Неоклассицизм
Неоклассицизм
Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление,
господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века,
которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17
века - нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика
XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и
Шератона в мебельном деле.
Главным
представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман, а во Франции - Антуан Катрмер
де Кэнси, чья книга "Очерки о природе и средствах подражания в
изобразительном искусстве" была издана на английском языке в 1837 г.
Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается
работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в
Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и
Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака
Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон
в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской
архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой
эстетики в планы реконструкции Парижа.
В живописи это
был А.Р. Менгс, оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона
(Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди
скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову,
Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена. Неоклассицизм
нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а
также художника Джона Вандерлина. В декоративном искусстве с утверждением
Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая
осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для
памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и
внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций.
Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе
Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это
время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные "базальтовые"
изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Романтический
интерес к средневековым формам и изобретательности, в какой-то степени
навеянным литературой, вылился в готическое возрождение (неоготический стиль),
пришедшее на смену Неоклассицизма.
Художники
неоклассицизма: Жак Луи Давид, Менгс
Давид
Жак Луи (David,
Jacques-Louis) 1748-1825 гг.
Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг.), французский живописец,
выдающийся представитель неоклассицизма. Учился у Буше, начинал работать в
стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства
Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию,
Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на "вольности"
рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы
античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени
общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность,
верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
Славу Давиду
принесла картина "Клятва Горациев" (1784 г.), изображающая трёх
братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя
братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид разделял идеалы
Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Он был активным
деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг.), организовывал массовые
народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон
назначил Давида "первым художником". Давид прославил деяния Наполеона
в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого
классицизма к романтизму.
После
реставрации власти Бурбонов в 1815 г. Давид был вынужден уехать в Брюссель. С
этого времени отходит от общественной жизни. У Давида было много учеников,
самым прославленным из них считается Энгр. Творчество Давида оказало огромное
влияние на развитие европейской живописи.
Менгс Антон
Рафаэль (Mengs, Anton Raffael)
(1728-1779 гг.)
Менгс Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raffael) (1728-1779 гг.), немецкий живописец и теоретик искусства. Значительную часть жизни провёл в Риме, где был одним из
провозвестников неоклассического (неоклассицизм) стиля. У современников
пользовался огромной популярностью. Теперь его исторические и аллегорические
полотна кажутся весьма невыразительными, а портреты, напротив, признаны
изысканными. В 1761-1769 и 1773-1777 гг. Менгс был придворным художником в
Мадриде, и тот факт, что его тусклые и лишённые своеобразия фрески предпочли
работам великого живописца, как Тьеполо, свидетельствует о вкусах тогдашней
публики, обращённых в сторону неоклассицизма.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.arthistory.ru/