Мужской костюм эпохи позднего средневековья
Реферат
Ученицы 9
"С" класса
школы №27
Ищенко Алисы
по теме:
"Мужской костюм
эпохи
позднего
средневековья".
Апрель 98
Медленная агония античного рабовладельческого общества
закончилась в 476г., когда войска варваров завладели Римом и перестала
существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя.
Началась
новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена заселили европейскую
территорию бывшей Римской империи и захватили земли за её северо-восточными
границами. В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеваниях
формировались новые, пока ещё не устойчивые государства. В этой борьбе были
разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными
памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую роль
административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни теперь
становится поместье феодала, способного защитить своих поселян от внешнего
врага.
Упадок
городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают
кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочком земли, чтобы как-то
существовать. Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное
положение ужё в ранний период существования феодального общества и создало
четкое деление населения на сословия, а также строгое их соподчинение в
соответствии с правами на землю.
Сословный
характер европейского феодального общества, разобщенность отдельных феодалов -
натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей -
приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры. Жестокие последствия
междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у
крестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаянья - крестьянскими
волнениями. Это порождает характерный для средневековья страх перед всякой
новизной, подсознательное стремление сохранить всё без перемен.
В
такой обстановке складываются новый быт и костюм. Основными источниками
формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской
империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии.
Хотя
племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому
составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей:
прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы
тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой
одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он лёг с основу
дальнейшего развития европейского костюма.
Мужской
костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их
"брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из
шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков.
Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных
на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом
имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев
появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались
знаком привилегированного положения. Эти одежды могли носить знатные люди.
Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.
Более
полные сведения о костюме относятся уже к VIII
- IX
векам, кода возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств.
Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков. Высшего расцвета
оно достигло при Карле Великом (конец VIII
века) и его наследниках - Каролингах (IX
век). В это время возобновляется почти прервавшееся общение между Западной
Европой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары -
главным образом ткани для торжественных одежд. Ткани местного производства,
окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др., -
были распространены даже при дворе Карла Великого.
Европейский
костюм этого времени мало чем отличается от костюма варваров.
Рубашка-"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ,
называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков
была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из
мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми
пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь
король и члены его рода.
Более
нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-византийского костюма,
была одежда итальянцев. В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не
принесло больших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других
государствах Европы, стали развиваться ремёсла, существовала и торговля с
Византией и Востоком. Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в
Италии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие
шерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только владетельных особ, но
и большинства пожилых людей.
Однако,
несмотря на элементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное
решение европейского костюма V-IX
веков отличается самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства.
Это прежде всего относится к украшениям из металла (золота, бронзы),
органически входившим в общую композицию костюма. Рисунок разнообразно
переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными
изображениями животных, выполненный из золота или бронзы с крупными альмандинами
и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так
называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой
материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём сказалось
новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля и начало
развиваться всё европейское искусство средневековья.
В
это же время развивается строительное искусство, - архитектура и формируется
особый художественный стиль - романский, показавший творческую силу молодых
народов. Характерные черты этого нового стиля - спокойные монументальные формы,
при чёткой конструкции, сдержанное применение декора, тесно связанного с
конструктивным замыслом, - мы находим не только в архитектуре, но и в костюме.
Неразрывное стилистическое единство всех видов искусства - отличительная черта
любой эпохи - характерно и для средневековья.
Развивающееся
общение между европейскими странами и особенно завоевание Англии норманским
герцогом Вильгельмом I
(1066 г.) распространили влияние Франции, как страны более культурной. Войско
Вильгельма I состояло не только из
рыцарей Нормандии, но и из французов, выходцев из Фландрии, Бретани и даже
Италии. Все оставшиеся в живых сподвижники Вильгельма получили в Англии земли и
образовали в английской земельной аристократии крепкий слой преданных слуг
короля. Они ассимилировались, и в английский язык вошло много французских слов,
в том числе и названия одежд. Распространились в Англии и некоторые французские
и итальянские формы одежд, особенно женские, но здесь они получили своеобразную
трактовку.
В XII веке, после ряда крестовых
походов, под впечатлением богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев
входит длинная одежда. Её носят теперь и молодые люди, особенно дворяне.
Развивающееся
ремесло увеличивает количество тканей, а главное - улучшает её качество. Всё
больше появляется привозных материй. Европейцы уже не довольствуются шенсом,
брэ и манто. Сверх шенса носят "блио" - полудлинную или длинную
одежду с боковыми разрезами, сквозь которые виден шенс. Шенс и блио всегда
делали разных цветов. На ноги надевают узкие длинные чулки - "шоссы",
которыми прикрывают часть брэ. Шоссы тесёмками привязывают к поясу. Верхней
одеждой служил плащ различных размеров.
Примечательной
особенностью обуви XII века были длинные носки -
"пигаш", своей остроконечной формой нарушавшие спокойные линии
костюма. Появление пигаш связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть
уродливую форму стопы. Такая обувь была распространена не только во Франции, но
и в других западноевропейских странах.
Горожане
носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - "ботт", но в
конце XII века и у них появляются
длинные остроконечные носки.
Головные
уборы мужчин не имели жесткой основы, иногда их драпировали подобно восточному
тюрбану. Самым распространённым был "куаф" - род капюшона, с
удлинённым мысом сзади.
Литература:
мерцалова М. Н. "Костюмы разных времён народов"