Литература барокко
Литература
барокко
Стиль барокко
нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись
стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления:
лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее
характерна детализация, орнаментика (Драйден «Пиршество Александра, или сила
гармонии» 1697г.)
Среди двора
фонтан, наполненный до края,
Кристальная
струя звенит, не угасая
На влажный
алебастр, спадая с вышины
Есть сто
чудовищ там — фонтана украшенье — Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза,
светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из
камня столб — подставкой служит он.
Жорж де Скюдери
«Аларих, или
побежденный Рим» 1654
К стилю барокко
можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты:
»Потерянный рай», «Возвращение в рай», «Самсон-борец»,… Для его творчества
характерно:
масштабность
поэмы;
сочетание
чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;
рельефные
образы;
нагромождение
деталей;
господство идеи
о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
В то же время
происходит возрождение героики, особенно во французском романе:
1) Мадлен де
Скюдери «Артамен или великий Сир» (1649-1653). Отличительные черты:
громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая
величественность речи героев;
2) «Мещанский
роман» (1666г.) Антуана Фюретьера;
3)
«Симплициссимус» (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на
множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. «В каждой конкретной до
осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от
реальности в ее непосредственной данности… Условно не только изображение обстановки,
но и самого героя. Он -… назидательный пример, иллюстрирующий этические и
философские положения автора» (Морозов)
XI. Театр
Своеобразное
претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру присущи:
1) условность,
витиеватость стиля;
2) своеобразный
язык с включением простонародных слов;
3) динамика
действия;
4) сложная
композиция;
5)
напыщенность, аффектация.
На сцену вышли
новые драматурги: Тирсо де Малина («Дон Хиль — зеленые штаны» — комедия
положений; «Севильский цирюльник или каменный гость») и Педро Кальдерон («Жизнь
это сон» 1636г., «Поклонение кресту» 1635г., «Чудодейственный маг» 1637г.,
«Стойкий принц» 1628г., «Великий театр мира» 1675). Основные черты:
1) борьба духа
и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем конфликте драмы;
2) победа
светлых сил, которая достается искуплением, мучением;
3) обнажение
жизненных противоречий.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/