ОБЭРИУ
ОБЭРИУ
(Объединение
реального искусства, 1928–1931), литературная группа.
Датой
образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928, когда в ленинградском Доме печати
состоялся вечер «Три левых часа», впоследствии иронически описанный К.Вагиновым
в романе Козлиная песнь. На этом вечере обэриуты впервые заявили о образовании
группы, представляющей «отряд левого искусства». В ОБЭРИУ вошли писатели
И.Бахтерев, А.Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий, Д.Хармс, Б.Левин.
В 1926, до
образования ОБЭРИУ, Хармс и Введенский входили в группу «чинарей». По
объяснению друга обэриутов, литературоведа Я.Друскина, «чинари» – это некий
«небесный чин», противопоставленный чинам официозным. «Чинари» писали в
авангардистском духе, присущий им нигилизм имел юмористический характер. Они
были противниками официоза и литературной приглаженности. Решив расширить свой
состав, «чинари» образовали литературную группу, которую первоначально хотели
назвать «Академия левых классиков». Окончательное название ОБЭРИУ явилось
аббревиатурой слов «Объединение реального искусства». Буква «У» была добавлена
в нарушение обычной логики аббревиатур – как элемент игры, вместо принятого для
литературных движений «-изма».
В начале 1928 в
информационном выпуске ленинградского Дома печати была опубликована Декларация
ОБЭРИУ. Написанная коллективно, она была отредактирована Н.Заболоцким. В этом
единственном опубликованном документе новой литературной группы излагались
взгляды обэриутов на различные виды искусства. В Декларации было заявлено, что
эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного
искусства: «Нам непонятно, почему Школа Филонова вытеснена из Академии, почему
Малевич не может развернуть своей архитектурной работы в СССР, почему так нелепо
освистан Ревизор Терентьева? Нам непонятно, почему так называемое левое
искусство, имеющее за своей спиной немало заслуг и достижений, расценивается
как безнадежный отброс и еще хуже – как шарлатанство. Сколько внутренней
нечестности, сколько собственной художественной несостоятельности таится в этом
диком подходе?» В разделе «Поэзия обэриутов» были использованы мысли из
трактата Предметы и фигуры, открытые Даниилом Ивановичем Хармсом (1927), в
котором говорилось о двух независимых друг от друга системах – «свободной воле
слова» и предметном мире.
Поэтика
обэриутов основана на понимании ими слова «реальное». Об этом в Декларации было
сказано: «Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты «не-реальны» и
«не-логичны»? А кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?
Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки
анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в
сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его
познать».
Как писал
Хармс, «истинное искусство стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и
является его первым отражением». В таком понимании искусства обэриуты являлись
«наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне
быта и пользы. С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и
парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере
проявлялся во время публичных выступлений. К более отдаленным во времени
предтечам обэриутов можно отнести Гоголя с его фантасмагоричностью и гротеском.
Близок обэриутам и синкретизм фольклора, проявившийся у них в свободном
смешении стилевых пластов и жанров (проза, поэзия и драматургия в рамках одного
произведения – например, История СДЫГР АППР Д.Хармса, 1929).
Основу
обэриутского миропонимания составляло причудливое и разнонаправленное течение
времени, которое, как и причинно-следственные связи, подчинялось свободной воле
художника. Время как художественно-философское явление воплощено в образах
повести Хармса Старуха (часы без стрелок), поэтической книги Заболоцкого
Столбцы («часы – творенье адских рук»), во многих произведениях Введенского.
Мысль Введенского «Уважай бедность языка» основывалась на представлении
обэриутов о герое времени. По их мнению, это не лирик, не гамаюн и не трибун, а
«естественный мыслитель», слова которого так же бедны, как его жизнь, а
поведение эксцентрично с точки зрения обывателя.
Состав группы
ОБЭРИУ постоянно менялся: от обэриутов отошел Вагинов, к ним присоединились
Ю.Владимиров и Н.Тювелев. Формально не являясь членом группы, творчески близок
ей был Н.Олейников. Будучи главным редактором детского журнала «Еж», он привлек
обэриутов к работе в сфере детской литературы. В 1930-е годы, с началом
идеологической травли, тексты для детей были единственными публикуемыми
произведениями обэриутов.
Поэтика
обэриутов представляла собой полифонический конгломерат индивидуальных
эстетических систем – не застывших, а постоянно эволюционировавших. В основе
этой поэтики лежали творческие установки Хармса и Введенского. В центре
внимания Хармса в обэриутский период находились размышления о земном и
небесном, о предназначении человека в реальном мире: «У человека есть только
два интереса. Земной: пища, питье, тепло, женщина и отдых. И небесный – бессмертие.
Все земное свидетельствует о смерти. Есть одна прямая линия, на которой лежит
все земное. И только то, что не лежит на этой линии, может свидетельствовать о
бессмертии. И поэтому человек ищет отклонения от этой земной линии и называет
его прекрасным или гениальным». Алогичность, абсурдность произведений Хармса
была продиктована стремлением «уйти с прямой» практических интересов в сферу
искусства как такового. По мнению исследователей творчества обэриутов,
произведения Хармса обэриутского периода озорны и причудливы, их юмор
динамичен. Введенского называли левым краем ОБЭРИУ. Для его творчества особенно
характерны алогичность и вытекающая из нее неупорядоченность синтаксиса. Сам
Введенский называл себя «авторитетом бессмыслицы», считая, что лишь в бессмыслице
заключена истинная логика существования мира, что только абсурд передает
бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени.
Нелогичность жизни, переходящая в жестокость, «ощущение бессвязности мира и
раздробленности времени», о которых он писал в своих дневниковых заметках, –
основная тема творчества Введенского. Абсурдные социальные преобразования,
современниками которых оказались обэриуты, подтверждали актуальность их
художественно-философских установок.
Свободное художественное
мироощущение обэриутов, их неумещаемость в контролируемые рамки не могли не
вызвать недовольства властей. Последнее публичное выступление обэриутов
состоялось в апреле 1930 в студенческом общежитии Ленинградского университета.
После этого выступления творчество обэриутов было названо в газете «Смена»
поэзией классового врага.
Последний год
существования ОБЭРИУ как объединения был отмечен творческой активностью его
членов. В 1931 были завершены философская поэма Торжество Земледелия и
фантастическая поэтическая притча Безумный волк Заболоцкого. Введенский написал
поэтико-драматическое произведение Священный полет цветов (Кругом возможно
Бог), в котором шла речь о путешествии героя по тому и этому свету. Хармс
написал Лапу – произведение, в котором свободно и причудливо сочетались стихи,
проза и драматургия. В том же году Хармс, Введенский и Бахтерев были арестованы
и после полугода тюрьмы сосланы в Курск.
В 1933–1934
вернувшиеся в Ленинград обэриуты продолжали встречаться, несмотря на то что
литературная группа распалась. Их беседы были частично записаны литератором
Л.Липавским и составили не опубликованную при жизни обэриутов книгу Разговоры.
Творчество обэриутов вызывало идеологическую травлю в печати, которая привела к
новым арестам. В 1938 был арестован Заболоцкий (освобожден после войны), в 1941
– Хармс и Введенский (погибли в заключении).
Коллективный
сборник обэриутов Ванна Архимеда не был издан при жизни авторов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/