Богослужение
Богослужение
Митрополит Питирим (Нечаев)
Основная
сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим
первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все
проявления жизни имеют божественное происхождение. Контакт может произойти
только в непосредственном общении. При этом, в зависимости от того, каков
характер божества, этот контакт производился через различные действия:
умилостивления — жертвы, выражения покорности — поклоны и т.п. Ветхозаветная
библейская религия исходила также из понятия греховности человека, его вины
перед Богом. Великая тайна Боговоплощения, когда одно из лиц Святой Троицы,
Бог-Сын или Бог-Слово, от Духа Святого и Девы Марии принял человеческое
естество, решительно, диаметрально изменила характер отношения человека к Богу.
Все Евангелие проникнуто той мыслью, что Бог — это Любовь, которая проявляется
в единстве человека с Богом. Поэтому древнее состояние греховности, вошедшей в
мир с грехом прародителей Адама и Евы, уничтожено; стена, отделявшая грешного
человека от Бога, сломлена и есть все средства для того, чтобы этой преграды
более не существовало.
Однако
поскольку человек слаб и подвержен греху, существуют знаки, напоминающие о том,
что прямой путь к Богу свободен, и что человек должен по нему идти. Именно этой
цели служит христианское богослужение, являющееся обращением к Богу в трех
категориях состояния:
во-первых,
это благодарность, которая проникнута чувством радости за то, что Бог с нами;
во-вторых
— прошение — прежде всего, о том, чтобы исполнилась воля Божия (что отражается
в молитве "Отче наш"), а также просьбы об исполнении необходимых
нужд;
в-третьих,
поскольку человек по-прежнему остается слабым и склонным ко греху, — покаяние.
Эти
три элемента выражаются в богослужении. В результате этой тройственной молитвы
Бог дает плоды Святого Духа: любовь, мир, радость, способность терпения,
воздержания.
Православное
богослужение начиналось с того, что община собиралась вместе, пресвитер
совершал молитву благодарения и каждый произносил свою молитву. Затем пресвитер
благословлял хлеб и вино, верующие принимали их часть. Этими действиями все
выражали свою любовь и общность. Позднее появились старшие члены общины,
пресвитеры, и в то же время были выделены несколько доверенных лиц — служители,
диаконы. По мере разрастания общины появилась третья ступень — епископы.
Постепенно столичный епископ становился старшим над младшими епископами меньших
городов, над пресвитерами ставился благочинный и т.д.
Постепенно
усложнялось и богослужение, приобретшее определенный четкий порядок.
До
сих пор в Церкви существует особое исчисление времени. Во-первых, это —
суточный круг. В древности одной из форм исчисления времени была городская
стража — время неотлучного пребывания ночных сторожей на посту. Они менялись
через каждые три часа. На такие же промежутки делились и дни. Отсюда в
богослужении до сих пор сохранились "часы", отмечающие время дня:
первый час, третий, шестой, девятый. Таким образом, в монастырях отмечали молитвой
каждый временной рубеж суток.
Церковный
день начинается с вечера — в воспоминание о первых днях творения, как
описывается в Библии: "И был вечер, и было утро, день первый" и т.д.
Вечернее богослужение открывается вечерней. Современная вечерня начинается в
пять или шесть часов вечера. Иногда под большие праздники совершается лития —
когда духовенство выходит в притвор и произносит молитву, при этом освящается
хлеб. В древности, когда службы продолжалась по восемь часов и более, это
давало людям возможность подкрепить свои силы. На святом Афоне и в некоторых
других монастырях по сей день служба продолжается всю ночь. В условиях обычных
городских храмов это невозможно, поэтому утреннее богослужение — утреня — как
правило, служится вечером.
Между
утреней и вечерней читают шесть избранных псалмов, в которых передается
внутреннее состояние человека, стремящегося к Богу — шестопсалмие. Потом
наступает центральный момент службы — полиелей — когда зажигают все лампады,
поется величание святому, память которого празднуют в этот день, читается
Евангелие. Затем поется канон. Это древняя форма поэтического произведения,
которая писалась по тематическим разделам. Заканчивается служба славословием,
благодарением Богу.
Каждое
богослужение представляет следующие темы: Первая — благодарение Богу; вторая —
состояние души молящегося, третья — просьба дать силы для исправления своей
жизни, и затем снова благодарение. По этой схеме строится и вечернее, и
утреннее богослужение.
Утром
совершается литургия, или, по-русски, "обедня" за которой происходит
Евхаристия ("благодарение") — претворение хлеба и вина в пречистое
Тело и Кровь Иисуса Христа и принятие верующими таинства причащения. Утреннее
богослужение начинается с того, что священник готовит хлеб и вино для
Евхаристии. Это называется проскомидия ("приношение"). Вынимаются
частички из просфор и поминаются имена христиан, которые пишутся в поданных
молящимися записках.
Утренняя
служба начинается в храмах по-разному, но не позднее десяти часов утра. При
организации паломничества следует учитывать, что верующие стремятся попасть в
храм к началу службы, особенно если кто-то хочет причаститься. Поэтому нужно
заранее узнать, во сколько начинается служба в предполагаемом месте
паломничества и рассчитать время так, чтобы успеть к началу.
