Нестеров М.В.
Нестеров М.В.
Нестеров
Михаил Васильевич (1862-1942)
Русский
живописец. Последователь критического реализма, мастер религиозной живописи.
Биография
М. В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник
для многих поколений воплощал живую связь эпох. Он учился в МУЖВЗ у В. Г.
Перова, А. К. Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-81, 1884-86), в
Петербургской АХ у П. П. Чистякова (1881-84), входил в ТПХВ (как экспонент - с
1889 г., в качестве члена - с 1896 по 1901 г.) и был одним из
членов-учредителей СРХ (1903). Поздний же этап его творчества приходится уже на
1930-е гг.
В
пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре
("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом
("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя
челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит к
религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота
православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла
("Пустынник", 1888; "Видение отроку Варфоломею", 1889-90;
"Подблаговест", 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием;
стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности
композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.
Одновременно
Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество
Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма
Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского
в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве,
1907-11). И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным
кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).
С
москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная
пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность
мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906),
воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и
полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции -
прямой наследницы курсисток 1870-х гг. - присутствует ретроспективный оттенок,
однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно.
Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его
период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и
критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.
В
самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности,
запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им
динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И.
Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или
читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают
в своей мастерской (1930).
Персонажи
Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое
время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке,
заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И.
П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а
руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не
глубже, чем неординарное лицо.
К
1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в
черном", несмотря на живописную основательность, решением напоминает
импрессионистически острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе"
являет собой законченную концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует
идею - и оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями,
и фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного
творческого служения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/