Театр марионеток
Т Е А Т Р М А Р И О Н Е Т О К
Введение
«Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей».
(Советский Энциклопедический
Словарь)
С древнейших времен в языках многих народов мира существовало
сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр
кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ,
и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком
очевиден был пример – управляющий и управляемый.
Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и,
наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением,
постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с
человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым
отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну
природы, или просто изображал человека.
Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемой
поразительным свойством театра кукол – чудом оживающего прямо на глазах
зрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижным
изображениям богов (которые были в древние времена в каждом доме) пришли
движущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то и
стало началом театра кукол.
Свое название марионетки получили в средние века от наименования
фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде
маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.
I. Возникновение театра марионеток
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в
Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли
в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в
движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в
Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на
движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и
каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице
(этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре
и получил название «педжент»). Роли богов в таком театре исполнялись только
с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками.
Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева
делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в
движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти
автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент
театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем
Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные
механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме –
обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть
убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято
называть вифлеемским ящиом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно
попытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялось
древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет
передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу
поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями,
продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять – так
родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился
театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в
наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне:
румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка.
Самой «кукольной» страной Европы считается Италия. История
итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с
XVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто»,
балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской
драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представления
оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку
марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои
маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых
театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая
их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные
пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было
большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды
достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.
Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь
названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более
конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка
венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в
1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в
павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик,
воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-
Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая
всю знать Венеции.
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии
итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга,
высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток
«Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все
фиоритуры танцовщиц знаменитого театра Ла Скала.
Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянского
марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и
драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде
«своих» марионеточных пьес со «своими» героями.
И еще одна особенность театра итальянских (и европейских вообще)
марионеток: в их спектаклях существовало обязательное разделение на
актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта
черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись
музыки и актерских голосов.
Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также
были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых
актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме
того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских
аристократических гостиницах.
Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской
городской семьи, спектакли начинают показывать любители.
Театр марионеток получил большое распространение во многих
европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря
английским кукольникам – и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до
тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и
кочующих.
В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к
началу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие
«показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих
кукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русский
язык окончательно входит слово «марионетка».
Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только
иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в
XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих
выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен
специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Однако,
существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные
языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах.
Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических
номеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно
легко обойтись без текста.
Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы
нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно,
поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им
второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра,
научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со
своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.
К концу XIX века представления марионеточного театра можно было
увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и
Петербурге, но и в других больших городах России.
Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских
марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно
овладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у них
не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный
парусиновый балаган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-
х годов в московских садах и парках.
Кроме того, в России, как и зарубежом, большое распространение
получили домашние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали
одна за другой появляться любительские студии. Однако, довести работу до
конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не
удавалось.
Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли
Ю.Слонимская и Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916
года. Однако, жизнь театра оказалась недолгой: Ю.Слонимская и некоторые
студийцы эмигрировали из России, и театр распался.
После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских
кукольников – они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.
Однако, теперь интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольники
снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой
чудесной куклой.
II. Строение кукол
Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижными
конечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле,
так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла,
прикрепленного к стержню на оси в определенной точке, и неподвижной планки.
Колебания коромысла натягивают нити, прикрепленные к краям коромысла -
на кукле они соответствуют коленным нитям. Поднимание одной из сторон
коромысла соответствует подниманию ноги куклы. Основными нитями являются
также височные, спинная, ручные. Эти нити в состоянии приводить куклу
только в самую элементарную подвижность. Она может ходить, становиться на
колено, поднимать ту или иную руку, поворачивать голову, наклоняться. Если
же кукле нужно сделать какое-либо специальное движение, то для каждого
такого движения необходимо подвязать специальные нити. Их может быть до
двадцати и даже больше.
Основной недостаток, свойственный марионетке, - ощущение плоскости
пола. Марионеточник (невроспаст) нередко теряет это ощущение, особенно
если марионетка массивная. Актер наблюдает куклу в очень неудобных
ракурсах, поэтому научиться вот этому ощущению плоскости пола – задача
довольно трудная. И поначалу он либо сажает ее на согнутые ноги, либо
поднимает слишком высоко, и тогда кукла просто повисает в воздухе.
Законы движения марионетки:
1. Движение должны быть точны, определенны и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом.
3. копировать движений живых существ, а лишь синтезировать их.
4. Движения куклы должны чередоваться с покойным ее состоянием.
5. Движения должны быть скупы, но предельно насыщены. Следует избегать приводить в одновременное движение все сочленения куклы.
6. Невроспаст должен развить в себе чувство «глубины», постоянно ощущая прикосновение куклы к сценической площадке.
7. Марионетка должна быть тщательно выверена в техническом отношении и изучена со стороны выразительных возможностей, присущих именно данной кукле.
