Русский язык на Северном Кавказе
Русский язык
на Северном Кавказе
Вопрос о
положении с русским языком на Северном Кавказе необходимо рассматривать в
контексте этнической структуры населения, политической, экономической и
языковой ситуаций в данном регионе и идеологии регионального образования.
Северный Кавказ
- один из наиболее проблемных районов современной России. Он включает 10
субъектов Федерации, из которых 7 - национальные республики: Адыгея,
Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня,
Ингушетия. Эти республики не однотипны по вышеперечисленным характеристикам. (С
точки зрения политической ситуации благополучной можно считать, пожалуй, только
Кабардино-Балкарию, т.к. на ее территории за последнее время не было этнических
конфликтов).
По
микропереписи 1994 года в этих республиках проживает:
в Адыгее
русских 64,9 %
· адыгейцев
22,1 %
в
Карачаево-Черкесии русских 40,6 %
· карачаевцев 31,2 %
· черкесов 9,7 %
в Дагестане
русских 8,2 %
· аварцев 27,5
%
· даргинцев
15,6 %
· кумыков 12,9
%
· лезгинов 11,3
%
· лакцев 5,1 %
· табасаранов
4,3 %
в
Кабардино-Балкарии русских 33,8%
· кабардинцев
48,2 %
· балкарцев 9,4
%
в Северной
Осетии русских 30,6 %
· осетин 53 %
в Чечне и Ингушетии
русских 0,3%
· чеченцев 57,8
%
· ингушей 12,9
%
Кроме того, в
этих национальных республиках Северного Кавказа проживает значительное число не
титульных этносов: абазины, ногайцы, таты, армяне, азербайджанцы и др.
Особенностью этнического развития Северного Кавказа является то, что наиболее
древние этнические слои в меньшей степени подвергались ассимиляции со стороны
более поздних мигрантов. Народы соседствуют, не ассимилируя друг друга.
Присутствие
славян на Кавказе связано с формированием казачества и Кавказской войны
1817-1864 гг.. При всех хорошо известных минусах национальной политики прошлого
несомненно, что русская колонизация стабилизировала обстановку в регионе и
положительно влияла на многие этнокультурные и социальные процессы (развитие
письменности, государственности, строительства городов). В конечном итоге на
Северном Кавказе сложилась специфическая цивилизация, где каждый народ нашел
свое место.
С начала 90-х
гг. возрос интерес к проблемам возрождения национальных культур и языков, были
разработаны программы "этнизации" школ. Эта новая ситуация с особой
остротой ставит проблему смысла и допустимых границ регионализации образования
- определение роли и места национальных языков в системе образования, а шире -
проблему двуязычия (а иногда и трехъязычия) в полиэтнических регионах Северного
Кавказа.
Все языки
титульных народов Северного Кавказа в законодательном порядке получили статус
государственных, а право получать образование на родном языке стало всеобщим -
принципиально рамки функционирования этнических языков в сфере образования не
ограничены. В современной школе Северокавказского региона изучение родного
языка обычно осуществляется на всех ступенях. Резко расширено преподавание
литературы и фольклора, введены предметы, в рамках которых изучаются культура и
история этноса, обычаи и традиции. Некоторые из них преподаются на родном
языке, особенно в сельских школах, где большинство учеников владеет им
свободно. Конечно, параллельно сохраняются классы и даже целые школы, где все
преподавание ведется на русском языке, а язык титульных этносов изучается как
предмет.
Проблема
"этнизации" школы на Северном Кавказе практически была решена к 1993
году. Число школ с преподаванием на родном языке и школ с изучением
национального языка в качестве предмета после 1993 года практически не
увеличивалось, как и среднее количество учеников в этих школах (1992 г. - 318
школ, 1994 г. - 253 школы; 1992 г. - 49315 учащихся, 1994 г. - 36433 учащихся).
По результатам
микропереписи 1994 года 85,1 % населения Северного Кавказа считает родным язык
своей национальности. Доля населения в национальных республиках Северного
Кавказа с родным русским языком составила в среднем 32,0 % (в т.ч. 29,7 %
русских). При этом среди населения нерусской национальности указали в качестве
родного русский язык в среднем 4,35 %. В качестве второго языка общения 80,6 %
кавказцев указали русский язык. На основании статистических данных можно
говорить о высоком уровне двуязычия в национальных республиках Северного
Кавказа, особенно у городской части населения.
В целом
основная часть школьников, учителей и родителей положительно воспринимает
поворот школы к углубленному изучению родного языка и культуры. 99% родителей
всех национальностей хотят, чтобы их дети больше узнали в школе о культуре
своего народа.
В результате
изменений, происшедших в системе образования и средствах массовой информации,
можно констатировать снижение уровня владения русским языком как в
количественном, так и в качественном аспектах. Из внешкольных причин следует
указать на снижение уровня социальной и бытовой мобильности населения,
расширение сферы действия родных языков как государственных. Обширен спектр и
собственно школьных факторов: неутвержденность образовательных стандартов,
уменьшение доли русского языка в региональных учебных планах и др.
Тем не менее
необходимо заметить, что изучение русского языка как государственного является
одним из главных условий обеспечения единства образовательного и культурного
пространства полиэтнической и многоязычной России, необходимым фактором
реализации гражданами РФ конституционного права на образование. Русский язык
есть не только традиционный в условиях России язык межнационального общения, но
и проводник в пространство русской и мировой культуры.
Вместе с тем,
обеспечение эффективного изучения русского языка как государственного в школах
РФ требует сегодня реализации ряда мер, способных постепенно улучшить ситуацию:
· изучение языковой ситуации и уровня владения
русским языком в национальных регионах РФ;
· утверждение типологии национальных школ на
основе существующих моделей, что позволит систематизировать региональные
учебные планы;
· дифференцированное обеспечение необходимым
объемом школьных часов обучения русскому и родному языкам в зависимости от
характера языковой ситуации и типа национальной школы в целях достижения
единого образовательного стандарта;
· разработка и внедрение уровневых стандартов
русского языка в 1-ом, 5-ом, 9-ом и 11-ом классах национальных школ всех типов;
· разработка концепции учебника русского языка
нового поколения с учетом интеграции этнокультурного компонента для 1-11
классов;
· создание координационного центра (возможно,
в рамках федеральной программы "Русский язык"), ответственного за
реализацию названных мероприятий.
Яковлева Е.А.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/