Частотные характеристики линейных систем управления
Форматы и кодеки
Не
претендуя на профессионализм, перечислю, что необходимо знать современному
кинолюбителю :-) о типах видеофайлов и кодеках.
Для
начала немного лирики. Для чего собственно нужны кодированные фильмы сегодня,
когда DVD-приводы и плееры становятся всё более доступными? Помимо всех
преимуществ, DVD-фильмы располагают одним большим недостатком - размер в четыре
с лишним гига на фильм вряд ли кому-то может показаться незначительным. Всё,
конечно, зависит от ёмкости и загруженности винчестера, но маловероятно, что,
набрав много DVD-дисков с любимыми фильмами, получится все из них сохранить на
своём компьютере. Можно, конечно, обзавестись DVD-пишущим приводом, но если на
DVD-болванку можно записать от шести фильмов и больше, зачем записывать один и
захламлять квартиру тучей компактов? В общем, я плавно подошёл :-) к тому, что
использование кодирования для "выпечки" фильмов, весящих не 4-5, а
0,7-1,4 гига очень даже оправдано. А как же качество, спросите вы? Так вот,
современные технологии позволяют получать цифровые фильмы небольшого, в
сравнении с DVD, размера, с качественным объёмным звуком, и картинкой DVD'шного
(если не придираться к мелочам :-) качества.
Теперь
по терминологии: формат видеофайла - определённый стандарт, с помощью которого
одна видео- и одна или несколько звуковых дорожек упаковываются в один файл
("контейнер"), а программа-видеоплеер уже, опираясь на этот стандарт,
распознаёт и воспроизводит эти дорожки (видео и аудио синхронно). Существует
два основных формата mpeg - mpeg2 (в этом формате записываются DVD-фильмы) и
mpeg4 (это "пережатки" с DVD, занимающие меньше места). Кодек - опять
же стандарт сжатия мультимедиа-информации, т.е. уменьшение размера видео и
звука, при потере качества. Чем сильнее сжатие, тем хуже качество. Если
провести аналогию с архивацией текстовых файлов, то архив - это файл с
закодированным фильмом, программа-архиватор - видеоплеер, а сам стандарт
архивации - кодек. Один и тот же кодер после установки в систему может
использоваться как для кодирования (изготовления своих сжатых видеофайлов), так
и для декодирования (просмотра фильмов). При просмотре фильмов, программа-плеер
сначала распознаёт формат видеофайла, находя видео и звуковые дорожки, а затем
обращается к соответствующим кодекам для воспроизведения.
Далее
я просто перечислю наиболее распространённые форматы контейнеров и кодеки и
приведу короткие комментарии к каждому из них.
Видеоформаты
(напрямую на качество не влияют, лишь обеспечивая поддержку кодеков и "технологичность"
фильма).
AVI
- очень древний :) стандарт, которому уже более десяти лет. Не соответствует
современным требованиям качества и не поддерживает некоторые кодеки (в
частности звуковой кодек Vorbis), а также переменный битрейт в кодировании. Существует
и проблема с синхронизацией потоков.
MKV
- "молодой" тип контейнеров, характеристикой которому станет
предыдущий абзац без слов "не" :-). Если перед вами файл с фильмом
*.mkv, то, вероятно, сам фильм будет высокого качества, по крайней мере, без багов.
ASF
- формат, разработанный в недрах всеми любимой фирмы :-) Microsoft и ими же
запатентованный. По непонятным причинам очень бережно ими оберегается, даже
законом запрещено использование этого стандарта для видеокодирования и
редактирования ASF-фильмов третьими сторонами, то есть нами ;-), чтобы его
попробовать в кодировке, придётся найти софт, который этот закон не уважил :-).
Сам по себе стандарт очень старый, поэтому вряд ли обеспечивает совместимость с
современными кодеками.
VOB
- контейнер DVD фильмов. На DVD-диске с фильмом выкладываются несколько
VOB-файлов ~ по 1Гб каждый вместе с разными системными файлами (IFO, BUP...).
Скинув VOB-файлы на жёсткий диск компьютера, можно их просмотреть, натравив
какой-нибудь видео-плеер. Внутрь VOB-файла зашиваются собственно видео, одна
или несколько звуковых дорожек и субтитры.
Кодеки
(непосредственно влияют на качество картинки и звука):
Для
видеопотоков:
DivX
- своего рода мировой стандарт для видеокодирования. Очень распространён:
большинство сжатых фильмов закодировано именно одной из версий DivX. Очевидно,
чем более старшей версией кодека произведено сжатие, тем более качественным
будет фильм. Последняя на сегодняшний день версия - DivX 5.2, но даже
кодированные ей фильмы не дотягивают до высоких оценок качества. Особенно
страдают бэкграунды и динамичные сцены (когда в кадре происходят быстрые
действия, на экране получается буквально "каша" из крупных пикселей).
XVID
- На сегодняшний день считается одним из лучших кодеков, если не самым лучшим.
Качество картинки остаётся на высоте, даже во время динамичных сцен.
Продолжается активное развитие кодека...
VP62
- В своё время считался самым лучшим кодеком, однако его разработчики уступили
пальму первенства XVID'у. То, что произошло с кодеком, начиная с версии 7.0 -
не описать никакими словами: глюки, плохое качество картинки, пикселизация
динамичных сцен... И это притом, что фильмы кодированные VP6.4 практически
ничем не отличались от DVD, занимая гораздо меньше места...
CoolDVD,
WMV, Indeo - обеспечивают качество не выше уровня линейки DivX.
Для
аудиопотоков (приведены в порядке повышения качества звука):
MP3
- в комментариях не нуждается :-). Как и DivX - очень широкоиспользуем, но
также и не обеспечивает отличное качество. Стандарт разработан в 1993г. =). В
настоящее время существует обновлённый вариант - MP3pro, который ориентирован
не на качество, а на меньший размер аудиофайла.
AC3
- поддержка объёмного звука (шестиканального).
Vorbis
- обеспечивает очень качественное звучание, гораздо более насыщенное, чем MP3.
Техническую
информацию по цифровому фильму можно узнать из под большинства видеоплееров. В
"Light Alloy" - кнопка . При нажатии станут доступны данные по формату
файла, типам видео- ("Кодек FourCC") и звукового кодека, частоте
кадров, размеру картинки, частоте, типу и битрейту звука. Если какой-либо фильм
не воспроизводится (нет картинки, либо звука), то правильным действием будет
заглянуть в информацию по файлу и узнать, какими кодеками что закодировано,
доустановить отсутствующие в системе и начать просмотр фильма. Неправильным
действием при таком раскладе будет установка codec-pack'ов, подборок нескольких
десятков кодеков в одном инсталляторе. Вы захламите свою систему множеством
кодеров, многие из которых вообще никогда так и не используете, это не лучшим
образом скажется на производительности операционки. Вместе с кодеками могут
устанавливаться также какие-либо программы, которые, по мнению автора подборки
кодеков, полезны, вам же они могут доставить неудобства при просмотре фильма. В
общем, проводите точечную политику при установке кодеков: ставьте только те,
которые действительно нужны!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://pemix.narod.ru