Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа
Традиционные народные промыслы и ремесла
Дом и предметы
домашнего обихода
Посуда у чеченцев почти до конца 19 века была
деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли
большого совершенства.
Гончарные изделия чаще всего
покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская
посуда делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое.
Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким
горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды
имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку
и широкое круглое дно – чтобы удобно было носить его на плече издалека -
от реки или со дна ущелья. Делали особой формы глиняные сосуды и для
запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим
спросом.
Деревянную посуду вытачивали на токарных станках,
которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы
дерева – дуб, клен - шли на изготовление посуды. Из дерева кроме кухонной
посуды делали различную утварь и предметы домашнего обихода: бочки, спицы
для колес, детали повозок. Детские люльки тоже изготовлялись из дерева. Причем
конструкция была такой, что люлькой пользовались и в доме, и вне его.
Мать могла, например, привязав такую люльку к спине, взять ребенка с собой на
полевые работы. Удобная форма и приверженность национальной традиции – причины
того, что кое-где чеченские женщины пользуются такими люльками до сих пор.
Впрочем, в домашнем обиходе сохраняются и другие деревянные изделия -
подносы, чашки, ложки, маслобойки.
Традиционная медная посуда:
тазы, кружки, чаны, казаны – тоже перешла из 19 века в нынешний быт.
Исторически сложилась простота и некая
аскетичность чеченского жилища. Там был минимум мебели: переносные
деревянные кровати и столики. Но бесспорным украшением помещений были
изготовленные народными умельцами бытовые предметы. Кроме деревянных, медных и
гончарных изделий это были произведения мастеров, работавших с шерстью и
войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими
накрывались, украшали стены, утепляли комнаты.
Чеченские ковры обычно имеют многоцветный орнамент
и бахрому синего и красного цвета.
Бурка – это и надежная в любую непогоду
одежда, и, в случае необходимости, своеобразное одеяло. Изготовлением бурок в
основном занимались женщины, хоть это был и весьма трудоемкий процесс. На
работу уходило от 8 дней до месяца. Чеченские бурки, легкие, тонкие и теплые,
славились. Чечня была основным производителем бурок на всем Северном Кавказе.
«Чеченское сукно»
тоже было весьма знаменито в 19 веке. Из него шили даже вицмундиры.
Сукно изготовляли кусками на специальном ткацком станке, после этого долго
мяли, поливая теплой водой, затем раскатывали на «каталке» и на ней же
сушили.
В равнинных районах Чечни были развиты промыслы
плетения из тростника и лозы. Изготовлялись рогожи, циновки, корзины.
Издревле чеченцы славились и как мастера по
выделке кож. В конце 19 века в Грозном было даже
6 кустарных предприятий этого профиля, которые изготавливали обувь, чехлы для
матрасов и теплую одежду из овчины – прообраз нын ешних дубленок.
Чеченские ювелирные украшения
– браслеты, бусы,спиральные кольца, перстни, подвески – в
древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились
серебряные. Это, в частности, сугубо чеченские пуговицы, которые украшали
одежду горянок. Они представляли собой клинообразные пластинки, застегивавшие
одежду от груди до пояса.
Мужской и
женский национальный костюм
В национальной одежде чеченцев отразился и склад
жизни нации, и эстетические принципы.Традиционный костюм
изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на
обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для
изготовления одежды.
Основными деталями мужского костюма
были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру,
застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он
имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава,
застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая
стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. Старики
носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись
тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной
хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка,
шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы
одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее.Штаны слегка
сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от
ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в
сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала
условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя
бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный
костюм соответствовал эталону мужской красоты, который
подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию.
Праздничный мужской костюм включал в себя
черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом,
но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие
рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с
отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим
сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые
вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного
оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы
утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску
носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал,
иногда шашка или пистолет.
Характерная чеченская одежда – бурка. Это -
накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная
одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега,
ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и
одеялом.Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой.
В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.Для мужской одежды
чеченцев характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно
контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили
белые бурки, черкески, папахи.
Женская одежда обычно подчеркивала
возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху
типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком,
застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные
прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались
до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в
оборку. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в
рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным
убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье –
распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.
Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и
закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под
платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими
рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий
воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или
цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих
застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым
шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали
поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но
обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и
ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по
наследству из поколения в поколение.
Головной убор чеченки – платок. Девушки
складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади.
Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При
выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали
платком.
Оружие
ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ
Жизнь в горах многому учила чеченцев. Они стали
отличными охотниками, строителями оборонительных сооружений,
воинами-защитниками. Горы помогали: засеет крестьянин поле, идет в горы -
руду искать. Найдет медную – делает посуду, свинцовую – отливает пули.
Первые средства обороны были из камня и дерева.
Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто
чеченским изобретением тех времен была «копьеметалка». Ее изготавливали
из саблеобразных рогов горных козлов. Рога укрепляли на
деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил.
Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем
бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и
кольчуги. Щиты обтягивали кожей.
Самое
крепкое в кавказских лесах дерево - граб - считалось священным,
строить из него запрещалось. Из граба делали оружие, а из молодых
побегов – стрелы, которые имели плоскую форму и оперение,
придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый
«сложный» лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону
укрепляли роговые пластины, а внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог
только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей
координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали
вплоть до начала 18 века.
С появлением металла чеченское оружие
прославилось саблями, шашками, кинжалами. Изготовлявшие их мастера были
известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк
оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка использовали
волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и
держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней:
раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней,
бросали в пропасть и быстро поднимали. Считалось,
что скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на
качество стали. На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем
затрачивал более месяца, на кинжал – около двух недель.
«Нет более надежного помощника, чем клинок», -
гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде,
охоте, танцах. До Кавказской войны оружейники не сильно
заостряли конец кинжала. Заколовший врага кинжалом считался плохим
бойцом, не умеющим владеть оружием.Сколь виртуозны были мастера при
производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты.
Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля - специфически
чеченское орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную
ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же
молниеносно подставляли под сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще
всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.
Оружие горца было его гордостью, оно всегда
блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах.
Даже бедняки старались иметь качественное оружие.
КНИГА ОБ ИСТОРИИ И
ЭСТЕТИКЕ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ
Для тех, кто серьезно интересуется историей
чеченского оружия, мы предлагаем отрывки
из книги Исы Асхабова «Чеченское оружие». Это – уникальная книга: исследование, альбом и справочник
одновременно. Автор изучал чеченское оружие и собирал
сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия
с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства
историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более
глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском
языке.
ШАШКИ. Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо –
длинный нож. Клинок шашки должен был быть легким как перышко, упругим как лоза
и острым как бритва. Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки
«гурда», «калдам» и «терс-маймал» (иначе – «волчок»). Имея высокое
качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев
и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе. Имена владельцев
таких клинков были известны и вызывали зависть, и нередко такие шашки
добывались в жестоких боях «когда над телом убитого завязывались отчаянные
схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем
удавалось завладеть оружием», свидетельствует историк В.Потт.
Шашка «терс-маймал» - «волчок» помимо всех прочих
достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в
сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка:
«Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить?» Вынуть из
сита такую шашку решался не всякий.
КИНЖАЛЫ. «Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия
позора и обиды…» - эпиграфом из Пушкина открывается эта глава книги.
Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением
тому служат многочисленные археологически находки на территории республики.
Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века
чеченские кинжалы отличались большими размерами: шириной до 9 см.,
длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и
изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или
под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда.
Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи.
«…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы,
которая легко распиливает самую крепкую сталь», - описывал один из кинжалов
исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во
второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок,
которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли
лаком.
Кинжалы лучших мастеров ценились
очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными
центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.
ОФОРМЛЕНИЕ КИНЖАЛОВ И ШАШЕК. Изначально оружие горца не отличалось изяществом
оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от
каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура
или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на
масле порошка древесного угля.
Со второй половины 19 века на рукоятки стали
чаще использовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая
кость. Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за
кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу
бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями налог не взимался.
Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке –
обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию
заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника,
узор, дарственную надпись или изречение из Корана.
БУЛАТ. «…Отделкой золотой блистает мой кинжал,
Клинок надежный, без порока. Булат его хранит таинственный закал – Наследье
бранного Востока…», писал в стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов.
По чеченской легенде, однажды
оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни,
а на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким
страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся
больше не делать таких клинков.
ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ. Черкеска из черного, коричневого или белого
сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе
кинжал в золотой или серебряной оправе; за
спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным
металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие
горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к
седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический
образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках.К традиционному военному искусству
и к военному костюму чеченских мальчиков приучают с детства.
Газыри имели практическое значение и придавали
красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны
груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри
вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было
пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков,
были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкой оружия.
Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска
имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее
отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления, дошедшие до
наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по
форме и декору.
Практическое назначение и красивую форму
сочетали и детали мужского пояса. Так, свисающие по бокам кожаные
ленты (мот) служили прежде для привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным
жиром. Впоследствии они стали украшением пояса.
В 19 веке русские военные оценили красоту и
удобство горского военного снаряжения и переняли его. В черкесках щеголяла
знать и на балах и приемах при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго
были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении.
О КНИГЕ «ЧЕЧЕНСКОЕ ОРУЖИЕ»
Представляя книгу читателям, депутат
Государственной думы России, заместитель председателя Комитета по
культуре и туризму Г. Омаров подчеркивает: ""...издание книги
"Чеченской оружие" мы рассматриваем как символ единства истории и
культуры братских народов Кавказа, как призыв к миру, согласию и
добрососедству"".
"... До появления этой работы наука
располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у
чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках,
и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники,-
пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный
сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.
До сих пор целая область ремесла и искусства
оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе
памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа
1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами
он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то
мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен
мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен...
Трудно переоценить значение этой работы. Имена
мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих
мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях,- завершает
свое предисловие к книге «Чеченское оружие» ведущий научный сотрудник
Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.- Уже на первых этапах
знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский
кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта.Книга И. Асхабова станет вкладом
как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение".
«Научное исследование И.Асхабова является
уникальным явлением в исторической науке республики. Перед читателями
открывается не только мастерство народа по изготовлению оружия, но и новые,
неисследованные страницы исторического прошлого чеченского народа…», так
отозвался об этом уникальном издании писатель А.Айдамиров.
«Главное достоинство книги в том, что автор пишет
не столько о самом оружии, сколько об оружии как элементе народной культуры,
открывая народу замечательных и талантливых мастеров», считает депутат Госдумы
России А.Аслаханов.
А вот как отозвался о книге И.Асхабова поэт, член
Союза писателей России М.Гешаев: «Я был просто обрадован и потрясен, узнав, что
нашелся человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, вернувший нашему народу
имена прекрасных мастеров, прославивших чеченский народ своими отличными
оружейными изделиями… Хочется верить, что Асхабов продолжит начатое дело и
порадует нас своими новыми открытиями…»
«Название книги «Чеченское оружие» с первого
взгляда режет слух чрезвычайной сухостью и физической суровостью. Но после
прочтения первых же строк это впечатление исчезает бесследно, - пишет кандидат
исторических наук С.Умаров.- Более того, убеждаешься в том, что оружие для
автора не главный объект исследования, а средство для раскрытия тайн
историчских судеб создателей и носителей этого оружия…».
И, в заключение, мнение ученого-этнолога
С.Хасиева: «Труд И.Асхабова, став достоянием общественности, станет
существенной подмогой для ученого мира и будет способствовать дальнейшим
изысканиям в этом направлении…»