Культура России. Изобразительное искусство
Культура России. Изобразительное искусство.
Период: X-XX века
В
истории русского изобразительного искусства четко различаются два периода,
границу между которыми обозначили Петровские реформы. Различие это чрезвычайно
глубоко и касается самих основ художественного восприятия мира и человека.
В
Древней Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с иконопочитанием,
в основе которого лежит учение о Боговоплощении (в христианской традиции первой
иконой был чудесно явленный убрус - прижизненное изображение лика Христа).
Через икону православие утверждает себя как зримо-явственную истину. Иначе
говоря, икона есть богословие, выраженное не словесно, а образно,
"умозрение в красках" (Е.Трубецкой). Отсюда вытекает присущий только
ей своеобразный художественный стиль. Чисто эстетическое переживание не играет
самостоятельной роли. Цель иконописания - отразить (и вызвать) молитвенную
собранность, умиротворенность в общении с Богом, что объясняет развитие в
иконах особых художественных средств - обратной перспективы, наличия в
пространстве иконы нескольких точек зрения, иерархической соподчиненности
изображаемых объектов и т.д.
Вместе
с христианством русские мастера усвоили византийский художественный стиль и
выработанную веками технику. В дальнейшем в русских княжествах складываются
местные иконописные школы, со своими особенностями письма - новгородская,
псковская, ярославская, тверская и т.д.
Наивысшего
расцвета русская средневековая живопись достигла в XIV-XV вв. в деятельности
Феофана Грека и Андрея Рублева.
Вершиной
русского иконописания является "Троица" (1422-1427) А.Рублева,
которую мастер создавал как символ духовного согласия и единения русских людей.
Для
икон и фресок московских живописцев XV – XVI вв. характерны мягкость письма и
гармония красок. Их художественные приемы получили развитие в иконах и фресках
Дионисия, привлекающих изяществом пропорций, праздничностью колорита,
уравновешенностью композиций.
С
середины XVI в. иконопись подвергается влиянию западноевропейского
изобразительного искусства. Развитая иконография икон придворной школы
использует западноевропейские сюжетные схемы. Конец XVI – начало XVII веков
ознаменовано развитием "строгановской школы" (которая, несмотря на
название, также состояла в основном из придворных царски мастеров) отличающейся
изысканностью цвета и внимательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой
декоративности и "красивости" живописи.
Во
второй половине XVII в. появляются иконы "фряжского письма" - с
использованием элементов западноевропейской живописи: масляных красок, подобия
светотеневой моделировки, большего правдоподобия в изображении людей и природы.
Наиболее известный представитель этого направления - Симон Ушаков (XVII в.). К
этому времени относятся и первые попытки светского портрета - т.н. парсуны.
Пробуждение
интереса к иконе, как к "великому, мировому искусству" (Е.Трубецкой),
наблюдается с конца XIX в. - в связи с расчистками потемневших древних образцов
и обнаружением их подлинного цветового строя. Художественные принципы иконописи
творчески применяли как отдельные русские (В.Васнецов, М.Нестеров,
К.Петров-Водкин) и зарубежные (А.Матисс) художники, так и целые направления и
школы авангарда.
Древнерусская
скульптура существовала в виде декоративной резьбы по камню и дереву и была в
большинстве случаев полихромной (т.е., как западноевроепская скульптура,
расписывалась темперой или масляными красками). Пластическому воплощению
подлежали в основном образы святых, главное внимание уделялось лику, а формы тела
укрывались под одеждами, из-за чего фигуры выглядят плоскими.
В
XVIII - нач. XIX в. изобразительное искусство в России, следуя культурным
запросам общества, проходит все главные этапы западного искусства: барокко,
классицизм, романтизм. Ведущую роль играют приглашаемые в Россию иностранные
живописцы и скульпторы, но уже при императрице Елизавете I появляются
высокоодаренные отечественные мастера. С середины XVIII в. ведущим направлением
в живописи становится академизм, для которого характерны строгость рисунка,
следование в композиции определенным правилам, условность колорита,
использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Однако наивысшим
достижением этой эпохи можно считать не историческую живопись, а портрет
(А.Аргунов, А.Антропов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский).
Первым крупным русским мастером скульптурного портрета стал Ф.Шубин.
Расцвет
академической школы приходится на пер.пол. XIX в. Для полотен К.Брюллова
характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов,
театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая
виртуозность кисти. Первым вступив на путь свободного, самобытного творчества,
он пробудил в публике живой интерес к искусству и поднял общественное значение
художника. А.Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и
сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В
дальнейшем лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических
полотнах Г.Семирадского.
В
скульптуре традиции классицизма были поколеблены Н.Пименовым, чей "Парень,
играющий в бабки" был оценен А.Пушкиным как рождение "народной
скульптуры", и И.Мартосом - за счет придания их творениям черт
современности.
Своим
путем в это время шел П.Федотов - блестящий дилетант, тонкий наблюдатель и
остроумный сатирик, предвосхитивший дальнейшее направление русской жанровой
живописи.
Общественные
устремления 1860-1870-х гг. пробуждают преимущественный интерес художников к
темам из народной жизни. В 1872 г. в противовес Академии художеств создается
Товарищество передвижных художественных выставок (И.Крамской, Г.Мясоедов,
К.Савицкий, И.Прянишников, В.Маковский, И.Ярошенко, В.Перов и др.). В их
творчестве бытовая живопись приобретает обличительный характер.
Обращение
к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной
живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В.Суриков, И.Репин, Н.Ге, В.Васнецов,
В.Верещагин, Ф.Рубо. Естественность композиции, верность исторической правде сочетается
в их работах с мастерским использованием всего арсенала художественных средств
в трактовке образов и событий. Историческая тема мощно звучит и в скульптуре
(П.Антокольский).
В
эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения
русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в
заграничных художественных салонах.
Достигнув
творческой самостоятельности, русская живопись с конца XIX в. двигается в общем
русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытесняет бытовую
живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные
для импрессионизма, наблюдается и в творчестве Ф.Васильева, И.Левитана,
В.Поленова, В.Серова, К.Коровина, А.Архипова. Символизм, неоклассицизм, модерн
оказывает заметное влияние на А.Врубеля, художников из "Мира
искусства" (А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере) и "Голубой розы"
(С.Судейкин, Н.Крымов, В.Борисов-Мусатов).
Скульптура
в эти годы перестает отождествляться с пластичностью и все чаще направляется на
выявление скульптурности машинных форм. Стирается контраст между пластичностью
и геометризмом, что открывает невиданные прежде возможности перед промышленным
дизайном.
С
1930-х гг. растет идеологический нажим на художников авангарда. Все чаще
слышатся обвинения в формализме и потакании эстетическим вкусам буржуазии. В
1937 г. программная статья в "Правде" причисляет всех художников
этого направления к "пачкунам".
"Троица"
(1422-1427) А.Рублева
Следование
официальной художественной доктрине соцреализма нанесло большой ущерб
творчеству многих художников. Однако в работах И.Грабаря, П.Корина, А.Дейнеки,
М.Сарьяна, К.Юона, М.Грекова, А.Герасимова, А.Пластова удачно сочетается
верность традициям реалистической живописи с достижениями модерна - в основном
импрессионистов и Сезанна
С
1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. Мировое признание получает
искусство О.Целкова, В.Немухина, И.Шелковского, О.Рабина, А.Зверева,
М.Шемякина, Л.Сокова, Э.Неизвестного. Одни из этих художников продолжали или
восстанавливали принципы уже существующих школ и направлений, другие создавали
новые - концептуализм (И.Кабаков) и соцарт (Комар, Меламид).
"Разрешенная",
но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. представлена работами
мастеров "сурового стиля" (Т.Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е гг.
получило признание творчество советских художников - Р.Бичунаса, Р.Тордия,
Д.Жилинского, Э.Штейнберга, М.Ромадина, М.Лейса, В.Калинина и др., убедительно доказавших,
что в СССР существовала не только "пропаганда".
Крах
коммунизма в СССР снял искусственные культурные барьеры между Россией и
остальным миром. Ныне российское искусство является желанным гостем практически
в любом уголке земного шара. Это вселяет оптимизм, ибо культурные обмены -
безошибочный барометр, показывающий состояние атмосферы мирового искусства.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/