Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкая
Александро-Невская Лавра - один из первых и самых крупных петербургских
архитектурных ансамблей XVIII столетия. Уникальный и сложный
историко-художественный комплекс, выдающийся также и в архитектурно-градостроительном
отношении. Он неразрывно связан своим формированием с историей России и ее
культурой.
Начатое
в 1710-х годах строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении
почти всего XVIII столетия. Оно завершилось лишь в 1790-х годах. В создании
ансамбля принял участие ряд талантливых архитекторов, строителей, декораторов,
живописцов и скульпторов.
С
1712 года основное "партикулярное" строительство велось вокруг
деревянной церкви. Создавалась Подмонастырная слобода, на территории которой, окруженной
палисадом с пушками, соорудили близ Невы высокую звонницу с часами и шпилем,
деревянные "архимандричьи" кельи, братские кельи мазанковые, амбары,
погреба, кузни.
Годы,
последовавшие за Полтавской баталией, отмечены размахом строительных работ. В
1716-1717 годах крупнейшим русским гравером первой половины века А. Ф. Зубовым
была создана знаменитая "Панорама Петербурга". Образ молодой столицы
слагался из того, что было уже возведено, строилось, и того, что только
предполагалось "построенну быть" - существовало в чертежах, планах,
проектах. Панорама дополнялась одиннадцатью малыми гравюрами, на которых
показаны главнейшие - от Кроншлотской крепости до Летнего дворца - сооружения,
не уместившиеся на центральной Панораме. Первой была гравюра с надписью
"Монастырь святого Александра Невского".
Автором
составленного в 1715 году и утвержденного Петром I проекта, определявшего на
многие десятилетия и для многих строителей основную идею генерального плана и
композиционные принципы ансамбля Невского монастыря, был Доменико Трезини, один
из первых архитекторов Петербурга.
Каменное
строительство на правобережье Черной речки началось в 1717 году и возглавлять
его было поручено А. Д. Меншикову. Строили "с поспешанием" сразу
северо-восточное угловое здание двойной двухэтажной церкви и первый,
примыкающий к ней, уступ с кельями и трапезной - часть будущего Духовского
корпуса. Трезини лично руководил "каменным делом" только первые годы.
Уже через год появилась необходимость в опытном помощнике, который мог бы вести
дальнейшие работы по указаниям Трезини. Таким помощником с середины 1718 года
стал архитектор Христофор Конрат, а с начала 1720 года Теодор Швертфегер.
После
разработки нового проекта, утвержденного Петром I, Трезини полностью отошел от
строительства монастыря. К этому времени были завершены основные строительные
работы по возведению всех трех уступов Духовского корпуса и Благовещенской
(нижней) церкви. Достраивал здания и руководил работами уже Швертфегер. 30
августа 1724 года в присутствии Петра I состоялась торжественная церемония
освящения верхней церкви "во имя Александра Невского", и в тот же
день в ней была установлена привезенная ранее из Рождественского монастыря, что
во Владимире на Клязьме, гробница с прахом Александра Ярославича.
Здание
двойной Благовещенской Александро-Невской церкви - первое по времени каменное
сооружение ансамбля, один из самых характерных памятников петербургской
архитектуры начала XVIII века.
В
конце XVIII столетия у южной стены здания образовалась так называемая
"палатка", в которой производились захоронения, так же, как и в самом
здании Благовещенской церкви, где сразу было предусмотрено строительство
усыпальниц на двадцать пять мест. В 1822 году к зданию пристроили одноэтажную
эаалтарную ризницу, которая вместе с "палаткой" и пристройкой к
первому уступу Духовского корпуса несколько исказили его облик.
Ко
времени окончания Надвратной церкви, в 1786 году, в соборе начались отделочные
работы, создавалось декоративное убранство здания, в котором приняли участие
десятки великолепных мастеров,- скульптор Ф. Шубин, лепщики К. Фонтано и Ф.
Ламони, мраморщик И. Пинкетти, резчики Ф. Кауш и И. Акимов, живописцы Я.
Меттенлейтер, Ф. Данилов, Г. Угрюмов и многие другие, работы которых, за
исключением первоначальной росписи собора, сохранились до сегодняшнего дня. К
30 августа (12 сентября н. ст.) 1790 года все работы по отделке собора были
завершены.
С
большим тактом, Старов сумел вписать здание собора, решенного в
классицистических формах, в барочную архитектуру окружающих его строений.
Архитектурный
облик и декоративное убранство Троицкого собора вызвали восторг современников.
И это понятно: в конце XVIII столетия он был единственным завершенным
монументальным собором Петербурга и долго не имел себе равных.
Ввиду
большого культурного и исторического значения Александро-Невского некрополя он
был преобразован в государственный заповедник, а в 1930 году на его месте был
основан музей городской скульптуры.
В
настоящее время ансамбль Александро-Невской Лавры является одним из
архитектурных и исторических центров Санкт-Петербурга.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/