Культура как виртуальная реальность и три ветви культурологии
Культура как виртуальная реальность и три ветви
культурологии
Соколов Э.В.
В принципе, возможно
рассмотрение культуры под разными углами зрения в форме различных дискурсов. Для
каждого дискурса характерно особое видение культурной реальности. Переход к дискурсному
пониманию культурологии влечет за собой особое понимание его предмета, то есть культуры,
которая оказывается не опредмеченной и завершенной, а виртуальной реальностью, выстраиваемой
каждый раз по особым правилам и с особыми целями. Существенно разграничение трех
видов дискурса, относящихся к прошлому, настоящему и будущему и соответственно,
трех видов культурологии - ретроспективной, презентивной и перспективной.
Культура прошлого -
предмет ретроспекции - для нашего наивного взгляда кажется чем-то вполне определенным,
состоявшимся. Если уже не ощутимой сегодня, то материализовавшейся в прошлом. Кажется,
что лишь о прошлой культуре можно говорить, как о предмете науки: ведь настоящее
еще только строиться, а будущего просто нет. Но "твердая реальность" прошлого
во многом - мнимая. Во-первых, нам известны лишь документы древности. Но они постоянно
вновь и вновь интерпретируются в свете открытий современного жизненного опыта. Во-вторых,
экзистенциальные, то есть глубинно-психологические мотивы ретроспективной культурологии
основаны на "уважении к минувшему", на культе почивших предков, на идеализации
исторических событий, личностей, которые приобретают то героические, то "сатанинские"
черты. Многоразовое осмысление в прошлом делает его все более связанным, монолитным.
Ретроспективная культурология является по преимуществу синтезирующей, типологизирующей
и индивидуализирующей. "Живая жизнь" часто не оставляет ни времени, ни
сил для ее осмысления. К тому же, "злоба дня", т.е., мощные, но поверхностные
веяния, отвлекают внимание от главного. Ретроспективная культурология, выходящая
за рамки науки в мифологию, историографию, романистику - "оформляет" культуру
прошлого в виде четко очерченных культурно-исторических типов, эпохальных событий,
великих исторических личностей.
Вторая - "презентативная"
ветвь культурологии имеет совершенно иные экзистенциальные, интеллектуальные и социальные
истоки. По отношению к настоящему мы чувствуем себя победителями или жертвами, питаем
к нему любовь, гордость, ненависть, презрение. Если мы хотим понять в какой культуре
мы живем, мы не только должны черпать информацию из книг и разговоров, но должны
участвовать в общественной жизни своими личными решениями и поступками. Мы имеем,
как правило, некоторое схематическое видение настоящего, которое обычно сопоставляем
с прошлым или с картинами жизни иных культур. Но мы сознаем его приблизительность.
Выстраивание образа современной культуры неотторжимо от процесса жизни и самореализации
личности - политика, романиста, философа. Уже вступление в брак, публикация книги,
избрание в политический орган меняют представление человека и о себе, и о культуре.
Картина культуры рисуется усилиями многих лиц, которые спорят, разоблачают или хвалят
друг друга, о многом умалчивают и многое искажают. Выработка образа культуры приобретает
черты напряженного диалога и идеологической борьбы.
Современная культура
есть, казалось бы, самая "жесткая" реальность, не считаться с которой
- невозможно. Но она кажется очень рыхлой, неоформленной по сравнению с прошлым,
где все было четко, ясно, все расставлено по местам. Повседневность часто кажется
"пустой", неполноценной - много времени "пропадает зря". Но
как понять такое самочувствие? Видимо, существует представление о неком "фокусе
жизни", полноценном бытие, которого никто не достигает. Все, что делаешь, кажется
эфемерным, незавершенным, недодуманным. И чем значительней социальная роль личности,
тем сильнее впечатление "неполноты бытия". Есть какое-то странное противоречие
между активной и созерцательной жизнью ("vita activa" и "vita
contomplativa") о котором много спорили средневековые философы. Практическая
жизнь - это максимальная вовлеченность, зримые, но малые по вселенским масштабам
- результаты. Созерцательная жизнь - это отстраненность, незримые, но, возможно,
эпохальные результаты. Активно живущий человек "теряет себя". Созерцающий
- себя находит, ибо только он способен глубоко идентифицировать себя с эпохой, культурой,
политическим движением. Это ли не парадокс? Конечно, во все времена было гораздо
больше людей, поглощенных заботами о "хлебе насущном", то есть, активных.