Следующий
круг — седмичный, поскольку все мы живем в семидневном цикле. И здесь
опять-таки несовпадение между церковным и гражданским календарем. По церковному
календарю первый день недели — воскресенье, а не понедельник. По воскресеньям
христиане посещают храм — следовательно, по возможности, маршрут надо
рассчитывать таким образом, чтобы в привычное время паломники могли попасть на
службу.
Церковный
год начинается с сентября. В настоящее время в Русской, Сербской и
Иерусалимской Православных Церквах принят "старый стиль" — т.е.
юлианский календарь, по которому Церковь жила с момента своего возникновения.
Он был установлен в 43 г. до н. э. императором Юлием Цезарем. В XVI в. западные
христиане перешли на исправленный в соответствии с астрономическими изменениями
григорианский календарь. Политические интриги и конфронтация Востока и Запада
воспрепятствовали переходу православных на новый календарь. Эта проблема и по
сей день остается непреодолимой, хотя в принципе любой календарь условен,
поскольку относительна сама категория времени. Старый стиль отстает от нового
на 13 дней. Соответственно, первый день церковного года, 1 сентября по старому
стилю, это 14 сентября нашего гражданского календаря.
Церковные
праздники бывают непереходящие, выстроенные по солнечному календарю, и
переходящие, рассчитываемые по лунному. Первый праздник церковного года —
Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября. Затем следуют Воздвижение
Креста Господня — 14 (27) сентября, Введение Пресвятой Богородицы во храм — 21
ноября (4 декабря), Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Крещение
Господне — 6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение
Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19)
августа. Наконец, последний большой праздник церковного года — 15 (28) августа
— Успение Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковный год начинается и
завершается празднованием в честь Богоматери, как бы охватывая всю Ее земную
жизнь. Перечисленные непереходящие праздники относятся к разряду двунадесятых —
т.е. двенадцати главных праздников года. Помимо двунадесятых есть великие
праздники — например, Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых на
Руси. Вообще праздники в Церкви совершаются ежедневно. Каждый день наполнен
воспоминанием святых. В святцах люди находят свои имена, празднуют свои личные
праздники, именины. В день ангела, день рождения, особо памятные дни принято
причащаться.
Есть
второй годичный круг — лунный. В него входит главный праздник Православия —
Пасха, празднование Воскресения Христова. Пасха не входит в число двунадесятых
или великих праздников. Это — "праздников праздник, торжество из
торжеств". Исторически Пасха — праздник еврейский. Само слово в переводе с
еврейского означает "прохождение мимо". У евреев Пасха — это
воспоминание об исходе израильского народа из Египта, об освобождении из-под
власти египетского фараона и о чудесах, сопровождавших это освобождение. День
еврейской Пасхи — полнолуние после весеннего равноденствия, которое бывает 21 –
23 марта. Христианская Пасха никогда не совпадает с еврейской и празднуется в
первый воскресный день после этого полнолуния. Поскольку православные и
католики живут по разному календарю, Пасха у них совпадает только 1 раз в 11
лет. Православные, живущие по григорианскому календарю, Пасху рассчитывают
по-прежнему по юлианскому.
Пасхе
предшествует Великий Пост — время воздержания и главное —особого контроля за
своими чувствами, мыслями, поступками. В результате самоконтроля, воздержания
от отвлекающих внешних и внутренних переживаний человек приходит к празднованию
Пасхи очищенным и просветленным.
Пасхальная
служба строится по тому же признаку, но преобладают восторженные, радостные
мелодии, выражающие состояние праздника. Русская Пасха особенно радостна. Вся
наша пасхальная служба построена в тональности и ритме народных плясовых
мелодий.
За
Пасхой следует пятидесятидневный период до праздника Пятидесятницы. Через сорок
дней после Пасхи отмечается Вознесение Господне — событие, когда Христос
оставил землю, пообещав ученикам, что неотступно будет с ними и некогда придет
опять, но уже для суда. Этот праздник особенно почитали в Оптиной пустыни как
завершение евангельской истории.
Через
десять дней после него — Пятидесятница или Троица. Исходно это тоже библейское
наследие, но у нас свое наполнение праздника. Мы вспоминаем физическое явление
Бога Аврааму под дубом в палестинском селении Мамвре, но отмечаем и откровение
Бога человеку, о том, что Он есть абсолютно сущий, безначальный Дух, давший
начало всему мирозданию. Так что мы празднуем по нашему обычаю и праздник всему
мирозданию, украшая дома и церкви зеленью. Это исключительно русский обычай. В
этом сказывается и наша привязанность к природе и особый мягкий характер
русского человека.
В
день Пятидесятницы, когда ученики собрались вместе, произошло великое событие
Сошествия Святого Духа, т.е. Бог опять проявил Свою благую волю о мире и дал
возможность всему миру войти в прямой контакт с праотцами, восстановить
расторгнутое общение с ними. На иконе Пятидесятницы внизу в арке помещено
поясное изображение старого человека в царской короне. Это космос, старое
Бытие, мировой порядок. Дух сходит и на весь мир. Все мы — единое творение
Божие, "одно тело", как формулирует святой апостол Павел. Это
единство проникает все миропонимание православного человека. Оно есть наше
наследие, которое проявляется и в природном сознании, и в богослужении.
Список литературы
1.
Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии. М, 1990
2.
Муравьев А.Н. Письма о Богослужении. тт. 1 – 2. М., 1993