Русская музыка
Русская музыка
На
территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ
Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг
о друга - это был "оркестр ударных инструментов". Наскальные рисунки,
"петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эпических поэм. В
Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где герой Вяйнемяйен
поет и играет на струнном инструменте - "кантеле". Эти инструменты
(по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и сейчас.
Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири и Дальнего
Востока, пляски народов Кавказа.
В
середине 1 тысячелетия нашей эры в европейской части России расселились
славянские племена, прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом
сообщают византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский
хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с гуслями.
Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один - это песни и
пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой и др.), другой - с
семейными обрядами (свадьбы, похороны). Более индивидуализированы, распевны
лирические песни. К эпохе Древней Руси относятся героические былины,
"славы", певшиеся князьям, инструментальная музыка (дудки, рога,
свирели, бубны, литавры).
С
принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение вместе со
способом его записи - "знаменным" ("крюковым"). В конце 17
века в Россию из Польши и Украины пришло "партесное пение"
(многоголосие, обычно от 3 до 12 голосов) с одновременным и разновременным
произнесением текста разными голосами. Крупным мастером-композитором этого типа
был москвич "государев дьяк" Василий Титов, автор знаменитого
"Многолетия". Со второй половины века сочинялись многолосные песни -
"канты" как религиозного, так и светского содержания (в том числе
любовные и шуточные). При Петре I особенно популярны были канты-панегирики,
воспевавшие успехи государства, армии и флота.
С
18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной
записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно знамениты
крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге
существовал придворный итальянский театр, для которого работали такие
композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был
основан первый в России музыкальный Петровский театр. С 1783 года музыкальные
спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали
провинциальные города.
В
18 веке сложилась и русская композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые
просветительские идеи, интерес к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий
Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными композиторами.
Евстигней Фомин прославился в жанре "песенной" оперы на русские
мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре
оперы-трагедии ("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз
Иван Хандошкин - автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций на русские народные
темы. Осип Козловский завоевал популярность патриотическими полонезами
("Гром победы, раздавайся!") и "российскими песнями".
Открытие
русской музыки 18 века стало событием недавних лет. Музыка 19 столетия известна
гораздо больше. Она открывается романтическими и патриотическими сочинениями
Алексея Верстовского (особенно популярна была опера "Аскольдова
могила" с ее мрачным таинственным образом Древней Руси), проникновенными
бытовыми романсами Алябьева, Варламова и Гурилева. А.Алябьев , М. Глинка и А.
Даргомыжский стали основоположниками русской музыкальной классики. Сосланный в
Сибирь А. Алябьев лишь недавно стал открыт для публики (знамениты его романсы
"Соловей" на слова А.А. Дельвига, "Нищая" на слова П.-Ж.
Беранже).
Глинка
стал знаменит благодаря чудесным романсам на стихи Пушкина и Н. Кукольника,
монументальным операм ("Жизнь за царя", "Руслан и
Людмила"), мелодичным симфоническим сочинениям ("Камаринская",
"Арагонская хота", "Ночь в Мадриде"), хотя богатство идей
композитора раскрыто больше в камерной музыке ("Патетическое трио",
секстет). Даргомыжский больше тяготел к бытовым интонациям, народным мелодиям
(опера "Русалка"), к выразительному речитативу (опера "Каменный
гость") и даже к сатире (песни "Червяк", "Титулярный
советник").
В
середине 19 в. начался новый подъем музыкальной жизни в России: сложились новые
формы концертной деятельности, было образовано Русское музыкальное общество
(1859), регулярно проводившее циклы симфонических и камерных концертов. Братья
Антон и Николай Рубинштейн на основе музыкальных классов основали Консерватории
в Москве и Петербурге. Центром музыкальной жизни стала "могучая
кучка" - группа радикальных молодых композиторов, поборников идей
народности культуры, художественной правды и общественного служения, - в ее
состав входили Милий Балакирев, Цезарь Ким, Николай Римский-Корсаков, Модест
Мусоргский, Александр Бородин.
Вокруг
этого поразительно богатого идеями музыкального очага группировались отнюдь не
бездарные современники и последователи. Это высокообразованный Александр
Соколов, автор опер "Вражья сила", "Рогнеда", Цезарь Кюи -
автор нежных романсов, он же "важный генерал", учивший наследника
престола искусству фортификации. Александр Глазунов, автор многих симфоний,
прославился романтическим балетом "Рогнеда"; Сергей Танеев, ученик
Чайковского и глубокомысленный философ, известен как знаток музыкальной формы;
среди русских музыкантов 19 в. можно найти множество имен, достойных
упоминания.
Эта
высокая культура получила в 20 в. развитие в творчестве двух лидеров,
отразивших бурный пафос своей беспокойно эпохи - речь идет о Сергее
Рахманинове, великом пианисте, авторе импульсивных и эмоциональных концертов
для фортепиано и тонких "этюдов-картин" и об Александре Скрябине -
чутком мечтателе, воплотившим в музыке свои яркие, личностные фантазии.
Рядом
с ними выступили экспериментаторы - основоположники музыки 20 века, - Игорь
Стравинский и Сергей Прокофьев - не боявшиеся новых, резких, полных дикой
энергии созвучий и тембров. Сергей Дягилев привлек их к "русским сезонам"
в Париже, и они ошеломили Европу дерзким напором своих сочинений - Стравинский
- балетами "Петрушка" и "Весна священная", оперой
"Мавра", Прокофьев v операми "Любовь к трем апельсинам",
"Огненный ангел", балетом "Сказка про шута", оригинальными
пьесами и концертами для фортепиано.
В
первые годы советской власти параллельно продолжали развиваться как
традиционное, так и новаторское направления. К первому можно отнести Глазунова,
Рейнголда Глиэра (автора балетов "Красный мак", "Медный
всадник"), Михаила Ипполитова-Иванова. Второе представлено творчеством
"авангардистов" - симфонисты Николай Мясковский, молодой Дмитрий
Шостакович.
В
30-е годы советская власть ориентируется на "массовую культуру", и на
первые места выдвигаются авторы оптимистической хоровой песни - Александр
Александров, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой. Шостакович и вернувшийся
из эмиграции Прокофьев подверглись опале.
Нормализация
музыкальной жизни во второй половине 20 века не только возвратила в концертные
залы классическую музыку эмигрантов и "диссидентов", но и обнаружила
новые поколения талантливых новаторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин,
Родион Щедрин, и даже крайних авангардистов, таких, как Альфред Шнитке, Софья
Гайбадуллина, Эдисон Денисов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/