III. Основные сюжеты и герои
Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только
любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными.
Их самих, а также их шутки, колкие словечки знали и любили все.
В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические
образы, которые жили столетиями. Наряду с героями басен и легенд,
персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные
«популярные фигуры», «портретные» куклы.
Во время раскопок в средние века ученые часто находили фигурку: с
головой неправильной формы, крючковатым носом, горбом на спине и огромным
животом. Это был древнеримский персонаж, кукольный герой народной античной
комедии Маккус.
Именно с него итальянцы в начале XVI века «срисовали» своего
народного героя – Пульчинеллу. Этот «петушок» так понравился зрителям, что
скоро он стал участником всех народных празднеств, карнавалов и
балаганов. А когда появился знаменитый итальянский театр масок Комедия
дель арте, среди прочих героев туда попал и Пульчинелла.
Комедия дель арте стал одним из прародителей профессионального
драматического европейского театра. Отсюда же на марионеточную сцену вышли
и многие известные герои: глупый жадный купец Панталоне, болтун Доктор,
слуги Бригелла, Арлекин, Коломбина, назойливый Тарталья и другие. Они
кочевали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и даже
если это была очень известная пьеса, они находили себе место в ее
действии.
Кукольники любили путешествовать. Они бродили со своими
представлениями по разным деревням, городам и странам. И Пульчинелла со
временем так полюбился самым разным народам, что спустя несколько
поколений во многих странах уже были свои всенародные любимцы – братья
итальянского героя. Во Франции это Полишинель, в Англии – Панч, в России - всем нам знакомый с детства Петрушка (или Петр Петрович Уксусов).
Еще один знаменитый французский кукольный герой – Ляфлер. А также
его младший брат Гиньоль. В память о нем любое представление с куклами в
этой стране до сих пор называется «Гиньолем».
В Германии тоже был свой образ национального кукольного героя. Его
звали по-разному: Касперле, Гансвурстом, Пиккельхерингом. У кукольников
Германии, так же, как и у всех их собратьев по ремеслу, был определенный
текст одной или нескольких пьес, сцен, которые они играли по выбору, в
зависимости от обстоятельств.
Чешский брат Гиньоля и Касперле – Кашпарек. В Праге даже есть
памятник из белого мрамора ему и его создателю Матею Капецкому. Не менее
популярны в Чехословакии еще два персонажа: недалекий мещанин и зануда
папаша Спейбл и его сынок – веселый, жизнерадостный Гурвинек. Их создатель
Йосеф Скупа ставил со своими любимыми куклами большие спектакли, и театр
«Спейбл и Гурвинек» стал одним из самых популярных в мире.
Счастье придумать всенародно любимого героя выпало и на долю
английских кукольников – Энн Хоггарт и Джона Басла. Это ослик Маффин.
Вскоре у Маффина появилось много друзей (Страус, Жираф, Пес, Пингвин) – они
вместе совершали всякие путешествия. И стали любимцами не только
английских детей.
Надо сказать, что некоторые из вышеназванных кукол считаются
традиционно перчаточными, но все же и они, как правило, побывали
марионетками.
Что же касается репертуара марионеточного театра, то с древних времен
он весьма разнообразен. Ученные Италии, Румынии, Германии доказали, что
сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст», как и
многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго
до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях
кукольников. Считается, что решающее впечатление от легенды о «Фаусте»
произвел на Гете именно спектакль марионеток.
Конечно, в разные времена, в разных странах кукольниками обыгрывались
сюжеты из древнегреческой мифологии, сказок, басен, литературных
произведений самых серьезных писателей. Это «Красная шапочка», «Красавица и
чудовище», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Конек-горбунок», «Кукольный
город», «Гулливер в стране лилипутов», «Петя и волк», «Маленький принц»,
«Коломбина», «Русалочка» и даже «Граф Монте-Кристо», «Двадцать тысяч лье
под водой» и много, многое другое.
Но самые известные, самые любимые зрелища – это, наверное, те, в
которых участвуют потомки Маккуса – четыре братца: Пульчинелла, Полишинель,
Панч, Петрушка. Они – народные герои, и веселые, бесшабашные, находчивые и
всегда побеждают, оставляя всех в дураках. Известно множество сцен с
участием Петрушки. В одних он встречается с невестой, в других – покупает
лошадь, обучается солдатскому делу, сражается с Чертом и даже дает пинка
Смерти.
Литература
1. Н.И.Смирнова «И… оживают куклы», издательство «Детская литература»,
Москва, 1982 год.
2. И.Н.Соломоник «Куклы выходят на сцену», издательство «Просвещение»,
Москва, 1993 год.
3. Е.С.Деммени «Призвание – кукольник», издательство «Искусство»,
Ленинград, 1986 год.
4. С.В.Образцов «Моя профессия», Москва, 1981 год.
5. Н.Я. Симонович – Ефимова «Записки петрушечника и статьи о театре кукол», Ленинград, 1980 год.