Российские меценаты
Российские меценаты
В
истории отечественного меценатства немало ярких страниц. А лучшие традиции
отечественного меценатства многие историки называют явлением, представляющим
значимость и актуальность не только для России, но и всего мира. Меценат -
изначально имя приближенного императора Августа, который выполнял его
дипломатические, политические, а также частные поручения. Но именно
покровительство Мецената поэтам сделало имя нарицательным.
Наиболее
выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв.
С.И.
Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих
друзейхудожников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в
основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина
отправлялись на природу, на этюды. Многие работы членов кружка Мамонтов
приобретал сам, для других находил заказчиков.
Одним
из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым
его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в
Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского
искусства. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем
искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка
творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов помогал, заказывая и
покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает
Врубелю. В 1896 году художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно
для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде “Микула Селянинович” и “Принцесса
Греза”. Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный
кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера
Мамонтова, которая сформировала Шаляпина - гения оперной сцены.
М.К.Тенишева.
Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических
знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают
масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было
просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников под Брянском,
открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы
рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на
Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева-Талашкино.
“Созидательницей и собирательницей” назвал Тенишеву Рерих. Это действительно
так, и это в полной мере относится к русским меценатам. Тенишева не только на
редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения
отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и
умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций
отечественной культуры.
П.М.
Третьяков. В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть
Третьякова, писал: “Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на
всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из
Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему
надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и
благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным
человеком в течении всей его жизни.” Не менее высоко оценивали подвиг
Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве
собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной
идеи - создать общественное, всеми доступное хранилище искусства – не возникала
ни у кого из современников. Хотя частные коллекционеры существовали и до
Третьякова, они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д.,
прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие
коллекционерам произведения искусства могли немногие.
Список литературы
Журнал
RU-XXI/Менеджер 2008