Православные храмы долины реки Кача
Православные храмы долины реки Кача
Спокойно и неторопливо несет свои воды река Кача через
горные массивы Крымского Предгорья. Вся ее пойма занята фруктовыми садами, по
обеим сторонам реки, между белыми мергелистыми склонами эрозионных гор-останцев
приютились домики сел Верхоречненского сельсовета: Предущельное, Баштановку,
Машино, Кудрино, Верхоречье и Синапное. В советское время эти села входили в
состав богатого садоводческого совхоза “Долинный”, где выращивали табак,
фрукты, овощи. Сейчас совхоз не действует, люди, как и везде, остались за
бортом благополучной жизни.
Но не всегда так было. Не скованная плотиной
Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача
слыла бурной и суровой рекой. В ее водах водилась крупная рыба, по склонам
долины бродили медведи, волки и кабаны, а по низменному правому берегу пролегал
один из главнейших торговых путей средневековой Таврики: мимо Тепе-Кермена
через перевал Кебит-богаз к южнобережным поселениям Алустон и Кастель. А позже,
в 15 веке, по долине проходила граница между двумя крупными государственными
образованиями: христианским княжеством Феодоро и мусульманским Крымским
ханством. Многое изменилось с тех пор, но остались до сих пор на качинской
земле следы гордого феодористского народа. Это – средневековые православные
храмы.
Первый храм находится на северной окраине села Кудрино
(б. Шурю), буквально в сотне метров в сторону от современного шоссе Бахчисарай
– Синапное. Чтобы осмотреть развалины храма, нужно пройти по тихому сельскому
переулку до старой кладбищенской ограды с металлическими воротами. Осторожно
приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь
более 40 памятников разнообразных форм), в центре которого видны поросшие
сорной травой стены церкви фото. Не нарушая тишину, осторожно подойдите к
храму, перекрестясь зайдите внутрь и осмотритесь. Ваше внимание сразу же
привлекут многочисленные, процарапанные на известняковых стенах граффити. Здесь
и кресты, и всевозможные, не поддающиеся расшифровке, монограммы, и надписи на
греческом языке, и цифры. Изучением христианских надписей Крыма, в том числе и
надписей в храме деревни Шурю, подробно занимался известный краевед и историк
конца 19 – начала 20 столетия В. В. Латышев, который считал, что все эти
надписи не что иное, как: “записи досужих посетителей церкви или богомольцев,
подобные тем, которые и в настоящее время имеются во всех более или менее
достопримечательных местностях, посещаемых туристами”.
Большинство надписей в относится ко второй половине 17
и началу 18 века, но одна, в южной стене церкви, более молодая и гласит:
“Возобновлен храм Божий архангела Михаила и Гавриила лета 7102, месяца
августа”. 7102 год – это 1594 год от Рождества Христова, конец 16 века. А
именно в 16 веке, судя по грамоте русского царя Бориса, Московское государство
оказывало материальную помощь некоторым крымским православным храмам, в том
числе храму архангела Михаила и Гавриила. Значит, и был “возобновлен храм Божий”
на московские денежки. Добрая российская традиция помогать соотечественникам за
рубежом идет еще с тех давних времен.
Намного лучше сохранился другой храм, расположенный в
ныне безлюдной местности, за с. Синапным, там, где раньше было селение
Авджикой. На залесенном холме, подножье которого огибает один из притоков Качи,
стоит греческая церковь Пресвятой Богородицы. фото Вход с двух сторон украшен
резным узором, а над входом высечен крест и греческая надпись: “Омой
прегрешения, не только лицо”. По бокам от дверного проема так же прослеживается
надпись: “Иоанн Пузакидис”, видимо человек, чьими стараниями была перестроена
старая церковь. Ее довольно хорошая сохранность (целы не только стены и крыша,
пол, но и железные прутья на окнах), привлекла внимание советских военных,
которые после войны устроили в храме Божьем казарму. После того, как солдатам
дважды в ночи явилось видение сияющей в лучах света Богородицы, храм осветила
одна из местных жительниц, а незваные постояльцы в страхе переехали в
Бахчисарай.
