лейденского жители Мюнстера сами призвали католического архиепископа с войсками, чтобы изгнать анабаптистов, которые были осуждены другими протестантами. Разгромленное движение анабаптистов постепенно трансформировалось в конфессию баптистов, а пальму первенства в духовно-политической борьбе переняли протестанты иных течений - кальвинисты, цвинглиане и др.

Лютеране же продолжали своё наступление на католицизм и папство. Католическая Церковь в попытке отстоять свои пошатнувшиеся позиции организовали ответное движение Контрреформацию.

Контрреформация, ознаменовавшая созданием в 1536 г. при папе Павле III общества «Часовни Божественной любви», была направлена не только на подавление протестантского движения, но и на внутренние преобразования. Католическое духовенство во главе с Папой Римским было вынуждено признать собственные ошибки и заняться «чисткой» среди священнослужителей. Его преемник Павел IV, как и все последующие Папы в той или иной мере был вынужден бороться со злоупотреблениями в Католической Церкви и заниматься ее внутренним реформированием. Также для поднятия авторитета Католической Церкви создавались новые монашеские ордены аскетического порядка, пропагандирующие возвращение к католицизму, например иезуиты, сыгравшую значительную роль в жизни Речи Посполитой и России. Так что даже после смерти Мартина Лютера его дело жило и процветало, изменив духовный облик не только Германии, но и Европы.

. Разворачивание Реформации в других европейских странах

Реформационные идеи быстро проникли из Германии не территорию соседних стран, прежде всего, в страны современного Бенилюкса, Швейцарию, Францию и Скандинавские страны. В 20-30 х гг. XVI в лютеранство стало популярным в Швеции, Финляндии, Норвегии, Франции, Польше и Венгрии. Особенно хорошо «прижились» реформационные идеи в Швейцарии, где движение несогласных с политикой Церкви и власти возглавили Ульрих Цвингли (1481-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Цвингли, развивая идеи Лютера, предложил реформировать Церковь таким образом, чтобы ею управляли светские люди посредством всенародного избрания, а прихожане на местах также имели право выбирать священнослужителей, подчинённых светским руководителям. Данный проект, отражённый в работе Цвингли под названием «67 тезисов» представлял собой буржуазно-республиканский вариант Реформации. Поимо этого Цвингли выступал за частную собственность и за защиту прав капиталистов при условии справедливости.

Юрист и философ Жан Кальвин стоял на более умеренных позициях, пытаясь объяснить с религиозной точки зрения неизбежность и даже полезность социальной дифференциации в обществе. Выступаю за создание новой Церкви, Кальвин призывал людей к бережливости, любви к труду, уважению к капиталу, власти и т.д. На основе его взглядов в Англии возникло движение пуритан, а в континентальной Европе - движение гугенотов во Франции и протестантское движение в Нидерландах. Благодаря деятельности Цвингли и Кальвина и их последователей Швейцария из объединения разрозненных округов превратилась в централизованное государство.

В 1530 г. в Дании Ганс Таусен (1494 - 1561 гг.) выступил перед церковным синодом с документом «43 копенгагенские статьи», в кторых выдвигались требования секуляризации церковных земель, сокращения числа монастырей, проведения богослужений на датском языке и пр. В Дании Реформация была поддержана светской властью и уже в 1537 г. при участии Таусена и с одобрения самого Лютера была официально разрешена датская евангельская лютеранская Церковь. В 1637 г. датский король Кристиан III произвёл реформацию Церкви и в Норвегии, ставшей провинцией Дании как раз из-за борьбы католиков и протестантов.

Гораздо драматичнее сначала складывалась судьба Реформации в Швеции и Финляндии. Выходцы из Швеции братья Олаф (1493 - 1552 гг.) и Ларс Петри (1499 - 1573 гг.), отправленные на учёбу в Германию, привезли в 1517 г. на родину идеи Мартина Лютера, где они были встречены крайне враждебно. Король Швеции Густав Вас выступил с острой критикой лютеранства и приказал под угрозой строго наказания запретить Петри и их последователям проповедовать. Однако, в 1524 г. между королём и Папой Климентом VII произошёл конфликт, и шведский монарх был вынужден перейти к разрыву отношений с Римом и постепенной Реформации, которая началась переводом богослужения и церковных книг на шведский язык, а закончилась изъятием церковного имущества и подчинением духовенства светской власти. В 1531 г. Олаф Петри стал архиепископ новой Церкви и первым делом сформировал ее структуру, а также отменил целибат. Шведские епископы согласно его распоряжением должны были избираться народом, но утверждались их кандидатуры самим королём. При этом формальная сторона богослужений осталась прежней, а стране удалось избежать кровопролитных столкновений католиков и протестантов. Поэтому реформацию в Швеции, а также Финляндии, бывшей тогда ее провинцией, принято считать образцовой.

В 1540 г. кальвинизм проникает в Нидерланды, выступив в качестве идеологической основы Нидерландской революции, завершившейся обретением независимости Нидерландов и Бельгии от Испании.

Во Франции идеи протестантизма легли на благодатную почву, подготовленную национальными гуманистами, в частности Ж. Лефевр д'Этаплем и Г. Бриссоном. В 1520-30 гг. среди беднейших слоёв населения распространились лютеранство и анабаптизм, но в 1540-50 гг. их сменил кальвинизм, популярный среди французской буржуазии, боровшейся с отмирающим феодализмом. Во Франции начался тяжёлый период Религиозных войн (между католиками и гугенотами-кальвинистами), в результате кторых в этой стране победило католичество.

-50 годы также ознаменовались распространением реформаторских настроений на территории Прибалтики, в частности в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. На какое-то время эти страны стали протестантскими, однако деятельность контрреформации, в частности ордена иезуитов, вернула их в «лоно Католической Церкви». В конце 1550-х гг. отдельные лютеранские деятели попадали и на территорию России, где образовались т.н. «немецкие слободы» - поселения протестантов. В целом в России реформация и протестантство не нашли особо отклика. Православная Церковь позитивно оценивали критику католиков со стороны Мартина Лютера (например, о нем писал Максим Грек), но все же считала, их отступниками.

Иногда под воздействием неблагоприятных обстоятельств протестанты объединялись для борьбы. Так в 1531 г. лютеране, кальвинисты, цвинглиане и часть анабаптистов образовали Шмалькальденский союз, просуществовавший до 1555 г., пока длилась война протестантов с императором Священной Римской империи. Около 1580 г. был составлен договор - «Формула согласия», который навсегда разделил Католическую и Протестантскую церкви.

Окончание Реформации связывают с Вестфальским миром 1648 г., когда на карте Европы появились новые государства, чей религией стал протестантизм. Таким образом, религиозная борьба перешла в политическую, изменив ход европейской истории.


В результате Реформации католичество сохранило свои позиции в Италии, Испании, Франции, на юге Германии и Швейцарии, в странах Восточной Европы, например в Польше. Другая же половина Европы стала частично или полностью протестантской. С одной стороны Европа оказалась более слабой, духовно, политически и культурно разобщённой. Но с другой стороны, начался рост национального самосознания, и многие народы получили право на самоопределение. При этом наиболее выиграли от реформации Скандинавские страны, которые благодаря переводу Библии и пр. литературы на родные языки значительно повысили свой культурный уровень.

Благодаря Реформации Европе удалось решить многие наболевшие вопросы: действительно реформировать Католическую Церковь и сократить число злоупотреблений среди духовенства, перейти к новым демократическим формам общественного строя, развивать принципы выборности и равноправия, ставшие основной социально-экономического прогресса Западной Европы. Одновременно с этим был ускорен переход от феодализма к капитализму. Предприниматели и правители - протестанты отказались от роскоши и разумная экономия помогла им накопить значительные средства, которые были вложены в промышленность и финансовый сектор и послужили основой их экономического роста и процветания.

Среди негативных последствий можно указать как многочисленные человеческие потери и экономический упадок во время Реформации, так и раскол среди христиан, наступивший после ее завершения и породивший много новых церквей и конфессий. При этом большинство новоявленных церквей попали под неограниченную власть монархов и стали политическим орудием в новых религиозных войнах, когда под видом защиты веры осуществлялся захват и раздел территорий. Однако, в целом Реформация имела скорее положительное значение для истории Европы и мира, заложив основы не только современной религии, но и демократии.

Список использованной литературы

Зудов Ю.В. Государство и церковь в Дании : история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 4. С. 63-76.

Иванов И.Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 13-23.

Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.

Лакомб П., Белоусов А. История Франции. - М.: Крафт+, 2009. - 464 с.

Леопольд фон Ранке. Римские папы, их церковь и государство в в XVI и XVII столетиях. Том 1. - М.: Либроком, 2012. - 560 с.

Филппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Триентский собор. - М.: Либроком, 2011. - 424 с.

Херманн У. и др. Краткая история Германии. - М.: Евразия, 2008. - 544 с.

Чэдвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. - М.: Цетнрполиграф, 201. - 480 с.

Шатохина-Мордвинцева Г.А. Соединённые провинции Нидерландов в 1650-72 гг. и политика Йохана де Витта // Средние века. 2010. Т. 71. № 1-2. С. 281-3112.

Шафф Ф. История христианской церкви. Том 7. Современное христианство. Реформация в Германии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 464 с.

Шафф Ф. История христианской церкви. Том 8. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 560 с.

Щеглов А.Д. Вестеросский риксдаг 1527 года и начало реформации в Швеции. - М.: Наука, 2008. - 288 с.

Похожие работы на - Реформация в континентальной Европе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!