Перов
МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СОШ №83
ДОКЛАД
по истории на тему:
«Жизнь и творчество
Василия Перова»
Выполнила : ученица 8-го «А» класса
Кузёмка Анна
Проверила: Демченко
С. В.
КРАСНОДАР 2002
ПЕРОВ Василий
Григорьевич [21
декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834), Тобольск — 29
мая (10 июня) 1882, село Кузьминки, ныне Москва], русский живописец, один из
организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский
крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы
покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н.
Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
Живописный анекдот
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов»
возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты,
заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С.
К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии
художеств). Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной
сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был
одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Ранние
произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением,
представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский
крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба — 1861; «Чаепитие в Мытищах»,
1862; все — Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и
обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется
у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же).
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической
экспрессией либо добродушным юмором.
«Проводы покойника»
Колорит
Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах,
как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866;
обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни
обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой,
но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой
Ф. М. Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в
картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний
город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке...») закат, гаснущий за
городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной
бытовой среде подобие земного ада.
«Последний кабак у заставы»
Портретная живопись
«Портрет
А. Н. Островского»
Перов внес
также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных
деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба
— 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там
же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в т.
ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там
же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего
социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в
них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью
духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
«Портрет Ф. М. Достоевского»
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся
жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871;
«Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их
отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если
говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его
литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына»
(1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и
детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной
жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
Суд
Пугачева
Спор
о вере
Блаженный
Киргиз-каторжник
Отпетый
Голубятник
Ботаник
Портрет
А.Н.Майкова
Портрет
И.С.Тургенева
Утопленица
Портрет
Ф.М.Достоевского
Портрет
А.Н.Островского
Портрет
А.Г.Рубинштейна
Портрет
В.И.Даля
Странник
Спящие
дети
Дворник-самоучка
Дворник
и барыни
Чаепитие
в Мытищах
Сцена на могиле