Анализ сходств мотивов в мифах разных народов
Анализ сходств мотивов в мифах разных народов.
Реферат по культурологии
Выполнили студенты I-ого курса Куликов Юрий Викторович
и Бужин Юрий Михайлович
Казанский Государственный Технический Университет им.
Туполева
Кафедра философии.
Казань, 2003.
Введение.
Что
такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. С древних времён в нашей стране не
знали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь в
прошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оно
включает в себя понятие удивительного и необычайного. Многие считают, что мифы
- это плод человеческой фантазии, не имеющий ничего общего с действительностью.
Это глубокое заблуждение. У нас в стране не много работ, посвященных мифологии,
поэтому, разъясняя, что такое миф, мы можем привести только слова Горького о
том, что мифология «в общем, является отражением явлений природы, борьбы с
природой и отражением социальной жизни в широких художественных обобщениях».
Это высказывание объясняет происхождение мифов, а также то, что в их основе
лежит реальная жизнь, а отнюдь не вымыслы, возникшие в головах людей.
О
теснейшей связи мифов с реальной жизнью Горький далее говорит: «Крайне трудно
представить двуногое животное, которое тратило все свои силы на борьбу за
жизнь, мыслящим отвлечённо от процессов труда, от вопросов рода и племени».
Поэтому, когда мы изучаем источники возникновения мифов, вопрос о специфическом
содержании, заключённом в каждом из мифов древности, и другие подобные вопросы
нельзя отрывать от реальной жизни людей того времени, их труда и борьбы и
опираться лишь на пустые домыслы.
Позволю
себе остановиться на истоках мифов. История развития общества говорит нам, что
первобытные люди вступают в историю «ещё как полу животные, ещё дикие,
беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил;
поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей
производительности».
Таким
образом, хотя при первобытном строе отсутствовала эксплуатация человека
человеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой и
трудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё не отделяли
себя от окружающей природы. В течение длительного периода времени первобытные
люди ни о самих себе, ни об окружающей их природе не имели каких-либо связных
представлений. Постепенно у них появились весьма ограниченные, наивные
представления о себе и окружающем их мире.
И
лишь в процессе социально-культурного роста людей, когда, по выражению
Горького, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки
снова уже сильнее способствуют развитию мозга», первобытные люди в своем
воображении начали наполнять окружающий мир сверхъестественными существами,
добрыми духами и дьявольскими силами.
Разнообразные
явления природы, например ветер, дождь, гром, молния, и др., вызывали у
первобытных людей чувство глубокого изумления. Не будучи в состоянии объяснить
эти явления, первобытные люди считали их одушевлёнными силами - духами; причём
не только солнце, луну и т.п., но они одухотворяли и различные растения и
животных, вплоть до мельчайших насекомых, например саранчу, и поклонялись им.
Это так называемый анимизм. Из этих невежественных представлений возникли
первобытные мифы и первобытная религия, которые в свою очередь, будучи
созданными в сознании людей, умнеющих в процессе труда день ото дня,
одновременно определённым образом отражали и низкий уровень производительных
сил первобытного общества.
Для
первобытного общества характерно, с одной стороны, отсутствие эксплуатации
человека человеком, а с другой - низкий уровень производительных сил.
Первобытные люди, угнетаемые трудностями борьбы с природой за своё
существование и стремясь победить эти трудности, часто слагали энергичные и
воодушевляющие песни, воспевающие труд и героев труда. Все эти герои, своей
трудовой доблестью облегчавшие жизнь людей, пользовались наибольшим почитанием.
Они были духами и в то же время людьми, о которых как раз говорил Горький,
называя их мастерами своего дела, учителями людей и их товарищами по труду. Из
мифа мы узнаём о многих знаменитых героях, которые научили людей пахать,
изобрели земледельческие орудия, повозку и лодку, лук, стрелы и другое оружие
для защиты от врага; придумали музыку и танцы, музыкальные инструменты и т.д.
Все эти изобретения и открытия, о которых рассказывается в преданиях, лишний
раз свидетельствуют об уме и трудолюбии наших далеких предков.
С
разложением первобытного общества и появлением частной собственности возникает
деление на классы и эксплуатация человека человеком. С этого времени
человечество вступает в новый продолжительный период своего существования -
эпоху классового антагонизма. Уже в очень давние времена люди мечтали о
возможности летать по воздуху - так появилась сказка о «ковре-самолёте»; мечтая
быстро передвигаться по суше, люди создали сказку о «сапогах-скороходах».
Истории, с одной стороны, созданные примитивной, непосредственной фантазией, а
с другой - содержащие глубокий социальный смысл.
В
мифах непосредственно отражался мир человеческих отношений. Поэтому мифы по
своей сущности можно рассматривать как сказания о людях. Они возникли как
надстройка над определённым общественным базисом и являются произведениями
искусства, выражающими идеологию определённого общества.
Почему
же они так похожи?
В
основе любого мифа лежит история о каком-либо боге, сыне бога, герое или же о
герое, который является человеком и в то же время сыном бога или , в конце
концов, о животных наделённых неприсущими им качествами. В связи с тесной
связью мифов с реальностью, в большинстве мифов различных стран наблюдается
аналогичность. Так почему же мифы разных народов так похожи? Давайте
проанализируем ситуацию и посмотрим, почему же так вышло.
Нам
известно несколько древних цивилизаций мирового значения: китайская, индийская,
греческая и египетская. Каждая из них имела богатую мифологию, причём наиболее
полно сохранились мифы греков и индийцев. К большому сожалению, китайские мифы
в значительной степени утрачены, и от них сохранились лишь разрозненные
осколки, которые, будучи рассеяны в сочинениях древних авторов, не представляют
какой-либо системы и не могут соперничать с мифологией древней Греции.
Например,
египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет,
стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они
придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов
с олимпийскими богами.
Восток
был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем.
Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. Обитатели
Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным
зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей,
потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и
ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.
Впрочем,
греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах объяснение чужих Богов,
несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов. Вот каковы их
воззрения. Во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами
многие боги, спасаясь от преследований своих противников, принуждены были
бежать в Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму
животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими
формы, под которыми они их увидали впервые.
Когда
греки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они их
совершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам
чем-то постыдным для богов. Итак, над этими бесчисленными божествами различных
форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами
сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единым
действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот бог, не
имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский,
играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у
нее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильной
определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.
Историзация
мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических
персонажей, была главной задачей. Стремясь привести мифические предания в
соответствие с догмами своего учения, историки и летописцы немало потрудились
для того, чтобы превратить духов в людей, а для самих мифов и легенд найти
рациональное объяснение. Именно поэтому мифы так схожи.
Аналогия в мифологии.
Изучение
древнейших закрепленных в памятниках письменности религиозных текстов дало
обширный сравнительный материал для объяснения сходства мифов, верований и
культов у народов в разных частях света. Была показана связь религиозного
сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира
(например, связь иудаизма с культурным миром Древнего Востока, зарождающегося
христианства - с восточно-эллинистическим синкретизмом).
Рис. 1
Предполагаемое изображение Макоши.
Русская вышивка. Север Руси. Начало XIX в.
Аналогию
мифов можно проследить в совершенно неожиданных местах. Например, рисунки из
мифов Древних Славян, богини земли Макошь, и рисунки Египетской мифологии, бог
солнца Ра, очень схожи. Хоть здесь и прослеживается только графическая
аналогия, уже можно заметить, что люди на разных концах света имеют схожие
представления.
Давно
замечено сходство мифов Евразии. Все они утверждают одно и то же, потому что
мифы, легенды, сказания и Священные Писания – это жреческие учебники, в которых
изложено единое Учение о явлениях.
В
древнегреческих мифах творение мира описано так же, как в книге “Бытие”.
Сначала в мире царил Хаос, и явлений мира еще не существовало: “Земля же была
безвидна и пуста, и тьма над бездною…” Затем появился жестокий ритм – ход
времени – жестокий Хронос, который порождал и пожирал своих детей. Так
изображалось, что картины-кадры событий мира порождаются ритмом времени и “пожираются”
им – исчезают с каждым тактом бытия.
Учение
о ритме, о двойственности существования мира отражалось также мифом о
близнецах-братьях. Один из близнецов-братьев бессмертный, а другой – смертный.
Смертный брат-близнец оживает в каждый такт события: “Бог являет свой лик …”.
Отсюда происходят мистерии смерти и воскрешения божеств: Осириса-Ра в Египте,
Адониса в Финикии, Аттиса и Диониса в Греции и т.д.
Индо-арийские
священные книги объясняют такт бытие-событие на тех же образах воскрешения
Бога. В “Бхагавадгите” Кришна говорит:
Когда
завершается ночь времени, все вещи возвращаются к моей природе;
при
первом же проблеске зари нового дня я снова являюсь миру света.