Но наиболее интересен храм св. Иоанна Предтечи на
кладбище села Верхоречье (б. Бия-Сала). Первое упоминание о селе Бия-Сала (так
еще до середины ХХ века называлось Верхоречье) относится к XIV столетию, но в
его окрестностях встречаются остатки поселений человека каменного века и эпохи
раннего средневековья (так известным археологом А. А. Щепинским в окрестностях
села была найдена сарматская антропоморфная плита с изображением человеческих
фигур). Скорее всего, в средневековье, Бия-Сала была одним из поселений,
принадлежащих легендарному, могущественному княжеству Феодоро, со столицей на
Мангупе. Бия-Сала, как и само княжество, было населено потомками нескольких
народов, в разное время осевших на крымской земле – тавроскифов, сарматов,
готов, греков-византийцев. После падения княжества в 1475 году под ударами
турецких пушек, во времена владычества Крымского ханства Бия-Сала была населена
православными греками – потомками феодоритов – вплоть до трагического 1778
года, когда указом Екатерины II греческое население Крыма было выселено в
Приазовье. Обычно опустевшие от греков горные деревни сразу занимали татары, но
в Бия-Салы (тогда она стала называться Хазах-Кой) были поселены русские
поселенцы, в основном отставные солдаты. Их потомки до сих пор живут в Верхоречье.
Седая древность Бия-Салы видна сразу с автобусной
остановки. Здесь, на восточной окраине села, на безлесном холме разбросаны
могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых
кладбищ в горном Крыму. Еще в середине XIX века русские старожилы села
рассказывали, что “слыхали от греков, будто это готвейское кладбище; готва
какая-то еще прежде греков тут находилась”. Несомненно, что под словом “готва”
подразумеваются готы, которые были важной составляющей общекрымского этноса в раннем
средневековье. Кладбище захватывает всю вершину и верхнюю часть холма, могилы
ориентированы точно с запада на восток – все это представляет собой трепетное и
в то же время величественное зрелище. фото
Наиболее ранние по возрасту могилы представлены массивными
четырехугольными известняковыми плитами, большая часть которых уже почти
полностью вросла в землю. Часть из этих надгробий покрыта изображениями
различных орудий крестьянского труда: здесь есть изображение кузнечных клещей,
пастушьего посоха, пилы, веревки, копья, кое-где видны круги с вписанными в них
и взаимно пересекающимися треугольниками. Эти надгробия относятся к IX – X
векам и вполне могли принадлежать крымским готам – народу загадочному и
легендарному.
Второй тип памятников, более поздний представлен
“двурогими” и “однорогими” гробовидными камнями, поставленными на двух и трех
плоских камнях, образующих пьедестал со ступеньками. Такие памятники украшены
красивой и сложной резьбой, с восточной стороны (там, где голова покойника) они
имеют углубление, в которое в день поминовения ставилась свечка и “с
наступлением темноты все кладбище озарялось колеблющимся светом маленьких
догорающих в ночи огней”. Известный краевед Е. В. Марков считал, что “самые
оригинальные из этих памятников – памятники двойные; они представляют две
гробницы: или одинаковой величины, или одну большую и при ней другую,
крошечную, и те, и другие всегда из одного цельного камня. Вероятно, под
первыми погребались муж и жена, под вторыми отец с сыном, мать с дочерью”.
Наиболее поздний тип гробниц, относящийся к XIV – XV
веку, представлен плоскими, широкими камнями, украшенными изящной резьбой
(крестами, шестиконечными звездами, круговым орнаментом) и врезанными стоймя в
лежачие плиты. Эти, наиболее поздние, гробницы тяготеют к развалинам древней
греческой церкви, до XIV – XV вв. стоявшей здесь же на холме. Церковь была
разобрана и перенесена на северо-западную окраину села, где сейчас находится
современное кладбище.
В самом начале современного кладбища стоит алтарная
абсида храма св. Иоанна Предтечи. фото Глубокая полукруглая ниша – это все, что
осталось от великолепного храма, построенного в XIV веке местным греческим
населением. В 1587 году храм был впервые отреставрирован, о чем говорит
надпись, приводимая академиком Кеппеном, побывавшим в Бия-Салах в 1833 году:
“Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и
славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия,
архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината
Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце”. К
сороковым годам XIX века церковь вновь была отреставрирована трудами одного из
жителей села, о чем говорит надпись на известняковой плите, бережно хранимой до
настоящего времени в алтарной абсиде храма. Тогда, как и сейчас от церкви
стояла одна лишь алтарная абсида; к ней по старому фундаменту были пристроены
стены и крыша.