И гораздо меньше - отшельников - созерцателей. Во всех обществах существовал, хотя
и немногочисленный, праздный класс, некоторые представители которого не только
"охотились на лис", но и размышляли о судьбах мира.
Философы-созерцатели
жили чаще всего одиноко и поэтому не могли испытывать чувства заброшенности или
героического миссионерства. Они должны были формировать какой-то компенсаторный
психический комплекс, а то и просто "сходить с ума" как Ницше. Герман
Гессе задумал соединить активную и созерцательную жизнь. Он населил созерцателями
целую провинцию. Они были заняты исключительно "игрой в бисер". Гессе
предусмотрел, что это должны быть избранные, лучшие люди: они должны быть свободны
от деловых забот; огорожены от треволнений борьбы за существование, не иметь семьи.
В Педагогической Провинции личные и социально-ролевые отношения совпадают. Но люди
живут, мыслят, говорят по определенным правилам. Игра в бисер - не труд, а образ
жизни. Это - полноценная, здоровая активность, в которой нет специализации, нет
недостатка в общении и одиночестве. Это сообщество, напоминающее одновременно научный
институт, монастырь, аристократический курорт в швейцарских Альпах. Однако по сравнению
с жизнью игроков в бисер жизнь ученых, отдыхающих и монахов кажется скудной и односторонней.
Игра в бисер активизирует человека целиком, активизирует его личные и родовые свойства.
Поэтому она трудно представима. Игра в бисер - нечто среднее между шахматной партией,
музыкальной импровизацией, научным диспутом, доказательством теоремы, стихосложением.
Зная этот язык, можно проникнуть в любую часть культурного пространства, но овладению
этим языком нужно посвятить всю жизнь. Гессе хотел показать, как совмещаются и преодолеваются
друг в друге - жизнь, созерцание, наука, спорт, искусство, философия и молитва.
Это был смелый замысел и вряд ли Гессе его осуществил. Но все-же его роман задает
какое-то новое направление духовным и социальным исканиям.
Презентативная культурология,
подобно игре в бисер, сочетает в себе теоретизирование и практический опыт - творчества,
любви, власти, хозяйствования и т.п. Опыт важен не только своими результатами, но
и тем, что формирует особенный тип ума. Власть формирует "властный ум",
любовь - "любящий ум", наука - "познающий ум". На пересечении
жизни и созерцания складывается культура, как реальность, которую можно назвать
виртуальной потому, что она всегда только становиться, и никогда не бывает такой,
какой хочет и могла бы стать. И еще в большей степени является виртуальной культура
будущего, служащая предметом перспективной культурологии, которую можно также назвать
футурологией или утопией. Утопическая культурология - ценная и нужная область познания.
В отличие от ретроспективной она скорее аналитична, панорамна, образна и диалектична.
Нужно честно сказать, что будущее не познаваемо методами классической науки. Но
представлять себе будущее - чрезвычайно важно.
Экзистенциально мы относимся
к будущему с надеждой и пониманием. Интеллектуально мы строим его, экстраполируя
в будущее тенденции настоящего, выявляя "вызовы" будущего и возможные
ответы на них. Мы не должны обольщаться мыслью, что будущее будет "светлым".
Свет и тьма будут чередоваться в нем как всегда. Однако сегодня человек должен взять
на себя и практическую заботу о будущем - в большей степени, чем когда-либо раньше.
Поэтому утопическая, проектирующая культурология становиться наиважнейшей областью
социальной работы, в которой ничто не должно откладываться на потом. Основная цель
проективной культурологии - выработка стратегии деятельности, выявление наиболее
перспективных целей, достижение такого состояния общества, в котором доминировали
бы мир, сотрудничество, следование закону, открытость, свободное развитие личности.
Эти и другие цели могут быть реализованы только при условии, если мы сегодня начнем
вкладывать в них свои силы и ресурсы. Наши стратегические цели - это воспитание,
наука, образование, искусство. Рыночные отношения не могут, и не должны сколько
нибудь широко распространяться на область культуры.
Культура вырастает из
семени, подобно растению. И если ухаживать за ней, заботясь о ее здоровых ростках
и вовремя отбрасывая больные, уродливые, то можно многого достигнуть.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru