Особенности Венецианской школы архитектуры эпохи возрождения
Особенности
Венецианской школы архитектуры эпохи возрождения
Творчество
Сансовино
Сансовино
(Sansovino; собственно Татти, Tatti) Якопо (2.7.1486, Флоренция, - 27.11.1570,
Венеция), итальянский архитектор и скульптор Высокого и Позднего Возрождения.
Учился во
Флоренции у А. Сансовино. Работал в Риме (1503-1510, 1518-27), Флоренции
(1510-18), с 1527 - в Венеции и Падуе (с 1529 главный архитектор Венецианской республики).
Архитектурные произведения С. в Венеции [церковь Сан-Франческо делла Винья (с
1534, фасад построен А. Палладио, 1572), библиотека Сан-Марко, Монетный двор
(так называемый Дзекка; начата 1536), палаццо Корнер (с 1532)] отличаются
сочностью профилей, богатством скульптурного, а иногда и живописного убранства,
тонко подчинённого тектонике здания. В скульптурном творчестве С. живописность
светотеневой моделировки органически соединяется с утончённой экспрессией
образного строя ("Вакх", мрамор, 1518, Национальный музей, Флоренция;
4 статуи на фасаде Лоджетты в Венеции, бронза, 1540-45; статуя медика Т.
Рангони на фасаде церкви Сан-Джулиано в Венеции, бронза, 1554).
Палладио -
теоретик и практик Возрождения
ПАЛЛАДИО,
АНДРЕА (Palladio, Andrea) (1508-1580), выдающийся итальянский архитектор
позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он
продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения
(преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы,
т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его
опыт оказался особенно ценным для зодчих 17-18 вв. Последователи мастера
образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название
палладианства.
Палладио
родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в
основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино
(1478-1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди
Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Палладион: так
называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян,
защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор
отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым
заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в
Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских
домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл).
К раннему периоду
творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в
Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания
архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки,
искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему
и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере
(1560-1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы "Ротонда" (или Капра) в
Виченце (1551-1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой
архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными
портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному
залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей.
В оформлении
фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это
можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны
возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) - обычных, как в
палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио
(1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене
(1556).
В конце своего
творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат
церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580) и
Иль Реденторе (1577-1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал
проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци.
Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580.
Палладио завоевал
огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре
книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом
сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия
Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и
Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим
принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие
классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв. В Англии
последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции - архитекторы,
работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии
- В.Скамоцци.
Джорджоне-
основоположник живописи высокого Возрождения в Венеции
ДЖОРДЖОНЕ
(Giorgione) (ок. 1477-1510), венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в
Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф
Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний
(1550, 1568). Настоящее имя художника - Джорджо да Кастельфранко, но обычно его
называли Джорджоне (большой Джорджо). После смерти Вазари распространилась
легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли; поэтому позднее его
часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).
Джорджоне
приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини.
Сохранилось очень мало документов того времени, содержащих сведения о
творческой деятельности художника. Существуют записи о двух официальных
заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам фрески до нас не
дошли. Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием
проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее
сюжетов; оно стало образцом для его самого знаменитого ученика - Тициана.
Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских
художников.
Нет ни одной
подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений
известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника
представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков
искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством
исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. 1504); Три философа
(после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок. 1502,
Эрмитаж), Спящая Венера (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея); Поклонение
пастухов (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств); Сельский концерт
(ок. 1508, Лувр). Знаменитая Гроза (ок. 1506) из венецианской Академии, которую
обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в
венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и
атмосферные эффекты.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/