Рококо
Рококо
Рококо (франц.
rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший
развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской
литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил
свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от
действительности в мир театрализованной игры.
В пластических
искусствах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора, который принял в
эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития
французского Р. (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы
барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный
орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности.
Развитое Р.
(примерно 1725-50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие
резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки
амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные
панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также
многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы
пронизывающего поверхности стен.
Преимущественно
орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значительного
влияния на тектонику и наружный облик сооружений; например, в архитектуре
французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.)
пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью
внешнего облика.
Распространяясь
в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти
М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Р. нередко являлся не
столько отражением французских влияний, сколько своеобразным местным вариантом
позднего барокко.
Для живописи,
скульптуры и графики Р. характерны эротические, эротико-мифологические и
пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В
скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства
интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты,
расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер
в Германии).
Переливчатая и
несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно
декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и несомых частей, крайняя
изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических
мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного
искусства Р., мастера которого умели особенно тонко выявить выразительные
возможности материала.
С 1760-х гг.
стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Литература Р. утончённое,
изящное, но лишённое глубины и гражданских идеалов искусство; в нём нет места
героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм
становится высшей "мудростью" Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие,
дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Из жизни изгнаны все
"низкие" и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но
есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет
к камерности, миниатюрности.
Высокую
трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О.
Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героической поэмы
занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б.
Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые "сказочки" и
фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает "лёгкая
поэзия" или "поэзия мимолётностей" (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни).
Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии
(Ф. Хагедорн, И. Уц и др.).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/