Что такое "батик"
Что
такое "батик"
Искусство
украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей
являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где
еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители
растительного и животного происхождения.
Слово
«батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим
воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира -
индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного
совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается
древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все
они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик
зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был
изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров
расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими
загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника
батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный
металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом
плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.
Наиболее
распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих
смесей (резервов), известный под названием батик. Суть его состоит, в том, что
участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный
воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от
краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а
дотом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый
рисунок на закрашенном фоне.
Ручной
способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного
батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый
из них имеет свои особенности.
При
холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого
контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки
холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые
при этом используют, не ограничено.
При
горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура,
так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски.
Рисунки
горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более
живописны.
Третий
способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Известно несколько способов
этой росписи. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и
только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Узелковый
батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты можно
получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками и дальнейшего
окрашивания
Список
литературы
А.
Я. Жолобчук "Подарки из батика"
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://members.tripod.com/