В
индо-арийской “Ригведе”, которую создали “семь высоких мудрецов”, такт со-бытия
назван “Ри”, а такт бытия назван “Та” – “живая, текущая вода”. Поэтому ритм
существования мира там назван “РиТа”. Ход времени обеспечивает танцор Шива.
Шива говорит в “Бхагавадгите”:
если
бы я не участвовал в движении, эти миры прекратили бы свое существование.
“Танец
Шивы” – это танец жизни – ритм, создающий мир, ритм существования мира.
Индо-арийские
“законы МаНу” (“МаНу” – это мены, перемены) описывают ритм мира как перемену
дня и ночи, где в такт со-бытия “замерзшие воды принимают причудливые формы”.
Индо-арийским
“законам МаНу” соответствуют даосские “Великие Перемены”, которые отражены
“Символом Великого Передела” – “Тай-ЦиТу”. Великие Перемены тактов бытия и
со-бытия описаны так:
Янь,
достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь;
инь,
достигнув пика своего развития, отступает перед лицом янь.
Капли-бусинки
нитей взаимодействия “воды живой”, которые в современной физике называют
квантами энергии, в древнем Китае называли ци и полагали, что мир состоит из
частичек ци, которые то двигаются – в такт бытия, то замирают – в такт
со-бытия. В даосизме остановка квантов ци в такты событий и появление “тверди”
– событийных картин мира описывается так:
Когда
ци конденсируется, оно становится видимым, в результате чего появляются
очертания. Рассеиваясь, ци перестает быть видимым, и очертания исчезают.
В
даосизме такт бытия назван “Тай” (“Та”), а ход времени символизируется даосским
“Танцем Воина” и называется соответственно “Тай-Ци”:
То,
что позволяет явиться то мраку, то свету, есть ДАО.
Дао
– это ход времени, Хронос, ход “Великих Перемен”. Нетрудно заметить
соответствие между индуистским “Танцем Шивы” и даосским “Танцем Воина”.
Триединая Богиня Судьбы
А
вот довольно интересный случай, аналоги данного мифа встречается среди народов
разных концов света. И они не просто похожи, они очень похожи!
Еще
в древние времена власть Великой Богини над временем выражалась в
представлениях о ней, как о богине судьбы. В наиболее древней западной
цивилизации, греческой, мы впервые встречаемся с этой богиней. Позднее схожие
мифы появятся у других народов, в том числе у древних германских племен. У
греков судьба управлялась тремя сестрами, богинями судьбы, или, иначе, мойрами.
У германских народов также были три сестры, распределяющие людскую судьбу и
именуемые норнами. Эти мифы слишком сходны, чтобы считать это простым
совпадением. Пожалуй, единственная разница состоит в именах трех сестер. Греки
называли их Клото, Лахезис и Атропос (“дающая жребий”, “прядущая”,
“неотвратимая”, все они — дочери богини Ананке). Германцы называли их Урд,
Верданди и Скулд (или иногда Вирд, Вертенда и Скулд).
Сходство
мифов проявляется буквально во всем. Мойры ассоциировались с потоками, ручьями
и фонтанами. В свою очередь, норны появились из источника Урд, того самого
источника жизни, из которого черпает силу великое дерево ясень Иггдрасиль.
В
обоих мифах три сестры прядут нить жизни и обрезают ее, завершая тем самым
пребывание данного человека на земле. В греческой мифологии самая юная из трех
сестер, Клото, держит веретено и сучит нить. Лахезис (средняя сестра) отмеряет
длину нити, а Атропос обрезает ее. В германском предании младшая из сестер,
Скулд, обрезает нить, в то время как Урд (старшая) готовит пряжу, а Верданди
(средняя сестра) сучит ее. Волшебные сказания говорят, что многие женские
занятия, такие как ткачество, вязание и вышивание, пользовались особым
покровительством трех сестер. Мойры управляли троичными таинствами: рождением, жизнью
и смертью; прошлым, настоящим и будущим; началом, серединой и концом. Сестры
имеют также непосредственное отношение к лунным таинствам и к трем лунным
фазам: растущей Луне, полной Луне и Луне на ущербе.
Конец дней.
Не
трудно заметить что почти во всех религиях можно найти мифы про конец света,
апокалипсис или Армагеддон.
Список литературы
1.
«Мифы древнего Китая.» , 1965 - c.11-32
2.
«Мифы в искусстве старом и новом» , 1993
3.
«Египет Рамсесов», 2000 год