Во времена советской власти храм был закрыт, но
нетронут, так как местные жители почитали свою святыню и не давали её на
разрушение. Беда пришла во время войны, когда убегавшие в страхе от русского
оружия фашисты сожгли село (впрочем, как и все села качинской долины), а вместе
с ним и церковь. Церковную утварь и иконы немцы вывезли с собой в Германию.
Лишенный кровли, обгорелый храм стоял еще лет 40 назад, пока его не решено было
разрушить и пустить на строительные нужды. Слава Богу, храм полностью не
разрушили; оставили алтарную абсиду. По словам местных жителей, разрушителей
сельской святыни вскоре после их греховного поступка настигла Божья кара: один
захлебнулся в болотце, другой умер в пьяном угаре. Права истина: “воздастся
тебе по делам твоим”…
Церковь Бия-Салы замечательна не только своей
древностью, но и еще по двум причинам. Во-первых, она обладает архитектурной
особенностью, не встречаемой ни в одной церкви Крыма – угловатой формой алтаря,
вместо круглой, что особенно хорошо заметно с внешней, восточной, стороны
храма. Во-вторых, храм имел уникальную фреску, изображающую сюжет “поклонения
жертве”, редко встречающийся в стенописи средневековых храмов, а в Крыму
единственный. Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был
изображен так называемый деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и
Иоанна Крестителя, и нижний. Согласно описанию фрески, сделанному О. И.
Домбровским, Археологом и Крымчанином с большой буквы, много сделавшему для
изучения и сохранения верхоречненского храма, сюжет “поклонения жертвы”
представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом
жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три
святителя, а у самых краев оконного проема – два ангела с опахалами-рипидами.
Стараниями О. И. Домбровского эта уникальная фреска была спасена от неминуемого
разрушения: ныне, вымытая от вековой пыли, закрепленная клеем, она хранится в
Бахчисарайском музее. Идея восстановить, скопировать фреску на свежую
штукатурку алтарной абсиды была заявлена еще в 70-х гг. прошлого столетия. Но
тогда нашлись заботы поважней, а учитывая современное состояние науки, в
ближайшее время сбыться этому благому помыслу не суждено.
В настоящее время остатки храма имеют вполне
благонадежный вид: абсида всегда ухожена, побелена, в алтарной нише стоит
икона, цветы, другие незатейливые атрибуты богослужения. Но в этом нет заслуги
ни Епархии, ни государства (храм числится в реестре охраняемых памятников
истории и культуры). С трогательной, искренней любовью за сельской святыней
ухаживает местная жительница – Анна Федоровна Платохина; помогает ей в благом
деле молодой человек по имени Владимир (на фото можно видеть их за работой по
облагораживанию храма). Анна Федоровна неоднократно обращалась в официальны
церковные инстанции с просьбой помочь в благоустройстве уникального храма, его
реставрации. Но… Говоря бессмертными словами, “воз и ныне там”.
С каждым месяцем разрастается роскошным убранством
Свято-Успенский монастырь, вот-вот начнутся работы по строительству собора св.
Александра Невского в Симферополе. Грандиозные проекты, не менее грандиозные
задачи…
А где-то на окраине православной земли (южнее
Верхоречья только горы, затем узкая полоска ЮБК и все – граница христианского
мира!) уже 6 веков стоит святой храм, хранимый, помимо Господа Бога, разве что
местным населением. Он дважды разрушался, дважды восстанавливался. Бог, как
известно, троицу любит. И именно сейчас настала пора восстановить храм в третий
раз, чтобы стоял он здесь, на южных рубежах православия, как верный и добрый
страж крымской земли. Чтобы стоял он и обогревал своим светом всех страждущих
людей, дарил им любовь и доброту. А это, надо сказать, не так уж и мало…
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.crimea.ru/