Становление академизма
Становление
академизма
Болонская
школа, одна из школ итальянской живописи.
Живопись
Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в., выделяясь
острой характерностью и экспрессией образов. Но термин "Б. ш."
связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода
формирования и расцвета барокко.
Б. ш. возникла
после основания братьями Карраччи в Болонье около 1585 "Академии
вступивших на правильный путь", где впервые складывались доктрины
европейского академизма и формы деятельности будущих академий художественных.
Изучение натуры считалось в Б. ш. подготовительным этапом на пути к созданию
идеальных образов. Этой же цели служила строгая система правил мастерства,
искусственно извлечённая из опыта мастеров Высокого Возрождения.
Художники Б. ш.
конца 16 - 17 вв. (Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино) выполняли главным
образом композиции на религиозные и мифологические темы, несущие печать
идеализации и зачастую пышной декоративности. Б. ш. сыграла двойственную роль в
истории искусства: она способствовала систематизации художественного
образования, её мастера разрабатывали характерные для барокко типы алтарной
картины, монументально-декоративной росписи, "героического" пейзажа,
а в ранний период проявляли подчас искренность чувства и оригинальность замысла
(в т. ч. в портрете и жанровой картине); но в дальнейшем принципы школы,
распространившиеся в Италии (а позже и за её пределами) и превращенные в догму,
порождали в искусстве лишь холодную отвлечённость и безжизненность.
Академизм
(французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся
в художественных академиях 16-19 вв. (см. Академии художественные) и основанное
на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А.
способствовал систематизации художественного образования, закреплению
классических традиций, которые им превращались, однако, в систему
"вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность
недостойной "высокого" искусства,
А.
противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты,
идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии,
Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки,
цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило,
официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал
свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического
искусства.
А. возник в
конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания
искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й
половины 17-18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов
классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских
художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д.
Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию
классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам
воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное
искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и
буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти
сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных
формах неоклассицизма.
Термин
"А." понимается и расширительно - как любая канонизация, обращение в
непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле
говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской
скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда
художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически
изживших себя школ и направлений.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/