Христос в доме Марфы и Марии. Популярные сюжеты
Христос в доме Марфы и Марии. Популярные
сюжеты
Смирнов В. Л.
Этот поучительный сюжет заинтересовал таких великих художников, как
Вермеер Дельфтский, Веласкес, Тинторетто.
В 10-ой главе Евангелия от Луки рассказывается о том, как Марфа,
принявшая к себе в дом Христа и заботившаяся об Его угощении, укорила сестру за
то, что та не помогала ей, а слушала Его. На это Христос ответил ей:
"Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно;
Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Лк. 10:41–42).
Эти слова Христа указывают нам, что надо предпочитать жизнь души, духовные
интересы всему остальному. Жизнь постоянно требует от нас забот о теле, человек
вынужден каждый день добывать и готовить себе еду, одежду, заботиться о своём
жилище, о своей семье. Эти заботы у многих людей становятся единственным
смыслом существования, и в этой суете забывается, что человеку ещё дана душа,
о которой тоже надо заботиться, чтобы не впасть в животное состояние. А впасть
так легко, и духовное опустошение в будничной суете происходит так незаметно!
Вермеер и Тинторетто по-разному изобразили этот сюжет.
На картине Вермеера "Христос в доме Марфы и Марии" только три
действующих лица. Показан момент, когда Христос, отвечая Марфе, ставит ей в
пример Марию, указывая на неё рукой. Внимание обеих сестёр приковано к
Спасителю, Его слова и жест объединяют всё действие. За спиной Марии, сидящей у
ног Христа и внимательно слушающей Его слова, видны ступеньки уходящей вверх
лестницы. Это символ ступеней её духовного роста, её стремления к познанию
небесного, божественного. У Вермеера нет резкого противопоставления Марфы и Марии,
ведь недаром они сёстры. Эти сёстры олицетворяют две ипостаси нашего бытия:
телесную и духовную.
В картине Тинторетто лицом, объединяющим действие, является Мария. И
Христос, и Марфа обращаются к ней. Спаситель, склонившись к Марии, беседует с
нею. А Марфа, бестактно перебивая их беседу, укоряет Марию. Склонившись к
сестре, укоряющим жестом правой руки Марфа словно рассекает духовную связь
между Христом и Марией. На ней тёмная одежда, она олицетворяет тёмные,
враждебные всему духовному силы. Сидящая у ног Христа Мария полностью поглощена
беседой, она с восхищением внимает речам Спасителя. Цвет одежд Марии и Христа
перекликается между собой. Это означает, что Мария всем сердцем приняла учение
Христа. Тинторетто резко противопоставил сестёр. Для него телесное — враг
духовного.
Размышляя об этом сюжете, вполне уместно вспомнить Н. В. Гоголя. В 6-ой
главе "Мёртвых душ" говорится о Плюшкине. В молодости он "был
бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать,
слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и
совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные
фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд
хозяина…". И в глазах Плюшкина виден был ум, а речь его — говорит Гоголь —
проникнута была "опытностию и познанием света". Детей воспитывали и обучали
французские гувернёр и гувернантка. И дом, и хозяева, и слуги были всегда
чисты и опрятны. Но жизнь время от времени подвергает нас испытаниям, проверяет
на прочность. Так было и с Плюшкиным. Умерла жена, потом старшая дочь против
воли отца вышла за штаб-ротмистра и была проклята отцом и лишена наследства.
Сын тоже, как и сестра, вопреки воле отца, поступил не в гражданскую службу, а
в военную, вскоре крупно проигрался и был отвергнут отцом и оставлен без
помощи. Наконец, умерла и младшая дочь. Но так как человеческие чувства у Плюшкина
развиты были очень слабо, да и не заботился он, целиком погружённый в
хозяйство, о сохранении и совершенствовании своих душевных качеств, он не
устоял перед невзгодами, со временем превратившись в "прореху на
человечестве", так что Чичиков, увидев его, долго не мог определить, кто
перед ним — мужик или баба, — наконец решив, что это ключница барина. Так и
стал Плюшкин символом бессмысленной и трагической жадности, нарицательным
именем для обозначения богача, который неизвестно зачем непрерывно копит без
пользы, сам живёт хуже нищего, а накопленное и жадно сберегаемое гниёт и
разрушается. Так у Плюшкина "сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались
в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень,
и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было
притронуться: они обращались в пыль". А между тем доход в хозяйстве
собирался по-прежнему и в прежнем размере.
И вот, показав читателю многочисленные, жуткие по своей сути, хотя в то
же время очень смешные из-за очевидной глупости образцы жадности Плюшкина,
Гоголь страстно обращается к нам: "И до такой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё
похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша
отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте
же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на
дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего
не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется:
"Здесь погребён человек!" — но ничего не прочитаешь в хладных,
бесчувственных чертах бесчеловечной старости".
История Плюшкина, история постепенного духовного умирания человека
незаметно для него самого, служит хорошим комментарием к словам Христа,
обращённым к Марфе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru