Королева плакучей ивы и стихов
Королева
плакучей ивы и стихов
"В
соединении русской женщины с китайской живописью усматриваю великое знамение, возвещающее вызов
Западу."
Олег Арин,
публицист
Накануне
открытия в Международном Центре-Музее
имени Н.К. Рериха выставки художницы Ван Люши хотелось бы рассказать об
удивительной истории этого удивительного человека. История, с которой вы
познакомитесь ниже, еще раз доказывает, что нет проторенных путей в искусстве —
у каждого он свой.
"Я не
смогла бы никогда рисовать в китайской манере (по-китайски), зная наперед хоть
немного об этом. Это похоже на прыжок с берега в реку, когда расстояние до воды
все время увеличивается, а не сокращается. Летишь в реку, а падаешь в бездну, в
бесконечность. А будучи вообще не знакомой с теорией цвета, начать с
труднейшего дела — китайской живописи — это просто покушение на искусство. Но
странная история привела меня к этому.
Я получила
хорошее образование и была хорошей пианисткой. Живя в Канаде, я давала уроки
фортепьяно. Случайно или нет, но все мои студенты были китайцами (есть у
китайских детей такая особенность — они хотят учиться). На стенах в доме одного
из них я увидела китайские свитки… Это абсолютно похоже на любовь".
Китайская живопись
— 2000 лет поиска лаконичной формы, выражающей суть идеи. Строгие каноны и
правила, передающиеся из поколения в поколение, традиционные тушь, кисти,
рисовая бумага или шелк и одновременно то, что очень трудно выразить словами.
Это личное и свое — душа человека.
Картины Ван
Люши — необычное явление. Сложнейшую китайскую философию передает человек
другой культуры, и к тому же женщина, что для китайской живописи совсем не
характерно. Знания и индивидуальный почерк Ван Люши не были получены на специальных
курсах ни в России, ни в Канаде, ни в Китае, они — результат собственных
поисков.
"Постепенно
я стала понимать природу линий, туши и красок, символику. Реалистическая
китайская живопись уже больше не казалась мне только красивым и элегантным
исполнением предметов, а превращалась в изображение как бы формулы этого
предмета с внутренним динамизмом. Загадок становилось все больше и больше.
Трехмерное пространство и перспектива, к чему привык мой европейский взгляд,
разбивались вдребезги об изломы линий на картинах китайских ландшафтов", —
пишет Ван Люши.
Выставки картин
Ван Люши всегда привлекают много интереснейших людей, среди которых художники,
поэты, ученые, космонавты, дипломаты, преподаватели. Надо сказать, что для всех посетителей выставок картины Ван Люши
— приятный сюрприз. Ценители китайской живописи получают истинное наслаждение
от созерцания произведений Ван Люши
Помимо классических ("Бамбук", "Восточное
дуновение", "Самые ранние цветы") кисти Ван Люши принадлежат
работы в стиле так называемого китайского импрессионизма ("Ужин",
"Опасная игра", "Бесконечный дождь") и экспрессионизма
("Любовь", "Иллюзия"), а также в стиле европейского
импрессионизма ("Портрет дочери", "Арин").
О себе и своих
картинах Ван Люши говорит так: "В китайской живописи есть то, чего нет в
другой живописи — естественность. Нет монстров и циклопов. Я люблю эту
философию. Можно нарисовать лепесток, а не целое дерево. И сказать этим
неизмеримо много. Это форма, а не объект, или, точнее, это — формула объекта.
Техника и смысл сливаются воедино. Сама картина создается мною на одном
дыхании, практически за день, а на наброски иногда уходит несколько дней.
Целенаправленно
я занимаюсь живописью всего несколько лет, и чем больше я знаю, тем дальше
цель. Перед тем как взяться за кисть, я много читала и как бы подходила к
началу. Мои учителя — книги.
Эта живопись
полна символов. Журавль — символ бессмертия. Лотос — символ чистоты. На одной
из моих картин журавль склоняется к лотосу…
В своих работах
я пишу идею. Китайцы пишут рисуя и рисуют, когда пишут. Мне представляется, что
русские полны сострадания, Канада — это свобода души, а Китай — это моя вторая
жизнь. Ван Люши — это поэтический образ: значение моего имени — королева
плакучей ивы и стихов."
Из выступления
Олега Арина, публициста: "В моем представлении искусство делится на три
составляющих: форма — формализм, содержание — реализм, неоклассицизм, идея —
идеальность — Китай и Япония. Борьба инь и янь — гармония, проявляющаяся через
красоту и энергию. Здесь нет уродств, а есть естество. В китайской живописи
есть движение, жизнь, дух и истина. Я стал больше и лучше писать, созерцая
красоту у себя дома. Enjoy yourself".
Интересно, что
имя Ван Люши, которым Валентина подписывает свои картины, придумал космонавт
Юрий Батурин. Если ласково по-русски растянуть Ва-лю-ша, то получается очень
похоже на мягкое китайское Ван Люши. Вот так любопытно рождается не только
живопись, но и новые имена.
Бесспорно,
любое произведение каждый видит по-своему, и, конечно же, живопись нужно смотреть
в оригинале. Цвет, мельчайшие детали образа, фактура мазка на рисовой бумаге —
все полно смысла, все работает на одну идею, и фотография не всегда может это
передать. В одном из интервью Ван Люши
сказала: "Я сделала открытие — у людей сердце в горле и в голове, и оно
бьется от радости и счастья". Эта мысль очень ярко рисует атмосферу,
созданную картинами Ван Люши. Главное даже не то, что мы можем видеть глазами
на выставках уникальной и неповторимой художницы, а то ощущение многоликой и до
конца не познанной жизни, которое создают лаконичные и одновременно
экспрессивные работы Ван Люши, рожденные соединением русской женщины с китайской культурой.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/