Холуйская миниатюра
Холуйская миниатюра
Поселок
Холуй, расположенный южнее Палеха, - это поэтический уголок, воплощение
прелести среднерусской природы. И не случайно он явился благотворной средой для
вдохновения творчества народных мастеров русского декоративного искусства.
Здесь,
как в Палехе и Мстере, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались
преимущественно дешевые иконы для села.
Развитие
холуйской миниатюры протекало своеобразно, отличаясь во многом от развития палехской
и мстерской миниатюры. Холуй начал осваивать лаковую миниатюру, делая первые
опыты не на вещах, а на специально подготовленных листах картона разных
размеров. Это было сделано по совету А.В. Бакушинского в целях экономии
средств, но отразилось, конечно, не только на экономике.
Работа
в отрыве от конкретной вещи оказала существенное воздействие и на пути развития
стиля холуйской миниатюры. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных
задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной
первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших
работах, когда от росписи картонных пластин мастера Холуя перешли на роспись
изделий из папье-маше: шкатулок, коробок и т.д.
После
революции мастера Холуя постепенно освоили живопись на папье-маше темперными
красками. В 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по
росписи лаковых изделий.
Признание
искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С. Мокин, К.
Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы
лаковые изделия промысла заняли свое место в ряду произведений известных
издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной
миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворения современной
темы в лаковой живописи.
Творческая
самостоятельность и активность художников укреплялась, вырабатывался свой
стиль. В 1937 году творения художников Холуя экспонировались на Всемирной
выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в последние годы
они уже обязательные участники всех международных выставок.
В
послевоенные, особенно в 60-е годы, темы, сюжеты и манера исполнения росписи
неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового,
своеобразного направления в русской лаковой миниатюре, отличного от Федоскино,
Палеха и Мстеры. Особенностью их живописной манеры является использование синевато-зеленого
и коричнево-оранжевого тонов.
Большие
партии художественных лаковых изделий народного промысла идут на экспорт в
Англию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят
искусство мастеров Холуя.
Холуйская
миниатюра претерпевает за последние годы существенные изменения; коллектив
ежегодно пополняется окончившими местную профтехшколу, многие из них
зарекомендовали себя как способные живописцы; успешно преодолеваются недостатки
и ограниченность недавнего прошлого. Миниатюра становится разнообразнее, в ней
с большей определенностью начинают проявляться черты индивидуального
своеобразия, более четко начинает обрисовываться ее художественный облик в
целом.
Активность,
которую проявляют за последние годы миниатюристы Холуя, их быстрый творческий
рост, свежесть и непосредственность, с которыми решают они сложные творческие
задачи, служат залогом дальнейших успехов этого коллектива, его дальнейшего
творческого роста и движения вперед.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/